ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
|
Введение 3-8
Глава 1. Методология и аппарат диссертационного исследования, национальные и международные правовые нормы в доказательстве цели диссертационного исследования 9-10
1.1 Методология диссертационного исследования 11-13
1.2 Аппарат диссертационного исследования 14-22
1.3 Национальные правовые нормы 23-33
1.4 Международные правовые нормы 34-35
Глава 2.Российские транснациональные корпорации в отраслевой структуре национальной экономики и участие в процессе осуществления экономической дипломатии 36-41
2.1 Крупнейшие отрасли национальной экономики и компании с государственным участием 42-44
2.2 Анализ российских транснациональных корпораций по крупнейшим отраслям национальной экономики 45-48
2.2.1 Финансовый сектор 49-51
2.2.2 Добыча и транспортировка полезных ископаемых 52-54
2.2.3 Высокотехнологичные отрасли промышленного производства 55-57
Глава 3. Перспективы осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями 58-59
3.1 Предмет взаимодействия органов государственной власти с российскими транснациональными корпорациями 60-65
3.2. Перспективы осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями в условиях введения внешних ограничений экономической активности 66-70
Заключение 71-72
Список источников и литературы 73-86
Приложения
Глава 1. Методология и аппарат диссертационного исследования, национальные и международные правовые нормы в доказательстве цели диссертационного исследования 9-10
1.1 Методология диссертационного исследования 11-13
1.2 Аппарат диссертационного исследования 14-22
1.3 Национальные правовые нормы 23-33
1.4 Международные правовые нормы 34-35
Глава 2.Российские транснациональные корпорации в отраслевой структуре национальной экономики и участие в процессе осуществления экономической дипломатии 36-41
2.1 Крупнейшие отрасли национальной экономики и компании с государственным участием 42-44
2.2 Анализ российских транснациональных корпораций по крупнейшим отраслям национальной экономики 45-48
2.2.1 Финансовый сектор 49-51
2.2.2 Добыча и транспортировка полезных ископаемых 52-54
2.2.3 Высокотехнологичные отрасли промышленного производства 55-57
Глава 3. Перспективы осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями 58-59
3.1 Предмет взаимодействия органов государственной власти с российскими транснациональными корпорациями 60-65
3.2. Перспективы осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями в условиях введения внешних ограничений экономической активности 66-70
Заключение 71-72
Список источников и литературы 73-86
Приложения
Современная российская экономика складывалась в условиях перехода от плановой к рыночной. Естественная потребность в рыночных реформах заставила отечественных политиков прибегнуть к механизму приватизации.
Крупнейшие советские министерства, обладавшие колоссальными активами, претерпевали процесс коренной трансформации, в результате которой собственность передавалась вновь формирующимся акционерным структурам. Сами министерства либо расформировывались, либо им вменялись новые компетенции.
Отсутствие у государственного аппарата опыта контроля над рыночной экономикой и стремительный процесс приватизации крупнейших государственных активов послужили необходимым условием для решения государства о сохранении за собой права контроля за вновь образующимися коммерческими структурами.
Более двух десятилетий рыночных реформ в крупнейших отраслях национальной экономики сформировали компании, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. Правительство Российской Федерации, таким образом, сохранило за собой право контроля над компаниями, которые имеют стратегическое значение.
Развитие подконтрольных государству компаний привело к процессу транснационализации. Крупнейшие в своих отраслях компании, реализуя свой потенциал, вышли за рамки национальной экономики, инвестируя, приобретая зарубежные активы и развивая производство за пределами страны.
Зарубежная экономическая активность отечественных компаний, безусловно, является сферой интересов экономической дипломатии Российской Федерации, перед которой стоит ряд задач, среди которых продвижение и защита интересов национальных компаний является приоритетной.
В этой связи возникает естественная потребность в разграничении полномочий между государством и компаниями за рубежом. Очевидно, что государство вправе осуществлять экономическую дипломатию, контролируя, в том числе, внешнюю активность отечественных компаний, что, в то же самое время, позволяет последним иметь определенную степень свободы действий, которая в итоге определяет, насколько полноправными участниками экономической дипломатии они являются.
