Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическая основа исследования 8
1.1. Место географии религий в системе географических наук: история возникновения, связь с этнографией, культурной географией и религиоведением 8
1.2. Объект и предмет географии религии 20
1.3. Методология географии религии 27
Глава 2. Особенности территориальной организации и динамики религиозной сферы Кабардино-Балкарской Республики 32
2.1. Распространение православия на территории Кабардино-Балкарии: историческая динамика и современное состояние 32
2.2. Распространение ислама на территории Кабардино-Балкарии: историческая динамика и современное состояние 44
2.3. Распространение других конфессий и верований на территории Кабардино-Балкарии 55
Глава 3. Особенности территориально-религиозной системы Кабардино-Балкарской Республики как потенциальный источник конфликтогенности 63
3.1. Районирование религиозного пространства Кабардино-Балкарской Республики 63
3.2. Оценка потенциальной конфликтогенности территориально-религиозной системы Кабардино-Балкарии и предлагаемые меры по разрешению и недопущению возникновения конфликтных ситуаций. 73
Заключение 87
Список использованной литературы и источников 90
Приложение 1 101
Приложение 2 104
Актуальность темы исследования обуславливается, прежде всего, низкой степенью разработанности проблем географии религий в отечественных работах, вызванной идеологическим запретом на подобные исследования до 80-х гг. XX века и последовавшим разрывом с зарубежным опытом в этой области. К настоящему времени опубликовано достаточно много исследований, связанных с религиоведением, историей религии и различными теоретическими аспектами науки о религиях, однако, пространственному взаимоотношению между религиями и конфессиями уделяется совсем незначительное внимание.
Между тем, именно территориальные особенности взаимодействия религиозных институтов и верующего населения могут объяснить и даже предсказать различные политические конфликты и сложности регионального развития, так как в месте наложения периферий ареалов распространения отдельных конфессий образуется межконфессиональная (межрелигиозная) контактная зона, обладающая повышенным конфликтогенным потенциалом. Уровень конфликтогенности в ней зависит от ряда факторов, часть из которых общая для разного рода контактных зон и уже описана в исследованиях по лимологии, другая часть характерна именно для межконфессиональных контактных зон и нуждается в выявлении.
Кабардино-Балкарская Республика – место соседства двух крупных религиозных общностей – исламской и православно-христианской – и регион, имеющий неоднородное физико-географическое положение и сложный историко-этнический базис, а также отмеченный высоким уровнем латентных политических конфликтов и частыми проявлениями экстремизма.
Объект исследования – территоиально-религиозная система Кабардино-Балкарской Республики. Предмет исследования – особенности формирования, динамики и функционирования территоиально-религиозной системы Кабардино-Балкарской Республики как источник потенциальной политической конфликтогенности.
Цель исследования – выявить и и оценить потенциальную конфликтогенность территориальной организации религиозной сферы Кабардино-Балкарской Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи исследования:
1. определить место географии религии в системе географических наук, выявить общий объект и предмет географии религии, а также охарактеризовать основные подходы и методы, используемые в рамках исследований в области географии религии;
2. охарактеризовать особенности формирования, динамики и функционирования территориально-религиозной системы Кабардино-Балкарской Республики и её основных подсистем;
3. провести районирование конфессионального пространства Кабардино-Балкарии и определить географию межконфессиональных контактных зон;
4. выявить конфликтогенные факторы и провести интегральную оценку уровня потенциальной политической конфликтогенности по муниципальным образованиям Кабардино-Балкарской Республики с учётом особенностей территориальной организации религиозной сферы;
5. предложить меры разрешения текущих и предотвращения потенциальных конфликтов с участием религозной составляющей.
Исследование выполнено на основании системно-структурного подхода, использованы основные общенаучные и географические методы, среди которых: историко-географический, сравнительно-географический, статистический, картографический, математический, метод полевых исследований и другие.
