Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Редакционный процесс создания инфографики в российских деловых изданиях

Работа №141747

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Создание журналистского материала в современной редакции делового издания……………………………………………………………….10
§1. Современный редакционный процесс и создание журналистского материала…………………………………………………………………………10
1.1. Организация работы редакции как фактор в подготовке журналистского материала………………………………………….10
1.2. Изменения в подготовке журналистского материала под влиянием экономического кризиса и новых технологий…………………….17
§2. Инфографика в деловых изданиях: российский и зарубежный опыт……31
2.1. Инфографика как вид журналистского материала ………………..31
2.2. Процесс создания инфографики в периодическом издании: осмысление российского и зарубежного опыта…………………….……40
2.3. Роль и функции инфографики в деловой прессе…………………...52
ГЛАВА 2. Редакционный процесс создания инфографики в российских деловых изданиях………………………………………………………………57
§ 3. Процесс создания инфографики и методы его изучения………………..57
3.1. Методы исследования процесса создания инфографики…………57
3.2. Предварительный визуальный анализ инфографики в российских деловых изданиях…………………………………………………………..60
§ 4. Модель процесса создания инфографики в периодических изданиях…..66
4.1. Редакционный процесс создания инфографики в российских деловых изданиях…………………………………………………………..66
4.2. Рекомендации по созданию инфографики от ведущих экспертов 92
4.3. Модель создания инфографики: общие принципы и редакционные особенности………………………………………………………………...98
Заключение…………………………………………………………………….106
Список использованной литературы………………………………………110
Приложение 1. Примеры инфографики в российских деловых изданиях...117
Приложение 2. Список вопросов для глубинных полуструктурированных интервью с экспертами………………………………………………………...120



Сегодня форма и «упаковка» информации не менее важны, чем ее содержание. Представлять сухую информацию наглядно и интересно помогает инфографика. Многие исследователи утверждают, что в эпоху клипового мышления и нехватки времени у потребителей медиаконтента нет возможности читать длинные тексты. Мы можем говорить о тренде уплотнения информационного потока, когда на человека обрушиваются гигантские потоки информации.
В последнее время характер восприятия массовой информации человеком изменился. Современный читатель хочет не только читать, сколько видеть информацию. Известно, что большую часть информации человек воспринимает при помощи глаз. В периодических изданиях все отчетливее проявляется тенденция визуализации. Все это приводит к тому, что «визуальные» жанры в современных изданиях по частоте использования не уступают текстовым.
Информационная графика становится одним из основных визуальных компонентов периодического издания. Инфографика позволяет сократить временные затраты на восприятие информации. А сочетание логики и визуальной составляющей в инфографике становится ее основным преимуществом.
Особенно активно используют инфографику деловые издания. Она позволяет систематизировать, сравнивать и анализировать различного рода данные, которые часто встречаются в деловой прессе. Инфографика помогает представлять данные в наглядной форме, сокращать время на восприятие информации, делать издание более конкурентоспособным и эстетически привлекательным. В условиях экономического кризиса и дигитализации редакции средств массовой информации часто прибегают к созданию инфографики, поскольку она создает изданию конкурентное преимущество. Сегодня инфографика становится ведущим жанром в СМИ, который нуждается в изучении и систематизации. Несмотря на важность нового жанра для современного издания, практически неизученным остается процесс создания редакционной инфографики.
Между тем, в условиях стремительного развития технологий и перманентного экономического кризиса меняются структуры редакций и процесс создания журналистских материалов. Существенным изменениям подвергаются технические отделы редакций, благодаря новым технологиям ускоряется и даже автоматизируется процесс верстки, а также появляется такое явление, как инфографика. С того момента, как инфографика стала часто появляться на страницах прессы, её создание стало основным направлением деятельности дизайнерских отделов в редакциях. В некоторых изданиях появились службы инфографики и отделы журналистики данных, что привнесло изменения в работу редакций. Из-за появления инфографики в арсенале жанров периодической печати у сотрудников редакции появились новые обязанности, между редакционными работниками возникли новые профессиональные связи, в процессе работы над номером образовались новые этапы, в редакции появились новые сотрудники с уникальными профессиональными навыками.
Актуальность темы работы обусловлена малой изученностью и практической потребностью в исследовании процесса создания инфографики. И если инфографика как явление, а также процесс создания журналистского материала отчасти изучены как зарубежными, так и российскими исследователями, то процесс создания инфографики в современной редакции пока никто не анализировал. Неизученными остаются этапы, из которых он состоит, длительность процесса создания инфографики, факторы, которые влияют на него, численность и профессиональный профиль сотрудников редакции, которые задействованы в создании инфографики, подразделения, занимающиеся подготовкой инфографики и др.
