Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию алогизмов как деструкторов текста, их видам, способам репрезентации в материалах изданий «Коммерсантъ», «Аргументы и факты» и «Газета.ру».
Алогизм как результат нарушения формально-логических законов был рассмотрен такими учеными-лингвистами, как Н.Д. Арутюнова и Б.Н. Головин, как ресурс экспрессивной стилистики был прокомментирован такими языковедами, как В.П. Москвин и Е.В. Клюев. Однако в настоящий момент лингвостилистический статус алогических языковых реалий четко не сформулирован.
Язык СМИ изучается такими специалистами в области медиаречи, как В.И. Коньков, Е.С. Кара-Мурза, Л.Р. Дускаева. Политический дискурс в своих исследованиях освещают Н.С. Ширяев, О.Л. Михалева, Ю.И. Воробьева.
В рамках нашего исследования мы постараемся выполнить коммуникативный и лингвокогнитивный анализ алогизмов, насыщающих политический медиадискурс.
Объектом настоящего исследования являются алогизмы. Предмет исследования — функционирование алогизмов в политическом медиадискурсе. Эмпирическим материалом работы стали заголовки статей интернет-изданий «Коммерсантъ», «Аргументы и факты» и «Газета.ру», выпущенные в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 гг.
Актуальность предпринимаемого исследования объясняется тем, что, с одной стороны, алогизм в культуре речи до сих пор не получил однозначного определения, а с другой — многочисленные отступления от принципов формальной логики на разнообразном массмедиальном материале пока не были удостоены исчерпывающего комментария.
Цель выпускной квалификационной работы — исследовать воздействующий и изобразительный потенциал приемов алогизма в политическом медиадискурсе...
Публицистический текст, как отмечает Н.И. Клушина в работе «Стиль массовой коммуникации», есть иерархическая структура, в которой совмещаются два плана выражения лингвистических стратегий и тактик убеждения: эксплицитный (открытое убеждение, апелляция к разуму) и имплицитный (подтекстовый уровень, апеллирующий к подсознанию). Манипулирование в публицистике — неотъемлемая часть убеждения. Убеждение при помощи любых речевых ресурсов — это реализация стратегии идеологического подчинения. Таким образом, публицистический текст — часть персуазивного дискурса, аккумулирующего убеждение и манипуляцию, аргументы и суггестию.
Заголовки как сильные позиции текста, компрессирующие, подвергнутые оценочной интерпретации автора события и явления, стимулируют развитие сходных оценочных суждений у читателей. Встроенные в когнитивную метафору приемы алогизма, оформляя совокупный заголовочный комплекс, выполняют текстообразующую, номинативную, оценочно-изобразительную функции, генерализуют развертывающийся новостной нарратив, «отражают процессы ментализации и аксиологизации социальной действительности». Катахреза, каламбурная зевгма, амфиболия, анантаподатон, аподозис, алогизмы, построенные на нарушении закона тождества и закона достаточного основания, как средства элокуции через призму концептуальной метафоры задают ироническую тональность публицистического высказывания, обеспечивают восприятие излагаемых фактов в заданных идеологических координатах.
1. Абламская Е. В. Экспансия сниженной лексики в современном русском языке // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. № 2. Т. 24 (63). Ч. 2. С. 119-123.
2. Абрашина Е. Н. Сниженная лексика в современных СМИ // Человек в
информационном пространстве: Сборник трудов конференции.
Ярославль, 2019. С. 260-265.
3. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
4. Атарова И. М. Политический дискурс и дискурс СМИ: области социокультурного пересечения // Гуманитарные и социальноэкономические науки. 2007. № 6. С. 166-168.
5. Бобровская Г. В. Алогизмы в газетных публицистических текстах // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. №7. С. 27-31.
6. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://bigenc.ru/literature/text/1814253 (дата обращения 12.05.2023).
7. Большой словарь русских поговорок / под ред. В. М. Мокиенко и Т. Г. Никитиной. М., 2007 [Электронный ресурс] URL: clck.ru/34UwmC URL: clck.ru/34V5uW (дата обращения 12.05.2023).
8. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова
[Электронный ресурс] URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата
обращения 12.05.2023).
9. Введенская Л. А. Стилистические фигуры, основанные на антонимах / Л.А. Введенская // Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1995. С. 423-424.
10. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. М., 1996. 411 с.
11. Вольф О. А. Нарушение закона исключенного третьего в
публицистических текстах: ошибка, прием манипуляции,
стилистическое средство // Litera. 2018. № 3. С. 314-321.
12. Гаташова Т. Б. Синтез поэзии и музыки в вокальном цикле М. Минкова «Плач гитары» на стихи Г. Гарсиа Лорки (исполнительский комментарий) // Южно-российский музыкальный альманах. 2008. № 5. С. 128-137.
13. Григоренко О. В. Феномен полиамории в современном обществе: социологический анализ // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2018. Т. 24. № 2.
14. Грушевская Т. М. Политический газетный дискурс
(лингвопрагматический аспект). М., 2002.
15. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. 2006. № 2. С. 20-33...82