Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ

Работа №141644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. К определению понятия «политика» и ее составных частей в Древней Греции
§1.1. «Полис» — объект политической науки в античную эпоху.……..
§1.2. Рабовладение в Древней Греции как основа экономической жизни
§1.3. Нравственно-этический аспект учения Аристотеля………………
Глава II. К определению понятия конфликта……………………………
§2.1. История определения конфликта……………..……………………
§2.2. Понятие конфликта и критерии конфликтологического знания….
§2.3. Политический конфликт…………………………………………….
Глава III. Проблема конфликта и конфликторазрешения в политической философии Аристотеля
§3.1. Формы государственного устройства……………………………..
§3.2.Политический конфликт в «Политике»……………………………
§3.3.Проблема конфликторазрешения в «Политике»………………….
Заключение
Список литературы


С древнейших времен человек ставит перед собой задачу познания мира, в котором существует, ведь оно, как форма духовной деятельности, существует в человеке изначально, проходя вместе с ним новые этапы развития. Мир познается в связи с теми культурно-историческими событиями и необходимостями, которые встают перед человечеством в конкретный момент его существования. Изобретение каменных и железных орудий, письменности, Великие Географические открытия XV-XVII в.в., научные революции античности, нового и новейшего времени — все это является следствием познавательной деятельности человека на протяжении веков и тысячелетий, в связи с теми требованиями и проблемами, которые необходимо было решить в тот или иной период. Из этого мы можем сделать вывод, что познание — обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство . Исследуя мир, человек развивался, совершенствуя его картину, стремясь наиболее полно отразить её в своем сознании, получая новые инструменты для преобразования окружающей его действительности.
Конфликтология, как междисциплинарная наука, исследующая закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов различного уровня, а также принципы, способы и приемы их завершения , не может игнорировать ценность исследований в области философии политики как источника конфликтологического знания.
Главным интересом нашего исследования является, в данном случае, политическая мысль древности, классического периода мысли в Античной Греции. Факт возникновения в этот период большого количества политических трудов есть «признак осознания обществом, социальными группами и личностью своей непосредственной причастности к историко-политическому процессу» . К данному периоду принято относить деятельность софистов, Сократа, Платона и, разумеется, его ученика, Аристотеля.
Аристотель — один из наиболее ярких представителей античной мысли, ученый-энциклопедист, давший своими работами начало многим наукам, представляет особый интерес в нашем деле. Неповторимое разнообразие философии, отличный от современников и оригинальный взгляд на окружающий мир позволил ему выйти на передний план и встать в одном ряду с Сократом и Платоном. Он и его научные изыскания являлись и являются предметами изучения многих поколений исследователей.
Родился в Стагире, во Фракии в 384 году до н.э., как раз в то время, когда город попал под влияние Македонии. Его отец, Никомах, был потомственным врачом и служил при дворе македонского царя, что несомненно сказалось на формировании личности будущего философа. Аристотель вырос при дворце вместе со следующим царем Филиппом II и это знакомство в будущем сыграла значимую роль в его жизни.
В 15 лет он потерял отца. Прибыв в Афины в возрасте 17 лет, что бы завершить образование, Аристотель поступает в уже знаменитую на тот момент академию Платона, о которой, вероятно, ему рассказал его дядя и опекун Проксен. Здесь он провел 20 лет в качестве ученика, а затем и учителя. Платон очень ценил начитанного стагирца.
Потом, вместе с Ксенократом, покинул Афины и отправился странствовать. Новым схолархом академии стал племянник Платона Спевсипп, и Аристотель не смог смириться с этим фактом. Так закончился его первый афинский период.
В своем путешествии он посетил Атерней, с правителем которого, Гермием, его связывала давняя дружба еще со времен Академии. После он отправился в Митилену.
