Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Работа №141631

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концептуальные аспекты проблемы защиты прав детей в условиях осуществления мировой политики 8
1.1. Эволюция концепции защиты прав ребенка 8
1.2. Мировая практика правового обеспечения защиты прав ребенка 13
1.3. Реализация защиты прав ребенка участниками конвенции ООН 24
Глава 2. Международная институционализация системы защиты прав ребенка 31
2.1. Деятельность международных правительственных организаций в сфере обеспечения прав детей 31
2.2. Деятельность международных неправительственных организаций в области защиты прав ребенка 39
Глава 3. Проблема защиты прав ребенка в условиях сирийского военного конфликта 45
3.1. Гуманитарный кризис в сирии 45
3.2. Случаи нарушения прав ребенка в сирии и регулирование сирийского кризиса 46
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Документы 57
Книги, монографии, сборники 58
Научные статьи 59


Международное сообщество конца XX века призвано вырастить новое поколение людей, которое могло бы жить в следующем столетии в мире и гармонии. Международное право предусматривает меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права человека и основные свободы. В первую очередь к данной категории относятся дети.
История человечества практически не знает периодов, когда бы не было войн и вооруженных столкновений, во время которых не страдало бы мирное население и, прежде всего, дети. Как известно, дети относятся к наиболее уязвимой группе людей. Уязвимость означает отсутствие специальной защиты тех, чье существование, здоровье, благополучие или самобытность подвергается опасности.
Обеспечение прав для всех детей во всех государствах достигается в условиях всеобщего поощрения демократии и укрепления правопорядка, что, в свою очередь, возможно при качественном управлении, которое, согласно Декларации тысячелетия ООН, предполагает полное обеспечение интересов детей в обществе. Это потребует принятия государствами на национальном уровне мер имплементационного характера по обеспечению прав детей, закрепленных в соответствующих универсальных и региональных соглашениях.
Одной из наиболее важных причин необходимости защиты прав ребенка является неустойчивое геополитическое равновесие. В условиях современных вооруженных конфликтов в мире ежедневно гибнут и получают увечья тысячи гражданских лиц, в том числе дети (лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста). Из-за особенностей ведения нынешних войн количество смертей некомбатантов превышает количество смертей комбатантов .
В соответствии с данными Детского фонда ООН, за последние десять лет по причине вооруженных конфликтов (как из-за боевых действий, так и из-за голода и болезней, спровоцированных последними) около 2 миллионов детей погибли, 6 миллионов были покалечены, около 20 миллионов стали переселенцами и беженцами. Неизвестными остаются данные относительно количества детей, удерживаемых в качестве заложников, и тех, которые были похищены или проданы в экономическое или сексуальное рабство. Кроме того, на данный момент около 300 тысяч детей участвуют в вооруженных конфликтах в качестве солдат .
Крайне важно то, что различного рода международные документы (договоры и конвенции), посвященные вопросам защиты детей в том или ином аспекте, в условиях глобализации позволяют добиваться определенных результатов путем сотрудничества государств и международных правительственных и неправительственных организаций.
Решимость государств обеспечить всеобщую защиту прав детей подтверждается, в частности, фактом почти универсального участия государств — членов ООН в Конвенции о правах ребенка и всеобщим признанием на национальном законодательном уровне принципа наилучшего обеспечения интересов детей. Правительства государств — членов ООН все больше внимания обращают на устранение структурных и правовых препятствий в процессе повышения благополучия детей в обществе. Все чаще предпринимаемые на национальном уровне меры приводят к пересмотру законодательства, вносятся изменения и в Конституции. Правовые реформы, проводимые во многих государствах, нацелены на устранение прежде всего проблем дискриминации в отношении детей. Совершенствование нормативных основ и политических платформ на национальном уровне приводит к повышению уровня образования детей, материнского здоровья, уменьшает детскую смертность. Правовые реформы способствуют учреждению компетентных и эффективных национальных институтов по защите прав детей.
Сегодня сирийский конфликт является одной из наиболее актуальных проблем мировой политики, регулирование данного конфликта становится одной из самых приоритетных задач мирового сообщества. В связи с наличием примеров значительных нарушений конвенций о правах человека, включая неизбирательные нападения, использование детей-солдат, похищения, незаконное блокирование доставки гуманитарной помощи и пытки, проблемой данного научного исследования была выбрана проблема защиты прав ребенка на примере сирийского военного конфликта. Этим обусловлена актуальность исследования проблемы защиты детей в системе международного права и в рамках мировой политики.
Цель данной работы – выявление факторов и закономерностей, определяющих актуальное состояние международной системы обеспечения прав ребенка на примере сирийского военного конфликта.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. проанализировать нормативно-правовую базу по проблеме защиты детей в условиях мировой политики, в том числе в рамках военных конфликтов;
2. определить основные типы и формы нарушения прав ребенка;
3. изучить деятельность ключевых международных правительственных и неправительственных международных организаций в области защиты прав детей;
4. проанализировать эффективность применения имеющихся механизмов обеспечения прав ребенка, в том числе на примере сирийского военного конфликта.
Методы исследования представляют собой комплекс общенаучных и специально-научных методов. Так, автор настоящей дипломной работы использовал такие общенаучные методы, как синтез, анализ, сравнение и обобщение. К специально-научным методам политической науки относятся компаративный метод, исторический метод, ситуативный, системный и институциональный методы.
Защита прав детей, как наиболее уязвимой социальной группы в любом развитом государстве не только является приоритетной задачей, но и выступает своеобразным индикатором уровня «социальности» этого государства. Зачастую, именно по развитию системы защиты детей в государстве судят о его надежности, в том числе и в качестве потенциального партнера на международной политической арене. Именно в связи с этим объектом исследования выступает процесс обеспечения прав ребенка в условиях современной системы международных отношений.
Предметом данного исследования являются правовые и политические аспекты функционирования системы обеспечения прав ребенка.
Хронологические рамки настоящего исследования: начало XX века (1914 год) – настоящее время (2018 год).