Теоретической и методологической базой исследования являются исследования российских и зарубежных исследователей географии религии П.И. Пучкова, С.Г.Сафронова, Г.З. Озема, С.А. Горохова, А. Яцковского, О.Е. Казьминой, К.В. Гориной, С.И. Андреяновой, О.А. Балабейкиной, И.Ю.Филимоновой, К. Парка и др., а также работы, посвященные этногеографическим и политическим проблемам развития Северо-Кавказского региона и Кабардино-Балкарии в частности отечественных и региональных авторов И.Л. Бабич, А.Н. Гуни, С.И. Аккиевой, Э.Ф. Кисриева, А.А. Ярлыкапова и др. и материалы Кабардино-Балкарского научного центра Российской Академии наук.
Информационной базой исследования послужили данные Всероссийской переписи населения 2010 года, сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики и Министерства социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, информация о некоммерческих организациях из базы данных Министерства Юстиции Российской Федерации, монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов, результаты полевых иссследований, проводившихся в сентябре 2016 г.
Научная новизна исследования заключается в разаработке и применении методики оценки потенциальной политической конфликтогенности религиозного пространства. Впервые проведено религиозное районирование Кабардино-Балкарской Республики на основе авторского алгоритма, учитывающего наличие межрелигиозных контактных зон и мозаичность этнического состава.
Практическая и теоретическая значимость исследования. Результаты оценки потенциальной политической конфликтогенности религиозного пространства административно-территориальных единиц Кабардино-Балкарии, а также предлагаемые меры по разрешению и предупреждению конфликтов могут быть использованы республиканскими и локальными властями в своей работе. Алгоритм районирования религиозного пространства и методика оценки потенциальной конфликтогенности могут быть применены в исследованиях аналогичных регионов со сложной религиозной и этнической структурой.
На защиту выносятся следующие положения:
1. География религии – самостоятельная общественно-географическая дисциплина, тесно связанная с культурной географией, а также этногеографией и религиоведением. Объектом изучения географии религии является религиозное пространство, предметом – особенности формирования, функционирования, структуры, динамики и взаимосвязей религиозного пространства в системе геокультурного пространства. География религии использует системно-структурный, историко-географический и сравнительно-географический подходы, а также общенаучные, специальные географические методы и методы смежных наук.
2. Территориально-религиозная система Кабардино-Балкарии представлена сочетанием преобладающей мусульманской, православно-христианской и миноритарной подсистем и политеистического базиса, неотделимого от горских обычаев и традиционного права. Её формирование происходило на протяжении нескольких этапов и периодов под геополитическим и культурным влиянием окружающих держав – Византии, Грузии, Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи и Российского государства.
3. Применение авторского алгоритма районирования религиозного пространства с учётом степени религиозной и этнической мозаичности позволяет выделить на территории Кабардино-Балкарии пять религиозных районов различной специфики: Нальчикский, Зольско-Урванский, Лескенско-Терский, Эльбрусско-Черекский и Прохладненско-Майский.
4. Разработанная методика оценки потенциальной политической конфликтогенности на основани десяти факторов, характеризующих внутрирелигиозные, межрелигиозные и внешнерелигиозные взаимоотношения, позволяет выявить наличие в Кабардино-Балкарии административно-территориальных единиц с различным уровнем потенциальной конфликтогенности. Наиболее напряжённая ситуация наблюдается в Нальчике, районах с преобладанием русскоязычного населения, а также в Терском, Урванском и Эльбрусском районах.
5. Меры по разрешению и предотвращению религозно-политических конфликтов должны иметь комплексный характер и включать в себя смягчение давления на религиозные организации при сохранении контроля, работу в области религиозного образования, особое внимание к районам с повышенной потенциальной конфликтогенностью и решение социально-экономических и политических проблем, являющихся базисом большинства конфликтов.
Апробация результатов исследования. Промежуточные результаты исследования обсуждались на конференции «Географические исследования Евразии: история и современность» в рамках XII Большого географического фестиваля Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках XIII Большого географического фестиваля (г. Санкт-Петербург, 2016, 2017), Международном молодёжном научном форуме «Ломоносов 2017» (г. Москва). По теме выпускной квалификационной работы опубликовано 2 статьи в электронных сборниках научных конференций.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы исследования. Вторая глава посвящена особенностям динамики и функционирования территориально-религиозной системы Кабардино-Бакларской Республики. В третьей главе проводится районирование религиозного пространства Кабардино-Балкарии и даётся оценка факторам потенциальной политической конфликтогенности территориально-религиозной системы муниципальных образований Республики. Выпускная квалификационная работа содержит 105 страниц, 19 рисунков, 5 таблиц (включая приложения). Библиографический список включает 140 наименований.