Наш интерес к изучению процесса создания инфографики обусловлен тем, что инфографика – это жанр, в создании которого участвует много редакционных сотрудников. Инфографика рождается в результате сотрудничества специалистов разных профилей. Поэтому важно рассмотреть процесс создания инфографики, его этапы и роли задействованных сотрудников.
Из вышесказанного вытекают следующие исследовательские вопросы: как происходит процесс создания инфографики в российских редакциях деловых изданий? Из каких этапов он состоит? Сколько в среднем занимает времени? Какие факторы влияют на время создания инфографики? Как взаимодействуют сотрудники издания в процессе подготовки инфографики? Какие подразделения задействованы при разработке информационной графики? В нашей работе мы попытаемся ответить на данные вопросы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка разработки модели редакционного процесса создания инфографики. В работе выявлены основные этапы создания инфографики, общие и редакционно-определенные компоненты создания жанра инфографики. В исследовании описывается, как происходит внутриредакционное взаимодействие между сотрудниками во время подготовки инфографики, сколько времени занимает подготовка инфографики и т.д.
Объектом исследования является редакционный процесс создания инфографики в российских деловых изданиях, а предметом – этапы и способы взаимодействия творческих и редакционных работников в процессе создания инфографики.
Целью данного исследования является выявление и описание модели создания инфографики в современных российских деловых изданиях. Для достижения цели поставили следующие задачи:
1. Исследовать изменения в процессе создания журналистского материала под влиянием экономического кризиса и развития технологий.
2. Выявить особенности инфографики в российских деловых изданиях и сформулировать критерии сложности инфографического материала.
3. Исследовать процесс создания инфографики в нескольких редакциях деловых СМИ.
4. Провести экспертные интервью для верификации выводов эмпирической части исследования.
5. Разработать модель создания инфографики в российских деловых изданиях, выделить общее и частное для различных редакций.
Хронологические рамки исследования. В ходе исследования процесса создания инфографики мы общались с представителями периодических изданий, которые занимаются созданием инфографики в настоящее время. Глубинные интервью с экспертами проводились в январе- апреле 2017 года; наблюдение в редакции газеты «Деловой Петербург» – в августе-ноябре 2016 года. Комплексный визуальный анализ инфографики в журнале «РБК», газетах «Ведомости» и «Деловой Петербург» проводился на основе номеров данных изданий за период с октября 2016 по апрель 2017 года.
Теоретической базой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов. Для исследования процесса работы журналистской редакции и форм ее организации мы изучили труды С.М. Гуревича, А.В. Вырковского, А.В. Колесниченко, М.Н. Кима, Е.А. Лазаревича. Также мы привлекали литературу, связанную с менеджментом организаций, например, работы А. Файоля, Р.Л.Дафта, П.С,Серенкова, В.В.Репина, В.Г. Елиферовой, Б. Андерсена, Л. Кунг. В изменениях, происходящих с процессом производства журналистского материала в связи с бурным развитием технологий и экономического кризиса, нам помогли разобраться работы И.В. Лизуновой, М.Аникиной, И. Кирия, А.Н. Мнацаканяна, М.М. Лукиной, А.А. Никитенко, С.И. Симаковой, Л.И. Кукаевой, А.С. Чернавского, М. Шилиной, М. Дезе, К. Дженсен, К. Мейер, Т. Витшге и Г. Нюгрен.
Для исследования инфографики, как явления, мы использовали труды Э. Тафти, А. Каиро, С. Валаско, Р. Крама, М. Смикикласа, Р. Косара, Б. Миллер, Б. Барнетт, В.В. Лаптева, Я.В. Лайковой, А.А. Бузиновой, М.А. Фроловой, Е.М. Тихоновой, Е.А. Смирновой, А.Г. Качкаевой, С.В. Острикова, А.Л. Свитич, В.Э. Шевченко, С.С. Золотовой, В.Э. Шевченко, С.В. Федотовой, С.Р. Сулаймановой. В ходе изучения процесса создания инфографики мы обращались к работам В.В. Лаптева, Е.А. Смирновой, С. Рой, Д. Ромли, Т. Фаррант-Гонсалез, М. Джанда и других авторов.
Методы исследования. Для изучения редакционной практики создания инфографики мы использовали методы наблюдения, структурного анализа редакции и глубинного полуструктурированного интервью. Для построения модели создания инфографики использовался метод аналитического моделирования. Также в рамках исследования мы провели комплексный анализ инфографики в газетах «Ведомости» и «Деловой Петербург», а также в журнале «РБК» с целью изучения тематического, типологического и структурного своеобразия инфографики в выбранных изданиях.
Эмпирической базой исследования послужила деятельность редакций газет «Ведомости» и «Деловой Петербург», а также журнала «РБК» по созданию инфографики. Кроме того, эмпирической базой работы стали номера данных изданиях, вышедших за период с октября 2016 года по апрель 2017 года.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в рамках учебного процесса в вузах, например при преподавании дисциплин, связанных с инфографикой. Ценность работы также заключается в том, что она может быть полезна для редакций, которые только начинают внедрять в свою практику создание инфографики. Возможно, исследование будет интересно менеджерам, которые распоряжаются временными и финансовыми ресурсами медиапредприятий.
