Введение 4
Глава 1. Теоретические положения перевода детской литературы 7
1.1 Понятие детской литературы 7
1.1.1 Классификации видов детской литературы 10
1.2 Лексические, стилистические и грамматические особенности детской
литературы 16
1.3 Перевод современной детской литературы 20
1.3.1 Особенности перевода детских поэтических произведений 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Анализ особенностей перевода детских произведений Доктора Сьюза 30
2.1 Способы перевода лексико-семантических особенностей поэтических
произведений Д. Сьюза 30
2.1.1 Способы передачи простых непроизводных слов 31
2.1.2 Способы передачи ономатопеи 41
2.1.3 Способы передачи вымышленных имен собственных 47
2.1.4 Способы передачи сложных слов 54
2.1.5 Способы передачи простых производных слов 58
2.2 Способы передачи стилистических особенностей детских произведений
Д. Сьюза 61
2.2.1 Способы перевода аллитерации 61
2.2.2 Способы перевода лексического повтора 64
2.2.3 Способы перевода сравнения 67
2.2.4 Способы перевода литоты 70
2.3 Способы перевода синтаксических особенностей поэтических
произведений Д. Сьюза 71
2.3.1 Способы передачи синтаксического параллелизма 72
2.3.2 Способы передачи парцелляции 75
2.3.3 Способы передачи градации 77
2.3.4 Способы передачи полисиндетона 78
Выводы по главе 2 82
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Список источников материала 93
Приложения 94
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу особенностей перевода современных детских произведений Доктора Сьюза.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время переводят большое количество детской литературы, и каждый переводчик стремится сохранить основной смысл произведения посредством воссоздания в переводе коммуникативного эффекта оригинала. При переводе детской литературы переводчик сталкивается с рядом проблем, которые связаны с одновременной передачей смысла произведения и сохранением эмоциональной окраски, текст перевода должен быть доступным и понятным для детей. Одна из главных проблем, которая возникает при переводе детской литературы, заключается в передаче образов с помощью языковых средств языка перевода. Кроме того, текст перевода должен в полной мере передавать национальный колорит оригинального текста, который позволит иноязычному читателю представить своеобразие стиля автора.
Научная новизна работы заключается в том, что перевод детских, в частности поэтических, произведений еще недостаточно изучен и представляет собой определенные трудности в связи с особой структурой изложения, сложностью сохранения общего концепта произведений для детей и передачи средств художественной выразительности и ритма.
Объектом исследования являются лексико-семантические,
стилистические и синтаксические особенности поэтических произведений Доктора Сьюза.
Предметом исследования являются способы перевода лексикосемантических, стилистических и синтаксических особенностей сказок в стихах Доктора Сьюза на русский язык.
Целью данного исследования является выявление основных способов перевода современной детской литературы на материале поэтических произведений The Cat in the Hat, How the Grinch stole Christmas и Horton hears a Who! Доктора Сьюза на русский язык...
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы перевода современной детской литературы, в частности поэтической. Исследование было нацелено на изучение лексических, стилистических и грамматических особенностей детской литературы, рассмотрение характерных черт их перевода, а также анализ лексикосемантических, стилистических и синтаксических особенностей произведений американского писателя Доктора Сьюза и способов их перевода. Основной целью работы являлось выявление основных способов перевода современной детской литературы на материале поэтических произведений The Cat in the Hat, How the Grinch stole Christmas и Horton hears a Who! Доктора Сьюза на русский язык.
Под термином «детская литературы» мы понимаем особый способ художественного отображения мира, где целевой аудиторией является ребенок. Детская литература отличается наличием юмора и увлекательного сюжета, также одним из важных требований к детским произведениям выступает эстетическое воздействие на юного читателя и воспитание его как личности. Существуют классификации детской литературы по жанрам, возрасту, функциям, структуре и изданиям. В настоящей работе мы придерживаемся классификации по жанрам Н. Андерсон и возрастным критериям С.А. Карайченцевой.
