Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация первичной медико-санитарной помощи на основе общей врачебной практики (семейной медицины)

Работа №141612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

медицина

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Литературный обзор 7
1.1 История развития ПМСП в России 7
1.2 Современная структура организации ПМСП в России 10
1.3 Организация ПМСП за рубежом 18
ГЛАВА 2. Материалы и методы 22
ГЛАВА 3. Полученные результаты 25
3.1 Анализ общих данных 25
3.2 Анализ ответов населения 26
3.3 Анализ ответов медработников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Актуальность проблемы состояния звена первичной медико-санитарной помощи была отмечена президентом РФ В.В. Путиным на встрече с министром здравоохранения Скворцовой В.И. 20 августа 2019 года. Он критически оценил состояние данной сферы здравоохранения и отметил нехватку врачей, низкую заработную плату, слабую материально-техническую оснащённость организаций, оказывающих ПМСП. Как было замечено президентом, если плохо работает первичное звено, то специализированное не сможет исправить положения в ухудшении здоровья населения страны. Данный тезис был подтверждён многочисленными исследованиями.
Несмотря на то, что во всём мире признано значение ПМСП и основной упор в здравоохранении многих стран сделан на неё, в нашей стране подобных тенденций не наблюдается. В 80-х годах ХХ столетия здравоохранение России пошло по пути преимущественного развития специализированных видов медицинской помощи, отступив от успешного опыта организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) на основе профилактических принципов (диспансеризации), семейного подхода в организации первичной медицинской помощи населению и принципов земской медицины, успешно внедрённой Россией в IX веке. На сегодняшний день данная тенденция сохраняется. Приоритеты в финансировании здравоохранения РФ отдаются специализированной (СМП) и высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в ущерб первичному звену здравоохранения.
Положительный опыт развития первичного звена здравоохранения СССР был отмечен на Алма-Атинской конференции ВОЗ и был рекомендован развивающимся странам. За основу декларации Алма-Атинской конференции были взяты высоко оцененные экспертами ВОЗ организационные принципы первичной медико-санитарной помощи, ее структура, территориальный принцип охвата населения, подготовка и высокая квалификация врача первого контакта, значительный объем деятельности, посвящённый профилактике (диспансеризации). Данная декларация была принята 12 сентября 1978 года в Алма-Ате на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи. Согласно 5 пункту декларации, именно ПМСП является основным инструментом в достижении всеми народами мира достаточного уровня здоровья для ведения продуктивного в социальном и экономическом плане образа жизни [1].
Реформы здравоохранения РФ проводятся, начиная с 1990 года, однако существенных успехов на этом пути так и не достигнуто. Главный показатель эффективности системы здравоохранения любой страны – ОПЖ (ожидаемая продолжительность жизни) остаётся значительно ниже, чем во многих развитых странах. Основными принципами реформ являются децентрализация и многоканальность управления, внедрение рыночных механизмов, и, что важно, постепенный переход на принцип общеврачебной практики в первичном звене. Данные реформы должны были приблизить нас к принципам организации ПМСП, рекомендованным ВОЗ. К сожалению, реализация реформ в полной мере оказалась невозможна в силу ряда причин, основные из которых – это недостаток бюджетного финансирования, жесткая централизованная система управления, слияние лечебной и профилактической деятельности врачей, экстенсивный путь развития здравоохранения и отход от семейного подхода в медицине.
Для перехода к общеврачебной практике имеются и другие причины, не только продиктованные свыше. На сегодняшний день в связи с изменением лидирующего характера патологий (с инфекционных на хронические соматические) и изменением демографической структуры населения (преобладание пожилых лиц) происходит увеличение числа контактов населения с медицинским персоналом. Такая ситуация повышает желание пациентов наблюдаться у одного врача постоянно, что может быть реализовано только при внедрении общеврачебной практики, поскольку ВОП способен вести многие заболевания самостоятельно без направления к специалистам.
Различные статистические исследования показывают, что при сильной структуре оказания ПМСП в стране, число госпитализаций снижается на 40%, а расходы на здравоохранение – на 40%. Большинство заболеваний можно диагностировать и курировать амбулаторно, не прибегая с госпитализациям. Это также позволяет поддерживать уровень здоровья населения и снижает риски развития серьёзных осложнений [17].
В ходе нашей работы мы планируем выявить возможности перехода современной участковой территориальной службы к принципам общеврачебной практики, оценить работу подобных систем в других странах и предложить модели их интеграции. Также одной из задач является выявление отношения населения и медработников к данной проблеме, видимые ими пути развития, а также желаемые для них изменения.
