Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Значение тренированности 8
1.2 Функциональные резервы. Тренировочные эффекты 11
1.3 Характеристика физических качеств в волейболе 13
1.4 Теоретические обоснования применения средств спортивно-оздоровительного туризма в литературе 18
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 26
2.1 Задачи исследования 26
2.2 Методы исследования 26
2.3 Организация исследования 32
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 35
3.1 Физические показатели 35
3.2 Функциональные показатели 40
3.3 Технические показатели 44
3.4 Анкетирование 46
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Актуальность исследования. Волейбол - это вид спорта, который требует от игроков высокой физической подготовки, развития таких физических качеств как скорость, выносливость, сила и координация движений. Для достижения высоких результатов в волейболе необходимо регулярно заниматься физической подготовкой.
Подготовка волейболистов проводится большую часть сезонного времени в спортивных залах, что может приводить к снижению мотивации в следствие однообразия тренировочного процесса [54]. Решение проблемы однообразия средств и методов, применяемых в спортивной подготовке студентов, имеет большое значение, так как позволяет улучшить мотивацию к тренировкам [9].
Исследователями проведен опрос тренеров по волейболу различного уровня с целью оценки современной методики подготовки волейболистов. Большинство тренеров считает, что современная методика не соответствует мировым стандартам. Одним из главных условий успешности спортивной подготовки, по их мнению, является умение тренера разнообразить тренировочный процесс, создать творческую атмосферу, расположить игроков к желанию работать через положительное психоэмоциональное состояние [54].
Применение средств и методов спортивно-оздоровительного туризма призвано положительно отразиться на результатах тренировок, создать мотивацию у спортсменок к занятиям и улучшить их психоэмоциональное состояние. Помимо психоэмоционального, эстетического и рекреационного аспектов применение средств спортивно-оздоровительного туризма в тренировочном процессе имеет под собой и биологические основы, поскольку спортивно-оздоровительный туризм естественен для человека в качестве двигательной деятельности из-за природной обусловленности, сложившейся в процессе эволюционного развития.
Расширение арсенала средств спортивной подготовки в волейболе за счет внедрения методик спортивно-оздоровительного туризма могло бы способствовать повышению физической и технической подготовленности, улучшению функциональных способностей у игроков.
Спортивно-оздоровительный туризм является одним из эффективных способов улучшения физической подготовленности. Во время походов, экскурсий, путешествий на велосипедах и других видов туризма, студенты- волейболистки могут улучшить свою физическую форму, развить выносливость, силу и координацию движений, получить
психоэмоциональную разгрузку. Особенности методов СОТ также будут способствовать развитию стрессоустойчивости у спортсменок [1], [50], [51].
Помимо этого, спортивно-оздоровительный туризм способствует развитию социальной активности и коммуникативных навыков, что также является важным аспектом физической подготовки студентов [29].
Таким образом, спортивно-оздоровительный туризм может стать эффективным способом улучшения физической формы студенток- волейболисток и подготовки их к соревнованиям [24].
Волейбол является одним из игровых видов спорта, соревнования по которому проводятся на международной арене. Согласно Федерального Стандарта Спортивной подготовки средствам развития общей выносливости и функциональных способностей необходимо уделять особое внимание [58]. Усиливающаяся конкуренция в мировом спорте высоких достижений требует постоянного поиска новых и эффективных методик в подготовке спортсменов.
Поиски путей и решений, с помощью которых можно разнообразить тренировочный процесс и обеспечить должный уровень физической подготовленности, закономерно подталкивает методистов и тренеров в сторону спортивно-оздоровительного туризма, возможности которого могли бы существенно расширить набор таких средств.
Широкая география проведения соревнований требует оптимизации системы многолетней подготовки волейболистов. Соревнования проводятся в различных климатических, географических и временно-поясных условиях, которые могут существенно отличаться от условий места проживания и постоянной подготовки спортсменов.