Тот факт, что компании осуществляют зарубежную активность, выходящую за рамки контроля экономической дипломатии государства, бесспорен.
Так, компании сами определяют, в какие активы инвестировать за рубежом, что автоматически позволяет говорить о транснациональной природе и, как следствие, осуществлении компаниями именно экономической дипломатии по той причине, что контрольный пакет акций компаний принадлежит государству, а интересы компаний являются проекцией интересов государства.
Поскольку зарубежная активность отечественных компаний, подконтрольных государству, значительно возросла за последнее десятилетие, стало возможным говорить о транснациональной и корпоративной природе ведения деятельности.
Таким образом, тема магистерской диссертации, посвящена экономической дипломатии российских транснациональных корпораций на современном этапе.
За последние годы произошло множество событий, повлиявших на зарубежную активность российских транснациональных корпораций, от мирового финансового кризиса, до вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и введения внешних ограничений экономической активности для российских транснациональных корпораций со стороны ряда государств.
В этой связи, важность проведения научного исследования, которое позволит сформировать представление о том, в каких условиях осуществляют экономическую дипломатию российские транснациональные корпорации на современном этапе, подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.
По той причине, что развитие экономики, как национальной, так и мировой, принято рассматривать десятилетними этапами, позволяющими выявить основные закономерности для каждого в отдельности, то хронологические рамки исследования определяются, соответственно, периодом между 2010-м и 2020-м годами, которые определяют современный этап в теме диссертационного исследования.
Как следствие, количественная оценка российских транснациональных корпораций по данным, опубликованным в годовых отчетах, возможна за период с 2010-го по 2015-й года.
Полученные количественные характеристики формируют качественные выводы по задачам практического раздела, что позволяет дать оценку перспективам внешней активности российских транснациональных корпораций до 2020-го года.
Изучение экономической дипломатии российских транснациональных корпораций позволяет обозначить предмет исследования в рамках темы, под которым будем понимать методы, посредством которых осуществляется экономическая дипломатия.
Определение предмета исследования необходимо для того, чтобы охарактеризовать объект исследования с различных сторон, которым, в данном случае, являются российские транснациональные корпорации.
Тема диссертационного исследования предполагает достижение цели по результатам изучения предмета и объекта исследования, которая заключается в необходимости доказать факт участия российских транснациональных корпораций в осуществлении экономической дипломатии.
Достижение цели диссертационного исследования возможно посредством решения ряда задач в ходе исследования.
Во-первых, необходимо определить методы научного познания, которые сделают возможным достижение цели диссертационного исследования.
Во-вторых, необходимо разработать аппарат диссертационного исследования, для решения практических задач научного исследования.
В-третьих, необходимо проанализировать национальные и международные правовые нормы, регулирующие деятельность транснациональных экономических структур.
В-четвертых, необходимо проанализировать статистические данные крупнейших отраслей национальной экономики.
В-пятых, дать качественную и количественную характеристику крупнейшим российским транснациональным корпорациям.
В-шестых, необходимо выявить, какую роль в процессе осуществления внешней активности российскими транснациональными корпорациями играют органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.
В-седьмых, необходимо обозначить меры, способствующие стимулированию внешней активности российских транснациональных корпораций в условиях её ограничения.
Для достижения цели диссертационного исследования возникает потребность в определении методологии диссертационного исследования посредством изложения методов научного познания, которые будут использованы в процессе исследования. Использование в диссертационном исследовании методов анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации позволяет решить вышеозначенные задачи.
Обобщение результатов, полученных в ходе решения задач диссертационного исследования позволит сделать итоговый вывод по цели, заключающейся в необходимости доказать факт осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями.
Диссертационное исследование характеризуется научной новизной в комплексном рассмотрении экономической дипломатии российских транснациональных корпораций посредством анализа качественных и количественных данных, полученных в процессе решения задач диссертационного исследования.
