ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Экологические термины и понятия, философский взгляд и мода 6
1.2. Экологическое образование 11
1.3. Организация педагогического процесса 16
1.4. Образовательный процесс для детей
с ограниченными возможностями здоровья 24
1.5. Экологическое образование в народной культуре 27
Глава 2. МЕТОДИКА И МАТЕРИАЛ 34
Глава 3. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И КУЛЬТУРЫ 43
Глава 4. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА И ОБСУЖДЕНИЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БЛАГОДАРНОСТИ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А - СОДЕРЖАНИЕ ВВОДНЫХ ТЕСТОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВЫХ ТЕСТОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В - РЕЗУЛЬТАТЫ ВВОДНЫХ ТЕСТОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 103
В связи с ухудшением экологической обстановки несомненна необходимость ускорения формирования экологического сознания у населения. Общеизвестно, что в формировании сознания основную роль играют образование и воспитание. В настоящее время существует множество вариантов экологического образования и воспитания детей школьного возраста: в обычных и специализированных средних школах, в сфере дополнительного образования, организуются олимпиады по экологии, экологические акции, конкурсы, квесты и ряд других мероприятий природоохранного характера, способствующие формированию экологического мировоззрения.
Методические приемы формирования экологического мировоззрения при большом внимании к этому вопросу недостаточно успешны даже при работе с обычными школьниками. Еще менее они эффективны для детей с отклонениями в развитии, учитывая их особенности. Но как показывает накопленный в последние десятилетия педагогический опыт, могут быть весьма эффективными иные, альтернативные, приемы, основанные не столько на освоении научных знаний соответственно возрасту, а на вовлечение и погружение в народную культуру, ее природоохранные аспекты. Возникает вопрос, насколько может быть успешна подобная образовательно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как с точки зрения формирования экологического сознания, так и интереса со стороны детей и пользы для них, развивает ли их и придает ли дополнительный высокий смысл их жизни, направляет интересы, формирует личность, усиливает возможность социализации. Важно также, работая в этом направлении, использовать не только общение с живой природой, но и прививать традиционные ценности на примерах народного творчества. Особенно это важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Социализация для этой группы является одной из важнейших потребностей в обществе, и удовлетворить её можно в том числе и через взаимодействие с природой. Их важно вовлечь в процесс через интерес при неформальном подходе, с интерактивом, играми, творчеством и командной работой, что позволяет им легче усваивать информацию.
Многие педагоги и психологи разрабатывали научные подходы к воспитанию с помощью народных традиций, в том числе В. П. Налимов, К. Д. Ушинский, В. Е. Борейко, В. А. Сухомлинский, Г. Н. Молодон, С. Т. Шацкий., В. И. Скутина, Н. Б. Дуденко и многие другие указывали на важность народных традиций и обрядов в экологическом образовании благодаря народной педагогике, которая веками накапливала материал и методы обучения. При этом важно использование разнообразия народных традиций в многонациональном государстве. В каждой культуре закладывается отношение к окружающему миру, включая мир природы. У северных народов это отношение всегда было бережным, поэтому в современном образовании мы можем обращаться к их опыту.
Работа с школьными группами детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вызвала необходимость эколого-педагогического и методологического исследования, включающего внедрение иных приемов работы, отработку методик проведения занятий, включающих элементы экологического образования, народного творчества, практические задания, с дальнейшей оценкой их эффективности.
В связи с вышесказанным была поставлена цель выработать и применить педагогические приемы для формирования экологической культуры детей и подростков с ДЦП, ментальными отклонениями и проблемами слуха с использованием народных традиций взаимодействия с природой.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы в современной педагогической теории и практике;
2) изучить особенности организации педагогического процесса для детей с ОВЗ;
3) определить возможности использования народных традиций для формирования экологической культуры современного поколения;
4) выявить оптимальные условия эффективного использования народных традиций в формировании экологической культуры;
5) выработать критерии сформированности экологической культуры школьников;
6) провести статистический анализ полученных данных;
7) разработать научно-практические рекомендации по формированию экологической культуры подрастающего поколения через использование народных традиций.
