Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вопросы религиозного воспитания в детской прессе: традиции XIX века и их современное звучание

Работа №141801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I глава. Принципы духовно-нравственного воспитания XIX века и их отражение в детской журналистике 8
1.1 Факторы, влияющие на формирование принципов духовно-нравственного воспитания XIX века 8
1.2 Основа религиозного воспитания – труды священнослужителей, воспитателей, педагогов, журналистов 15
1.3 Религиозное воспитание на страницах детских духовно-нравственных журналов XIX века 22
Глава II. Современное духовно-нравственное воспитание в детской православной журналистике 39
2.1 Вызовы современного социума для развития системы православного воспитания 39
2.2 Основа духовно-нравственного воспитания в XXI веке 45
2.3 Духовно-нравственное воспитание в современных православных изданиях для детей 53
2.4 Сравнительный анализ воспитательных подходов в детской православной журналистике XIX (нач. XX) и XXI века 64
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Приложение 1. Экспертное интервью с редактором журнала «Ступени» И.И. Евсиной 74


Сегодня в России социологи, философы и политики говорят об отсутствии национальной идеи, которая объединяла бы все поколения государства. Из-за неопределенных общественных ценностей и идеалов российские педагоги становятся перед проблемой формирования общих воспитательных принципов для современного поколения. В сложившейся ситуации православные педагоги и издатели духовно-просветительских журналов для детей обращаются к дореволюционному опыту.
Актуальность темы исследования обуславливается возрастающим вниманием к православному воспитанию в России, связанным с изменением образовательного стандарта и введением курса «Основы православной культуры» для учеников начальных классов. Подобные религиозно-воспитательные и образовательные мероприятия вызывают широкий резонанс в обществе светской России. Именно поэтому важно оценить, как современные православные детские журналы проводят свою воспитательную политику и насколько она схожа с той, что практиковали дореволюционные издания. В свою очередь, общественное мнение складывается не в пользу религиозного образования и воспитания. 64% россиян считают бесполезным распространение религиозных убеждений , а значит не видят смысла и в духовно-нравственном направлении воспитания. В связи с этим появляется вопрос об эффективности православной детской журналистики, которая, используя принципы духовного воспитания XIX века, пытается взаимодействовать с современной молодежью.
В нашем исследовании мы рассматриваем религиозную журналистику в контексте православной конфессии, так как она на сегодняшний день является самой распространенной в России. По данным на 2016 год, из 28465религиозных организаций 16687 зарегистрированы за Русской православной церковью .
Объект исследования – журналы православной направленности для детей: «Зернышки Божьей Нивы», «Маленький христианин», «Библиотека для воспитания», «Лучи», «Звездочка», «Ступени», «Православная радуга», «Сундучок».
Предмет исследования – специфика подходов к духовно-нравственному воспитанию, реализованных в детских православных журналах.
Цели православного воспитания и идеи духовного просвещения мало менялись со времен XIX века. Менялась сама социально-историческая среда, в которой требовалось реализовать задачи воспитания через религиозно-просветительскую печать, а значит, менялись и подходы. Именно поэтому цель работы – провести сравнительный анализ подходов к религиозному воспитанию, применявшихся в детской журналистике XIX и XXI вв.
Для достижения этой цели были определены основные задачи исследования:
1) Выявить главные вызовы социальной среды, с которыми сталкивалось православное воспитание в XIX и XXIвв.
2) Изучить труды священнослужителей, педагогов, воспитателей, издателей, являющиеся теоретической основой православного воспитания детей в XIXи XXIвв.
3) Проанализировать использование духовно-воспитательных подходов в православных журналах для детей(«Зернышки Божьей Нивы», «Маленький христианин», «Библиотека для воспитания», «Лучи», «Звездочка», «Ступени», «Православная радуга», «Сундучок»).
4) Сравнить подходы и методы детских православных журналов в освещении тем, связанных с религиозным воспитанием, в XIX и XXI вв. Определить сходства и различия между концепцией православного воспитания через СМИ тогда и сейчас.