В 343 году до н.э. Филипп пригласил старого друга в качестве учителя своего сына, будущего царя и великого полководца, Александра Македонского. На его выбор, вероятно, повлияло и личное знакомство, и слава, которая шла о философе по всей Греции. Аристотель учил венценосного отпрыска 3 года, пока тому не исполнилось 16 лет, и он не стал править Македонией — будучи целиком занят государственными делами, продолжать обучение он уже не мог.
Затем философ возвращается в родной город, разрушенный Филиппом в 349 году до н.э., но восстановленный благодаря заслугам Аристотеля в обучении Александра.
В возрасте пятидесяти лет Аристотель вновь прибывает в Афины и открывает свою философскую школу неподалеку от храма Аполлона Ликейского, в дальнейшем получившую название Ликей, а сами воспитанники стали именоваться перипатетиками за любовь их учителя прогуливаться по галерее вокруг двора во время лекций и читая их на ходу, так как древнегреческое слово «перипатос» означает «галерею для прогулок». Здесь он провел около 12 лет и собрал обширную библиотеку, содержащую сочинения из разных областей знания.
После смерти Александра в городе усилились антимакедонские настроения, в том числе направленные против Аристотеля, как приближенного к царю и промакедонского деятеля, даже не смотря на то, что в последние годы отношения между учителем и учеником были напряженными — возможно, из-за казни племянника Аристотеля, осудившего Македонского, а возможно из-за идеологических противоречий. В любом случае, этот упадок доброжелательности был не замечен афинянами, и Стагирит был обвинен в богохульстве, предлогом стал пеан, сочиненный Гермию , и вынужден вновь покинуть Афины, не желая быть подвергнутым участи Сократа и отдав бразды правления Ликеем Теофрасту. Через несколько месяцев он умер от болезни желудка.
Как философ и ученый, интересующийся различными областями знаний, он оставил после себя богатое наследие, охватывающее все современные ему отрасли знания и оказал влияние на все дальнейшее развитие науки и общества — в том числе на Гегеля и Маркса . «В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» — писал Фридрих Энгельс.
Но из огромного корпуса сочинений Аристотеля до нас дошла лишь малая часть — согласно списку Диогена Лаэртского, произведений было несколько сотен. Традиционно их разделяют на несколько частей:
1) Ранние сочинения, созданные во время пребывания в Академии;
2) Коллективные труды, созданные под руководством философа;
3) Трактаты, основные известные нам труды.
Все ранние труды, относящиеся к первой части, были утрачены и о них мы можем узнать только из сочинений других авторов. Кроме того, вторую часть, за исключением «Афинской политии» и «Истории животных», также постигла участь предыдущей. Лучше всего, в сравнении с двумя предыдущими, сохранились произведения третьей части, но, опять же, в сравнении — по одной из версий, их плохая сохранность является результатом долгого пребывания в погребе у наследника перипатетика Нелея, не имевшего интереса к философии и не осознающего всей ценности попавших к нему рукописей. Плохие условия хранения не пошли трактатам на пользу, и не способствовали распространению идей Аристотеля. Изданы они были только в середине I века Андроником Родосским — и только тогда их увидел античный мир. До этого момента были известны только «Диалоги» и философские трактаты.
Кроме того, работы философа делятся на две категории — «эксотерические», нацеленные на преподавание риторики, доступные для всех, и «акроатические» или «эсотерические», доступные для изучения и понимания только подготовленными — это метафизика, физика и диалектика.
Одним из основных сочинений, которое позволяет нам понять научный метод философа, является его «Органон» — сборник логических трактатов. Логика, по Аристотелю, есть учение о методе научного исследования, а логические связи — отражение связей бытия.
Философ противопоставляет практическое знание (этика и политика) теоретическому (физика и метафизика). Более того, он считает, что практические науки ориентированы, в первую очередь, на действие — и это есть граница между политическими и не политическими науками. «Вообще, античный рационалистический образ мышления, взятый в общем виде, и правовые и политические устои древнегреческой демократии оказываются тесно связанными» — как отмечает Ф.Х. Кессиди, но это можно отнести и не к демократии, но к каждой из форм государственного устройства и миропонимания вообще.