На сегодняшний день очень важно привлечение к данной проблеме не только органов власти, но и студентов медицинских вузов, которые являются потенциальными кадрами для новой системы оказания ПМСП.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Недооценка роли первичного звена современного здравоохранения РФ, где начинает и заканчивает свое лечение около 80% населения, недоразвитие ПМСП как главного направления в достижении эффективности здравоохранения любой страны, повышенное внимание и преимущественное развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи привело к негативным последствиям для всей системы здравоохранения РФ. Особенно настораживает недовольство населения качеством и доступностью медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене и в целом во всей медицинской системе оказания помощи россиянам.
Отход от принципов приоритета ПМСП, являющейся основой в здравоохранении и позволяющей повысить уровень здоровья населения любой страны, которые были провозглашены с учетом опыта СССР в 1978 году на конференции ВОЗ в Алма-Ате вызывает глубокое сожаление. В конце 70-х и начале 80-х годов реализация изменений ПМСП по рекомендациям ВОЗ была недоступна для нашей страны в силу ряда причин, таких как недостаточное финансирование, централизация управления, излишняя специализация медицины, приведшая к низкой квалификации медицинских работников первичного звена здравоохранения и вследствие падение престижа медицинского работника, исчезновение организационно-экономической системы семейного подхода в медицине, ориентация на крупные социальные группы: территориально-популяционный (участок) или производственный (колхоз, совхоз, фабрика) принцип медицинского обеспечения и др. Ситуация с годами только усугублялась, специализация медицины становилась всё сильнее, а компетентность и престиж медицинских работников первичного звена падал.
Существующие проблемы в ПМСП были отмечены президентом РФ В.В. Путиным на встрече с министром здравоохранения Скворцовой В.И. 20 августа 2019 год. Как было верно им замечено, если плохо работает первичное звено, то специализированное не сможет исправить положения в ухудшении здоровья населения страны. Данный тезис был также подтверждён многочисленными исследованиями.
На сегодняшний день на основе проанализированного положительного опыта других стран по реформам ПМСП и переходу её на принципы общеврачебной практики и семейной медицины можно предложить подобные изменения системы оказания ПМСП в РФ. Выделение ВОП как самостоятельной структурной единицы здравоохранения на наш взгляд является перспективным направлением реформы первичного звена, которое может поддержать население. Введение общеврачебной практики в странах Европы, на Кубе и в Канаде позволило снизить число бесполезных госпитализаций, обострений хронических заболеваний, смертности населения, а также повысить уровень здоровья населения и продолжительность жизни. В большинстве своём ВОП ведут пациентов самостоятельно, практически не направляя их к специалистам, что оказывается экономически более выгодно, чем организация свободного доступа пациентов ко всем врачам, включая специалистов. Не стоит упускать и тот факт, что общеврачебная практика оценивается населением выше, чем существующая у нас участковая терапевтическая служба.
В ходе нашей работы мы выяснили отношение населения к существующей структуре, его желание изменений в ней и оценку возможности перехода к общеврачебной практике. Большая часть населения имеют нейтральное отношение к поликлинической службе, среди оставшихся преобладает негативное отношение. Респондентами было названо множество недостатков существующей системы, но достоинств при этом было названо несколько больше. Несмотря на это более половины опрошенных хотели бы совершить переход от участкового терапевта к ВОП.
Среди медработников лидирующую позицию занимает негативное отношение к существующей участковой службе, но при этом к общеврачебной практике наибольшая часть относится положительно. К сожалению даже положительная оценка работы ВОП не говорит об их желании связать свою жизнь с данной специальностью. Наоборот, около 2/3 всех опрошенных не собираются этого делать. Причины оказались различны, но преобладающая – отсутствие интереса к данной специальности. В целом многие медработники не видят особых перспектив для развития и реформ в ПМСП, но они смело указывают на те её сферы, которые следует изменить: условия работы врачей, снижение нагрузки путём уменьшения участка и увеличения времени приёма, снижение бюрократической работы, повышение диагностических возможностей поликлиник, а также переход к общеврачебной практике с заменой участковых терапевтов на ВОП.
Несомненным является и то, что к решению проблемы следует привлекать не только правительство для проведения реформ, но и СМИ для повышения престижа медработников. Важный упор следует делать на процесс образования студентов и последипломную подготовку специалистов по направления ВОП и семейной медицины, сделать эти специальности более доступными.



1. Алма-Атинская декларация [принята на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи 12 сентября 1978 года]. – Доступ на сайте ООН. – Текст: электронный.
2. Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 г.: (с учётом правок) – Доступ из системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон №326-ФЗ от 29 ноября 2010 г.: (ред. от 28 декабря 2013 года). – Доступ из системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.: (ред. от 01 апреля 2020 года). – Доступ из системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
5. О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.: Распоряжение правительства РФ №2190-р от 26 ноября 2012 г. – доступ из информационно-правовой базы Гарант. – Текст: электронный.
6. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населения: Приказ Минздравсоцразвития РФ №543н от 15 мая 2012 г.: (ред. от 03 декабря 2019 года). – Доступ из системы legalacts.ru. – Текст: электронный.
7. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №293н от 21 марта 2017 года. – Доступ из информационно-правовой базы Гарант. – Текст: электронный.
8. О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача): Приказ Минздравсоцразвития РФ №84 от 17 января 2005 г. – Доступ из системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
9. О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача): Приказ Минздравсоцразвития РФ №237 от 26 августа 1992 г. – Доступ из информационно-правовой базы Гарант. – Текст: электронный.
10. О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации: Приказ Министерства здравоохранения №100 от 26 марта 1999 г.: (ред. от 10 июня 2010 года). – Доступ из системы КонсультантПлюс. – Текст: электронный.
11. BuildingprimarycareinachangingEurope / DionneS. Kringos, WienkeG.W. Boerma, AllenHutchinson, RichardB. Saltman – Текст: электронный // European observatory on Health Systems and Policies. – 2015. – URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0018/271170/BuildingPrimaryCareChangingEurope.pdf?ua=1 (датаобращения: 19.04.20).
12. The Grass Is Not Always Greener: A Look at National Health Care Systems Around the World / Michael Tanner // Policy Analysis. – 2008. – № 613.
13. Всемирнаяорганизацияздравоохранения: сайт. – URL: https://www.who.int/ru/home(дата обращения: 21.04.2020). – Текст: электронный.
14. Комитет здравоохранения Санкт-Петербурга: сайт. – URL: http://zdrav.spb.ru/ru/for-specialists/monitor_zp/ (дата обращения: 12.05.2020). – Текст: электронный.
15. Акулин И.М. Автореферат. – 1996.
16. Акулин И.М. К вопросу отношения населения к поэтапному введению системы врача общей практики / Акулин И.М., Шабров А.В. // Бюллетень Санкт-Петербургского института медицинского страхования. – 1995. - № 1. – с. 59-61
17. Есимов, Н. Б. Роль первичной медико-санитарной помощи в развитии здравоохранения / Н.Б. Есимов, Г.Ж. Токмурзиева, Н.Т. Измаилова // Вестник Казахского Национального медицинского университета. – 2017. № 4. –317-320 с.
18. Исторические аспекты реформирования первичной медико-санитарной помощи в Росиии / Карайланов М.Г., Русев И.Т., Федоткина С.А., Прокин И.Г. // Социальные аспекты здоровья населения. – 2016. – с. 1-9
19. Карайланов, М. Г. Общеврачебная практика при оказании первичной медико-санитарной помощи / Карайланов М. Г. // Символ науки. – 2016. - №. 4. – с. 104-105
20. Карайланов, М. Г. Стационарозамещающие формы в рамках первичной медико-санитарной помощи / М. Г. Карайланов // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2016. – с.82-96
21. Лукъянцева, Д. В. Подходы к оптимизации оказания первичной медико-санитарной помощи / Д. В. Лукъянцева, И. А. Железнякова, И. В. Тюрина // Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2017. - № 4. – с.53-61
22. Миняев, В.Л. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / В.Л. Миняев, Н.И. Вишняков – Москва: МЕДпресс-информ, 2003 г. – 528 с.
23. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи / Прохоренко Н.Ф., Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э // ОГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2019. - № 4. – С. 20-42
24. Организация первичной медико-санитарной помощи. Амбулаторно-поликлиническая служба. / составители Ю. А. Тюков и И. С. Тарасова – Челябинск: ЧелГМА, 2008. – 100 с. URL: https://studopedia.net/5_55495_organizatsiya-meditsinskogo-obsluzhivaniya-naseleniya-po-uchastkovomu.html (дата обращения: 17.03.2020). – Текст: электронный.
25. Степчук, М. А. Этапы развития первичной медико-санитарной помощи в России / М.А. Степчук, Т.М. Пинкус, Д.П. Боженко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. – 2012.
26. Тавокин, Е. П. Основы методики социологического исследования: учебное пособие / Составитель: Тавокин Е.П. – Москва: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.
27. Татарников, М. А. Зачем нужна стандартизированная методика социологического опроса в здравоохранении? / М. А. Татарников // Социология медицины. – 2013. – №2(23). – с.11-22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