Методы исследования: историко-сравнительный метод
Новизна исследования состоит в том, что детская журналистика XIX века анализируется с точки зрения воплощения ее религиозно-воспитательных функций, а также проводится параллель между дореволюционными детскими изданиями православной направленности и современными.
Степень научной разработанности. Большинство исследователей истории детской журналистики изучали издания XIXи начала XXвека вне религиозного контекста. А.П. Бабушкина в книге «История русской детской литературы» анализирует становление литературы для детей с царских времен до советских, отмечая особенности каждого периода. В эпохе XVIIIвека исследователь пишет о традициях нравоучительной литературы, которые закладывали Н.И. Новиков и Н.М. Карамзин, однако не упоминает о религиозной направленности их воспитательной системы. В эпохе XIX века рассматривается развитие детской литературы от сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина до научных произведений Н.Г. Чернышевского, печатные издания для детей не анализируются.
Л.Н. Колесова, кандидат филологических наук и специалист в области детской литературы, в учебно-методическом комплекте «Детские журналы России (1785-1917)» проводит обзор детских изданий, выходивших в дореволюционное время. Исследование предназначается для студентов, изучающих историю детской журналистики, поэтому носит общенаучный характер и журналы анализируются с точки зрения периодичности выхода, тиража, авторского состава, основной тематики. Например, рассматривая журнал «Библиотека для воспитания» (1843, 1845-1848), автор не указывает данных о религиозной направленности издания, отмечая только славянофильское содержание. Анализ светских журналов проводит и Е.В. Гайманова в монографии «Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века» . Автор рассматривает религиозную культуру лишь как часть общей культуры воспитания детей в дореволюционной России, поэтому анализирует издания литературно-художественной направленности, в которых отмечает материалы христианской тематики.
Изучением православной тематики в детских дореволюционных журналах занималась кандидат филологических наук А.М. Васнева в диссертации «Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России» . Целью работы является изучение процесса становления, развития и исторического формирования детской православной прессы и её роль в сохранении православной культуры. А.М. Васнева приходит к выводу, что современных православным журналам для детей стоит ориентироваться на дореволюционные образцы, однако не проводит сравнительного анализа между изданиями обоих эпох и не затрагивает тему духовно-нравственного воспитания.
Эмпирическую базу составляют журналы религиозной направленности для детей XIX в. («Библиотека для воспитания», «Лучи», «Звездочка»), начала XX века, так как этот период характеризовался самым активным развитием принципов и подходов духовного воспитания в прессе («Зернышки Божьей Нивы», «Маленький христианин»), а также современные православные издания для детей («Ступени», «Православная радуга», Сундучок»).
Теоретическую базу исследования составляли материалы по истории детской журналистики (Е.В. Гайманова «Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века» , К.В. Ратников, Л.Н. Колесова «Детские журналы России (1785-1917)» , Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская «Детская литература» , А.М. Васнева «Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России» ), работы по истории религиозного воспитания и образования (А.Л. Михащенко «Православие в истории российского образования» ,К.Е. Нетужилов «История церковной журналистики в России XIX – XX в.» , Е.Г. Позднякова «Церковная журналистика: история и современность» , Е. Лихачева «Материалы для истории женского образования в России (1856 – 1880)» ), а также труды священнослужителей и педагогов.
Результаты исследования могут быть полезны для практической деятельности современных издателей детских журналов духовно-нравственной тематики, а также для студентов, изучающих историю детской журналистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К феномену современной детской православной печати в России обращаются достаточно редко, при этом большинство исследований сделаны «изнутри», например, в рубрике «Обзоры православной литературы» на православной радиостанции «Мария» или в передаче «У книжной полке» на православном телеканале «Союз». При этом сами детские православные журналы остаются непопулярными, не вызывают интереса у современного поколения школьников, а сами издания терпят материальные и технические проблемы из-за узкой востребованности, особенно в маленьких городах. Такая неэффективность духовно-нравственного воспитания в современных детских православных журналах заставляет обратиться к дореволюционному опыту, именно поэтому основной целью исследования стал сравнительный анализ подходов к православному воспитанию двух эпох.