В нашей работе нас интересуют практически направленные сочинения, касающиеся этики и политики, которые неразрывно связаны — это «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика» и «Политика». Первое он посвятил, предположительно, своему отцу или сыну (обоих звали Никомахами), второе — Евдему, хотя, возможно, оно принадлежит руке Евдема, ученика Аристотеля, и название связано с этим фактом. Но, так как в те времена посвящение кому-либо подобных трудов было редкостью, есть версия, что сочинения носят имена редакторов — сына Никомаха и Евдема Родосского соответственно.
В политических сочинениях Аристотель затрагивает тему блага и добродетели. Также он рассматривает прочие вещи, относящиеся и способствующие, по его мнению, счастливой жизни человека. Учитывая тот факт, что Аристотель и сам не был чужд политике того времени, мы с полным правом можем утверждать, что его политические работы, помимо теоретического основания, полученного им в процессе обучения и преподавания в академии Платона, имеют и основание эмпирическое, которое он приобрел, наблюдая за ходом развития и изменения политической системы античного мира с точки зрения политических элит. В результате этого оно более гибкое и реалистичное, нежели платоновское. Также нельзя игнорировать значение колоссального исторического материала, послужившего объектом его политического анализа.
В нашем исследовании нас, прежде всего, волнует составляющая учения Аристотеля о политических конфликтах и способах их разрешения, т.е. конфликты по поводу властных отношений и их возможные исходы.
Мы, к сожалению, не смогли найти удовлетворительных исследований политической философии Аристотеля в научных работах именно в контексте конфликтологии. Кроме кратких ознакомительных обзоров в учебниках по философии и политологии без разбора конфликтологической модели, Аристотель нашей наукой почти не изучался и не упоминался. Но стоит отметить, что в других дисциплинах: философии, политологии и истории – его политическая философия является важной темой, хотя именно тематика конфликтов исследователями особо тщательно не разрабатывалась.
В связи с этим мы решили избрать темой своей диссертации политическую философию Аристотеля и проблему конфликта и конфликторазрешения в ней. Исходя из заявленной темы, объектом исследования является политическая философия Аристотеля.
Научная новизна данной работы заключается, в первую очередь, в том, что это первое исследование подобного рода в отношении политической философии Аристотеля.
Предметом исследования, в свою очередь, будут политические и этические труды Аристотеля.
Целью своей мы видим рассмотрение политической философии Аристотеля через призму современной конфликтологической науки для выделения из нее той части, которая была бы интересна для человека, интересующегося зарождением философии конфликта, а отчасти и конфликтологии, в научной мысли Запада.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи, выполнение которых необходимо, по нашему мнению, для наиболее полного и подробного изучения конфликтологической мысли в политической философии Аристотеля:

1. Изучить понятие «политика», понять, что оно собой представляло в сознании грека и в чем его отличие от определения современной науки;
2. Рассмотреть полис и его устройство как главный предмет политической науки в Древней Греции.
3. Исследовать этический аспект философии Аристотеля и установить связь с его политической философией;
4. Определить понятие конфликта и его происхождение в современной науке для более точного понимания и отражения его социо-философского смысла в нашей работе;
5. Исследовать особенности политического конфликта в современности и античности;
6. Подробно изучить формы государственного устройства, упоминаемые в «Политике»;
7. Выявить взаимосвязь между политическими конфликтами и формой государственного устройства;
8. Выделить из сочинений Аристотеля наиболее частые причины политических конфликтов;
9. Изучить рекомендации по поводу предотвращения политических конфликтов;
10. Упорядочить и логически оформить полученный материал.
