Введение 3
ГЛАВА I. Особенности развития современных медиа 8
1.1. Интернет-журналистика 8
1.2. Мультимедийность и ее роль в расширении медиапространства 11
1.3. Конвергентность как неотъемлемая часть современной журналистики 15
1.4. Трансмедийный сторителлинг как фактор привлечения внимания аудитории 18
1.5. Цифровизация СМИ 22
1.6. Современные стратегии СМИ 26
ГЛАВА II. Журнал «Русский репортер» как мультимедийный проект. Стратегии развития. «Les.Media» 32
2.1. История создания журнала «Русский репортер» 32
2.2. Коммерческие модели выживания журнала «Русский репортер» 42
2.3. Проекты «Русского репортера» как стратегии монетизации 46
2.4. «Тотальная журналистика» как новый формат 59
2.5. «Les.Media» как основная стратегия 64
2.6. Стратегии журнала «Русский репортер» 70
Заключение 75
Список литературы 80
На современные СМИ воздействуют различные факторы, такие как экономика политика и технологии. Но ключевую роль сейчас играют цифровизация и мультиплатформенность.
Цифровая революция в коммуникационных технологиях привела к мгновенному обмену информацией во всем мире и привлекла к массовой коммуникации широкие слои населения. В связи с этим изменилась вся организация работы СМИ, сама природа журналистики как общественного института, изменились функции и задачи, традиционно решаемые журналистами.
Синкретизм и интеграционные процессы, которые наблюдаются в области коммуникативного пространства, приводят к синтезу различных ресурсов (печать, ТВ, радио, интернет, мобильная связь и т. д.) и различных областей жизни (искусство, журналистика, реклама, связи с общественностью и т. д.).
Эти процессы привели к изменениям СМИ. С одной стороны, происходит создание мультимедийных, технологически усовершенствованных медиа. С другой стороны, наблюдается кризис традиционных СМИ.
В СМИ наблюдается переход к новым каналам распространения и передачи информации, а также становление мультимедийности. Мультимедийность как новое явление трансформации наполняет медиапространство разнообразным контентом, который стремится к визуализации и экранному воплощению информации, который легко потребляет аудитория с клиповым мышлением. Печатные издания все больше превращаются в цифровые агентства, организующие мероприятия, производящие видео, удовлетворяющие информационным потребностям аудитории.
По мере появления новых каналов распространения массовой информации уже недостаточно анализировать состояние и тенденции развития только традиционных СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, онлайн-медиа). Исследование и описание тенденций лишь печатной части СМИ уже не охватывают многих ключевых особенностей их функционирования и потому не могут быть объективными. Процессы конвергенции на медийном рынке стимулируют создание мультимедийных редакций и мультиплатформенных СМИ, к которым нужен несколько иной исследовательский подход.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в эпоху повсеместного использования интернета все большее количество СМИ вынуждены прибегнуть к трансформации, а именно: закрыть печатные версии и перейти на онлайн платформы, что ведет к реорганизации медийного пространства. Качественная журналистика вынуждена прибегать к различным методам реформации своего позиционирования, контента и формата, чтобы продолжить существование на медийном рынке. Также мультиплатформенные и конвергентные стратегии являются катализатором глобальных процессов, происходящих в СМИ. Поэтому столь важно проследить за изменениями, происходившими в журнале «Русский репортер», а именно развитием платформы «Les.Media» как одной из ведущих стратегий для существования журнала.
Данная проблематика рассматривается в работах многих российских и зарубежных ученых. Большое количество медиаисследований посвящено изучению телевидения [Зверева, Струков, 2014; Новикова 2013]. Есть работы, посвященные интернету [Гусейнов 2014; Зверева 2012; Davydovetal 2014; Koltsova, Scherbak 2014]. В последние годы исследовательские дискуссии касались социальных и культурных последствий противоборства интернета и телевидения [Лапина-Кратасюк 2012; Kiriya 2014], по-прежнему в поле зрения исследователей мультимедийные проекты.
Новизна работы в первую очередь связана с уникальностью проекта «Les.Media» на российском медиарынке. Также новизна исследования связана с попыткой автора предложить собственные стратегии развития онлайн-СМИ на примере проекта «Les.Media»от журнала «Русский репортер».