Для достижения основной цели были выполнены четыре задачи.
Во-первых, были определены основные вызовы социальной среды, с которыми сталкивалось православное воспитание в XIXи XXI веке, и между ними была выявлена взаимосвязь. Процесс формализации духовного образования и воспитания, который развивался в дореволюционную эпоху посредством обязательных уроков Закона Божия и создания системы духовно-приходских школ, возник и в современности в виде введения школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В обоих эпохах эти процессы вызывали психологическое отторжение детей от православной культуры, а в современное время является и причиной недовольства родителей. Также, еще в XIXвеке наметился конфликт между новаторами и консерваторами в Российской Православной Церкви, конфликт между традиционными, закостенелыми устоями духовного воспитания и прогрессивными идеями священнослужителей, таких как Г.П. Павский, который ратовал за искренность воспитательного процесса. В XXIвеке эта проблема стала еще более актуальной для РПЦ, и такие прогрессивные священнослужители как диакон Андрей Кураев в своих интернет-блогах обличают конкретных деятелей церкви, которые компрометируют православие перед российской молодежью, как это делал А. Амфитеатров в своей статье про Победоносцева.
Также, в XIXвеке существовала такая проблема для духовно-нравственного воспитания как развитие естественных наук, а в связи с этим распространение атеистических взглядов среди молодежи. Схожей проблемой современности является активное формирование подростковых субкультур, многие из которых пропагандируют атеистические взгляды и ценности, противоположные православным.
Для достижения этой задачи была изучена теоретическая база, состоящая из материалов по истории детской журналистики (Е.В. Гайманова, К.В. Ратников, Л.Н. Колесова, А.А. Максимов, Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская) и работ по истории, теории и практике религиозного воспитания и образования (К.Е. Нетужилов, А.Л Михащенко, Е.Г. Позднякова, О.В. Бакина, Н.В. Маслов, Л.Д. Мальцева).
Во-вторых, необходимо было проанализировать труды священнослужителей, педагогов, воспитателей, являющиеся теоретической основой религиозного воспитания детей в XIX и XXI вв. Для изучения основы духовно-нравственного воспитания XIX века изучены труды священнослужителей Иеромонаха Порфирия (Левшакова), Герасима Петровича Павского, педагогов – С.И. Миропольского, Н.В. Чехова и К.Д. Ушинского, а также общественного деятеля принца П.Г. Ольденбургского.
Благодаря изучению выявлены основные подходы к духовно-нравственному воспитанию: Развитие моральных и нравственных качеств; Обучение наукам, однако с сохранением понятия о божественном происхождении мира и человека; Обучение простым, легким языком с использованием ясных и близких сознанию ребенка образов и ситуаций; Использование в обучении священных текстов Нового и Ветхого Завета, Евангелия, Псалтири, а также элементов истории церкви; Сопровождение духовно-нравственного воспитания наглядными материалами: иллюстрациями, картинами, фотографиями.
Для выявления основы духовно-нравственного воспитания XXI века изучены методические материалы для преподавателей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», труды исследователей православной педагогики Н.В. Маслова и Л.Д. Мальцевой, беседы протоирея Кирилла Копейкина, труды диакона Андрея Кураева, а также проведено экспертное интервью с редактором православного детского журнала «Ступени» И.И. Евсиной. Выявлены современные подходы к православному воспитанию: Совмещение традиционных и современных методов взаимодействия с детьми; Использование современного языка, отсутствие сложных терминов; Учет психологических особенностей школьников; Наглядность воспитания и образования; Синтез теологического и научного мировоззрения; Формирование моральных и нравственных ценностей; Использование интернета и новых медиа.