Политические взгляды Аристотеля во многом были обусловлены как и конкретной политической обстановкой во времена его деятельности, так и субъективными факторами собственной жизни философа.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
1) социально-философский анализ текстов – понятийный и структурно-генетический;
2) концептуальный анализ;
3) системный анализ;
4) сравнительный анализ текстов;
5) логический метод;
6) историографический метод;
7) метод реконструкции историко-философского контекста.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Каждая из глав содержит в себе три параграфа. В заключении представлены выводы о проделанной работе. Список литературы дает представление об источниках, которые использовались при написании данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, мы можем подвести общий итог нашего исследования. Наше исследование, конечно, не претендует на полноту, но, тем не менее, некоторые важные выводы были сделаны. Мы попытаемся их обозначить.
Первая глава исследования посвящена рассмотрению политики в Древней Греции. Ее характерной чертой является также её тесная связь с философией и оторванность от теологических построений.
Аристотель одним из первых предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика — наивысшая наука, к которой стремятся все прочие, а целью её, в свою очередь, является всеобщее благо.
Политика есть искусство управления полисом, общение по поводу блага, то есть ведения общественных дел, а, в свою очередь, целью этого управления является всеобщее благо, значит, наука политики предполагает управление и ведение общественными делами с целью приобретения или производства блага. Благо для человека есть достижение счастья. Субъектом политики может быть исключительно гражданин — свободный грек, родители которого так же являлись гражданами полиса.
Политическое общение, наряду со стремлением к объединению, присуще человеку изначально, но Аристотель указывает, что это стремление не является чем-то, возвышающим его над природой — таким же образом поступают стадные животные, муравьи, пчелы. Но главное отличие человека от животного — это общение по поводу политического, по поводу общего блага. В результате этого общения и возникает полис. Полис — важнейшая черта и форма общественной организации, особенность Древней Греции, самодостаточная экономическая и политическая единица. Уникальность полиса как явления заключается в том, что он был не просто небольшим по современным меркам городом-государством, но именно социально-политической общностью и центром политической жизни.
Население полиса было неоднородным, но главенствующую роль играли граждане — совершеннолетние мужчины, способные приобрести вооружение, родители которых также были гражданами полиса. Только они имели полные гражданские права — продажа и покупка недвижимой собственности, право присутствовать и участвовать в народном собрании, а также быть избранным на государственный пост.
Основой экономики Древней Греции являлся рабский труд — здесь рабовладельческий строй достиг своего рассвета. Рабство не считалось чем-то предосудительным, более того — было идеологически обосновано. Упоминание о нем, как о само собой разумеющемся явлении есть в многочисленных философских и исторических работах, в том числе у Фукидида, Платона и Аристотеля.
Исследуя учение о политике, следует понимать, что научный подход Аристотеля отличается от его предшественников, упоминаемых в «Политике» — это идеи Платона, Фалея Халкедонского, Гипподама Милетского и других. Стагирит главным своим принципом делает соответствие теоретического материала фактическому.
Этика и политика в трудах древнегреческих философов были неразрывно связаны, особенно это заметно и у изучаемого нами Аристотеля. Центральной идеей этих учений у него является благо — исходя из анализа приведенных о нем фрагментов текста, мы определили его как цель и причину существования, то ради чего и почему все существует, отличая его от прекрасного тем, что оно деятельно, то есть является некой деятельностью. Для человека подобным благом является счастье как конечная цель и в то же время некая деятельность сообразно добродетели. Характерными чертами счастья являются его самодостаточность, самодеятельность, источником его является сам человек и оно не случайно — и именно поэтому истинно. Ключом к пониманию счастья есть добродетель. Добродетель непосредственно связана с поступками, а всякий поступок следствием своим имеет удовольствие или страдание, соответственно, добродетель Аристотель определяет через эти категории. Бездумно стремящийся к этим двум состояниям не может быть добродетельным по своей сути, так как добродетель — середина между крайностями, признаком добродетели считается умеренность. Видов добродетели много, овладеть и обладать ими возможно только в результате воспитания и тренировок соответственно, ибо добродетель, хоть и присуща изначально каждому, но её необходимо актуализировать и поддерживать.
