Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №14163

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
777
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность игровой деятельности детей дошкольного возраста и её особенности
1.2. Основные характеристики заикающихся детей дошкольного возраста
1.3. Формирование коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Глава 2 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Исследование игровой активности заикающихся детей дошкольного возраста
2.2. Анализ опыта работы по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
2.3. Методические рекомендации по формированию коммуникативной компетентности в процессе организации игровой деятельности с заикающимися детьми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование коммуникативной компетентности на современном этапе - важное условие нормального психологического развития ребенка. Развитие коммуникативных способностей крайне важно, так как мы живем в рамках общества, требующего усвоения социально-культурного опыта, необходимого для дальнейшего включения его в систему общественных отношений. Актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Таким образом, на взрослых лежит ответственность за развитие коммуникативных способностей у детей.
Эта проблема актуализируется на государственном уровне, что подтверждено введением в систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта, определяющего выполнение одного из важных требований - это социально-коммуникативное развитие детей, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры. А так же обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования.
В теории и практике логопедии одним из наиболее сложных речевых нарушений является заикание. Возникая в дошкольном возрасте, это нарушение речи затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности.
Коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик личности, способствующих успешному овладению вербальными и невербальными средствами общения,
Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей, влияющей на их личностное развитие, формирование индивидуальности содержится в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Л. Рубенштейна, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и других.
Группой ученых во главе М.И. Буянова и Б.З. Драпкина рассмотрены виды и причины заикания, показаны пути по преодолению этого дефекта.
Изучая проблему формирования коммуникативных навыков, мы акцентировали свое внимание на взгляды М.А. Виноградовой, которая предложила разные формы работы по преодолению заикания в разных ситуациях речевого общения. Г.А. Волкова, И.Г. Выгодский, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская и др. рассматривали устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Они разработали систему работы, которая и явилась основополагающим материалом по решению данной проблемы.
Проблема развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта не достаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим.
Новые требования к подготовке квалифицированных педагогов, способных организовать педагогический процесс и создать условия для гармоничной социализации заикающегося ребенка, позволили выявить следующие противоречия: между необходимостью формирования коммуникативных способностей у заикающихся детей и не соблюдением педагогом учета особенностей проявления заикания в зависимости от ситуации и характера общения с окружающими людьми; между необходимостью развития игрового процесса у заикающихся детей и несоответствующим подбором речевых игр и упражнений в организации игровой деятельности.
Сформулированные противоречия послужили основой определения проблемы исследования, направленной на выявление особенностей игровой деятельности в процессе формирования коммуникативной компетентности заикающихся детей дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования - игровая деятельность заикающихся детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование коммуникативной компетентности у заикающихся детей в процессе игровой деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить сущность современных требований по формированию коммуникативной компетентности в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть формирование коммуникативной компетентности у заикающихся детей в процессе игровой деятельности с учетом их психофизических особенностей.
3. Исследовать игровую активность заикающихся детей дошкольного возраста и навыки коммуникативной компетентности в процессе общения с детьми и взрослыми.
4. Рассмотреть опыт работы по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности и составить методические рекомендации для педагогов, работающих с данной категорией детей.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: в процессе использования разных видов игровой деятельности, учитывая специфику коррекционной работы на каждом этапе, возможно, обеспечить формирование коммуникативной компетентности у заикающихся детей.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение сведений из психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
Методологической базой исследования являются: нормативные документы системы образования, периодическая психолого-педагогическая литература и интернет-издания, посвященные проблеме исследования, современные работы по теории и практике воспитания, анализ опыта работы по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся детей.
Практическая базой исследования является муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 «Лесовичок» г. Старый Оскол Белгородской области, группа компенсирующей направленности по коррекции заикания в количестве 12 человек.
Апробация результатов исследования: опубликована статья «Формирование коммуникативной компетенции у заикающихся дошкольников в игре» (IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2017»).
Теоретическая значимость состоит в том, что установлены особенности, содержание, значимость формирования коммуникативной компетентности у заикающихся детей в игровой деятельности.