Объект исследования - журнал «Русский репортер» до и после запуска проекта «Les.Media». (2015 -2018 гг).
Предметом исследования являются основные стратегии, применяемые журналом «Русский репортер» для конкурентного существования на рынке медиа, в частности запуск проекта «Les.Media» как одной из ведущих стратегий.
Цель исследования заключается в выявлении стратегий, которые ставил перед собой журнал «Русский репортер» при запуске «Les.Media».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить базовые теоретические понятия исследования;
- проанализировать работу «Русского репортера»;
- проанализировать работу платформы «Les.Media»;
- рассмотреть стратегии, применяемые «Русским репортером», для конкурентного существования на рынке медиа;
- выявить уникальные стратегии, которые разрабатывал журнал при создании проекта «Les.Media»;
- предложить классификацию стратегий, которые позволят журналу успешно функционировать в цифровую эпоху.
Теоретическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедийной журналистики, среди которых: Вартанова Е.Л., Гамбрато Р.Р., Джефф Хау, Каллиома Л.А. и др.
В процесс исследования развития интернет-журналистики были изучены работы Калмыкова А.А., Крамера А.Ю, Мисонжникова Б.Я. и др. Анализируя стратегии, применяемые журналом, были использованы труды Пургина Ю. П., Уразовой С.Л., Пильгун М.А.
В основу методологической базы легли такие общенаучные методы, как наблюдение, сравнение, обобщение, синтез, интервьюирование.
Эмпирической базой послужили материалы «Русского репортера» и сайт проекта «Les.Media» за 2015-2018 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен изменениями, происходившими в Журнале «Русский репортер», а также созданием проекта «Les.Media».
Структура работы. Структура ВКР обусловлена предметом, целью и задачами исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе речь идет о теоретических аспектах мультиплатформенных и конвергентных стратегий. Во второй главе рассматриваются работа журнала «Русский репортер» и история возникновения проекта «Les.Media». Описывается общая тематика номеров и публикаций, рассматриваются и анализируются стратегии, применяемые медиа для успешного функционирования в цифровую эпоху, выявляются сходства и различия этих стратегий, а также предлагается собственная классификация подобных стратегий. В заключении делаются выводы об основных изменениях, произошедших в журнале, выявленных в ходе исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
На протяжении последних лет происходит изменение в медиасфере. Остается проблема сохранения печатной прессы и развития профессиональной журналистики. Бесплатная, молниеносно распространяющаяся информация, увеличение расходов, все это вынуждает журналистику меняться. Сейчас наметился плавный выход из кризиса и улучшение ситуации, при котором надо искать новые формы экономического развития.
В процессе исследования были решены следующие задачи: определить теоретические понятия, «интернет-журналистика», «мультиплатформенность», «конвергентность», «трансмедийный-сторителлинг», «цифровизация», «стратегии СМИ»; проанализировать работу «Русского репортера»; проанализировать работу платформы «Les.Media»;рассмотреть стратегии, применяемые «Русским репортером», для конкурентного существования на рынке медиа; выявить уникальные стратегии, которые разрабатывал журнал при создании проекта «Les.Media»; предложить классификацию стратегий, которые позволят журналу успешно функционировать в цифровую эпоху.
Реализация поставленных задач позволила прийти к следующим выводам: термин «мультимедийность» в медиаисследованиях понимается по-разному. Часто ее синонимом выступает термин «мультиплатформенность».Мультимедийность, то есть представленность в различных форматах, становится обязательной для современных СМИ. Экономический кризис ускорил преобразование печатных СМИ в мультимедийный формат. Почти все крупные издательские дома России стали мультимедийными компаниями, а их цифровые продукты, как правило, имеют большую аудиторию, чем бумажные версии.
Сегодня происходит глобальная перестройка в системе СМИ – конвергенция, т.е. переход медиаизданий к объединенному производству контента для разных каналов массовой информации. Конвергенция стала неотъемлемой частью современной журналистики.
Происходящие в последние десятилетия изменения средств массовой информации базируются на процессах цифровизации и конвергенции. Цифровизация – это перевод СМИ в цифровой формат с помощью новых информационно-коммуникационных технологий. Цифровизация СМИ дает новые возможности и преимущества для развития и реализации новых задач печатным медиа, которые продолжают оставаться главным источником информации для большинства жителей России.