Главным украшением и целью полиса является добродетельный гражданин — это сходное понятие с добродетельным человеком, но, если второй добродетелен в частной жизни, то первый — в публичной, то есть в политической, что есть реализация идеала человека как политического существа. Политическая добродетель есть качественное выполнение своих обязанностей перед полисом — в том числе активное участие в политической жизни, укрепление и защита существующей формы государственного устройства.
Таким образом, любые явления, касающиеся управления полисом, распределения и приумножения благ, властвования, решения актуальных проблем полиса, имеют отношение к политике и могут определяться как политические.
Главным отличием политики античности от современной есть её направленность на благо — наличие этической составляющей, то есть в самой её основе, в её определении содержатся нравственные категории блага, счастья и добродетели.
Для более полного раскрытия в работе понятия конфликта мы рассмотрели историю попыток определения этого понятия и предприняли свою, выявив следующие признаки конфликта — объективность, объектность, предметность, субъектность, наличие актуализировашегося противоречия, столкновение субъектов, активность, направленная на разрешение противоречия.
Кроме этого, мы изучили понятие политического конфликта, выявив присущие ему черты и сделав вывод, что он — явление многомерное и может определяться в зависимости от разных оснований, начиная от предмета конфликта, участников, развития и заканчивая его территориальными показателями. Политический конфликт — это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов. В общем, его предметом можно обозначить властные ресурсы разного качества и свойства, а так же отношения по поводу них.
В третьей главе мы приступили непосредственно к выделению конфликтологической части учения Аристотеля о политике и выяснили, что, по его мнению, главной причиной разногласий в государстве является некое неравенство, или же «отсутствие равенства, если ему не соответствует некое действительное неравенство» — несправедливость в распределении ресурсов разного качества и свойства — будь то власть, статус или непосредственно материальные ресурсы. Исходя из этого тезиса, мы пришли к выводу, что причиной возмущений и политических конфликтов является желание недовольных перераспределить ресурсы, в том числе и властные.
Кроме того, нельзя отрицать зависимость возникновения, развития и методов урегулирования и завершения конфликтов от формы государственного устройства. По этой причине нами было проведено исследование этих форм и дальнейший анализ наиболее характерных для них конфликтов. Аристотель разделял формы на «правильные» и «неправильные» — по цели правителей, то есть если целью является благо граждан, а не частное благо власть имущих, то форма государственного устройства — правильная. Ими являются монархия, аристократия и полития. Неправильные, или извращенные — тирания, демократия, олигархия и охлократия. В силу того, что данная схема является общей, у каждой из приведенных форм есть разновидности, в том числе на стыке других.
Помимо этого, в последнем параграфе третьей главы мы подвергли анализу V книгу «Политики», которая посвящена государственным переворотам, известным Аристотелю из истории или произошедших при его жизни. Любая смена форм правления есть конфликт: прежней власти и власти, приходящей на смену.
Ниже представлены так называемые первопричины, которые Аристотель считает наиболее важными при изучении политических конфликтов:
1) настроение людей, поднимающих мятеж, причины;
2) цель мятежа (то, ради чего);
3) повод, с чего начинаются распри (предконфликтная ситуация);
4) невозможность получить в свое распоряжение некие блага (прибыль и почет) при том, что другие в это время справедливо или несправедливо ими владеют и пользуются;
5) наглость и корыстолюбие наделенных властью (коррупция);
6) почет, т.е. статусность как причина внутренних неурядиц;
7) неравное распределение власти;
5) презрение в результате неэффективного управления полисом;
6) происки или недочеты системы;
7) этнополитический фактор;
8) территориальные особенности, географический фактор;
9) личная неприязнь среди высокопоставленных лиц.
Как мы видим, Аристотель выделил довольно большое количество ситуаций, которые потенциально могут привести к политическим конфликтам, кроме того каждая из них подкреплена у него обширным фактическим материалом.