Степень разработанности проблемы. Теоретической базой стали научные труды о праве ребенка на защиту А. Р. Бахмана, Е. В. Бернштейн и Т. В. Ивлевой, работы С. В. Проценко, анализирующие развитие норм об уголовной ответственности за невыполнение обязанности по воспитанию детей, исследования эффективности функционирования Конвенции ООН Э. Г. Элексанян, Г. Р. Аблеевой, Т. В. Соловьевой, а также исследования, касающиеся непосредственно Сирийского вопроса. Ими стали труды С. М. Иванова, рассматривающие историю становления военного конфликта в Сирии, а также работа Э. А. Шмитт о позициях России в Сирии. Правовое положение отдельных категорий населения, в частности детей, и вопросы, касающиеся защиты и реализации их прав в период военных действий вызывают непроходящий интерес ученых в области международного права к данной проблематике. Изучением и разработкой указанной темы среди отечественных ученых занимались С. В. Бахин, И. П. Блищенко, А. Г. Волеводз, С. В. Поленина и другие.
Эмпирической базой настоящего исследования стали международно-правовые документы о правах человека: Всеобщая декларация прав человека , договоры, касающиеся непосредственно прав ребенка: Декларация прав ребенка , Европейская конвенция о правах детей , Женевская декларация прав ребенка , Конвенция ООН о правах ребенка и иные международно-правовые документы.
Кроме того, к эмпирической базе настоящего исследования относятся данные этимологических словарей.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы. Первая глава представляет собой обзор теоретических аспектов проблем защиты прав ребенка, анализ эволюции концепции защиты прав ребенка, а также нормативно-правовой базы, регулирующей данный вопрос. Кроме того, в первой главе настоящего исследования были выявлены возможные формы нарушения прав ребенка. Вторая глава посвящена институциональной организации защиты прав ребенка посредством анализа роли международных правительственных и неправительственных организаций в процессе регулирования данной сферы. Третья глава посвящена анализу сирийского конфликта через призму развернувшегося в его результате гуманитарного кризиса и напрямую затронувшего проблему обеспечения прав детей в данном регионе. В заключении подводятся полученные итоги и формулируются основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам работы сделаны следующие выводы:
1. Было определено необходимое толкование ключевого понятия «ребенок». Под ним понимается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» .
2. Развитие идей и концепции прав человека привело к тому, что права ребенка оказались в международном праве выделены в особую категорию. В начале ХХ века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, проституции несовершеннолетних, торговли детьми. Необходимость законодательно закрепить охрану здоровья детей, защиту их интересов и прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924. Немаловажным шагом в развитии системы международной защиты прав ребенка стало принятие ООН в1959 году Декларации прав ребенка, которая провозглашала ключевые социальные и правовые принципы по защите и благополучию детей. В том числе в Декларации указано на необходимость «обеспечить детям счастливое детство».
3. В общем смысле под защитой прав большинством авторов подразумевается предупреждение и противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав и свобод, а также интересов личности, и возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось.
4. Международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка, являются одним из механизмов обеспечения прав ребенка. Стоит отметить, что описанные нами международно-правовые документы представляют собой идеальную модель общества и в настоящее время, в условиях нестабильной геополитической обстановки, полное их соблюдение не представляется возможным. Однако, государствам-участникам стоит направить все силы на реализацию данных конвенций и деклараций, так как защита прав детей является наиболее важной частью функционирования современного государства в условиях глобализации.
5. За последние десятилетия сформировался целый комплекс международно-правовых актов (как обязательного, так и не обязательного характера), которые призваны обеспечить защиту прав детей в нормативной плоскости.  
6. В рамках мирового сообщества защита прав и интересов детей в прикладном смысле реализуется через заключение разного рода соглашений, договоров, конвенций, разработку международных программ, которые для государств-участников, подписавших и ратифицировавших то или иное соглашение или конвенцию предусматривают обязательство по внедрению тех или иных механизмов защиты прав и интересов детей.
7. Развитие концепции прав человека в рамках деятельности ООН, привело к тому, что права ребенка оказались выделены в отдельную категорию. Необходимость обеспечить законодательную охрану детей побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году. Однако, первым нормативным актом ООН, который регламентировал исключительно защиту прав детей, стала принятая в 1959 году Декларация прав ребенка, где были сформулированы десять ключевых принципов, определяющих деятельность всех субъектов, отвечающих за осуществление прав детей. Декларация 1959 года провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям все права и свободы. Она, по сути, создала моральную базу охраны прав ребенка.
8. Роль международных правительственных организаций в области защиты прав детей на международном и национальном уровне состоит в первую очередь в нормотворчестве, обеспечении соглашений государств по жизненно значимым вопросам (например, при организации гуманитарных миссий в рамках военных конфликтов, установление «мирных дней» и т.д.), а также в определении основных направлений защиты детей и обеспечения их прав.
9.Большое количество социально-экономических и политических проблем на современном этапе привело к тому, что на территории многих государств зародилось и получило распространение и развитие большое число разнообразных частных групп и общественных объединений, обозначаемых термином «неправительственные организации». Таким образом, неправительственные организации обладают большим инструментарием в области защиты прав детей, в сравнении с международными правительственными организациями, ввиду чего, неправительственные организации могут организовывать более прикладную деятельность в данной сфере.
В заключение следует отметить, что на современном этапе особую актуальность приобретает проблема защиты детей в условиях сирийского конфликта.
Таким образом, можно отметить, что дестабилизация в Сирии и возникновение вооруженного конфликта явилось закономерным следствием из этих причин.
Становится очевидно, что военный путь решения сирийского конфликта на данный момент отсутствует, так как в Сирии сложилась классическая философская ситуация, в которой насилие порождает насилие, в условиях сложившейся ситуации следует обратиться к возможному дипломатическому пути урегулирования сирийского конфликта.
Для мирного урегулирования сирийского конфликта необходимо привлечение в данный процесс международных посредников для ведения переговоров.
Способность миротворческих операций ООН защитить детей Сирии от масштабных и тяжких нарушений прав человека все больше становится критерием, с помощью которого оценивается работа и успех ООН.