Объект исследования - педагогическая методика, а именно преподавание в средней школе предмета «Экология» с включением ряда новых приемов, опирающихся на народные традиции для более успешного формирования экологического сознания школьников. Анализ успешности или неуспешности этих приемов.
Рабочая гипотеза данного исследования: при использовании средств и методов народной педагогики и природоохранных традиций в методике ведения уроков у детей с ОВЗ будет наблюдаться увеличение сформированности экологического сознания.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования экологического сознания общества методами образования и воспитания, в первую очередь у подрастающего поколения. Исследование направлено на дополнение общепринятых методам на создание альтернативных методов для формирования у детей экологического сознания и культуры.
С целью разработки педагогических приемов по формированию экологической культуры детей и подростков с ОВЗ с использованием народных традиций взаимодействия с природой был проведен педагогический эксперимент продолжительностью 1 учебный год. Проведены занятия с школьниками разных возрастов из трёх школ-интернатов, всего 130 человек. Методика проведения занятий включала элементы экологического образования, народного творчества, практические задания, варианты оценки эффективности этих методов и статистическая обработка данных. На основе полученного опыта разработаны рекомендации. Все поставленные задачи выполнены.
1. Изучен предшествующий педагогический опыт по формированию экологического сознания и экологической культуры у школьников. Несмотря на немалое число публикаций по теме, следует признать, что при обилии «экологических» занятий как в школах, так и в дополнительном образовании, праздниках, викторинах и т.д., их редко можно признать успешными. Уроки экологии в общеобразовательных учреждениях в основном формальны, считаются школьниками неинтересными и/или бесполезными, так как не дают ребёнку представлений о его месте в этом мире и его связи с природой. В дополнительном образовании преобладают одноразовые акции, в ходе которых не успевают усвоиться знания, и редко возникает мотивация к самостоятельному их освоению.
Кроме того, основной темой таких занятий чаще всего является РСО (раздельный сбор отходов), что даёт людям ложные представления об экологии и экологических проблемах.
Установлено также, что в современной педагогике уделяется недостаточно внимания использованию народных традиций и экологического образования детей с ОВЗ.
2. Изучен опыт организации педагогического процесса для детей с ОВЗ. Известно, что такие дети отстают от своих сверстников в развитии на 1-3 года, меньше времени способны концентрироваться на материале, хуже читают и воспринимают на слух, быстрее забывают материал и хуже идут на контакт. Поэтому при работе с ними уроки лучше делать частыми, но короткими; дополнять теорию практикой; начинать занятия с повторения материала прошлого урока; говорить громко и отчётливо; использовать несколько средств передачи информации; просить детей объяснять смысл терминов и акцентировать внимание на успехах, а не на ошибках.
3. В проводимом нами педагогическом эксперименте стало ясно, что изучение на уроках народных традиций делает более успешным процесс формирования экологической культуры учащихся. Так, во время лекции чередование современных научных знаний с рассказами про верования коренных народов, их традиции и обычаи помогает заинтересовать детей и увеличить промежуток времени, в течение которого они фокусируются на занятии. Хорошо вовлекает и мотивирует детей практика применения элементов народных промыслов и росписи, разгадывание загадок и т.д., использование народных сказок для театральных постановок, конкурсов, викторин на экологическую тематику, особенно для дошкольников, младших и средних школьников. Важно также приводить примеры традиций больших и малых народов, живущих вместе или рядом, что делает эти знания более наглядными и близкими.
4. В ходе занятий выявлены оптимальные условия эффективного использования народных традиций в формировании экологической культуры. Это их включение в традиционные лекционные занятия, объяснение детям, какие причины могли лежать в формировании тех или иных верований, традиций, примет и т. д. При этом нерациональность некоторых традиций (подсека у вепсов, пал травы, предсказание погоды по полету ласточек и другие) лучше не игнорировать, а объяснять школьникам, почему они не верны. Также стоит предлагать детям самостоятельный анализ.