Полученные в процессе поиска, изучения и использования данных, результаты решения задач диссертационного исследования оформлены в пяти таблицах, анализ содержания которых формирует итоговые положения в процессе достижения цели диссертационного исследования.
Решить задачи диссертационного исследования позволяет использование широкого круга источников и литературы. Для достижения цели диссертационного исследования использованы источники в русскоязычном и англоязычном варианте, что позволило извлечь данные различного характера, от определений и терминов, до статистики и экспертных мнений.
Значительный вклад в процесс решения задач диссертационного исследования внесли отечественные и зарубежные ученые и практики, работающие в области изучения проблематики экономической дипломатии и её практической реализации, среди которых известные ученые, входящие в круги отечественного и зарубежного научного сообщества (С.Л.Ткаченко, И.Д. Иванов, А.К. Тихонов, О.В. Иванов, В.Д. Щетинин, А.Е. Лихачев, Т.В. Зонова,Г. Каррон де ла Каррьер, Г. Никольсон, И. Валлерстайн, Г. Киссинджер, Р. Занер, О. Нарай др.), а так же материалы статей и интервью с участием представителей политической и экономической элиты Российской Федерации (В.В. Путин, С.В.Лавров, Г.О.Греф, А.Б.Миллер, В.Ю. Алекперов, С.В. Чемезов, С.В. Кириенко и др.).
Работы Гарольда Никольсона, Иммануэля Валлерстайна и Генри Киссинджера дают системное представление о дипломатии как явлении общественной жизни общества, что в дальнейшем позволяет сконцентрироваться на частных аспектах ее изучения, таких как экономическая дипломатия. Монография «Эффективность дипломатии», написанная в соавторстве со Станиславом Леонидовичем Ткаченко, занимающимся изучением экономической дипломатии, позволяет сформировать комплексное представление о тех методах, посредством которых возможно осуществление экономической дипломатии.
Для изучения правовых особенностей осуществления внешней экономической деятельности российских транснациональных корпораций, в процессе исследования проводится анализ в отношении национальных и международных правовых норм, относящихся к сфере регулирования предмета и объекта диссертационного исследования.
Подробно рассматриваются положения, позволяющие доказать участие российских транснациональных корпораций в процессе осуществления экономической дипломатии.
Так, среди анализируемых правовых норм представлены, как Постановление Правительства РФ от 12.01.1996 N 17 "О Межведомственной комиссии по вопросам Всемирной торговой организации (ВТО)", регулирующее вопросы межведомственного взаимодействия в отношении вступления Российской Федерации в ВТО, и Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", который на правовом уровне закрепляет статус Российской Федерации в качестве участника ВТО, так и Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Рассмотрены, в том числе, такие международные правовые нормы, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47), освещающие международные нормы в области тарифного и торгового регулирования, а также Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля1994 г.).
Показательно значение использования в рамках диссертационного исследования данных ведущих отечественных статистических агентств (Медиахолдинг «Эксперт»; Информационное агентство «РосБизнес Консалтинг») и научно-исследовательских центров (Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара; Российский институт стратегических исследований; Институт международных экономических и политических исследований РАН), а также статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, которые предоставляют исчерпывающие актуальные сведения, используемые в рамках анализа экономической дипломатии российских транснациональных корпораций на современном этапе.
Также в диссертационное исследование включены материалы статей, опубликованных в российских (Юрист; Право; Мировая экономика и международные экономические отношения; Проблемы современной экономики; Менеджмент в России и за рубежом; Российское предпринимательство; Креативная экономика) и зарубежных научных журналах(JournalofBusinessEthics;TheJournalofInternationalBusinessStudies; AmericanBehavioralScientist;TheAcademyofManagementReview) и посвященные частноправовым аспектам, вопросам регулирования деятельности, а также специфике российских транснациональных корпораций.
