ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Взаимодействие центра и регионов в политике устойчивого развития 6
1.1 Основные направления политики устойчивого развития в России .. 6
1.2 Координация взаимодействия центра и регионов в политике устойчивого развития 15
1.3 ЦУР в системе координации взаимодействия центра и регионов 21
Глава 2. Особенности координационной деятельности ЦУР 26
2.1 Структура и функции ЦУР 26
2.2 Роль ЦУР в цифровизации политики устойчивого развития 33
2.3 Динамика политики устойчивого развития и перспективы ЦУР 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Постановка проблемы. Развитие технологий в современном обществе оказывает непосредственное влияние на разного рода отношения между субъектами внутри него. Современные технологии присутствуют практически во всех сферах. Межличностная коммуникация людей, удаленная работа, внедрение ИИ - это только часть того влияния технологий на человека и общество в целом. Технологии - это драйвер, который в наше время позволяет людям, различным компаниям и, конечно же, государствам существовать и успешно развиваться. Современные технологии достигли того этапа в своем развитии, что способны оказывать непосредственное влияние на протекание процессов в обществе, действовать как средство обеспечения информации, формировать образы политических лидеров и т. д.
Очевидным становится и тот факт, что технологии оказывают все большее влияние и на развитие государства. При чем это касается не только тех сфер, где данные технологии видны невооруженным взглядом, но и сфер, которые уже давно существуют в той парадигме, что технический прогресс на них влияет не в первую очередь. Однако данное утверждение не может быть истинным в нынешних условиях. Так как государства на данном этапе нацелены на максимизацию эффективности управления, то внедрение всех благ технологического прогресса становится одной из первостепенных задач.
Современная модель управления государства по словам разных авторов практически находится на пределе своих технологических возможностей. Многие авторы утверждают, что государствам необходима новая модель управления, которая будет наиболее эффективно справляться с вызовами времени. Расширяя данную тему, они приходят к необходимости введения сетевой модели управления, основным элементом которой, будет являться наличие обратной связи в процессе коммуникации между государством и обществом.
В России также идет повсеместное внедрение технологий в процессы государственного управления. Одной из целей устойчивого развития РФ в политике устойчивого развития является - наличие эффективных институтов. Эффективные институты довольно обширное понятие, однако в данной работе этот термин будет пониматься как «система социальных отношений, в которой процесс коммуникации между ее акторами построен на сочетании скорости и результативности».
В рамках повышения эффективности работы органов государственной власти в Российской Федерации с 2020 года начали функционировать «Центры управления регионами». Данные организации направлены на обеспечение наиболее эффективной обратной связи между гражданами и государством. В данный момент ЦУР являются только вспомогательным инструментом в осуществлении государственной власти, но стоит отметить, что на основе их деятельности власти уже принимают более релевантные управленческие решения.
Таким образом в данный момент ЦУР можно считать одним из инструментов обеспечения исполнения политики устойчивого развития России. Однако сохраняется необходимость в определении роли ЦУР во взаимодействии между центральными органами власти и региональными. Можно ли говорить о повышении эффективности в отношениях «центр - регионы»?
Актуальность. Актуальность исследовательской работы обусловлена необходимостью определения роли Центров управления регионами в системе государственного управления в данное время, а также выявления путей развития данной организации в будущем....
Внедрение цифровых технологий в государственное управление уже сейчас оказывает заметное влияние на развитие государства. Технический прогресс заставляет общество развиваться, чтобы успешно функционировать в данных реалиях. Это важно использовать не только в экономической или военной сфере, которые являются локомотивами в данном направлении, а также и в сферах, которые непосредственно связаны с обществом и государственным управлением.
Государственная система, которая активно внедряет в себя современные технологии сможет избавиться то лишних издержек и функционировать более эффективно. Примером этому может выступать снижение издержек на поддержание инфраструктуры, стандартизация документооборота, эффективной коммуникации. Возрастет и эффективность управления, посредством более детального и точного анализа данных.
В Российской Федерации Центр управления регионом стал одним из проектов, который зарекомендовал себя, как хороший проводник, коммуникатор, координатор и контролёр. Появление данного органа, непосредственно связано с курсом на цифровизацию государственного управления страны, интенсивного внедрения технологий и обеспечение быстрой коммуникации между гражданами и представителями власти. Активное использование цифровых платформ позволило ЦУР наладить качественный сбор данных в каждом субъекте РФ. Важным остается факт коммуникации с гражданами в онлайн пространстве с использованием технологий ИИ.
Работа ЦУР строится по новому принципу, который отличен от принципов ныне действующих моделей управления. Помимо использования цифровых технологий, эффективно идет работа с большими потоками информации, осуществляется более быстрая коммуникация. Это может говорить, что данный элемент в своей перспективе сыграет определенную роль в трансформации модели управления.