...
Анализ спортивной деятельности показал, что в основе профессиональной подготовки лежит повышение потенциальных возможностей организма. В этой связи основной задачей теории физического воспитания является разработка педагогических методик для повышения этих возможностей человека.
Соединение теории физического воспитания и организационных возможностей туризма позволит создать научно обоснованную методику для включения средств спортивно-оздоровительного туризма в процесс профессиональной подготовки спортсменов.
В своем исследовании мы ориентировались на создание технологии управления адаптационными процессами, которая была бы охарактеризована интенсивностью и продолжительностью нагрузок, интервалом отдыха и разнообразием двигательной деятельности.
Изучение физиологии процесса тренировок оказывает влияние на выработку методики внедрения средств СОТ в тренировочный процесс. Согласно физиологической теории, низкоинтенсивные упражнения продолжительностью более четырех часов создают повышенную концентрацию гормонов в крови и приводят к накопительному эффекту [21], [25], [27]. Гормоны длительное время действуют на ДНК и способствуют накоплению и-РНК в активных тканях, что приводит к гипертрофии костного мозга и желез внутренней секреции. В общем плане это улучшает адаптацию организма и его выносливость. К низкоинтенсивным упражнениям мы отнесли однодневные прогулки со спортивными играми на природе и походы.
Упражнения с повышенной интенсивностью, приближенные к околомаксимальному уровню нагрузок, вызывают больший выброс гормонов в кровь и при меньшей экспозиции оказывают высокий эффект. Эти упражнения приводят организм в более острое состояние, поэтому пренебрежение допустимыми объемами нагрузок неизбежно будет приводить к переутомлению на фоне общего адаптационного синдрома. В список таких упражнений мы определили радиальные подъемы, восхождения, бег в гору, скалолазание [6], [13], [65].
Результаты эксперимента определили достоверный рост показателей в экспериментальной группе. На начальном этапе отмечались статистически незначимые различия между группами. Показатели уровня общей выносливости и работоспособности на этапе констатирующего эксперимента свидетельствуют об одинаковом уровне физической подготовленности участниц при сравнении групп. На формирующем этапе наблюдаемая разница стала статистически значимой, что показали расчеты. Процент прироста по этой группе тестов в экспериментальной группе составил от 5,49 до 12,1%.
В плане функциональных показателей отмечается сокращение времени на восстановление ЧСС после нагрузки практически на 40 секунд и снижение ЧСС при ортостатических пробах на 5 уд/мин в экспериментальной группе. Подобных изменений в контрольной группе отмечено не было. Рост показателей функционального состояния дыхательной системы отмечен в обеих группах. В контрольной группе он был незначительным, в экспериментальной группе показатели улучшились более значимо: задержка дыхания на вдохе приросла на 15 секунд, на выдохе - практически на 5 секунд.
Несмотря на рост технических показателей в обеих группах, в экспериментальной группе он более значительный. Улучшения произошли по приемам силовой подачи в прыжке, нападающем ударе из глубины и в отражении мяча при постановке блока.
По результатам исследования было выявлено, что спортивно-оздоровительный туризм как вид упражнений длительного характера может служить бездопинговым средством подготовки спортсменов. Применение средств СОТ гармонично вписывается в тренировочный процесс, поскольку длительная аэробная работа не способствует росту мышечной массы за счет миофибрил, но в большей степени приводит к развитию митохондриального аппарата. Результаты исследования показали больший прирост общей физической подготовленности и выносливости в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что можно рассматривать как свидетельство эффективности нашей программы.
Применение средств СОТ в спортивной подготовке волейболисток является биологически обоснованным и оправданным с точки зрения спортивной стратегии и планирования тренировочного процесса.
При подведении итогов исследования выстроился ряд рекомендаций, на которые, по нашему мнению, необходимо обратить внимание тренеру. Несмотря на кажущуюся легкость средств СОТ, в процессе занятий тренеру необходимо придерживаться принципа адекватности нагрузок и постепенности их наращивания, во избежание состояний переутомления у спортсменок.