5. Выработаны критерии сформированности экологической культуры школьников - это уровень экологических знаний соответственно возрасту, участие в практической деятельности природоохранной направленности и уровень сформированности экологического сознания, под которым понимается отношение к миру природы, осознание своего места в нём, своей ответственности и готовность к применению своих знаний на практике. Эти критерии заложены в тесты, нами созданные и апробированные в данном педагогическом эксперименте. Сравнение результатов тестирования до начала занятий и после проекта показало, что наиболее успешно закрепляются основы экологического сознания в младших классах, труднее в средних, а в старших классах несколько менее успешно. Количественные показатели этого анализа были получены в результате статистической обработки.
5. Выбран подходящий для наших данных метод статистической обработки - критерий Уилкоксона для связанных выборок, и проведён анализ, который показал достоверность успешного повышения уровня экологической культуры детей, обучающихся по нашей усовершенствованной методике с применением народных традиций, в сравнении с контрольными группами школьников.
Сравнение результатов тестирования до начала занятий и после проекта показало, что процент детей с низким уровнем экологической культуры снизился среди младших классов на 28, средних - 23, старших - 25. Процент школьников с высоким уровнем сформированности экологической культуры вырос в младших классах на 25, в средних - на 26, в старших - на 18. У части школьников изменений не произошло. Снижение темпов вовлечения в занятия и усвоения у старшеклассников связано с отсутствием «всходов» экологического сознания, не заложенных в более раннем возрасте, и меньшей сосредоточенности из-за широкого диапазона интересов и информации в старших классах....
1. Большая российская энциклопедия [электронный ресурс]: - Режим доступа: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 10.02.2022)
2. Кишкин Н.В., Нехамкин В.А. Понятие «экоцентризм»: научно-философское
содержание [Электронный ресурс]: Первый Московский государственный
медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ, Москва, 119991, Россия, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ekotsentrizm-nauchno-filosofskoe-
soderzhanie/viewer (дата обращения: 10.02.2022)
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
4. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие.
[Электронный ресурс]: Самара: Изд-во «Самарский государственный университет», 2014. - 123 с: - Режим доступа:
https://psy.su/mod files/additions 1/fle file additions 1 3246.pdf (дата обращения:
14.10.2020)
5. Дерябо С.Д., Ясвина В.А. «Экологическая педагогика и психология» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 - 351-427 с.
6. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Взаимодействие факторов макро- и микросреды в психическом развитии ребенка // Учителю об экологии / под ред. В.И. Панова, В.П. Лебедевой - М., 1995. - 188 с.
7. Панов В.И. О предмете психологии экологического сознания //Прикладная психология - 2000. № 6. - 13 с.
8. Калмыков А.Ф. Введение в экологическую психологию [Электронный ресурс]: Режим доступа: ncdo. Levsha./ru/ecoPSY (дата обращения: 14.10.2020).
9. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.,
1999.
10. Павлова Е.С. Эколого-психологический тренинг как фактор формирования и коррекции экологического сознания младших школьников: дипл. работа / науч. руководитель Л.М. Макарова. С.Ф. - Самара: МГПУ, 2001. - 207 с.
11. Горомыко В. Игровые формы педагогической коррекции экологичекого сознания дошкольников: работа магистра педагогики. - Даугавпилс, 1995. - 205 с.
12. Барышникова Г.Р. Игра как средство экологического образования младших школьников // Сб. тезисов международной конференции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения».- М., 1996. - 3-4 с. - Ч. III.
13. Цикина Ю.В. Особенности экологического сознания детей младшего подросткового возраста, проживающих в городской и сельской местности: дипл. работа / науч. руководитель Л.М. Макарова. - Самара: С.Ф. МГПУ, 2004. - 55 с.
14. Арсентьева В. П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста: автореферат канд. педаг. наук дис. - М., 1998. - 215 с.
15. Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методика проведения экологопсихологического тренинга //
Школа здоровья. 1995. №2 Экологическая психология: тезисы 1-й российской
конференции (Москва, 3-5 декабря, 1996). - М.: Психологический институт РАО, 1996....98