Теоретический раздел, практический раздел и раздел, характеризующий перспективы реализации экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями, формируют структуру диссертационного исследования и образуют три главы соответственно. Первая глава включает четыре параграфа (1.1, 1.2, 1.3, 1.4), вторая глава включает два параграфа (2.1, 2.2) и три подраздела (2.2.1, 2.2.2, 2.2.3), третья глава включает два параграфа (3.1, 3.2).
Параграф 1.3 теоретического раздела включает две прилагаемые таблицы, параграфы 2.1 и 2.2 практического раздела включают по одной таблице соответственно, параграф 3.1 включает одну таблицу
Таблицы размещены в приложении и имеют сквозную нумерацию, что позволяет исключить путаницу в итоговом анализе выводов, полученных по каждой таблице в отдельности
Таблица 1 к параграфу 1.3 раскрывает основные положения национального регулирования предмета диссертационного исследования. Таблица 2 к параграфу 1.4 раскрывает основные положения международного регулирования предмета диссертационного исследования. Таблица 3 к параграфу 2.1 качественно и количественно характеризует крупнейшие отрасли национальной экономики. Таблица 4 к параграфу 2.2 позволяет провести сравнительный анализ крупнейших российских транснациональных корпораций по крупнейшим отраслям национальной экономики. Таблица 5 к параграфу 3.1 предоставляет возможность дать сравнительную оценку мерам государственного стимулирования внешней активности российских транснациональных корпораций в осуществлении экономической дипломатии.
Таким образом, обозначение цели, предмета, объекта и задач диссертационного исследования, а также структуры диссертационного исследования и совокупности используемых методов научного познания позволяют начать процесс проведения исследования.
Крупнейшие советские министерства, обладавшие колоссальными активами, претерпевали процесс коренной трансформации, в результате которой собственность передавалась вновь формирующимся акционерным структурам. Сами министерства либо расформировывались, либо им вменялись новые компетенции.
Отсутствие у государственного аппарата опыта контроля над рыночной экономикой и стремительный процесс приватизации крупнейших государственных активов послужили необходимым условием для решения государства о сохранении за собой права контроля за вновь образующимися коммерческими структурами.
Более двух десятилетий рыночных реформ в крупнейших отраслях национальной экономики сформировали компании, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. Правительство Российской Федерации, таким образом, сохранило за собой право контроля над компаниями, которые имеют стратегическое значение.
Развитие подконтрольных государству компаний привело к процессу транснационализации. Крупнейшие в своих отраслях компании, реализуя свой потенциал, вышли за рамки национальной экономики, инвестируя, приобретая зарубежные активы и развивая производство за пределами страны.
Зарубежная экономическая активность отечественных компаний, безусловно, является сферой интересов экономической дипломатии Российской Федерации, перед которой стоит ряд задач, среди которых продвижение и защита интересов национальных компаний является приоритетной.
В этой связи возникает естественная потребность в разграничении полномочий между государством и компаниями за рубежом. Очевидно, что государство вправе осуществлять экономическую дипломатию, контролируя, в том числе, внешнюю активность отечественных компаний, что, в то же самое время, позволяет последним иметь определенную степень свободы действий, которая в итоге определяет, насколько полноправными участниками экономической дипломатии они являются.
Тот факт, что компании осуществляют зарубежную активность, выходящую за рамки контроля экономической дипломатии государства, бесспорен.
Так, компании сами определяют, в какие активы инвестировать за рубежом, что автоматически позволяет говорить о транснациональной природе и, как следствие, осуществлении компаниями именно экономической дипломатии по той причине, что контрольный пакет акций компаний принадлежит государству, а интересы компаний являются проекцией интересов государства.
Поскольку зарубежная активность отечественных компаний, подконтрольных государству, значительно возросла за последнее десятилетие, стало возможным говорить о транснациональной и корпоративной природе ведения деятельности.
Таким образом, тема магистерской диссертации, посвящена экономической дипломатии российских транснациональных корпораций на современном этапе.
За последние годы произошло множество событий, повлиявших на зарубежную активность российских транснациональных корпораций, от мирового финансового кризиса, до вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и введения внешних ограничений экономической активности для российских транснациональных корпораций со стороны ряда государств.
