ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 7
1.1. Место ассортиментной политики в предприятиях розничной торговли 7
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли 10
1.3. Сущность управления ассортиментом товаров в розничной торговле 16
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ В ФИРМЕННОМ МАГАЗИНЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КАРИ») 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия ООО «Кари» 28
2.2. Анализ управления товарным ассортиментом ООО «Кари» 41
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ В ФИРМЕННОМ МАГАЗИНЕ ООО "КАРИ" 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобрел все более устойчивый характер.
В настоящее время, когда утвердились новые типы розничных торговых предприятий и усиливается конкуренция в борьбе за покупателя, суть коммерческой работы в розничной торговле заключается в том, чтобы посредством наиболее полного удовлетворения потребностей населения получать необходимую прибыль. Основной способ достижения этой задачи - предложение покупателям товара определенного качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем конкуренты. Особая роль в розничной торговле принадлежит организации и управлению ассортиментной политикой торгового предприятия, так как именно от ее уровня во многом зависит эффективность торговли. Обеспечение высокого управления ассортиментом является залогом формирования конкурентного преимущества предприятия на рынке, способствует повышению его имиджа и оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности.
Изменения, происходящие в последние годы в экономике страны, затрагивают торговлю различными категориями товара. Глубокое и всестороннее изучение конкретной ситуации на рынке современного товара и перспектив его изменения являются одной из важнейших предпосылок для развития производства обуви и повышения его эффективности.
В последнее время в продаже стало появляться много новых, более модных моделей обуви, как отечественного, так и импортного производства, стали более полнее удовлетворяться возросшие требования населения на многие виды обуви. Проблема заключается в необходимости обеспечить полноту ассортимента обуви, улучшения качества и внешней отделки, создания условий, при которых покупатель имел бы возможность без лишних затрат времени приобрести изделия нужного размера, модели.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена следующими обстоятельствами:
- торговое обслуживание является инструментом в конкурентной борьбе;
- торговое обслуживание оказывает огромное влияние на настроение и удовлетворенность покупателей, так как 90% всех их потребностей удовлетворяется в торговле;
- эффективная ассортиментная политика способствует повышению конкурентоспособности торгового предприятия на рынке аналогичных предприятий;
- эффективность торгового обслуживания способствует повышению основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Именно поэтому проблема совершенствования системы управления ассортиментом на предприятиях розничной торговли является актуальной.
Целью исследования является разработка путей совершенствования управления ассортиментом товаров на примере конкретного торгового предприятия - фирменного магазина ООО «Кари».
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо реализовать следующие задачи:
- выявить основные принципы и содержание управления ассортиментом торгового предприятия;
- определить виды торговых предприятий;
— рассмотреть основные направления современного торгового менеджмента в области совершенствования управления ассортиментной политикой;
— дать организационно - экономическую характеристику предприятия;
— осуществить анализ управления ассортиментом товаров в фирменном магазине - ООО «Кари».
— выявить проблемы в управлении ассортиментом товаров в ООО «Кари».
— разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментной политикой в торговом предприятии;
— выделить социально - экономическую эффективность предложенных мероприятий.
В качестве объекта исследования выступает предприятие розничной торговли - фирменный магазин ООО «Кари», расположенный в г.Старый Оскол, Белгородской области.
Предметом исследования является система управления ассортиментом товаров в розничной торговле и основные показатели, определяющие ее уровень.
Теоретической и информационной основой исследования послужили труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов, посвященные вопросам теории и практики функционирования розничной торговли, а также разработки в области определения конкурентоспособности предприятий.
В ходе исследования были проанализированы и систематизированы материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, статистического управления, отчеты ведущих научно-исследовательских институтов по вопросам развития потребительского рынка, научные исследования, материалы периодической печати, сети Интернет, а также первичные исследования, организованные и проведенные автором - наблюдения, опросы покупателей и работников торговли.
Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, методы экономико-статистического и логического анализа, методы сравнения и группировок, факторного анализа, социологического опроса, наблюдения, экспертных оценок.
