ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА
ГОСУДАРСТВА 11
1.1. Имидж государства и технологии его формирования 11
1.2. Соотношение понятий «имидж», «образ», «бренд» 14
1.3. Обзор рейтингов национальных брендов и имиджевых кампаний 19
1.4. Роль имиджа государства во внешней политике 24
ГЛАВА П.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИМИДЖА КИТАЯ 28
2.1. Предпосылки формирования современного имиджа КНР 28
2.2. Стратегии формирования современного имиджа КНР 32
2.3. Международное позиционирование Китая 35
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА КИТАЯ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ СО
СТРАНАМИ БРИКС 43
3.1. Статус отношений Китая со странами БРИКС 43
3.2. Имидж КНР в ЮАР 47
3.3. Имидж КНР в Бразилии 55
3.4. Имидж КНР в Индии 62
3.5. Имидж КНР в России 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы исследования: сегодня, в эпоху глобализации, размывания границ между государствами, слияния культур и всеобщего сотрудничества вопрос репутации, влияния и восприятия государства на мировой арене является актуальным. Особенно актуальным этот вопрос является для развивающихся стран, которым приходится осваивать новые и современные технологии, увеличивать производство и экспорт, чтобы поддерживать свое развитие. В этом случае, развивающиеся страны уделяют особенное внимание продвижению своего государственного имиджа. Это может быть связано с двумя противоречивыми, но при этом неразделимыми тенденциями. С одной стороны, условия современности диктуют государствам необходимость работать над тем, чтобы подчеркивать свою индивидуальность и самобытность, демонстрировать сильные стороны, отличающие государство, его компании, правительство и политику от других стран. С другой же стороны, важно оставаться полноправным и активным членом мирового сообщества. Искать партнеров, вступать в союзы и организации, следовать мировым тенденциям в развитии сфер жизни государства, отстаивать общие ценности. В противном случае, можно приобрести статус «изгоя», а значит оставаться на периферии мирового развития.
При условии функционирования грамотного и эффективного внешнеполитического имиджа, государство имеет больше возможностей для расширения зоны своего влияния. Государственные интересы каждой страны предусматривают потенциальный рост влияния, рост доброжелательного восприятия страны за рубежом среди политиков, инвесторов и граждан. Внешнеполитический имидж государства, как элемент «мягкой политики», играет важную в роль в достижении этих целей.
В рамках этих процессов международный подъем Китая стал темой жарких дебатов, центральный вопрос которых заключается в том, поднимается ли Китай мирно или как «угроза» существующему международному мировому порядку, в котором в значительной степени доминируют западные институты, созданные с
конца Второй мировой войны. По этой причине один из важных векторов китайской внешней политики - это создание и продвижение положительного имиджа КНР, который позволит стране наращивать свое влияние, искать новых партнеров.
Объект исследования - особенности и основные характеристики современного имиджа Китая
Предмет исследования - влияние имиджа Китая на отношения со странами БРИКС.
Хронологические рамки: с 2013 года -2022 год. 2013 год - год, когда было положено начало развития современного имиджа Китая. В 2013 Председателем Китайской Народной Республики стал Си Цзиньпин, он установил одной из задач своего руководства - продвижение «привлекательного» китайского имиджа и «мягкой политики».
Развития государственного имиджа - это постоянный и длительный процесс, поэтому важно анализировать его актуальное, текущее положение. Эпидемия COVID-19, разработка вакцин, помощь странам в борьбе с эпидемией, XXIV Зимние Олимпийские игры 2022 в Пекине, уникальные экспедиции в космос, все эти события мирового масштаба влияют на имидж Китая сегодня, важно учитывать их при анализе развития современного имиджа КНР и его влиянии на межгосударственное сотрудничество.
Цель исследования - выявить и проанализировать влияние имиджа Китая на межгосударственные отношения со странами БРИКС.
Задачи исследования
• Изучить современные подходы к определению понятия «имидж
государства»;
• Определить теоретические границы понятий «имидж», «образ» и «бренд» в контексте исследования;
• Рассмотреть технологии формирования имиджа государства;
• Выявить роль имиджа государства в системе международных отношений;
• Изучить историю формирования современного имиджа КНР;
• Провести анализ основных стратегий формирования современного имиджа Китая;
• Выявить специфику имиджа Китая в странах БРИКС;
• Обосновать влияние имиджа КНР на развитие отношений со странами БРИКС....
В последние годы Китай прилагает множество усилий для формирования положительного имиджа на международной арене. Китай хочет, чтобы другие государства считали его прогрессивной, процветающей, культурно развитой и миролюбивой страной. Основной посыл, который пытается донести Китай, заключается в том, что его подъем не угрожает существующему международному порядку и не направлен против какой-либо страны. С этой целью Китай сочетает более «мягкие» аспекты своей силы, совместно с экономической мощью и растущим военным присутствием. Проблема Китая сложнее, чем вопрос о том, является ли его национальный имидж «хорошим» или «плохим», но она связана с более сложной загадкой: представление Китая о себе и взгляды других наций на него не совпадают. Это не удивительно. За последние двадцать пять лет Китай изменился быстрее, чем любая другая страна. Экономический рост вырвал из бедности сотни миллионов людей, распространение рыночной экономики изменило культурную и политическую среду страны. В то же время правительство и партия пытаются синтезировать новые амбиции и инновации с традиционными и идеологическими ценностями.