Апробация. Результаты исследования были апробированы на конференции Санкт-Петербургского государственного университета «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» в марте 2017 года.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы и четыре параграфа, заключение, список использованных источников и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования мы решили поставленные задачи и можем считать цель нашей работы достигнутой. Мы пришли к определенным выводам:
Организация работы редакции непосредственно влияет на процесс подготовки журналистского материала. Под влиянием экономического кризиса и бурного развития технологий деятельность редакций и процесс создания журналистского материала претерпевают существенные изменения. Вследствие влияния данных факторов меняется структура редакций – от пирамидальной модели они переходят к плоской. Большинство редакций становятся конвергентными, а журналисты вынуждены становиться универсальными специалистами. Контент средств массовой информации становится мультимедийным, а пользователи могут влиять на содержание изданий. Значительным изменениям подвергаются технические отделы редакций, благодаря новым технологиям ускоряется и даже автоматизируется процесс верстки, появляется такое явление, как инфографика. В некоторых редакциях появляются службы инфографики и отделы журналистики данных. Появляются новые профессии, например, инфограф.
Инфографика становится особенным синтетическим жанром журналистики, представляющим собой комбинацию текста и изображения. Эстетическая привлекательность инфографики и ее способность представлять сложные данные в наглядном виде сделали данный жанр востребованным в средствах массовой информации. Благодаря объединению визуального и вербального элементов инфографика способна влиять на разные каналы восприятия человека. Инфографика в деловых изданиях представлена широким спектром разновидностей. В основном, это стандартные виды диаграмм, однако, они могу быть дизайнерски оформлены или могут содержать дополнительные публикации. Различные виды визуализаций могут дополнять друг друга в одном инфографическом материале. Можно выделить несколько уровней сложности инфографики, которая встречается в современных редакциях. Первый тип – простейшая инфографика (стандартные диаграммы и графики небольшого размера, выполненные в минималистичной манере). Второй тип – инфографика средней сложности (более сложные и масштабные типы визуализаций, требующие более тщательной «отрисовки», могут содержать иллюстрации и другие дизайнерские элементы). Сложная инфографика представляет собой масштабные инфографические проекты, она может иметь крупный размер, сбор данных и «отрисовка» занимают много времени. Время создания инфографики разных степеней сложности будет отличаться. Если в первом случае процесс создания инфографики займет не более часа, то в последнем – несколько дней, недель или месяцев.
Посредством глубинных интервью и наблюдения мы исследовали процесс создания инфографики в нескольких редакциях российских деловых СМИ. Мы выделили список этапов создания инфографики. Его можно представить в сжатом виде: выбор темы, обсуждение, сбор данных, систематизация данных, создание эскиза, «отрисовка» инфографики в графической программе, проверка, внесение правок. В данном процессе имеют место итерации – многократные повторения этапов, возвращения к предыдущим этапам. Можно провести декомпозицию каждого этапа, то есть разделить его на подэтапы. Кроме основных этапов, существуют дополнительные, они выделяются индивидуально некоторыми специалистами. По мнению опрошенных специалистов, самые сложные этапы в создании инфографики – сбор «правильных» данных, обсуждение данных с журналистами, выбор подходящего средства визуализации, поиск удачного образа для визуализации, нахождение стилистики инфографики, вникание в сложную тему инфографики. Стоит отметить, что существует разница в определении этапов создания инфографики у арт-директоров, редакторов и дизайнеров. Первые подходят к классификации этапов более основательно и систематически, вторые описывают процесс кратко и с практической точки зрения.
В исследованных редакциях нет специализированных служб инфографики, однако, в одной редакции планируется создание такого подразделения. Созданием инфографики занимаются дизайнерские отделы, в которых работают универсальные дизайнеры. На каждом этапе подготовки инфографики задействуются разные сотрудники, на одних этапах они пересекаются, на других действуют «в одиночку». Но, в целом, создание инфографики – коллективный процесс, требующий взаимодействия специалистов разных профилей. Основные участники процесса создания инфографики – дизайнер (инфограф), журналист, арт-директор, редактор, корректор. У каждого участника процесса есть свои функции. В зависимости от редакции на разных этапах создания инфографики могут появляться и другие специалисты, например, программисты, переводчики, иллюстраторы, дизайнеры интерфейсов и т.д. Частая проблема, возникающая в процессе создания инфографики, – взаимодействие дизайнера и журналиста. В основном, она возникает из-за неумения последнего находить корректные данные и грамотно их обрабатывать и систематизировать. Действительность выдвигает новые требования к журналистам, работающим с данными. Им необходимо уметь работать с большими объемами данных, уметь обрабатывать данные и создавать простейшие прототипы инфографики.