1. Всеобщая декларация прав человека. Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М. : НОРМА, 2000. - С. 24-38.
2. Декларация прав ребенка. Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М. : НОРМА, 2000. - С. 24-38.
3. Гражданский кодекс Федеративной республики Германия. //Зарубежные нормативные акты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.multitran.ru/c/m.exe?s=%C3%F0%E0%E6%E4%E0%ED%F1%EA%E8%E9%20%EA%EE%E4%E5%EA%F1%20%D4%D0%C3&messnum=62523&l1=3&l2=2&s=%C3%F0%E0%E6%E4%E0%ED%F1%EA%E8%E9%20%EA%EE%E4%E5%EA%F1%20%D4%D0%C3&messnum=62523&l1=3&l2=2.
4. Европейская конвенция об усыновлении детей. // Страсбург, 24/04/1967// Электронный ресурс. URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/058.
5. Женевская декларация прав ребенка. Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В.А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М. : НОРМА, 2000. - С. 24-38.
6. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1902311
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, (Рим, 4 ноября 1950 г.,). (С изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.), ETS № 005// Архив международных документов. М. Юристъ. 2015 год.
8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Консультант плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.
9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. –1993. – 25 декабря.
10. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.// Архив международных документов. М. Юристъ. 2015 год.
11. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) Электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
12. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/
13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // база Консультант-Плюс // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/70c0a8cdc34b8e2d7e7ef698488d51acc556dc7e/.
14. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // база Консультант-Плюс // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/.