Есть несколько причин озабоченности Китая тем, как его воспринимают другие. Прежде всего, это то, что быстрый рост Китая на мировой арене практически во всех сферах — политической, дипломатической, экономической, социально-культурной и даже военной — не поддерживается соответствующим или соизмеримым положительным имиджем. В то время как некоторые восприимчивы к его росту, многие другие относятся к нему критически. Китай часто попадает под критику из-за отсутствия демократии, предполагаемого нарушения прав человека и отсутствия свободы слова или свободы вероисповедания. А китайские инвестиции, экономические инициативы, культурная политика воспринимаются, как «захватнический план». Что еще более важно, впечатляющий экономический подъем Китая при авторитарной политической системе подрывает традиционную капиталистическую модель, которая сочетает в себе достоинства демократии и рыночной экономики. Это по понятным причинам вызвало беспокойство даже в ряде развитых стран по поводу того, что традиционная капиталистическая модель может в конечном итоге утратить свою легитимность. То, что Китай делает или не делает, внезапно стало объектом еще более пристального внимания.
Еще одна причина, почему Китай начал активно вести имиджевую политику, заключается в том, что Китай хочет увеличивать зону своего влияния. В эпоху торговой войны с США, противоречивых отношений с Западом для Китая критически важно собирать вокруг себя новых партнёров и союзников, и их место могут успешно занять развивающиеся страны. Страны БРИКС, каким бы неоднородным не был этот союза государств, являются для Китая ключевыми партнерами, как по-отдельности, так и в рамках организации.
В этих странах Китай проводит многостороннюю политику: реализует инициативы экономического, политического, социального, культурнообразовательного и других направлений. Китайские компании открывают для себя новые источники сырья, ресурсов и рынки сбыта товаров, инвесторы новые выгодные проекты, китайские специалисты занимаются обучением местных врачей, инженеров, IT специалистов, создаются новые инфраструктурные объекты. Казалось бы, эти выгодные всем сторонам кампании и инициативы, в совокупности с тем, какое высокое положение занимает Китай на мировой арене, и как он быстро развивается, должны работать на усиление восприятия имиджа Китая, как положительного, вызывать рост доверия и стимулировать желание сотрудничать в будущем....
1. Аналитический обзор ВЦИОМ «Иностранный язык: перспективная
инвестиция?» // ВЦИОМ, 30 сентября 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/inostrannyj-yazyk-
perspektivnaya-investicziya (дата обращения 27.04.2022).
2. Ежегодная большая пресс-конференция президента РФ Владимира 20
декабря 2018: официальный сайт Российской газеты. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/20/putin-otmetil-vzaimnoe-doverie-rossii-i-
knr.html (дата обращения 27.04.2022).
3. Мониторинг общественного мнения «Экономические и социальные
перемены»: официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), январь— февраль 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2017/137/2017_137_Digest.pdf
(дата обращения 27.04.2022).
4. Отчет об общей стоимости импортных и экспортных товаров по стране (региону) в декабре 2018 г. (в долларах США): официальный сайт Главного таможенного управления Китая (Ж ^ М ^ ). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.customs.gov.Cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302277/302276/2 278778/index.html (дата обращения: 18.04.2022).
5. Отчет об общей стоимости импортных и экспортных товаров по стране (региону) в декабре 2021 г. (в долларах США): официальный сайт Главного таможенного управления Китая (Ж^М^). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfXxgk/2799825/302274/302277/302276/4 127455/index.html (дата обращения: 18.04.2022).
6. Социологическое исследование «Africans’ perceptions about China: A sneak peek from 18 countries 2014-2020»: официальный сайт панафриканской, независимой, исследовательская сети «Afrobarometer», 3 сентября 2020. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.afrobarometer.org/wp- content/uploads/migrated/files/africa-china_relations-3sept20.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
7. Социологическое исследование «Attitudes toward China»: официальный сайт Pew Research Center, 5 декабря 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.pewresearch. org/global/2019/12/05/attitudes-toward-china-2019/ (дата обращения: 20.04.2022).
8. Социологическое исследование «China national image global survey 2019»: официальный сайт Центра международных коммуникационных исследований, Академии современного Китая и мировых исследований, 25 сентября 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.accws.cn/research/2019-china- national-image-global-survey/ (дата обращения 05.04.2022).
9. Социологическое исследование «China’s Economic Growth Mostly Welcomed in Emerging Markets, but Neighbors Wary of Its Influence 2019»: официальный сайт Pew Research Center, 5 декабря 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.pewresearch.org/global/2019/12/05/chinas-economic-growth-mostly- welcomed-in-emerging-markets-but-neighbors-wary-of-its-influence/ (дата обращения: 20.04.2022).
10. Социологическое исследование «Do you have a favorable or unfavorable view of China 2013-2020?» // Pew Research Centre. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.pewresearch.org/global/database/indicator/24/country/in/ (дата обращения: 05.04.2022).
11. Социологическое исследование «Does China Dominate Global Investment? » //
China Power, 26 сентября 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://chinapower.csis.org/china-foreign-direct-investment/ (дата обращения:
20.04.2022).
12. Социологическое исследование «How Are Global Views on China Trending?»: официальный сайт Центра стратегических и международных исследований, 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://chinapower.csis.org/global-views/ (дата обращения: 20.04.2022).
13. Социологическое исследование «Mood of the Nation 2020»: India Today, 7
августа 2021. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.indiatoday.in/mood-of-the-nation/story/motn-can-india-trust-china-ladakh- lac-standoff-1708888-2020-08-07 (дата обращения: 05.04.2022).
14. Социологическое исследование «Дружественные и недружественные страны»: официальный сайт фонда «Общественное мнение», 6 мая 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fom.ru/Mir/14201 (дата обращения 27.04.2022).
15. Социологическое исследование «Российско-китайские отношения»:
официальный сайт негосударственной исследовательской организации «Левада». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.levada.ru/2021/03/30/rossijsko-kitajskie-otnosheniya/ (дата обращения 27.04.2022)....35