В этой связи, важность проведения научного исследования, которое позволит сформировать представление о том, в каких условиях осуществляют экономическую дипломатию российские транснациональные корпорации на современном этапе, подтверждает актуальность темы диссертационного исследования.
По той причине, что развитие экономики, как национальной, так и мировой, принято рассматривать десятилетними этапами, позволяющими выявить основные закономерности для каждого в отдельности, то хронологические рамки исследования определяются, соответственно, периодом между 2010-м и 2020-м годами, которые определяют современный этап в теме диссертационного исследования.
Как следствие, количественная оценка российских транснациональных корпораций по данным, опубликованным в годовых отчетах, возможна за период с 2010-го по 2015-й года.
Полученные количественные характеристики формируют качественные выводы по задачам практического раздела, что позволяет дать оценку перспективам внешней активности российских транснациональных корпораций до 2020-го года.
Изучение экономической дипломатии российских транснациональных корпораций позволяет обозначить предмет исследования в рамках темы, под которым будем понимать методы, посредством которых осуществляется экономическая дипломатия.
Определение предмета исследования необходимо для того, чтобы охарактеризовать объект исследования с различных сторон, которым, в данном случае, являются российские транснациональные корпорации.
Тема диссертационного исследования предполагает достижение цели по результатам изучения предмета и объекта исследования, которая заключается в необходимости доказать факт участия российских транснациональных корпораций в осуществлении экономической дипломатии.
Достижение цели диссертационного исследования возможно посредством решения ряда задач в ходе исследования.
Во-первых, необходимо определить методы научного познания, которые сделают возможным достижение цели диссертационного исследования.
Во-вторых, необходимо разработать аппарат диссертационного исследования, для решения практических задач научного исследования.
В-третьих, необходимо проанализировать национальные и международные правовые нормы, регулирующие деятельность транснациональных экономических структур.
В-четвертых, необходимо проанализировать статистические данные крупнейших отраслей национальной экономики.
В-пятых, дать качественную и количественную характеристику крупнейшим российским транснациональным корпорациям.
В-шестых, необходимо выявить, какую роль в процессе осуществления внешней активности российскими транснациональными корпорациями играют органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.
В-седьмых, необходимо обозначить меры, способствующие стимулированию внешней активности российских транснациональных корпораций в условиях её ограничения.
Для достижения цели диссертационного исследования возникает потребность в определении методологии диссертационного исследования посредством изложения методов научного познания, которые будут использованы в процессе исследования. Использование в диссертационном исследовании методов анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации позволяет решить вышеозначенные задачи.
Обобщение результатов, полученных в ходе решения задач диссертационного исследования позволит сделать итоговый вывод по цели, заключающейся в необходимости доказать факт осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями.
Диссертационное исследование характеризуется научной новизной в комплексном рассмотрении экономической дипломатии российских транснациональных корпораций посредством анализа качественных и количественных данных, полученных в процессе решения задач диссертационного исследования.
Полученные в процессе поиска, изучения и использования данных, результаты решения задач диссертационного исследования оформлены в пяти таблицах, анализ содержания которых формирует итоговые положения в процессе достижения цели диссертационного исследования.
Решить задачи диссертационного исследования позволяет использование широкого круга источников и литературы. Для достижения цели диссертационного исследования использованы источники в русскоязычном и англоязычном варианте, что позволило извлечь данные различного характера, от определений и терминов, до статистики и экспертных мнений.
Значительный вклад в процесс решения задач диссертационного исследования внесли отечественные и зарубежные ученые и практики, работающие в области изучения проблематики экономической дипломатии и её практической реализации, среди которых известные ученые, входящие в круги отечественного и зарубежного научного сообщества (С.Л.Ткаченко, И.Д. Иванов, А.К. Тихонов, О.В. Иванов, В.Д. Щетинин, А.Е. Лихачев, Т.В. Зонова,Г. Каррон де ла Каррьер, Г. Никольсон, И. Валлерстайн, Г. Киссинджер, Р. Занер, О. Нарай др.), а так же материалы статей и интервью с участием представителей политической и экономической элиты Российской Федерации (В.В. Путин, С.В.Лавров, Г.О.Греф, А.Б.Миллер, В.Ю. Алекперов, С.В. Чемезов, С.В. Кириенко и др.).
