Введение 2
Глава 1. Defixionum tabellae в греко-римской магии 7
Глава 2. Магия в мире зрелищ 21
Глава 3. Таблички с проклятиями: перевод и комментарий 38
Заключение 65
Библиография 67
Магические практики существовали в античном мире во все времена. Явления, оцениваемые как магические, встречаются уже в микенское время, и в гомеровских поэмах мы видим, что для автора и его читателей магические реалии были обыденным делом. Под «магией» или «колдовством» мы будем понимать совокупность разнообразных религиозных практик, объединяемых в одну группу по принципу сходства. Эти разнородные практики не легитимизированы нормативной религией, они находятся на периферии религиозной жизни, для их описания социологи и антропологи используют понятие «ненормативности». В самом деле, в архаическую и классическую эпоху магия остается несколько в тени, воспринимаясь как что-то недостойное, но, начиная с эллинистического времени, она занимает видное место в жизни древнего мира, а в римское время интерес к ней проявляют выходцы из всех слоев общества, от императоров до рабов, о магии и колдовстве пишут Гораций, Плиний Старший, Стаций, Ювенал, Лукиан, Флавий Филострат и многие другие авторы, причем знания, демонстрируемые ими, наводят на мысли о том, что они очень неплохо знакомы с этой областью.
Наша работа посвящена одному из самых широко распространенных видов магической практики древности — так называемым связывающим заклятиям (или проклятиям, defixiones, като.дшщл). Они называются так, потому что глагол, описывающий магическое действие, обозначает обезвреживание, «связывание» чарами противника. Чаще всего заклятия записаны на свинцовых табличках, поэтому обычное название их в литературе defixionum tabellae. Они появляются в V в. до н.э. и проходят через все последующие периоды истории античности. Ареал их распространения необычайно широк, от Северного Причерноморья до Испании, от Африки до Британии. Всего на настоящий момент известно более 1500 экземпляров, и их обнаруживают во время раскопок едва ли не каждый год. Целью этих табличек является установление контроля над конкурентом или объектом желания (в случае любовной магии), нанесение ему вреда, иногда — смерти. Эти defixiones были направлены против соперников на суде, в бизнесе, на стадионе или в цирке. Иногда они направлены на сферу личных отношений, добиваясь либо привязанности объекта любви, либо охлаждения и разрыва отношений.
В центре нашего внимания окажутся таблички, связанные с миром зрелищ в эпоху Римской империи (I-V вв. н.э.); кроме того, будет привлечен и более ранний материал. Актуальность нашей работы для классической филологии обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в мире амфитеатра, цирка или ипподрома, как замечают современные исследователи, отражался весь римский мир, и наблюдая за ним, мы можем лучше понять процессы, которые скрыты от нас античной нарративной и исторической традицией. Поддержка императором той или иной цирковой партии могла иметь большое внутри- и даже внешнеполитическое значение. Мир древних зрелищ не так сильно отличается от современного спорта и шоу-бизнеса, возможно провести параллели, которые лучше помогут нам разобраться как в происходившем в древности, так и в наше время. Анализ лексики проклятий проясняет для нас многое, что происходило на античных ипподромах и аренах амфитеатров. Эти таблички не были раз и навсегда застывшим стандартным текстом, они изменялись, в них появлялись новые формулы, имена богов, графические изображения. Все это делает их незаменимым источником по античной религии...
Подводя итоги, следует отметить, что таблички с проклятиями — важная часть религиозно-магических практик Средиземноморья, они использовались в разных областях жизни, от любовных дел до судебных процессов и спортивных состязаний. Самый яркий их аспект, к изучению которого мы обратились — агональный. Агональность была важной, если не важнейшей характеристикой культуры классической и эллинистической Греции, а затем и Римской Империи, она проникла во все сферы жизни древних людей.