Средства массовой информации осваивают новейшие технологии доставки контента современному читателю. Интернет изменил способы передачи контента читателю и источники получения информации журналистами. Сетевые СМИ не являются только новой формой традиционных печатных или визуальных вариантов. По сравнению с традиционными СМИ в сетевой процесс передачи социально-значимой информации становится более удобным, сокращается дистанция автор-читатель. Несмотря на преобладание цифровых медиа, печатные издания должны сохранить традиционную роль поставщиков качественной информации. Для этого необходимо изменить стратегии работы в цифровую эпоху.
«Русский репортер» – журнал медиахолдинга «Эксперт». Журнал выделяет среди конкурентов его нестандартный для российского медиарынка формат. Помимо того, что на страницах журнала обсуждаются политические события, значимые для общества темы, новости, освещенные с разных точек зрения, журналист оставляет возможность читателю самому сделать вывод и выработать свое мнение по разным вопросам. «Русский Репортер» позиционирует себя как «журнал для людей, которые не боятся перемен, не избегают ответственности, предпочитают сами определять стиль своей жизни».
Сегодня целевая аудитория журнала «Русский репортер» –средний класс. «РР» старается вести диалог с читателем, дает возможность аудитории самой делать выводы. В центре внимания «Русского репортера» –Россия, ее люди, герои «нашего времени». Все вопросы, поднимаемые в журнале, проходят через призму взгляда человека.
Особое внимание «РР» уделяет повседневной жизни и ее героям, поскольку именно за ними «Русский репортер» видит будущее. Основной целью своей работы «РР» выделяет умение видеть и слышать, отсюда и ключевой жанр –исследовательский репортаж. «Русский репортер» сохраняет свою аудиторию и популярность благодаря актуальным материалам, качественной работе журналистов. Кроме этого в работе журнала важную роль играет сайт, где публикуются онлайн материалы.
В последние годы «РР» активно развивает новую платформу «Les.Media». «Лес» – это масштабный интернет-проект, идея которого заключается в объединении профессиональной и непрофессиональной журналистики. Проект «объединяет функции блог-платформы, социальной сети и средства массовой информации». Основной целью проекта «Лес» стала кооперация медиа и социальной сети для создания объективной картины реальной жизни, поиск «героев нашего времени».
Выживать и успешно работать в новых условиях СМИ должны помочь эффективные стратегии. Эффективной стратегией работы в новых условиях «Русского репортера» стала реализация ряда проектов. На сегодняшний момент структура проектов «Русского репортера» состоит из «Летней школы», проекта «Les.Media» и «Медиаполигона», который реализуется в подпроектах «Город-24», «Прогрессоры» и «Созидатели».
Формат, который создал «Русский репортер» для всех проектов, – «тотальная журналистика».
Стратегии, которые реализует «РР» в своих проектах, –увеличение аудитории, повышение лояльности к бренду, поиск новых авторов, поиск спонсоров, увеличение дохода.
Реализация каждого проекта служит стратегией для достижения различных целей. Почти всегда это решение финансовых проблем, путем привлечения спонсоров и расширения аудитории. Развитие социальных сетей, интернет-платформ или создание «брендовых» проектов чаще всего не пересекаются и, если одновременно реализуются одним СМИ, никак не связаны между собой. Поэтому стартапы, реализуемые «Русским репортером», выглядят столь уникальными на отечественном медиа рынке. Все проекты «РР» взаимосвязаны, появились на основе предыдущего, но при этом сохраняют обособленность и существуют отдельно. Каждый из них имеет свою стратегическую направленность и исходя из этого – свои сильные и слабые стороны.
На основе анализа различных вариантов стратегий и существующих их классификаций была предложена классификация стратегий развития и выживания современных медиа.
Стратегия 1. Расширение целевой аудитории
Стратегия 2. Репутационная (Развитие и укрепление собственной репутации)
Стратегия 3. Пользовательско-ориентированный подход
Стратегия 4. Мультиформатность
«Лес» неразрывно связан с другими проектами «РР» и во многом появился благодаря им. «Лес» подразумевался с самого начала как самостоятельная платформа, но появился как своего рода помощник для реализации различных задумок в других проектах. «Лес» служит средством продвижения «РР» и наоборот – журнал активно продвигает платформу. Появление «Les.Media» – это объединение всего самого лучшего, что было в каждом проекте, а также попытка продлить существование печатного журнала, в том числе прибегая к созданию определенного комьюнити, которое не только лояльно к самому изданию, но и готово активно развивать инициативы и создавать новые проекты.