Исследование показало, что мнения теоретиков православного воспитания делятся на консерваторские и новаторские. К первым относятся рекомендации методистов курса «Основы православного воспитания» и труды богослова Н.В. Маслова и психолога Л.Д. Мальцевой, которые показывают необходимость обращения к дореволюционным традициям православного воспитания и в них видят единственный эффективный способ взаимодействия с детьми. Новаторы, такие как Кирилл Копейкин и Андрей Кураев, пишут о необходимость обновления всей концепции православного воспитания, которая должна быть адоптирована к потребностям современных детей, а в постоянной оглядке на традицию видят застой и закостенелость РПЦ.
В-третьих, были проанализированы детские православные журналы XIXвека («Библиотека для воспитания», «Лучи», «Звездочка»), начала XXвека («Зернышки Божьей Нивы», «Маленький христианин») и XXIвека («Ступени», «Сундучок», «Православная радуга»). Исследования показали, как детские православные издания использовали и трансформировали подходы духовно-нравственного воспитания на своих страницах. Данные этого анализа использовались для сравнительного анализа современных и дореволюционных подходов православного воспитания в детской православной печати.
Пять из семи анализируемых подходов к православному современному воспитанию структурно соответствуют дореволюционным воспитательным принципам и видоизменяются только содержательно, а некоторые подходы полностью повторяются (духовное воспитание на примере святых старцев, связь патриотичности и православия). Прогрессивные подходы, такие как «Синтез теологического и научного мировоззрения» и «Использование новых медиа» используются лишь двумя журналами «Ступени» и «Сундучок». Информационное и наглядное содержание анализируемых современных журналов соответствует воспитательным принципам XIX века настолько, что можно было бы представить издания в руках дореволюционного ребенка.
Таким образом, сравнительных анализ подходов духовно-нравственного воспитания в детских православных журналах XIX и XXIвека показал, что современная духовная печать всё еще зависима от старых воспитательных традиций и старается придерживаться их в своей редакционной политике, а современными подходами, при всех возможностях электронных технологий, пользуется крайне редко. Возможно, в этом и заключается неэффективность современной детской православной прессы, и эта актуальная проблема могла бы стать темой для другого исследования.



. Библиотека для воспитания. 1844. Ч II. 1845. Ч II. 1846. Ч. III, VI
2. Детское чтение для сердца и разума. 1785. №1
3. Звездочка. 1842. №1, 2, 7, 10, 12
4. Зернышки Божьей Нивы. 1903. № 3,4, 5, 8
5. Лучи. 1852. № 1, 3, 9
6. Маленький христианин. 1909. № 1, 2, 4, 6-7
7. Северное сияние: Журнал для детей. 1919. №1-2
8. Ступени. 2018. №1(62)
9. Сундучок. 2018. №8, 9, 10
10. Православная радуга. 2018. №1(143), №2(144)
Книги, монографии, сборники, учебные пособия:
11. Аничков Е.В., Амфитеатров А.В. Победоносцев. СПб, Шиповник, 1907
12. Бабушкина А.П. История детской литературы. М., Государственное учебно-педагогическое издательство,1948
13. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. О детской литературе. Сборник. М., Детская литература, 1983
14. Зубов А.Б. История России. XX век: 1894 – 1939. М., Астрель. 2009
15. Колесова Л.Н. Детские журналы России (1785-1917). Петрозаводск, Издательство ПетрГУ, 2014
16.Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3 т. 1978
17. Левшаков П. О воспитании девиц в духе истинно христианском. М., Благовест, 1996
18. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1856 – 1880) СПб, типография М.М. Стасюлевича, 1901
19. Миропольский С. Школа и церковь. СПб, 1896
20. Миропольский С.И. Учитель народной школы. СПб, 1909
21. Михащенко А.Л. Православие в истории российского образования. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2012
22. Нетужилов К.Е. История церковной журналистики в России XIX – XX в. СПб., РХГА, 2009
23. Овсепян Р.П., Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики XX века. Ростов-на-Дону, Издательство Южного федерального университета, 2008
24. Павский Г.П. Письмо о постепенности в уроках религии. СПб, 1875
25. Павский Г.П. Из уроков по закону Божию наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу (императору Александру II) протоиерея Г.П. Павского. СПб, типография Главного Управления Уделов, 1897
26. Педагогические деятели дореволюционного Петербурга. Монография под редакцией А.Н. Шевелева. СПб, СпбАППО,2008
27. Победоносцев К.П. Учение и учитель. Одесса, тип. Хрисогелос, 1903
28. Позднякова Е. Г. Церковная журналистика: история и современность. Курган, Изд-во КургГУ, 2010
29. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902). СПб, 1902
30. Смолич И.К. История русской церкви. 1700-1917. М., 1997
31. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1. М., Дрофа, 2005
32. Ушинский К.Д. Родное слово. СПб, Петрогран, 1915
33. Чернявская Я.А., Регушевская Г.В. Хрестоматия «Детская литература». 2-е издание. М., Просвещение, 1987
34. Чехов Н.В. Наглядность обучения и наглядные пособия в начальной школе. М., 30. Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1904
35. Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Кирсанова И.Н., Лубянкина Р.Р., иерей Груданов И. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.