Кроме этого, нами были исследованы причины переворотов и мятежей в каждой конкретной форме правления. Вот наиболее общие из них:
1) Демократии чаще всего разрушались из-за корысти демагогов, которые обманом захватывали власть;
2) Олигархии — в результате недовольства народа или распрей между самими олигархами;
3) Тирании — в силу личных распрей среди приближенных к тирану.
Правильные формы могут пасть только в том случае, если их правители отклонятся от справедливости, тем самым изменив устройство на неправильное:
1) Монархия может выродиться в тиранию, если царь или его потомки забывают о благе граждан;
2) Аристократия по этой же причине может перейти в олигархию;
3) Полития в силу своей специфики может стать олигархией или демократией.
По поводу внешних конфликтов Аристотель предоставляет нам не так много теоретического материала по причине того, что считает войны лишь способом захвата новых ресурсов — это не соотносится с политикой в полном смысле этого понятия и по этой причине мы не заостряли на этих конфликтах наше внимание.
Последний параграф третьей главы представляет особый интерес, так как является анализом наиболее прикладной части «Политики», в которой рассматриваются способы укрепления и охранения существующего строя.
Нами были выделены следующие главные превентивные меры:
1) Правительственная пропаганда в процессе воспитания;
2) Уважение к закону;
3) Справедливость в законе и управлении.
Самым важным аспектом профилактики конфликта, по мнению Стагирита, являются законы, особенно направленные против коррупции — она вызывает недовольство народа из-за невозможности на таких же основаниях распоряжаться имуществом и получать почет. Законы, полезные для государственного строя, служат и для сохранения этого строя.
Должностные лица для предотвращения конфликтов с их участием должны, по Аристотелю, обладать следующими качествами:
1) Сочувствовать существующему государственному строю;
2) Иметь выдающиеся способности к выполнению должностных обязанностей;
3) В соответствии с видом государственного устройства, отличаться добродетелью и справедливостью.
Кроме того, исключительную роль в профилактике конфликтов Аристотель отводит воспитанию граждан — разумеется, в духе присущего государственного устройства.
Мы считаем, что цели и задачи нашего исследования по большей части выполнены — мы исследовали политическую философию Аристотеля, выделив в ней интересующую нас часть и проследив логику автора касательно проблем политических конфликтов — источников их возникновения, причин, по которым они происходили, а так же методов их профилактики и предвосхищения.



1. Алейников А.В., Газимагомедов Г.Г., Абдуллаев Н.В. Экономическая конфликтология: учебное пособие. СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2015. – 308 с.
2. Александровский Р.А. Власть и оппозиция в философии Аристотеля // Конфликтология, № 4, 2015. – с. 274-278
3. Аристотель. Афинская полития. 2-е изд. Государственное социально-экономическое издательство. М., 1937. — С. 7
4. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Пер. с древнегреч.; общ. Ред. А.И. Доватура. М.: Издательство «Мысль», 1983. – 550 с.
5. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. / Пер. с древнегреч.; общ. Ред. А.И. Доватура. М.: Издательство «Мысль», 1983. – 830 с.
6. Античная культура и современная наука. Сб. статей. М.: Издательство «Наука», 1985. – 344 с.
7. Античность как тип культуры / А.Ф. Лосев, Н.А. Чистяков, Т.Ю. Бородай и др. / М.: Наука, 1988. – 336 с.
8. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М.:ЭКСМО, 2010. С. 254.
9. Асмус В.Ф. История античной философии. М.: Издательство «Высшая школа», 1965. – 320 с.
10. Василик М.А. Политология., М.: Гардарики, 2006 — С. 76
11. Валлон А. История рабства в античном мире. Смоленск: «Русич», 2005. – 640 с., ил.
12. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Издательство «Алетейя», 1995. – 336 с.