Работы Гарольда Никольсона, Иммануэля Валлерстайна и Генри Киссинджера дают системное представление о дипломатии как явлении общественной жизни общества, что в дальнейшем позволяет сконцентрироваться на частных аспектах ее изучения, таких как экономическая дипломатия. Монография «Эффективность дипломатии», написанная в соавторстве со Станиславом Леонидовичем Ткаченко, занимающимся изучением экономической дипломатии, позволяет сформировать комплексное представление о тех методах, посредством которых возможно осуществление экономической дипломатии.
Для изучения правовых особенностей осуществления внешней экономической деятельности российских транснациональных корпораций, в процессе исследования проводится анализ в отношении национальных и международных правовых норм, относящихся к сфере регулирования предмета и объекта диссертационного исследования.
Подробно рассматриваются положения, позволяющие доказать участие российских транснациональных корпораций в процессе осуществления экономической дипломатии.
Так, среди анализируемых правовых норм представлены, как Постановление Правительства РФ от 12.01.1996 N 17 "О Межведомственной комиссии по вопросам Всемирной торговой организации (ВТО)", регулирующее вопросы межведомственного взаимодействия в отношении вступления Российской Федерации в ВТО, и Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", который на правовом уровне закрепляет статус Российской Федерации в качестве участника ВТО, так и Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Рассмотрены, в том числе, такие международные правовые нормы, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47), освещающие международные нормы в области тарифного и торгового регулирования, а также Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля1994 г.).
Показательно значение использования в рамках диссертационного исследования данных ведущих отечественных статистических агентств (Медиахолдинг «Эксперт»; Информационное агентство «РосБизнес Консалтинг») и научно-исследовательских центров (Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара; Российский институт стратегических исследований; Институт международных экономических и политических исследований РАН), а также статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, которые предоставляют исчерпывающие актуальные сведения, используемые в рамках анализа экономической дипломатии российских транснациональных корпораций на современном этапе.
Также в диссертационное исследование включены материалы статей, опубликованных в российских (Юрист; Право; Мировая экономика и международные экономические отношения; Проблемы современной экономики; Менеджмент в России и за рубежом; Российское предпринимательство; Креативная экономика) и зарубежных научных журналах(JournalofBusinessEthics;TheJournalofInternationalBusinessStudies; AmericanBehavioralScientist;TheAcademyofManagementReview) и посвященные частноправовым аспектам, вопросам регулирования деятельности, а также специфике российских транснациональных корпораций.
Теоретический раздел, практический раздел и раздел, характеризующий перспективы реализации экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями, формируют структуру диссертационного исследования и образуют три главы соответственно. Первая глава включает четыре параграфа (1.1, 1.2, 1.3, 1.4), вторая глава включает два параграфа (2.1, 2.2) и три подраздела (2.2.1, 2.2.2, 2.2.3), третья глава включает два параграфа (3.1, 3.2).
Параграф 1.3 теоретического раздела включает две прилагаемые таблицы, параграфы 2.1 и 2.2 практического раздела включают по одной таблице соответственно, параграф 3.1 включает одну таблицу
Таблицы размещены в приложении и имеют сквозную нумерацию, что позволяет исключить путаницу в итоговом анализе выводов, полученных по каждой таблице в отдельности
Таблица 1 к параграфу 1.3 раскрывает основные положения национального регулирования предмета диссертационного исследования. Таблица 2 к параграфу 1.4 раскрывает основные положения международного регулирования предмета диссертационного исследования. Таблица 3 к параграфу 2.1 качественно и количественно характеризует крупнейшие отрасли национальной экономики. Таблица 4 к параграфу 2.2 позволяет провести сравнительный анализ крупнейших российских транснациональных корпораций по крупнейшим отраслям национальной экономики. Таблица 5 к параграфу 3.1 предоставляет возможность дать сравнительную оценку мерам государственного стимулирования внешней активности российских транснациональных корпораций в осуществлении экономической дипломатии.