Практическая значимость работы заключается в разработке прикладных методик обновления и диверсификации ассортимента в фирменных магазинах обуви.
Цель и задачи исследования определили структуру работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений, дополняющих основной текст работы.
Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Менеджерам современных торговых предприятий приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно, методом "проб и ошибок", приобретая постепенно практический опыт. Умение грамотно, а главное, эффективно торговать - это тонкое искусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт, здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции потребуют от тех, кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Развитие рынков различных товаров, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.
К числу социально-эффективных мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом магазина можно отнести внедрение передовых апробированных технологий по формированию ассортиментной политики - технологии категорийного менеджмента (Category Management).
Весьма продуктивным и современным станет внедрение в магазине ООО «Кари» (г.Старый Оскол) программного обеспечения KonSi Assortment Optimization, которое применяется для определения оптимального списка товаров в ассортименте компании для получения высоких результатов от торговли, а также планирования закупок c учетом оборачиваемости и финансовой отдачи товаров и товарных групп.
Все мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом товаров в магазине ООО «Кари» будут способствовать конкурентоспособности и увеличению прибыли торгового предприятия.
1. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования [Текст]. - М.: Стандартинформ, 2010. - 8 с.
2. Абчук, В.В. Менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Абчук [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 423 с.
3. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности [Текст]: учебное пособие / А.В. Абрютина. - М.: Финансы и статистика. - 2008. - 416 с.
4. Алексунин, В.А. Маркетинговые коммуникации [Текст]/ В.А. Алексунин, Е.В. Дубаневич, Е.Н. Скляр. - М.: Дашков и К, 2011. - 196 с.
5. Байбардина, Т. Маркетинг в торговле [Текст]/ Т. Байбардина, Г. Кожухова,
В. Кузьменко. - М.: Гревцова, 2012. - 256 с.
6. Бланк, И.А. Торговый менеджмент [Текст] / И.А. Бланк. - Киев: Ника-Цент, 2004. - 784 с.
7. Волгин, В.В. Устройство складов. Складские операции. Управление складом [Текст] / В.В. Волгин. - М.: Ось-89, 2016. - 319с.
8. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л.Т. Гиляровская. - М.: ТК Велби, 2015. - 360 с.
9. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст] / А.М. Гаджинский. - М.:
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. - 364 с.
10. Гиркин, В.А. О сущности торговли и природе кооперации [Текст]: учебник / В.А. Гиркин. - М.: ЮНИТИ. - 2016. - 232 с.
11. Горбачев, М.Н. Дистрибуция и продвижение продукта на рынке [Текст]/ М.Н. Горбачев, Я. Газин. - М.: Феникс, 2013. - 159 с.
12. Горбачев, М.Н. Организация отдела продаж [Текст]/ М.Н. Горбачев, А. Веселов. - М.: Феникс, 2013. - 176 с.
13. Данченок, Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика [Текст]: учебник / Л.А. Данченок. - М.: Эксмо, 2015. - 464 с.
14. Добронравин, Е.Р. Теория управления запасами при построении логистических систем [Текст] / Е.Р. Добронравин // Российское предпринимательство. - 2016. - №11. - С. 97-100.
15. Дурович, А.П. Маркетинговые коммуникации [Текст]: курс интенсивной подготовки / А.П. Дурович. - М.: Современная школа, 2010. - 325 с.
16. Есипова, И.В. Как завоевать покупателя [Текст] / И.В. Есипова, С.Н. Лобанов, Е.М.Лобанова. - М.: Дашков и К, 2012. - 168 с.
17. Ерохина, Л.И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле [Текст]/ Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Е.В. Романеева. - М.: Кнорус, 2009. - 248
18. Ерохина Л.И Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) [Текст] / Л. Ерохина. - М.: Кнорус, 2013. - 293 с.
19.Заказнов, А. Анализ текущих и выявление скрытых возможностей компании по увеличению объёма продаж [Текст] / А. Заказнов // Управление продажами. - 2016. - №4. - С.9.