13. Гребер Д. Долг: первые 5000 лет истории. М.: Ad Marginem, 2014. – 528 c.
14. Гройс, Борис. Политика поэтики: Сб. статей. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 400 с.
15. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Академия наук СССР; Институт философии; Издательство социально-экономической литературы; «Мысль», 1979. – 620 с.
16. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебник. М.: Альфа-М., ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
17. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 752 с.
18. Жижек С. О насилии. М.: Издательство «Европа», 2010. – 184 с.
19. Исаев Б.А. Древнегреческие историки и философа о сущности демократии, ее конфликте с тиранией и олигархией и современный взгляд на этот процесс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Выпуск 4., 2015. – С. 85-95
20. История философии: От Древнего Востока до философии XXI века / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М.: ЛЕНАНД, 2014. – 880 с.
21. Кампанелла Т. Город солнца /пер. с латинского и комментарии Ф.А. Петровского; вст. ст. В.П. Волгина. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1947. – 173 с.
22. Кобяков В.П. Этическое сознание. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1979. – 223 с.
23. Кохановский В.П. Философия и методология науки. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. С.5
24. Конфликт – политика – общество: Сб. статей кафедры конфликтологии С.-Петербургского университета. Под ред. А.И. Беглова, А.И. Стребкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2007. – 538 с.
25. Конфликт как проблема. Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии / Под ред. А. И. Стребкова, А. В. Алейникова, А. Г. Пинкевич. — С.-Петербург: Фонд развития конфликтологии, 2015. — 502 с.
26. Конфликты в условиях трансформации современного российского общества. Курс лекций / Под ред.А. В. Алейникова, А. И. Стребкова. — СПб.: БХВ-Петербург, 2015. — 496 с.: ил.
27. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. М.: Мысль, 1975. – 798 с.
28. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. – 526 с.
29. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42. Изд. пятое. М.: Издательство политической литературы, 1970. – 606 с.
30. Ленин В.И. Философские тетради. Л: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1947. – 469 с.
31. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Искусство, 1975. – 776 с.
32. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993 – 383 с. (Жизнь замечательных людей. Сер. Биогр., вып. 723)
33. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М.: Политиздат, 1982 – 63 с.
34. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Издательство: Типография. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1983. – С. 516
35. Мифологический словарь / под ред. Мелетинского Е. М. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: илл.
36. В.С. Нерсесянц. Политические учения Древней Греции. М.: НАУКА, 1979 — 267
37. Осипов И.Д. Идея правового государства в европейской философии./ Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Выпуск 3., 2013. – С. 12
38. Осипов И.Д. Концептуально-методические основы истории конфликтологии./ Конфликтология, Том 4., 2015. – С. 251-255
39. Основы исторического материализма. В отрывках из произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и др. Часть 1. Исторический материализм / под ред. С.С. Кривцова. М.: Издательство коммунистической академии, 1930. – 719 с.
40. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
41. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегел, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
42. Рансьер Ж. Несогласие: политика и философия / пер. с франц. и прим. В.Е. Лапицкого. СПб.: Machina, 2013. – 192 с.
43. Рассел Б. История западной философии. М.: АСТ, 2010. – 831 с.
44. Селезнев А.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. – 254 с.
45. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 176 с.
46. Федосеев А.А. Введение в политологию: Учебное пособие. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. – 236 с.
47. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. М.: Издательство политической литературы, 1981. – с. 445 с.
48. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1983. – 703 с.
49. Фукидид. История. М.: Издательство «Наука», 1981. – 543 с.
50. Царегородцев С. Механизм управления обществом (Как преодолеть догматизм современной философии). М.: 2014. – 123 с.
51. Цивилизация: Вызовы современности: Сб. статей/ под ред. М.С. Уварова. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2009. – 296 с.
52. Шейнов В.П. Управление конфликтами. СПб.: Питер, 2014. – 576 с.
53. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Symposium, 2007. – 158 c.
54. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 167 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