Одно из стратегических направлений работы «Русского репортера» с платформой «Les.Media» – это активное взаимодействие с рекламодателями и продвижение этой площадки, поскольку сейчас прямой монетизации этого проекта не наблюдается.
1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
2. Вартанова Е. Л. О необходимости развития инновационных подходов в исследованиях массовой коммуникации // Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М., 2009.
3. Вартанова Е.Л., Макеенко М.И., Вырковский А.В. Мультимедийные стратегии московских FM-радиостанций // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 6. 2011.
4. Вартанова Е.Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. № 1. 2012.
5. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М., 2013.
6. Видная О.Е. Функционирование журналистской информации в новых медиа // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. Тамбовский государственный университет им. Державина. 2015.
7. Вьюгина Д.М. Цифровые стратегии медиабизнеса в условиях изменяющегося медиапотребления // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2233
8. Гамбрато Р.Р., Лапина-Кпатасюк Е.Г., Мороз О.В. Панарама российских трансмедия: опыт картирования мультиплатформенных инициатив // ШАГИ, Россия. 2017. Т. 3. № 2.
9. Гатов В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екате-ринбург: Гуманитарный ун-т, 2016.
10. Джефф Хау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса Crowdsourcing: WhythePoweroftheCrowdisDrivingtheFutureofBusiness. — М.: «Альпина Паблишер», 2012.
11. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов: Моногр. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2013.
12. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» // СПС Консультант плюс.
13. Закон РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе» // СПС Консультант плюс.
14. Каллиома Л.А. Адаптация как стадия перехода редакции к конвергентным основам информационного производства (опыт «Российской газеты») // Медиаскоп. 2013. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1434
15. Калмыков А.А. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. М.: Юнити–Дана, 2005.
16. Киссейн Э. Основы контентной стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. С. 9
17. Князев А. Журналистика конфликта Пособие. Князев А., 2001. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/10.htm.
18. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. - СПб., 1995.
19. Крамер А.Ю. Радиожурналистика в эпоху конвергенции // Медиаскоп. 2017. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2281
20. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) Учебный комплект: Учебное пособие, Хрестоматия / М.: Флинта: Наука, 2002 г. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text8/01.html.
21. Лейбин В. Русский репортер. Режим доступа: http://expert.ru/russian_reporter/2017/01/ura-tovarischii/
22. Лейбин В. Зачем нам кризис. Русский репортер 25 сентября 2008 №36 (66). Режим доступа: http://expert.ru/russian_reporter/2008/36/ot_redaktora/
23. Мельникова В. А. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Особенности функционирования рекламного издания на региональном медиарынке (на примере журнала «Торговля и производство Белгородской области» Выпуск № 26 (197) / том 24 / 2014.
24. Мельников М. Прикладная конфликтология для журналистов [Электронный ресурс] / М.: Права человека, 2006. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text19/051.htm
25. Мисонжников Б.Я., Юрков А.А. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб. – 2002.
26. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс] / Изд-во Михайлова В.А., СПб.: 2004 г. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/01.html
27. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие) Под редакцией Я.Н. Засурского. М., Изд-во МГУ, 1999. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text/51.html
28. Пильгун М.А. ТransmediaStorytelling: перспективы развития медиатекста // Медиаскоп. 2015. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1773
29. Полесков К.К. Перспективы газеты в XXI веке // Четыре века газеты. Будет ли пятый. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.
30. Психология общения. Энциклопедический словарь (под общ. ред. А.А. Бодалева). М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. С. 124.
31. Пуля В. Ю.7 трендов новых медиа в 2015 году // Журналист. № 1. 2015.
32. Пургин Ю. П. Адаптация печатных СМИ к процессу смены модели массовых коммуникаций // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Том 14, выпуск 6: Журналистика.
33. Российская периодическая печать: Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2015.
34. Ряжский Ю.О. Перспективы газеты в XXI веке // Четыре века газеты. Будет ли пятый. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.
35. Смирнова О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6.