География религии – научное направление, возникшее на Западе в середине XX века на стыке антропогеографии, религиоведения и социологии. Отечественные работы по географии религии появились несколько позже и были связаны не столько с социологией, сколько с этнологией и географией культуры. В настоящее время география религии оформилась в самостоятельную общественно-географическую субдисциплину, наиболее близкую к культурной географии. Объектом изучения географии религии является религиозное пространство, предметом исследования – особенности формирования, функционирования, структуры, динамики и взаимосвязей религиозного пространства в системе геокультурного пространства.
Междисциплинарное происхождение географии религии обуславливает широкий набор подходов и методов, используемых в религиозно-географических исследованиях. Наибольшее распространение получили системно-структурный, культурно-географический и системно-структурный подходы, применяются сравнительно-географический, статистический, картографический, социологические, математические методы, а также методы моделирования, факторного анализа, полевых исследований. В зависимости от задач конкретного исследования часть методологического аппарата может быть заимствована из смежных дисциплин.
2. Территориально-религиозная система Кабардино-Балкарии складывалась на протяжении двух тысячелетий на основании политеистического субстрата, неразрывно связанного с горскими обычаями и традиционным правом, в процессе геополитического, культурного и религиозного влияния окружающих держав – Византии, Грузии, Российского государства, принёсших в регион православное христианство, и Золотой Орды, Крымского ханства и Османской империи, насаждавших ислам. Вхождение Кабарды и Балкарии в состав Российской империи стало основополагающим фактором для окончательного формирования современной территориально-религиозной системы Республики.
Православие появилось на Северо-Западном Кавказе ещё в I в. н.э. После создания Аланской епархии оно распространилось в среду адыгских народов и басиан и на территорию современной Кабардино-Балкарии, однако постепенно было вытеснено исламом. С середины XVIII в. православие распространяется преимущественно среди русскоязычного населения. В настоящее время православие – вторая по числу последователей конфессия Республики после ислама.
Ислам в среду кабардинских и балкарских племён был принесён золотоордынскими завоевателями и в дальнейшем распространялся благодаря крымскому и турецкому влиянию. К началу XIX века происходит институционализация и политизация ислама, игравшего роль консолидирующего фактора для кабардинцев и балкарцев в ходе Кавказской войны. В настоящее время в Республике распространён наиболее либеральный ханифитский мазхаб суннитского толка ислама.
Религиозные меньшинства представлены как традиционными иудаизмом, католицизмом и лютеранством, характерными для конкретных этнических групп, так и новыми религиозными движениями и сектами, преимущественно сосредоточенными в крупных городах и ведущими активную миссионерскую деятельность среди коренных народов. Официальную регистрацию имеют общины баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и адвентистов, ряд групп действует вне закона.
3. Районирование религиозного пространства Кабардино-Балкарии, проведённое на основе выделения преимущественно мусульманских и преимущественно православных районов, а также учёта уровня религиозной мозаичности и этнического состава населения и характера распространения иных религиозных групп, позволило выделить на территории Республики пять религиозных районов: Нальчикский преимущественно исламский со смешанным населением и значительной долей последователей православия и других конфессий, Зольско-Урванский преимущественно исламский с преобладанием кабардинского населения и значительной долей последователей православия, Лескенско-Терский исламский с преобладанием кабардинского населения, Эльбрусско-Черекский преимущественно исламский с преобладанием балкарского населения и Прохладненско-Майский преимущественно православный с мозаичным религиозным и этническим составом.