КНИГИ, МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ

На русском языке
15. Антикольская М. В. Семейное право. Учеб. М.: Юрист, 1999. С. 200.
16. Бахин С. В. Международно-правовая защита прав человека и эксперименты на людях // Вестник Ленинградского университета. 1987. Сер. 6. Вып. 2. С. 94-99.
17. Бирюков П. Н. Международное право. – М., 2001. – 209 с.
18. Блищенко И. П. Дипломатическое право. Учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк. , 1990. - 287 с
19. Богатырев А.Г. Конвенции по борьбе с преступлениями международного характера: Учебное пособие. - М.: МВШМ МВД СССР, 1990. – 100 с.
20. Бондаренко О. А. Международные документы о правах ребенка: научно-практическое пособие / под ред. О.А. Бондаренко. – Волгоград, 2011. – С. 28.
21. Волеводз А. Г. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Учебно-методическое пособие. - М., 2007. - 218 с.
22. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения. - М., 2002. – 286 с.
23. Игнатенко Г. В. Международное право: Учебник для вузов. – М., 1978. – С. 244.
24. Карташкин В. А. Международная защита прав человека. – М., 1976. – 406 с.
25. Колосов Ю. М. Международное право в современном мире. Сборник статей /отв. ред. Ю.М. Колосов. – М., 1991. – С 13.
26. Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. – СПб, 1867. – С. 189.
27. Лукашева Е. А. Права человека: Учебник для вузов. – М., 1999. – 433 с.
28. Михайловский Н. К. Права человека и современный мир. – Киев, 1980. – С. 211.
29. Мовсесян А.Г. Либерализм и экономика. – М. : Логос, 2003.
30. Мовчан А.П. Международная защита прав человека. – М., 1958. – 251 с.
31. Мовчан А. П. Права человека и международные отношения. – М., 1982. – С. 257.
32. Павлова Л. В.Международное гуманитарное право. – М., 1999. – 198 с.
33. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. – М, 2000.
34. Саидов А. Х. Международное право прав человека. – М., 2002. – 263 с.
35. Черниченко С. В. Теория международного права. Том 2. – М., 1999. – 346 с.

На иностранных языках
36. Brownlie I. Principles of public international law. – Oxford, 1998. – Р. 568—581.
37. Compilation of general comments and general recommendations adopted by human rights treaty bodies. UN Doc. HRI/GEN/1/Rev.5. P.133. Para. 6.

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

На русском языке
38. Аблеева Г. Р. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка // Наука и мир. – 2014. – № 2 (6). – С. 167 – 170. – Режим доступа:https://elibrary.ru/download/elibrary_21671426_22463662.pdf
39. Агушева Г.Г. Защита прав ребенка: Международно-правовой аспект //Ювенальное право. - Архангельск: Поморский университет. 2005. – 312 с.
40. Алексанян Э. Г. Конвенция ООН о правах ребенка как инструмент защиты семейных прав ребенка // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2010. – № 4. – С. 24 – 26. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15213206_29490792.pdf
41. Бахин С. В.О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2. С. 41-51.
42. Бахин С. В. Унификация в международном праве: программа спецкурса. - СПб. : СПбГУ, 2001. - 14 с.
43. Бахман А. Р. Злоупотребление родительскими правами и право ребенка на защиту // Правовые проблемы укрепления российской государственности. – 2010. С. 97 – 100. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_24067396_28423745.pdf
44. Бернштейн Е. В. Реализация прав ребенка на защиту своих прав // Аспирант и соискатель. – 2013. – № 2 (74). – С. 22 – 25. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19044423
45. Жалинский А.Э. О системе источников уголовного права / Право и государство: теория и практика. – 2006. – № 8 (20).
46. Иванов С. М. О конфликте в Сирии // Политика и жизнь – 2015. – № 145.
47. Ивлева Т. В. Конституционное право ребенка на защиту в Европейском суде по правам человека // Вестник Башкирского университета. – 2011. – № 1. – С. 237 – 241. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_16461532_85722939.pdf
48. Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения правовой защиты и поощрения прав ребенка //Московский журнал международного права. – 2009. – № 1. – С. 84-85.
49. Павлова Л. В. Международная защита прав человека и ее эволюция на современном этапе // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 1996. – № 1. – С. 23.
50. Подуфалов В. Д. К вопросу о понятии «международная защита прав человека» // Сов. ежегодник международного права. – 1985. – С. 209—210.
51. Проценко С.В.Историко-правовой анализ становления и развития норм об уголовной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей // История государства и права. – 2009. – № 9. – С. 33–34.
52. Соловьева Т. В. Закрепление прав ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка // Социальная безопасность и защита прав семьи в условиях новой общественной реальности. – 2013. – С. 184 – 188. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27492021
53. Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка //Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 1998. – № 5. – С. 53—54.
54. Чернобель Г.Т. Право как мера социального блага // Журнал российского права. – 2006. – № 6. – С. 89.
55. Шайхутдинова Г. Р. Протоколы к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. / Комментарий к отдельным статьям. – Казань, 2001. – С. 22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