Поскольку применение средств СОТ в подготовке волейболисток не преследует целей профессионального совершенствования в этом направлении, то тренировки СОТ необходимо проводить в межсезонный период после окончательного наступления тепла. Снижение объема специальной физической подготовки и смещение в сторону общей физической подготовки в этот период позволит поддерживать спортивную форму и избегать чрезмерных нагрузок. Для состава команды становится возможным уделить больше внимания общей физической подготовке с целью повышения адаптационного потенциала спортсменок [33].
Также на первых порах занятия СОТ в летний период более предпочтительны в плане сохранения здоровья спортсменок, поскольку в это время существенно снижается риск заболеваемости ОРЗ и ОРВИ из-за погодных условий.
Данное исследование было сосредоточено на конкретных задачах для определенного вида спорта. Программа тренировок была разработана с учетом развития физических качеств.
1. Агаджанян Н.А., Кислицын А. Н. Резервы организма и экстремальный туризм. М. : Просветитель, 2002. 302 с.
2. Артамонова Л.Л. Функциональные пробы / Л.Л. Артамонова // Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого URL: https://clck.ru/33TQrD (дата обращения: 10.01.2022), режим доступа - свободный.
3. Ашибоков М.Д. Критерии оценки технико-тактической
подготовленности команд волейболистов // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-tehniko-takticheskoy- podgotovlennosti-komand-voleybolistov(дата обращения: 12.02.2023).
4. Базовая подготовка по спортивно-оздоровительному туризму :
монография / С.В. Соболев, В.М. Гелецкий, Е.А. Николаев [и др.]. -
Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016. - 230 c. - ISBN 978-5-7638-3551-9. - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/84317.html(дата обращения: 01.02.2023). - Режим доступа: для авторизир.
пользователей.
5. Бурцев А.В. Совершенствование пространственно-временной
ориентировки у квалифицированных волейболистов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/sovershenstvovanie-prostranstvenno-vremennoy-orientirovki-u- kvalifitsirovannyh-voleybolistov (дата обращения: 07.03.2023).
6. Вахитов И.Х. «Физиология физических упражнений»: Учебное пособие / И.Х. Вахитов, А.Р. Гиззатуллин, Т. Л. Зефиров - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015.-248 с.
7. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А.В., Савина М.В., - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. - 368 с.
8. Воскрекасенко О.А. Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в вузах // Вестник НовГУ. 2010. №58. URL: https://clck.ru/33TQGs (дата обращения: 05.01.2023).
9. Горелик В.В., Русакова Н.Г., Семиглазова Е.П. Современные проблемы физического воспитания студентов в системе высшего образования // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции, Самара, 07 апреля 2015 г. Самара: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 97-99.; URL: https://clck.ru/33TQsv(дата обращения: 04.02.2023), режим доступа - свободный.
10. Грабар К.С. Оценка функционального состояния спортсменов различных специализаций // Международный студенческий научный вестник.
- 2018. - № 5.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19091 (дата
обращения: 04.02.2023), режим доступа - свободный.
11. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002.-512 с.
12. Духова Г.А. Методика определения и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы: Методические указания. - М.: МИИТ, 2014. -25 с.
13. Еськов В.М., Фудин Н.А., Белых Е.В., Троицкий А.С.
Дозированная физическая нагрузка - критерий тренированности спортсмена // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2015. №4. URL: https://clck.ru/33TQ5Y (дата обращения: 05.01.2023).
14. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров.
— М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
15. Жигарев О.Л. Влияние спортивно-оздоровительного туризма на морфофункциональные и психофизиологические показатели организма студентов : диссертация ... кандидата биологических наук : 03.00.13.- Новосибирск, 2002.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-3/1310-7.
...
68 источников