Таким образом, обозначение цели, предмета, объекта и задач диссертационного исследования, а также структуры диссертационного исследования и совокупности используемых методов научного познания позволяют начать процесс проведения исследования.
Таким образом, использование в рамках диссертационного исследования метода анализа позволило определить отраслевую структуру национальной экономики, включающую финансовый сектор, сектор добычи и транспортировки полезных ископаемых, а также высокотехнологичные отрасли промышленного производства, в рамках которых удалось охарактеризовать транснациональные корпорации, транснациональные банки и финансово-промышленные группы в качестве акторов международных отношений, осуществляющих экономическую дипломатию.
Синтез как метод научного познания представил экономическую дипломатию в качестве процесса реализации национальных хозяйственных интересов, что в совокупности с использованием метода индукции сформировало представление о том, что задачи, стоящие на повестке дня экономической дипломатии, решаются при участии российских транснациональных корпораций, а метод дедукции, позволил определить, что национальные и международные правовые нормы с одной стороны разрешают, а с другой стороны регулируют процесс осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями, тем самым, доказывая наличие самого факта ее существования.
В процессе обобщения была дана качественная и количественная характеристика крупнейшим отраслям национальной экономики и крупнейшим российским транснациональным корпорациям, в результате чего было выявлено три крупнейшие отрасли по суммарной выручке трех крупнейших российских ТНК по каждой отрасли в 2014 году, такие как финансы (3600,9 млрд. руб.), добыча и транспортировка полезных ископаемых (13876,7 млрд. руб.), а также высокотехнологичные отрасли промышленного производства (2220 млрд. руб.), где крупнейшей отраслью была признана добыча и транспортировка полезных ископаемых.
В то время как крупнейшим российскими ТНК были признаны компании с государственным участием «ГАЗПРОМ», «РОСНЕФТЬ», СБЕРБАНК РОССИИ, ВТБ, ГАЗПРОМБАНК, крупнейшими частными корпорациями были признаны ЛУКОЙЛ и АФК «СИСТЕМА», а крупнейшими государственными корпорациями были признаны «РОСТЕХ» и «РОСАТОМ», каждая из которых участвует в осуществлении экономической дипломатии на основании значительных масштабов внешней экономической активности, о чем свидетельствуют приводимые в параграфах факты.
Метод моделирования объединяет полученные качественные и количественные данные в пять таблиц (моделей), включенных в приложения диссертационного исследования, которые подтверждают факт защиты национальных хозяйственных интересов российскими транснациональными корпорациями в процессе осуществлении экономической дипломатии, как самостоятельно, так и при содействии государства, который стал возможен благодаря национальным и международным правовым нормам.
Вышеперечисленные итоговые положения диссертационного исследования сформированы на основании выводов по задачам диссертационного исследования и, благодаря аналогии, характеризуют те методы, которые используют российские транснациональные корпорации при осуществлении экономической дипломатии, как то метод торгового договора, метод финансового соглашения, метод прямого зарубежного инвестирования, метод экспортной экспансии, метод покупки акций зарубежных компаний, метод уступки и метод законодательного регулирования, которые позволяют российским транснациональным корпорациям участвовать в осуществлении экономической дипломатии.
Данные статистических материалов Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что" в январе-феврале 2016г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 59,8 млрд. долларов США (70,5% к январю-февралю 2015г.), в том числе экспорт - 37,2 млрд. долларов (65,0%), импорт - 22,6 млрд. долларов (81,9%)" .