36. Смирнова О.В. Местные газеты в новых технологических условиях // Вестник Волжкого университета им. В.Н. Татищева. Т. 1. № 3. 2016.
37. Уразова С.Л. Цифровое медиапространство в парадигме институционального и социального // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 10: Журналистика.
38. Финк К. Стратегический газетный менеджмент. Самара: Корпорация «Федоров», 2004, Ряжский Ю.О. Перспективы газеты в XXI веке // Четыре века газеты. Будет ли пятый. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.
39. Хлебникова Н.В. Гражданская журналистика: к истории становления термина // Медиаскоп. 2011. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/896
40. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистике. - М., 2000.
41. Gambarato R. R. Transmedia project design: Theoretical and analytical considerations // Baltic Screen Media Review. Vol. 1. 2013.
42. Jenkins H. Transmedia 202: Further Reflections. 2011. August, 1. – URL: http://henryjenkins.org/2011/08/defining_transmedia_further_re.html.
43. der Haak B. van, Parks М., Castells M. The Future of Journalism: Networked Journalism // Intern. JournalofCommunication. 2012. N 6.
44. Halvorson K. (2009) Content Strategy for the Web. California: NewRiders.
45. Macmillan English Dictionary. 2002. Macmillan Education, Oxford.
46. Melvin M. News Reporting and Writing. New York, NY: McGraw-Hill, 2011.
47. Newsom, D. and Haynes, J. Public Relations Writing: Form & Style. — Cengage Learning, 2010.
48. Phillips A. A creator’s guide to transmedia storytelling: How to captivate and engage audiences across multiple platforms. NewYork, NY: McGraw-Hill, 2012.
Электронные ресурсы:
1. Атлас СМИ. http://www.mediageo.ru Режим доступа: 28.05.17
2. Ведомости. https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/02/14/677630-russkii-reporter-vozvraschaetsya Режим доступа: 28.05.17
3. Вслух.ru. http://www.vsluh.ru/news/interview/316899 Режим доступа: 23.03.18
4. ВЦИОМ. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026. Режим доступа: 10.05.18
5. Единая Россия. https://er.ru/persons/567/ Режим доступа: 28.05.17
6. Интерфакс. http://www.interfax.ru/russia/554358 Режим доступа: 28.05.17
7. Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/3164225 Режим доступа: 28.05.17
8. Летняя школа. http://letnyayashkola.org/about/ Режим доступа: 15.04.18
9. Медиаполигон. http://mediapolygon.ru/#1 Режим доступа: 28.05.17
10. Олег Дерипаска. http://www.deripaska.ru/ Режим доступа: 28.05.17
11. Русский репортер. http://rusrep.ru/article/2010/12/21/ot_redaktora/ Режим доступа: 28.05.17
12. Эксперт. http://expert.ru/about/ Режим доступа: 28.05.17
13. Эксперт. http://expert.ru/2015/01/27/zhurnal-russkij-reporter-budet-vyihodit-v-novom-formate/ Режим доступа: 28.05.17
14. Forbes. http://www.forbes.ru/profile/oleg-deripaska Режим доступа: 28.05.17
15. Foto&Video. http://www.foto-video.ru/practice/pract/22906/ Режим доступа: 28.05.17
16. Inc. https://incrussia.ru/fly/piknik-afishi-kak-zhurnalisty-sdelali-modnyj-festival-s-vyruchkoj-v-200-mln/ Режим доступа: 16.02.18
17. Les.Media. http://les.media/about Режим доступа: 28.05.17
18. Les.Media. http://les.media/broadcasts/mediapoligon-24 Режим доступа: 28.05.17
19. Moi-Portal. http://moi-portal.ru/novosti/145598-proekt-mediapoligon-progressory-24-proydet-v-35-gorodakh-strany/ Режим доступа: 28.05.17
20. Newtonew. https://newtonew.com/school/school-rr-2015 Режим доступа: 5.04.18
21. Primgazeta.ru. http://primgazeta.ru/news/vitaly-leibin-the-system-of-trust-this-is-the-system-of-the-new-economy Режим доступа: 26.03.18
22. Ura.ru. http://ura.ru/news/21135 Режим доступа: 07.04.2017
23. VC. https://vc.ru/n/rusrep-restart?from=rss Режим доступа: 28.05.17