Лексическими особенностями детских современных произведений является частое использование простых непроизводных и производных лексических единиц, эмоционально окрашенных слов, фольклорных источников, реже - сложных слов. На грамматическом уровне чаще встречаются такие особенности, как динамические глаголы, простые вопросительные и восклицательные предложения, диалоги. К стилистическим особенностям относится употребление эпитетов,
олицетворения и сравнения. Писатели детских поэтических произведений широко используют рифмы, ономатопеи, повторы, гиперболы, параллельные конструкции и полисиндетон.
Перевод детской литературы представляет собой особую сложность, так как переводчикам необходимо передать смысл произведения, сохранить образы и эмоциональную окраску текста. Более того, при переводе детских поэтических произведений переводчик сталкивается с проблемой передачи структуры текста, а именно, рифмы, звукописи, ритма. Основными способами перевода современной детской литературы являются лексикосемантические замены, компенсация и описательный перевод, а при переводе поэтических произведений переводчики также часто прибегают к контекстуальной замене и добавлению.
В практической главе было проанализировано 169 примеров лексикосемантических, стилистических и синтаксических особенностей детских поэтических произведений The Cat in the Hat, How the Grinch stole Christmas и Horton hears a Who! Д. Сьюза и способы их перевода на русский язык.
Анализ материала показал, что к лексико-семантическим особенностям относятся простые непроизводные слова, ономатопея, имена собственные (антропонимы и топонимы), сложные слова и простые производные слова. Основными способами перевода лексико-семантических особенностей являются модуляция, прямой перевод, целостное преобразование и транслитерация. Прямой перевод и транслитерация обусловлены наличием в исходном и переводящем языках сходных понятий, модуляция и целостное преобразование использованы ввиду особенностей словообразования.
Стилистическими особенностями сказок в стихах Д. Сьюза выступают аллитерация, лексические повторы, сравнения и литота. При передаче стилистических отличительных черт переводчики часто прибегают к таким приемам, как модуляция, компенсация и опущение с целью передачи ритма и рифмы в произведении, однако в таком случае не всегда сохраняются образы оригинала...
1. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика: учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей // Спб.: Издательство «Союз», 2001. - 288 с.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 8-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 576 с.
3. Барковская Н.В., Литовская М.А. Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - 154 с.
4. Бархударов Л.С. Язык и перевод. - М.: Международные отношения, 1975. - 240 с.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - Санкт-Петербург: Паритет, 2006. - 314 с.
6. Бойко М.В. Характерологические признаки и жанровые особенности детской поэзии // VII Ежегодная научно-практическая конференция «Университетская наука - региону», Ставрополь, 2019. - С. 118-125.
7. Воскобойников В.М. Детская литература вчера и сегодня. А завтра? // Вопросы литературы. СПб, 2012, № 5. - С. 76-88.
8. Гачечиладзе Г.Р. Художественный перевод и литературные взаимосвязи Текст. / Г.Р. Гачечиладзе. М.: Сов. писатель, 1980. - 255 с.
9. Зылевич Д.П. Редакторская подготовка изданий для детей: учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д.П. Зылевич. - Минск: БГТУ, 2012. - 210 с.
10. Казакова Т.А. Практические основы перевода. English ^ Russian. - Серия: Изучаем иностранные языки. - СПб.: «Издательство Союз»,
2001. - 320 с.
11. Калашникова Н.А. Лексико-стилистические особенности детских книг и их перевода [Текст] / Н. А. Калашникова, И. В. Калякин // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Актуальные проблемы теории языка и лингводидактики: сб. ст. Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та, 2020. - С. 110-114.
12. Капкова С.Ю. Анализ лексических особенностей перевода произведений Р. Даля для детей // Филологические науки. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45): в 3-х ч. Ч. II. - C. 105-109.
13. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: Учебник для вузов / Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2004. - 424 с.
14. Карпухина В.Н. Дискурс детской художественной литературы в процессах институализации общества // Сибирский филологический журнал, 2015. № 2 - С. 248-255.
15. Кашкин И.А. Для читателя-современника (Статьи и исследования), 1977. - 327 с...65