Практическая значимость исследования: в результате анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы доказана роль игры на формирование коммуникативной компетентности у заикающихся дошкольников, а также предложены методические рекомендации для педагогического коллектива, работающего с данной категорией детей.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, методы и методологические основы исследования.
В первой главе «Теоретические основы игровой деятельности заикающихся детей дошкольного возраста» рассматриваются сущность игровой деятельности детей дошкольного возраста и её особенности; основные характеристики заикающихся детей дошкольного возраста; формирование коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Во второй главе «Изучение опыта формирования коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности» представлены исследования: игровой активности заикающихся детей дошкольного возраста и уровня развития у них коммуникативных способностей; проведён анализ опыта работы по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста; даны методические рекомендации для педагогических работников по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся дошкольников в процессе игровой деятельности.
В заключении данной выпускной квалификационной работы обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Объем работы составляет 60 листов. Список использованной литературы состоит из 37 источников. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование по теме «Формирование коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» позволило сделать следующие выводы.
Анализ современных психолого-педагогических исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями. Наше практическое исследование по данной проблеме проводилось в МАДОУ ДС №47 г. Старый Оскол Белгородской области, группе детей компенсирующей направленности по коррекции заикания с использованием опыта работы. Результаты исследования показали, что есть позитивный опыт по формированию коммуникативных умений и навыков у заикающихся детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Однако преобразования в современном российском обществе, определяющие новые условия, и акцентуация интересы государства на проблемах образования и здоровья детей с ограниченными возможностями, обусловило актуальность проблемы исследования.
Целью нашего исследования было выявить влияние особенностей игровой деятельности в процессе формирования коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста.
В ходе исследования были решены все поставленные задачи.
1. Изучена сущность современных требований по формированию коммуникативной компетентности в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Рассмотрено формирование коммуникативной компетентности у заикающихся детей в процессе игровой деятельности с учетом их психофизических особенностей.
3. Исследована игровая активность заикающихся детей дошкольного возраста и навыки коммуникативной компетентности в процессе общения с детьми и взрослыми.
4. Рассмотрен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности и составлены методические рекомендации для педагогов, работающих с данной категорией детей.
Исследование теоретических основ игровой деятельности заикающихся детей дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:
1. Изучив феномен игры, мы заключили, что игровая деятельность является ведущим видом детской деятельности. Это сложное и интересное явление, способствующее общественному воспитанию детей и позволяющее воспроизводить модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализовать свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.
2. Рассмотренные нами основные характеристики заикающихся детей дошкольного возраста с учетом психофизических особенностей их онтогенеза, особенностями поведения в игровой деятельности, учета характера общения с окружающими людьми позволили организовать работу по исследуемой проблеме и достичь эффективных результатов.
3. Сущность формирования коммуникативной компетентности у заикающихся детей в процессе игры позволила отметить её роль в формировании системы знаний; обучающих способам ориентации в различных ситуациях, влияющих на развитие свободного владения вербальными и невербальными средствами общения.
Таким образом, на этапе теоретического исследования проблемы «Основ игровой деятельности заикающихся детей дошкольного возраста», позволило заключить, что игровая деятельность помогает сформировать у детей ценные навыки и способы поведения в отношении с другими людьми, развить коммуникативные качества и социальную активность у заикающихся
дошкольников.
Для реализации следующих задач нашего исследования была проведена работа по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся дошкольников в процессе игры, которая проводилась на основе метода педагогического наблюдения и использования опыта работы на базе МАДОУ ДС №47 «Лесовичок» г. Старый Оскол Белгородской области, в группе компенсирующей направленности по коррекции заикания.
Метод педагогического наблюдения включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
1. В ходе констатирующего этапа было установлено следующее: у детей отмечался низкий уровень развития игровых умений и навыков: скудность игровых замыслов, малочисленные объединения по игровым интересам, нехарактерные устойчивые играющие коллективы на основе дружбы и симпатии друг к друг.