На время создания инфографики влияет множество факторов. Один из самых главных – уровень ее сложности. Как уже было сказано выше, мы выделили три уровня сложности инфографики. Создание инфографики первого уровня сложности занимает не более часа. На подготовку инфографики средней сложности работники редакции потратят несколько часов. На создание сложной инфографики может уйти несколько дней, недель или месяцев. Есть и другие факторы, влияющие на время создания инфографики, например, компетентность журналиста, готовящего данные для инфографики, периодичность издания и время сдачи в печать, корректность данных и количество, дизайнерский опыт в создании инфографики и насмотренность и др.
Процесс контроля создания инфографики в современных редакциях автоматизирован. Благодаря таким программам, как К4, все участники процесса могут отслеживать изменения в инфографике в режиме реального времени. Для создания инфографики в редакциях используется широкий спектр программного обеспечения. Для сбора данных используются такие стандартные инструменты, как Word и Excel. Самая часто используемая программа для «отрисовки» инфографики – Adobe Illustrator. Также для создания инфографики часто используются такие сервисы, как tableau, raw, infogr.am и многие другие сервисы.
Для того чтобы верифицировать результаты исследования, мы также обратились к экспертам по инфографике не из сферы деловых СМИ. Благодаря интервью с данными экспертами, мы утвердились в выводах относительно процесса создания инфографики, сделанных ранее. Например, выяснилось, что, как правило, они выделяют, такие же этапы в создании инфографики. Однако, оказалось, что при создании инфографики для электронного СМИ список этапов и участников процесса значительно отличается.
На основе полученных эмпирическим путем сведений мы разработали модель создания инфографики в российских деловых изданиях. Для этого мы выделили несколько параметров – участники процесса, их функции и взаимодействие друг с другом, универсальные и дополнительные этапы в создании инфографики, итерации и декомпозиция этапов. Также мы определили время создания инфографики разной сложности и факторы, влияющие на время создания инфографики. Кроме этого, мы описали рекомендуемое программное обеспечение для создания инфографики и сформулировали основные рекомендации по разработке инфографики, которые можно изучить в пункте 4.3. Таким, образом, мы можем считать цель нашей работы достигнутой.



1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. ред. Ю.П. Адлер. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.
2. Баранова Е.А. Все, что вы должны знать, если хотите развивать инфографику на газетном сайте// Электронный научный журнал МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп». – 2013. – №4. – С.8
3. Белова С. 10 шагов для создания идеальной инфографики [Электронный ресурс] // Хабрахабр, 2014. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/219465 (Дата обращения: 05.01.2017).
4. Бузинова А.А. Инфографика в визуальных pr-текстах: типология, приемы проектирования // Вестник СПбГУ. – Серия 9. – 2014. – Выпуск 2. – С. 189-199.
5. Вырковский А.В. Деловые СМИ в России и за рубежом в период кризиса: экономический организационный, творческий аспекты [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп» . – 2010. – Выпуск 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/692 (Дата обращения: 12.11.2016).
6. Вырковский А. В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. – М.: МедиаМир. – 2016. – 384 с.
7. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России :на примере "Форчуна", "Форбса", "Бизнес уика", "Эксперта", "Денег", "Смарт Мани": дис. … канд. полит. наук. – М., 2007.
8. Вырковский А.В. Трансформация редакционного менеджмента под влиянием дигитализации // Известия Саратовского университета. Серия «Журналистика». – 2016. – Том 16. – № 2. – С. 203-210.
9. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. – 2004.
10. Дафт Р. Л. Менеджмент. СПб: Питер, 2007. – С. 79.
11. Джанда М. Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах. – СПб.: Питер. – 2016. – 348 с.
12. Дизайн периодических изданий: учеб. пособие / под ред. Э.А. Лазаревич. – М.: Изд-во Моск. го. ун-та, 2000. – 120 с.
13. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление. М.: ИНФРА-М, 2015. – С. 17.
14. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010. – 200 с.
15. Золотова Е. С. Инфографика как способ повышения эффективности деловых интернет-СМИ / Е. С. Золотова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2015. – № 4 (144). – С. 27-32.
16. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.
17. Инфографика станет трендом 2013-2014 годов, прогнозируют медиаэксперты [Электронный ресурс] // РИА Новости, 2013. – Режим доступа: http://ria.ru/society/20130326/929060947.html#13855466554524&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (Дата обращения: 12.11.2016).
18. Ким М. Н. Организационно-управленческие аспекты деятельности конвергентной редакции. Управленческое консультирование. – 2014. – № 2.
19. Кирия И. Что такое мультимедиа? Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.:, 2010. – 200 с.
... Всего источников – 67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