Уже сейчас ЦУР заключает в себе две важные функции координация и контроль. Координируя действия региональных властей осуществляя непрерывную работу с гражданами, ЦУР минимизирует риски принятия неверных решений. Это заметно повышает качество работы, а также способствует более успешному развитию регионов. При этом ЦУР подотчетен не только региональному, но и федеральному центру, отсюда следует, что работа данной структуры помимо координации осуществляет и контроль в деятельности регионов.
Таким образом, роль ЦУР в политике устойчивого развития довольно заметна. На данный момент — это хороший элемент системы управления, который позволяет проводить данную политику в каждом регионе учитывая специфику данного субъекта. Уже сейчас можно наблюдать значительные результаты работы данного органа. Во многих регионах появлением ЦУР реализация целей устойчивого развития стала проходить более интенсивно. Этому поспособствовал непрерывная работа ЦУР с гражданами каждого региона. Можно полагать что в дальнейшем данный орган, ляжет в основу трансформирующейся системы управления, в которой будут еще больше использоваться современные технологии.
1. Афанасьева О.Н., Зеленова К.А., Ким А.Е. Особенности и совершенствование государственного управления на региональном уровне // Академическая публицистика. 2022. № 12-1. С. 136-145. [Электронный ресурс] URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=49899590(Дата обращения 22.04.2023)
2. Баранов С. В., Самарина В. П., Шаталова Т. А., Территориальная политика
Российскоф Федерации и неравномерность пространственного развития // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №2. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24123113 (Дата обращения 13.04.2023)
3. Большакова К.Ю., Климова А.В. Центры управления регионом как новая форма управленческой деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 4. С. 391-400. [Электронный ресурс] URL:https://doi.org/10.22363/2312-8313-2022-9-4-391-400 (Дата обращения 23.04.2023)
4. Горлов К. Н., М. В. Ильичева Цифровизация как основа устойчивого
развития региона: социально-политический и экономический аспекты [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-kak-osnova-ustoychivogo-razvitiya-regiona-sotsialno-politicheskiy-i-ekonomicheskiy-aspekty (Дата обращения 28.04.2023г)
5. Дворядкина Е.Б., Кайбичева Е.И., Гончарова Н.И. Управление
пространственным развитием региона: опыт, наследие и задачи на будущее // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика 2017. № 4. С. 60-67. [Электронный ресурс] URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30763637(Дата обращения 22.04.2023)
6. Зацаринный А. А., Шабанов А. П., Инновационные системотехнические решения по построению ситуационных центров регионального уровня // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры. - 2018. - С 32-36. [Электронный ресурс] URL: https ://elibrary.ru/ item. asp?id=38227549 (Дата обращения 22.04.2023)
7. Истомин К. А. ЦУР - это не Федеральный надсмотрщик, а региональный помощник // Журнал Бюджет. - 2021. - №3. - С. 46-49. [Электронный ресурс] URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=46193430(Дата обращения 29.04.2023)
8. Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам севера. Новые подходы к стратегическому планированию в Российской Федерации: вопросы регионального развития / Материалы парламентских слушаний. - 2022. [Электронный ресурс] URL:
http://council.gov.ru/media/files/Y0AgGgaCBQkA55he19VmFnX83RBy6rAe.pdf (Дата обращения 15.05.2023)
9. Ланьшина Т. А., В. А. Баринова, А. Д. Кондратьев, М. В. Романцов
Устойчивое развитие и цифровизация: необычный кризис COVID -19 требует оригинальных решений // «Вестник международных организаций» [Электронный ресурс] URL:
https://iorj.hse.ru/data/2021/02/18/1356184417/Ланьшина.pdf (Дата обращения 10.04.2023г.)
10. Малахова, О. С. Тенденции устойчивого развития в России // Молодой ученый. — 2018. — №30 (216). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/216/52182/ (дата обращения: 20.05.2023).
11. Митяков С. Н. Новые цели устойчивого развития России // Развитие и безопасность 2023; [Электронный ресурс] URL:
https://ds.nntu.ru/frontend/web/ngtu/files/nomera/2023/01/021.pdf (Дата обращения 22.04.2023)
12. Отчет по проекту Ренкинг регионов РФ в достижении целей устойчивого развития в соответствии с показателями ЦУР ООН [Электронный ресурс]. — URL: https://mgimo.ru/upload/2022/11/ranking-regionov-rf.pdf(Дата обращения 20.05.2023)
13. Пасенов А. Н. Концепция устойчивого развития: историко правовые аспекты // Научные ведомости. - 2017. - №10 (259). - С. 156-160. - [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-ustoychivogo-razvitiya-istoriko-pravovye-aspekty/viewer(Дата обращения 20.05.2023)
14. Политическая онтология цифровизации и государственная управляемость: Монография / Под ред. Л. В. Сморгунова. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2022г. - 351 с.
15. Политическое в условиях цифровых трансформаций: Материалы Всероссийской научной конференции «Политическое в условиях цифровых трансформаций: философия, наука, технологии» СПБГУ Санкт-Петербург / Под ред. Л. В. Сморгунова, А. В. Курочкина, О. А. Игнатьевой. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2022г., - 383 с...(37)