20.Земляк, С.В. Маркетинг торговли [Текст]/ С.В. Земляк. - М.: Дашков и К,2012. - 752с.
21.Зуев, Е. Простые, результативные решения - успех бизнеса в сегодняшних условиях [Текст] / Е. Зуев // Менеджмент в России и за рубежом. - М., 2012.- №2. - С.30-42.
22. Иванов, Г.Г. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Иванов. - М.: Академия. - 2015. - 320 с.
23. Ковалев, А. Оценка стоимости активной части основных фондов [Текст]/ А. Ковалев. - М.: Финстатинформ, 2012. - 328 с.
24. Коноплев, С.П. Менеджмент продаж [Текст]: учеб. пособие / С.П. Коноплев, В.С. Коноплева. - М. ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
25. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. - М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 2008. - 719 с.
26. Ладанов, В.И. Практический менеджмент [Текст]/ В.И. Ладанов. - М. : Бизнес - школа, 2007. - 485 с.
27. Козерод, Л.А. Экономика торгового предприятия [Текст]/ Л.А. Козерод.- Хабаровск. - ДВГУПС, 2012. - 370 с.
28. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий [Текст] / В.Г. лаптев // Маркетинг. - 2016. - №5. - С.72.
29. Мэттсон, Д. Психология успешных продаж [Текст] / Д. Мэттсон; пер. П. Миронов. - М.: Альпина Бизнес Букс. - 2012. - 200 с.
30. Наумов, В. Рыночная власть как инструмент управления каналом сбыта [Текст] / В. Наумов // Управление каналами дистрибуции. - 2017. - №1. - С.14.
31. Нечепуренко, Т.А. Кросс-продажи. Революционные технологии продаж [Текст] / Т.А. Нечепуренко. - М.: Феникс, 2013. - 170 с.
32. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст] / Ф.Г. Панкратов. - М.:
Дашков и К, 2012. - 500 с.
33. Пономарёва, И. Проблемы сбытовых менеджеров [Текст] / И. Пономарёва // Личные продажи. - 2016. - №1. - С. 5.
34. Попов, Е.В. Продвижение товаров и услуг [Текст]/ Е.В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 297 с.
35. Плещенко, В.И. Управление закупками как инструмент повышения устойчивости промышленного предприятия в рыночной среде [Текст] / В.И. Плещенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - C. 37-41.
36. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 2008. - 715 с.
37. Сорокина, М.В. Менеджмент торгового предприятия [Текст]: учебник/ М.В. Сорокина. - М.: Питер, 2010. - 528 с.
38. Сливотски, А. Управление спросом [Текст] / А. Сливотски. - М.: Манн. -2013. - 416 с.
39. Сысоева, С. Большая книга директора магазина [Текст]/ С. Сысоева, Г. Крок.
- СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
40. Токарев, В. Менеджмент продажи [Текст]/ В. Токарев // Личные продажи. -
2016. - №1. - С.11.
41. Чаусов, Н. Менеджмент [Текст]/ Н. Чаусов, О. Калугин. - М.: КноРус, 2013.- 327 с.
42. Хартман, Е. Формирование стратегии сбыта продукции [Текст] / Е. Хартьман // Управление каналами дистрибуции. - 2015. - №1. - С.17
43. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ [Текст]: учебник / В.А. Шаповалов. - М.: Феникс, 2010. - 345 с.
44. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А. Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра-М, 2008. - 556 с.
45. Щиборщ, К.В. Управление запасами на промышленном предприятии [Текст] / К.В. Щиборщ // Финансовый менеджмент. - 2011. - №5. - С.56-60.
46.Экономика торгового предприятия: Торговое дело [Текст]/ Под ред. Л.А. Брагина. - М.: ИНФА-М, 2008. - 314 с.
47.Эльяшевич, И. Анализ системы управления запасами компании [Текст] / И. Эльяшевич // Логистика сегодня. - 2013. - №3. - С. 28-31.
48.Эддоус, М. Методы принятия решений [Текст] / М. Эддоус, Р. Стенсфилд. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. - 641 с.