4. Территориально-религиозная система Кабардино-Балкарии является источником потенциальной политической конфликтогенности – свойства пространства вызывать общественные, политические или территориальные конфликты и / или способствовать их эскалации при ряде неблагоприятных обстоятельств, что подтверждает ряд текущих или имевших место в прошлом конфликтов. Оценка потенциальной политической конфликтогенности, для которой было выбрано 10 основных факторов (наличие и опыт конфликтов, недостаток образования, недостаток общин и культовых сооружений, интрузивные религиозные явления, наличие религиозной контактной зоны, политизация религии, этническая мозаичность, характер демографических процессов, зарубежное влияние и социально-экономические проблемы), выявила наличие в Кабардино-Балкарии административно-территориальных единиц с низким, средним и средневысоким уровнем потенциальной конфликтогенности. Наиболее напряжённая ситуация наблюдается в Нальчике, районах с преобладанием русскоязычного населения, а также по совокупности факторов в Терском, Урванском и Эльбрусском районах.
5. Для недопущения развития общественно-политических конфликтов на религиозной почве властями Кабардино-Балкарской Республики при участии местного Духовного управления мусульман, православного Нальчикского благочиния и горско-еврейской общины принимается ряд мер, которому необходимо придать комплексный характер. Давление на религиозные общины следует снизить, требуется скорейшее разрешение текущих конфликтных ситуаций, поддержка религиозного образования и изучения этнических и религиозных конфликтов, особое внимание нужно уделить религиозному развитию районов с повышенной потенциальной конфликтогенностью, а также необходимо постепенно искоренять основные причины конфликтов, находящиеся в социально-экономической и политической сферах.
Возникновение политических конфликтов со значительной долей религиозного и национального факторов является реальной угрозой для Кабардино-Балкарии. Их недопущение требует постоянного мониторинга ситуации, анализа его результатов и оперативной разработки и принятия соответствующих мер.
Книги и монографии:
1. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Кн. изд-во, 1973, 166 с.
2. Аккиева С.И. Ислам в Кабардино-Балкарской Республике. М.: Логос, 2009, 136 с.
3. Аккиева С.И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (постсоветский период). М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН: Центр по изучению межнац. отношений ИЭА РАН, 2002, 441 с.
4. Бабич И.Л., Степанов В.А. Историческая динамика этнической карты Кабардино-Балкарии. 1860-1990-е годы. М.: ИЭА РАН, 2009, 168 с.
5. Батчаев В.М. Балкария в XV – начале XIX в. –М.: ТАС-ИЗДАТ, 2006, 190 с.
6. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия, 2004, 1456 с.
7. Бурдо М., Филатов С. Атлас современной религиозной жизни России. Т.1. М.:Летний сад, 2005, 621 с.
8. Гидденс Э. Социология религии. М: Наука, 1999, 436 с.
9. Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география: научная экспликация. СПб.:Филологический факультет СПбГУ, 2010, 664 с.
10. Голяндин Н.П. Православие в Кабардино-Балкарии: история и современность. Ставрополь: АГРУС, 2016, 328 с.
11. Горохов С.А. Религии народов мира. М.: Кнорус, 2014, 424 с.
12. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Изд-во ЭКСМО, 2008, 109 с.
13. Гуня А.Н. Динамика освоения горного региона: структурные и институциональные факторы (на примере динамики расселения и землепользования Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии). Нальчик, изддательство КБНЦ РАН, 2008, 114 с.
14. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н.Новгород: Изд-во «Христианская библиотека», 2008, 814 с.
15. Дзамихов К.Ф., Думанов Х.М., Кажаров А.Г., Калмыков Ж.А. Этнотерриториальная и административно-территориальная структура Кабардино-Балкарии и проблемы реализации в КБР Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Нальчик, 2010, 84 с.
16. Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Издательство «Индрик», 2012, 264 с.
17. Замятин Д.Н. Власть пространства и пространство власти: Географические образы в политике и международных отношениях. М.: РОССПЭН, 2004, 349 с.
18. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М.: Знак, 2006, 488 с.
19. Замятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004, 506 с.
20. Замятин Д.Н. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические походы. Москва: Российский НИИ культурного и природного наследия, 2008, 759 с.
... Всего источников – 140
Содержание магистерской диссертации - Особенности территориальной организации религиозной сферы Кабардино-Балкарской Республики как потенциальный источник конфликтогенности
Выдержки из магистерской диссертации - Особенности территориальной организации религиозной сферы Кабардино-Балкарской Республики как потенциальный источник конфликтогенности