Таблички были распространены по всему античному миру, от северной Африки до Британии. Мы видим смешение культур, что отражается на табличках: они написаны и на греческом, и на латыни, упоминаются иудейские, христианские, греческие, египетские, вавилонские сверхъестественные сущности. Почти все надписи по большей части на греческом и лишь несколько — на латинском. Возможно, это объясняется языком магических папирусов, в то время самых «авторитетных» инструкций для магов. Папирусы были написаны на греческом, и греческий же остался «языком магии»; время латыни в этой сфере придет в средние века. Обычно для изготовления табличек с проклятиями использовали свинец в силу легкодоступности материала и его особых «магических» свойств. Гвозди тоже были важной частью колдовства, так как они «закрепляли» заклятие с одной стороны и служили временным ограничением действия проклятия — с другой.
Магические таблички проходили определенный путь развития: самые ранние образцы проклятий содержали имя в аккузативе без глагола связывания или упоминания божества; в классическую эпоху стали упоминаться «хтонические боги» — Аид, Геката, Персефона, Гермес. В римское время на табличках в изобилии появляются изображения людей и животных, проклятия становятся заметно длиннее и сложнее.
Таблички включали в себя варварские имена (voces mysticae), магические изображения — /арактрре^. Все это должно было «усиливать» эффективность проклятий. Кроме того, намеренная сакрализация и мистификация таинства обеспечивались самой формой письма — периодически мы видим таблички, написанные бустрофедоном или палиндромы. Эти таблички воспринимались как действенное средство для достижения успеха в состязаниях. Их действие сводится не к позитивной, а негативной функции — они наводят порчу, привлекают беды и т. д. Как правило, почти всегда цель таблички — устранить соперника, что характерно не только спортивной магии, но и любовной.
Археологические данные о гонках колесниц, анализ содержания табличек и соотношение их с литературной традицией позволяют нам определить самые опасные моменты цирковых состязаний: в одной из приведенных нами табличек возничие «подрезают» друг друга на трассе, сталкивают свою колесницу с колесницей соперника так, чтобы та упала и не доехала до финиша. Использованные в табличках примеры «цирковой» лексики дают интересные случаи и новые значения словоупотребления для известных глаголов. Анализ орфографии и терминологии табличек позволяет лучше понять развитие языка в отдельных регионах античного мира в определенную эпоху; кроме того, обилие греческих табличек в Северной Африке — хорошая иллюстрация реальной языковой ситуации той эпохи.
Имена возничих, упоминаемые в текстах табличек, указывают нам на происхождение этих людей — все они либо рабы, либо вольноотпущенники. Таким образом, таблички с проклятиями являются не только источником о проведении цирковых состязаний, но и важным свидетельством о жизни древних.
1. Defixionum Tabellae / Audollent A. Paris, 1894.
2. Defixionum Tabellae Atticae / Ed. R. Wunsch. Berlin, 1873.
3. Lucian: A Selection. Cambridge Greek and Latin Texts. Cambridge/New York. 2008. Ed. by N. Hopkinson.
4. Plinius Maior. Naturalis historiae. Teubner, ed. C. Mayhoff.
5. Tacitus: Annals, Book IV. Cambridge. 1989. Ed. by R. H. Martin, A. J. Woodman.
6. The Greek Magical Papyri in Translation. Including the Demotic Spells / Ed. by H. D. Betz. Chicago, 1986.
7. Tomlin R. S. O. The Curse Tablets // The Temple of Sulis Minerva at Bath. Vol. 2: The Finds from the Sacred Spring / Ed. by B. Cunliffe. Oxford, 1988. P. 59277.
8. Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Пер. М. Л. Гаспарова. М. 1980.
9. Письма Плиния Младшего / Пер. В. С. Соколова. 2-е изд. М. 1984.
10.Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Пер. В. В. Вересаева. М. 1963.
Исследования
11. Белоусов А. В. Греческая и римская религия новозаветной эпохи. М., 2019.
12. Бондарь Л. Д. Афинские литургии V-IV вв. до н.э. СПб., 2009.
13. Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время. Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. СПб., 2003. С. 201-202.
14. Жестоканов С. М. Спорт и спортивные состязания в древней Греции // Феномен досуга в древнем мире / Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., 2013. С. 82-107
15.Зайцев А. И. Культурный переворот в древней Греции VII-V вв. до н.э. Л., 1985...51