Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация гендерного насилия в СМИ

Работа №141788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Гендерный дискурс насилия в социальной теории и медийной практике 6
1.1. Теоретико-методологические основы развития гендерной теории 6
1.2. Репрезентация гендерного насилия в социальном контексте 15
1.3. Особенности репрезентации гендерного насилия в СМИ 20
Глава 2 Анализ контекста репрезентации гендерного насилия в материалах СМИ 25
1.2. Характеристика эмпирической базы исследования 25
2.2. Языковая система репрезентации гендерного насилия 28
2.3. Этические аспекты репрезентации темы физического и сексуального гендерного насилия в материалах сетевых СМИ 31
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Приложения 60


В современном обществе всеобщей глобализации и массовых коммуникаций нельзя отрицать огромное влияние средств массовой информации на жизнь общества. Современные медиа, как живая и восприимчивая мобильная структура, как нельзя полно отражают положение дел в обществе, а так же позволяет быстро откликаться и прослеживать отношение масс к какой-либо проблеме.
Ошибочно полагать, что в XXI веке проблема гендерной дискриминации решена. Большая часть современного мира, в том числе и Россия, живет в патриархальной системе ценностей. Отсюда вытекает как никогда острая проблема гендерного насилия. В последнее время интерес общества к проблемам гендерного насилия значительно возрос. Об этом говорит широкое обсуждение в прессе резонансных дел, как в нашей стране (дело об изнасиловании Ирины Сычевой, дело об изнасиловании Дианы Шурыгиной, обвинения в сексуальных домогательствах в адрес депутата Леонида Слуцкого), так и за рубежом (обвинения в сексуальных домогательствах в адрес Харви Вайншейна), а так же растущая популярность различных течений феминизма. Этим обоснована актуальность исследования.
Научная новизна работы связана с прикладной постановкой проблемы: рассмотрением средств массовой информации в качестве репрезентанта этического аспекта отношения общества к гендерному насилию. Выводы, сформулированные по итогам работы помогают составить картину отношения общества к конкретному акту насилия на протяжении временного среза в течение трех месяцев.
Объектом исследования являются тексты различных журналистских жанров, освещавшие акты гендерного насилия, опубликованные онлайн-изданиями. Предметом – средства репрезентации проблемы и их значение для формирования отношения к проблеме.
Цель работы – выявить этические аспекты репрезентации темы гендерного насилия в материалах электронных СМИ, и определить их роль в восприятии проблемы гендерного насилия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятия «гендер» и «гендерное насилие» в дискурсе современных исследований;
2. Выделить классификации и подходы к изучению данной темы;
3. Проанализировать особенности отношения СМИ к данной проблеме;
4. Провести скрининг публикаций онлайн-изданий по ключевым словам и отобрать материалы, тематически связанные с актами физического и сексуального гендерного насилия;
5. С помощью контент-анализа выявить особенности репрезентации данной темы в СМИ и определить их роль для формирования отношения к проблеме гендерного насилия.
Методологическая база. В данной работе используется исследовательский метод контент-анализа, наблюдение, лексико-стилистический анализ, а так же метод эмпирического познания. В качестве теоретических методов познания рассматриваемой темы используются анализ, синтез, дедукция и индукция. Благодаря анализу изучаемые материалы будут осмыслены с точки зрения соответствия этическим нормам журналистики.
Теоретическую базу исследования представляют труды таких социальных исследователей как П. Бергера и Т.Лукмана («Социальное конструирование реальности» М 1995), П. Бурдье («О телевидении и журналистике» М. 2002), Г.Гарфинкеля («Исследования по этнометодологии» 1967), М. Фуко («Слова и вещи» СПб 1994), а так же работы отечественных и зарубежных авторов, исследовавших гендерную проблематику Агеева В.С. («Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов»), М.В. Аристовой («Компонент насилия в гендерных взаимодействиях: социально-философский анализ» М. 2009.), Ворониной О. А. («Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации» М. 1998), Денисовой А.А. («Тезаурус терминологии гендерных исследований» М. 2003), Кулинка, Н. («Гендерно-корректная коммуникация: Краткое пособие»), Тартаковской И. Н. («Гендерная социология» М. 2005), С. Браунмиллер («Против нашей воли: мужчины, женщины и изнасилование» 1975), У. Райан («Обвиняя жертву» 1976), И.В. Сидорской и А. Раду («Гендер и СМИ. Учебное пособие для журналистов» Минск 2014) и др.
