Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы правового положения субъектов естественных монополий в России 6
§1. Естественно-монопольные виды деятельности: понятие и виды 6
§2. Правовые основания осуществления деятельности субъектами естественных монополий 21
Глава 2. Проблемы реализации правового статуса субъекта естественной монополии 31
§1. Правовой режим деятельности, осуществляемой субъектами естественной монополии 31
§2. Обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий 46
Заключение 64
Список литературы 69
Одной из основ развития рыночных отношений является конкуренция, и государство должно обеспечивать как ее развитие, так и защиту от посягательств.
Провозглашенное п. 2 ст. 34 Конституции РФ право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением развития монополизма. Конституция РФ запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции.
Конкуренцию можно воспринимать как общее правило, исключением из которого является такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Такие состояния товарных рынков именуются естественными монополиями, и конкуренция на них объективно затруднена или невозможна, что совсем не исключает ее появление в будущем. Но до этого момента государство должно позитивно обеспечивать справедливые условия хозяйствования, используя в качестве ключевой идеи не конкурентоспособность, а создание механизмов недискриминационного, равного доступа к товарам естественной монополии.
На естественные монополии возложена нагрузка, связанная с выполнением социальных функций. Многими авторами отмечается, что устойчивость работы инфраструктуры естественных монополий и издержки по ее содержанию непосредственным образом сказываются на уровне жизни населения.
Высока значимость естественных монополий для укрепления национальной экономики, по своей сути естественные монополии всегда, а особенно в последнее десятилетие, являлись «локомотивами» экономического развития, и их роль в экономике РФ постоянно возрастает. Изменения в функционировании субъектов естественных монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических и социальных показателях РФ, на благосостоянии граждан и безопасности страны. Соответственно, на сегодняшний день государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики.
Сказанное предопределяет высокую значимость сбора, обобщения и анализа имеющегося теоретического материала и нормативной базы, являющихся основой правового обеспечения статуса естественных монополий в РФ.
Проблема государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий приобретает важнейшее значение в связи с их важными экономической, политической, социальной и стратегической функциями, которые они выполняют в жизни государства.
Именно поэтому важно в комплексе рассмотреть отношения, складывающиеся на товарных рынках, функционирующих в условиях естественной монополии, определить понятие естественной монополии, правовые основания осуществления деятельности субъектами естественных монополий, а также правовой режим этой деятельности, обозначить проблемы, связанные с реализацией правового статуса субъекта естественной монополии, и найти пути их решения, чему и посвящена настоящая работа.
В ходе настоящего исследования автором были выявлены следующие проблемы, влияющие на определение правового статуса субъектов естественных монополий, по результатам которых сформулированы следующие предложения:
1. Понятие «естественная монополия», сформулированное на законодательном уровне, является в большей части экономическим и не дает совокупности понятных юридических критериев (признаков), необходимых и достаточных для отнесения того или иного вида деятельности к естественно-монопольному. Данное понятие тесно связано с определением сфер деятельности, регулируемых Законом о естественных монополиях. Поэтому верным шагом стало бы определение указанного понятия через определение тех сфер деятельности, на которые распространяется вышеназванный закон. В противном случае, юридического смысла понятие «естественная монополия» нести не будет, поскольку более важное для правоприменения понятие «субъект естественной монополии» определяется через перечень сфер деятельности таких субъектов, указанный в статье 4 вышеназванного закона. Более того, в условиях отсутствия конкуренции на практике возникает проблема, связанная с возможностью получения субъектом естественной монополии дохода, обусловленного не ростом эффективности, а произвольным завышением цен и тарифов. В данном случае в целях недопущения злоупотребления субъектом естественной монополии своим положением не обойтись без прямого государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
2. Проблема распространения сферы действия Закона о естественных монополиях на строго определенный, но далеко не самый совершенный перечень видов деятельности. В ряде случаев под естественно-монопольными видами деятельности понимают все направления деятельности, которые всего лишь тесно связаны с естественно-монопольными. Например, технологическое присоединение отнесено к регулируемым естественно-монопольным видам деятельности только путем судебного системного расширительного толкования, а не на уровне внесения изменений в Закон о естественных монополиях. Для решения возникающей на практике проблемы необходимо закрепить в Законе о естественных монополиях два так называемых правовых режима оказываемых услуг: услуги естественных монополий; услуги, приближенные к естественно-монопольным, но не являющиеся таковыми. Данное нововведение позволит, в том числе, решить проблему определения статуса субъекта естественной монополии. Субъектом естественной монополии будет признаваться только такой субъект, который отвечает критерию осуществления естественно-монопольного вида деятельности. При осуществлении иной деятельности, даже сопряженной с монопольной, данный статус организация получить не сможет.