Исследуя, развитие коммуникативных навыков, отметили, что заикающимся детям трудно общаться в сложных, незнакомых ситуациях. При демонстрации знаний в непривычных условиях у заикающихся детей возникает страх за неправильный исход речевого общения. Это вызывает речевые судороги или отказ от общения. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения.
2. На формирующем этапе выпускной квалификационной работы нами был проведен анализ опыта работы по формированию коммуникативной компетентности у заикающихся детей дошкольного возраста в процессе разных видов игр. Нам удалось пронаблюдать, как на разных этапах у детей повышалась психологическая комфортность, в процессе социального общения повышался речевой опыт, формировались умения и навыки коммуникативного поведения.
3. Следующим этапом педагогического наблюдения был контрольный, результаты которого показали: коррекция психологических особенностей заикающихся детей в процессе использования разных видов игровой деятельности позволила повысить уровень коммуникативной компетентности у заикающихся детей, овладеть игровыми действиями,
обрести уверенность в своих возможностях, снизить уровень тревожности, напряжения, произвести коррекцию речевого поведения.
4. Для педагогов, родителей и психологов нами были разработаны рекомендации, которые помогут обучить детей владеть вербальными и невербальными средствами общения, способам ориентации в различных ситуациях, умениям ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что: в процессе системного использования разных видов игр, возможно, обеспечить развитие коммуникативных способностей детей, страдающих заиканием - доказана.



1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 286 с.
2. Антонова, Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2012. - 288 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова // Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015.-208с
4. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2013. - № 3. - С. 102-109.
5. Большой энциклопедический словарь: в 2 т./ гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энцикл., 1991. - 300000 с.
6. Виноградова, М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников / М.А. Виноградова. - СПб.: КАРО, 2011. -127 с.
7. Власова, Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками / Н.А. Власова. - М.: Просвещение, 1916. - 258 с.
8. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г.А. Волкова. - М.: Академия, 2005. - 212 с.
9. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 232 с.
10. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре/ И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.А. Успенская. - М.: Просвещение, 2010. - 350 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 62-76.
12. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнееева. — СПб.: ООО «Речь», 2012. - 310 с.
13. Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошкольного воспитания. - М.: Изд-во АПИ, 2015. - 152с.
14. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. — Ярославль: «Академия развития», 2013. - 240 с.
15. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 6. / Н.К. Крупская. - М.: Педагогика, 1980. - 512 с.
16. Леонова, С.В. Клинико-психолого-педаогическая характеристика заикающихся школьников. / С.В. Леонова // Логопед. - 2004. - №2. - С.70-76
17. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 365 с.
18. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2010. - 214 с.
19. Леонтьев, А.Н. О социальной природе психики человека / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 2013. - № 1. - С. 30-42.
20. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2¬х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 2013. - 456 с.
21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
22. Логопедия. Учебник для вузов / ПодРед. Л.С. Волковой - М.: Владос, 2014. - 340 с.
23. Макаренко, А. С. Игра. - Соч.: В 7 - ми т. Т 7 / А.С. Макаренко - М., 2013 - 377 с.
24. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. - М.: Просвещение, 2016. - 136 с.
25. Пеллингер, Е.Л.Как помочь заикающимся школьникам / Е.Л. Пеллингер, Л.П.Успенская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
26. Петровская, Л.А. Компетентность в общении /Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 284
27. Рау, Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников / Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская // Пособие для логопедов. - М.:Просвещение, 2013. - 223 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 2000. - 357 с.
29. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В.И. Селиверстов //Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2015. - 208с.
30. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - 671 с.
31. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. - Собр. соч.: В 10-ти т. Т 8 / К.Д. Ушинский. - М: Фаир-пресс, 2013, - 239 с.
32. Чевелева, Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе письма / Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение 2014. - 112 с.
33. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В. Чернецкая. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 103 с.
34. Шашина, В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
35. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - М.: «Феникс», 2015. - 456 с.
36. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2014. - 360 с.
37. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Сборник нормативно-правовых документов в образовании. - 2014. - №1. - С.7, 15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