Таким образом, несмотря на сокращение общих объемов внешнеторгового оборота, сохранилась положительная динамика преобладания экспорта над импортом, что доказывает существенную роль, в том числе российских транснациональных корпораций, в эффективном осуществлении экономической дипломатии, которая столкнулась с рядом новых задач в условиях внешних ограничений экономической активности, разрешение которых представляется возможным в процессе эффективного многостороннего взаимодействия государства с российскими транснациональными корпорациями.
Синтез как метод научного познания представил экономическую дипломатию в качестве процесса реализации национальных хозяйственных интересов, что в совокупности с использованием метода индукции сформировало представление о том, что задачи, стоящие на повестке дня экономической дипломатии, решаются при участии российских транснациональных корпораций, а метод дедукции, позволил определить, что национальные и международные правовые нормы с одной стороны разрешают, а с другой стороны регулируют процесс осуществления экономической дипломатии российскими транснациональными корпорациями, тем самым, доказывая наличие самого факта ее существования.
В процессе обобщения была дана качественная и количественная характеристика крупнейшим отраслям национальной экономики и крупнейшим российским транснациональным корпорациям, в результате чего было выявлено три крупнейшие отрасли по суммарной выручке трех крупнейших российских ТНК по каждой отрасли в 2014 году, такие как финансы (3600,9 млрд. руб.), добыча и транспортировка полезных ископаемых (13876,7 млрд. руб.), а также высокотехнологичные отрасли промышленного производства (2220 млрд. руб.), где крупнейшей отраслью была признана добыча и транспортировка полезных ископаемых.
В то время как крупнейшим российскими ТНК были признаны компании с государственным участием «ГАЗПРОМ», «РОСНЕФТЬ», СБЕРБАНК РОССИИ, ВТБ, ГАЗПРОМБАНК, крупнейшими частными корпорациями были признаны ЛУКОЙЛ и АФК «СИСТЕМА», а крупнейшими государственными корпорациями были признаны «РОСТЕХ» и «РОСАТОМ», каждая из которых участвует в осуществлении экономической дипломатии на основании значительных масштабов внешней экономической активности, о чем свидетельствуют приводимые в параграфах факты.
Метод моделирования объединяет полученные качественные и количественные данные в пять таблиц (моделей), включенных в приложения диссертационного исследования, которые подтверждают факт защиты национальных хозяйственных интересов российскими транснациональными корпорациями в процессе осуществлении экономической дипломатии, как самостоятельно, так и при содействии государства, который стал возможен благодаря национальным и международным правовым нормам.
Вышеперечисленные итоговые положения диссертационного исследования сформированы на основании выводов по задачам диссертационного исследования и, благодаря аналогии, характеризуют те методы, которые используют российские транснациональные корпорации при осуществлении экономической дипломатии, как то метод торгового договора, метод финансового соглашения, метод прямого зарубежного инвестирования, метод экспортной экспансии, метод покупки акций зарубежных компаний, метод уступки и метод законодательного регулирования, которые позволяют российским транснациональным корпорациям участвовать в осуществлении экономической дипломатии.
Данные статистических материалов Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что" в январе-феврале 2016г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 59,8 млрд. долларов США (70,5% к январю-февралю 2015г.), в том числе экспорт - 37,2 млрд. долларов (65,0%), импорт - 22,6 млрд. долларов (81,9%)" .
Таким образом, несмотря на сокращение общих объемов внешнеторгового оборота, сохранилась положительная динамика преобладания экспорта над импортом, что доказывает существенную роль, в том числе российских транснациональных корпораций, в эффективном осуществлении экономической дипломатии, которая столкнулась с рядом новых задач в условиях внешних ограничений экономической активности, разрешение которых представляется возможным в процессе эффективного многостороннего взаимодействия государства с российскими транснациональными корпорациями.
Подобные работы
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА
ЭКОНОМИКУ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН
(НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Место и роль транснациональных корпораций на глобальном рынке туристических услуг
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Экономическая дипломатия КНР как источник напряженности в современных американо-китайских отношениях
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - Публичная дипломатия как инструмент внешней политики РФ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ БРИКС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ
КОРПОРАЦИЙ (ТНК)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