Научные статьи:
36. Мальцева Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным традициям и культуре // URLhttps://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-cherez-priobschenie-k-pravoslavnym-traditsiyam-i-kulture
37. Тимохович А.Н., Филенко С.С. Включенность молодых людей в субкультуры. // URL
https://cyberleninka.ru/article/v/vklyuchennost-molodyh-lyudey-v-subkultury-rezultaty-empiricheskogo-issledovaniya
Авторефераты:
38. Алексеева М.И. Детские журналы Советской России 1920-х гг. как тип издания. М., Изд-во МГУ, 1968
39. Васнева А.М. Традиции православной культуры в детских литературно-художественных журналах России. М., 2006. 292 С.
40. Гайманова Е.В. Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х гг. XIX века. М., 2014. 264 С.
41. Маслов Н.В. Православное воспитание как явление русской педагогической культуры. Автореферат диссертации. Курск, 2004
Электронные ресурсы:
41. Анализ результатов опроса петербургских учителей, преподающих курс ОРКСЭ // URLhttps://sites.google.com/site/orkseappo2012/spravocnye-materialy
42. Большинство школьников в РФ выбирают для изучения светскую этику // URLhttp://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=56506
43. Данные опроса «Религия: за и против» от 27.07.15 // URLhttps://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115329
44. Интервью протоиерея Кирилла Копейкина Информационно-методическому центру Красногвардейского района в Санкт-Петербурге // URLhttps://www.youtube.com/watch?v=g1j7WDSM-xQ
45. Каплан В. Искушение виртуальной реальностью // URLhttp://foma.ru/iskushenie-virtualnoj-realnostyu.html
49. Кураев А. Может ли православный быть эволюционистом // URL
https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71839-chelovek-prihodit-v-mir-mozhet-li-pravoslavnyy-byt-evolyucionistom/
50. Кураев К. Из жизни одного абитуриента //URLhttps://diak-kuraev.livejournal.com/2029575.html
51. Кураев К. Перестройка в церковь. Разговор со своими //URLhttps://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/80093-perestroyka-v-cerkov/#toc20
52. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России // URLhttp://psyfactor.org/lib/subkult.htm#_ftn6
53. Пивоваров Б. Нужна ли школе «светская этика»? // URLhttp://pravoslavie.ru/51477.html#
54. Радио Мария. Обзор православной литературы № 4 от 08.12.17 // URLhttps://vk.com/audios-95058823

55. Святейший Патриарх Кирилл: миссия в интернете важна, но не заменяет реальной приходской работы // URLhttp://pravoslavie.ru/59208.html
56. Сюжет телеканала «Союз» о журнале «Православная радуга» от 2008 года // URLhttps://vk.com/videos-14976638?z=video-14976638_456239017%2Fclub14976638%2Fpl_-14976638_-2
57. Федеральная служба государственной статистики
http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/rusfig/rus16.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