• Эмпирическую базу исследования составили публикации таких онлайн-изданий, освещавших акты гендерного насилия, как Рен-ТВ, Дни.ру, Московский Комсомолец, Meduza, Лента.ру, Обозреватель, Medialeaks, Woman.ru, RosRegistr, Puzyrev-a-v.ru, FreePublish, Вести.ру, Такие дела, VSЁ42, Регион-онлайн, БФМ.РУ, L!FE, Губернiя Daily.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава представляет собой обзор теоретических аспектов проблемы; рассмотрены термины, классификации, методы исследований. Во второй главе анализируются особенности репрезентации темы гендерного насилия в прессе. В заключении подводятся итоги и формулируются основные выводы. В приложении представлены наглядные материалы, демонстрирующие результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нами были получены выводы, непосредственно касающиеся ранее сформулированных целей и задач. Так, нами были выявлены и изучены этические особенности репрезентации физического и сексуального насилия в средствах массовой информации. На основании всего этого были сформулированы следующие выводы:
- Подавляющее большинство материалов о гендерном насилии не соответствует этическим нормам журналистики;
- Ведущими приемами репрезентации гендерного насилия в СМИ являются виктимблейминг и оправдание преступника;
- Внимание средств массовой информации сфокусировано на жертве преступления;
- Такие отличительные особенности репрезентации гендерного насилия как виктиблейминг и оправдание преступника поддерживают «культуру изнасилования».
Каждый временной период характеризуется определенным набором типичных черт. Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является господство так называемой «культуры изнасилования». Случай Татьяны Страховой наглядно показал, что в отношении общества к данной проблеме присутствуют все характерные черты культуры, оправдывающей насилие: виктимблейминг, сочувствие преступнику, отказ признавать тяжелые последствия, отрицание распространенности изнасилований и в то же время банализация.
Именно на средствах массовой информации, как на одном из главных средств воздействия на общественное мнение, лежит значительная доля ответственности за многочисленные стрессовые расстройства, депрессии и попытки самоубийств, удавшиеся и неудавшиеся. Так же неэтичные действия СМИ при освещении темы гендерного насилия ведут к установлению в общественном сознании опасных стереотипов о том, что насилие можно «заслужить», а попытки оправдания действий преступника делают более вероятным повторение подобных инцидентов в будущем, потому что потенциальный преступник видит, что общество не осудит его, а журналисты усмотрят первопричины преступления в поведении жертвы или, на худой конец, в трудном детстве или плохом воспитании преступника.
На пути к становлению развитого толерантного общества журналистика должна придерживаться стандартов равноправия, в том числе и гендерного. К сожалению, на данный момент мы видим совершенно обратную ситуацию. Однако среди множества гендерно некорректных и грубо нарушающих принятые в журналистском сообществе этические нормы материалов все же встречаются тексты, осуждающие подобное поведение журналистов. Так же встречаются и материалы, в которых отсутствует виктимблейминг и оправдание преступника, написанные в строгом соответствии со всеми этическими нормами: акцентирующие внимание читателя не на личностях преступника и жертвы, а на самой ситуации. Такие материалы несут строго информационный характер и не ставят перед читателем морально-этических дилемм.
На наш взгляд, этический стандарт для журналистских материалов, связанных с темой гендерного насилия должен выглядеть так. Для материалов информационных жанров: фокус вниманея не на личностях, а на ситуации, равное количество упоминаний имен или их отсутствие, отсутствие виктимблейминга и оправдание преступника, одинаковое количество фотографий жертвы и преступника или нейтральная картинка в качестве иллюстративного материала, в случае, когда личность преступника/жертвы не установлена, должна использоваться нейтральная картинка, использование только фотографии жертвы или только фотографии преступника допускается исключительно в том случае, если жертва или преступник (соответственно) является известной личностью. Для аналитических жанров: соответствие иллюстративного материала содержанию (фото жертвы, если материал о жертве, фото преступника, если материал о преступнике), фокус внимания не на личностях, а на ситуации (в случае, когда объектом внимания все же становится личность жертвы или преступника, необходим комментарий психолога по поводу особенностей личности человека, попавшей в фокус внимания журналиста), отсутствие виктимблейминга и оправдания преступника.
На наш взгляд, даже незначительные подвижки в сторону корректности гендерной коммуникации в средствах массовой информации имеют большое значение в деле решения проблемы неэтичности репрезентации темы гендерного насилия. Подобные улучшения позволяют говорить о том, что в современных российских онлайн-изданиях намечается этический стандарт для материалов, посвященных теме гендерного насилия.



1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. — М.: Экономика. 2004. [Электронный доступ] https://sociological_dictionary.academic.ru/112
2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов //Вопросы психологии. 1987. - №2;
3. Аристова М.В. Компонент насилия в гендерных взаимодействиях: социально- философский анализ: автореферат диссертации д-ра филос. наук. М., 2009.
4. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания М.: «Медиум», 1995.
5. Бовуар де С. Второй пол. Т.1 и 2. СПб., 1997.
6. Браунмиллер С. Против нашей воли: мужчины, женщины и изнасилование. 1975
7. Бурдье, П. О телевидении и журналистике, М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.
8. Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации / МЦГИ. Проект гендерная экспертиза. М., 1998.
9. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1967
10. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Минск, Книжный дом, 1999. [Электронный доступ] http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/309
11. Денисова А.А. Тезаурус терминологии гендерных исследований – М. Восток-Запад: Женские инновационные проекты, 2003. [Электронный доступ] https://gender.academic.ru/265
12. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991;
13. Евстафьева А.В. О некоторых лингвистических маркерах «языка вражды» в манипулятивных приемах в средствах массовой информации, Вестник Башкирского университета 2008, Т 13, №4;
14. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., Канон+. 2009. [Электронный доступ] http://epistemology_of_science.academic.ru/695/%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
15. Клингер К. Феминизм и его счастливый или несчастный «брак» с различными теоретическими течениями 20-го века/ Гендерные исследования, 1998, №1
16. Коннел Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов под редакцией Е. Здравомысловой и А. Темкиной, СПб, «Дмитрий Буланов», 2000;
17. Кулинка, Н. Гендерно-корректная коммуникация: Краткое пособие. [Электронный ресурс] http://gender.do.am/publ/genderno_korrektnaja_kommunikacija/5-1-0-144
18. Литовская М.А., Турыгина М.В. Гендерные технологии и проблема толерантности в современном российском обществе. Курс лекций. Екатеринбург.: УГУ им. А.М.Горького, 2007.
19. Сидорская И.В., Раду А. Гендер и СМИ. Учебное пособие для журналистов. Минск., 2014 С. 45.
20. Спивак Г.Ч. Могут ли угнетенные говорить?/ Введение в гендерные исследования. Ч 2: Хрестоматия/ под ред. С.В. Жеребкина. Харьков.: ХЦГИ, 2001.
21. Талина И.В. Гносеологические основы развития гендерной идентичности в педагогической теории и практике: автореф. дис… док. пед. наук… - Ульяновск, 2010.
22. Тартаковская И. Н. Гендерная социология М. 2005.
23. Файзуллаева Э. Вопросы гендерного насилия. Ташкент, 2007.
24. Фуко М. Слова и вещи. СПб, А-cad, 1994.
25. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура; под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. – М.: РГГУ, 1999.
26. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие. Харьков, ХЦГИ, СПб, Алетейя, 2001.
27. Внешние причины смерти в системе приоритетов борьбы за увеличение продолжительности жизни в России, исследовательский проект по гранту НИУ ВШЭ «Учитель -ученики» № 05-0029.
28. Генеральная ассамблея ООН. Декларация об искоренении насилия над женщинами. Нью-Йорк, 1993.
29. Европейская экономическая комиссия ООН. Измерение насилия в отношении женщин: Дальнейшая разработка исследований и методов сбора сопоставимых данных на основе исследования, проведенного Агентством Европейского союза по основным правам в 28 странах ЕС, доклад рабочей сессии по гендерной статистике, Вильнюс, 2016.
30. Конгресс журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста, М. 1994
31. Секретариат Женевской декларации. Глобальное бремя вооруженного насилия: Смертельные контакты. Женева, Cambridge University, 2011.Информационный бюллетень ВОЗ, ноябрь 2016.
32. Burt M.R. Cultural myths and supports for rape // J. of Pers. and Soc. Psychol. 1980. N 38. P. 171—230.
33. Butler J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity. N.-Y.: Routledge, 1990.
34. Hall S. Representatation: Cultural representatation and signifying practices, London, Thousand Oaks, New Delphi, Sage in association with the Open University, 1997;
35. Millett K. Sexual Politics. New York: Avon Books. 1971.
36. Smith R. E. et al. Role and justice in the attribution of responsibility to a rape victim // J. of Research in Pers. 1976. N 10. P. 346—357
37. Feild H. S. Attitudes towards rape: A comparative analysis of police, rapist, crisis counsellors and citizens // J. of Pers. and Soc. Psychol. 1978. N 36. P. 156—179.
38. Ryan, William. Blaming the Victim. — Vintage, 1976.
39. Hate Speech Low and Legal Defenition [электронный доступ] http://defenitions.uslegal.com/h/hate-speech/
40. World Bank, Woman: Business and the Law, 2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