3. Закон о естественных монополиях содержит ограниченный перечень методов регулирования субъектов естественных монополий. Подход законодателя к определению методов правового регулирования деятельности естественных монополистов в столь усеченном виде, содержащихся в ст. 6 Закона о естественных монополиях, не может всецело отвечать цели недопущения злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами естественных монополий и обеспечения недискриминационного доступа к их ресурсам. Указанный список необходимо дополнить методом, который можно сформулировать следующим образом: «обеспечение независимости субъекта естественной монополии – владельца инфраструктуры, от лиц, экономически заинтересованных по использованию его ресурсов».
4. На практике часто возникает ситуация осуществления естественно-монопольных видов деятельности «фактическими монополистами», не зарегистрированными в реестре субъектов естественных монополий. Данная ситуация является грубым нарушением действующего законодательства. Субъект имеет право осуществлять естественно-монопольные виды деятельности, только если он занесен в реестр субъектов естественных монополий и занимает доминирующее положение по оказанию соответствующих видов услуг на соответствующем рынке. Для решения данной проблемы и устранения возникающей правовой неопределенности необходимо ликвидировать такие незарегистрированные в реестре субъекты и одновременно привлечь к административной ответственности их руководителей. В связи с этим, в ст. 61 ГК РФ необходимо внести такое основание принудительной ликвидации юридического лица, как «осуществление естественно-монопольного вида деятельности без регистрации в реестре субъектов естественных монополий». Также КоАП РФ необходимо дополнить нормой, предусматривающей административную ответственность для руководителей организаций – субъектов естественных монополий «за осуществление естественно-монопольных видов деятельности без регистрации в реестре субъектов естественных монополий». Кроме того, необходимо обязать такие субъекты перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную ими в результате осуществления такой деятельности, и возместить возможные причиненные убытки другому хозяйствующему субъекту. Более того, ликвидация вышеуказанных организаций приведет к решению проблемы публичной достоверности реестра субъектов естественных монополий, поскольку в нем будут отражены сведения обо всех субъектах, действительно осуществляющих на практике естественно-монопольные виды деятельности. Это позволит добросовестным участникам оборота рассматривать данные реестра субъектов естественных монополий как соответствующие действительным обстоятельствам и полностью полагаться на них в своей деятельности.
5. Проблема обеспечения недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Монополист на рынке определенных услуг, в доступе к которым заинтересованы разные участники рынка, должен быть поставлен в такие условия, чтобы у него не было «собственного интереса» в предоставлении данных услуг одним лицам на условиях более благоприятных, чем другим. Применительно к каждой монополистической отрасли, подпадающей под регулирование законодательства о недискриминационном доступе, необходимо издание отдельного акта, поскольку различные сферы деятельности субъектов естественных монополий требуют разработки индивидуальных Правил. Такие правила разработаны на настоящий момент не для всех сфер монополистической деятельности, к которым необходимо обеспечить недискриминационный доступ. Также решением обозначенной проблемы может являться внесение изменений в п. 3 ст. 10 Закона о защите конкуренции, преследующих цель возложить на всех естественных монополистов обязанность по обеспечению недискриминационного доступа заинтересованных лиц к их услугам.
6. Проблема ценообразования и формирования тарифов на услуги естественных монополистов, которые бы соответствовали интересам как субъектов естественных монополий, так и потребителей. Устанавливаемые тарифы могут существенно ущемлять права субъекта естественной монополии в части получения обоснованной прибыли и, как следствие, у монополистов зачастую отсутствует реальная возможность модернизировать и развивать свои мощности, а также соблюдать законодательство о защите конкуренции. В связи с указанными обстоятельствами некоторые субъекты естественных монополий вынуждены нарушать ряд положений законодательства, в частности, по вопросу обеспечения недискриминационного доступа к их ресурсам, поскольку таким образом (предоставляя приоритет одним участникам рынка перед другими) они могут получить дополнительную прибыль, при этом, обходя и тарифное регулирование стоимости их услуг. Решением указанной проблемы может являться установление тарифов на услуги монополистов на рыночном уровне, что косвенно будет способствовать соблюдению антимонопольного законодательства, т.к. у естественных монополистов не будет экономического «интереса» для предоставления привилегий одним участникам рынка перед другими.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
4. Об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
5. О естественных монополиях [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 авг. 1995 г. № 147-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – СПС «КонсультантПлюс».
6. О железнодорожном транспорте в РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ – СПС «КонсультантПлюс».
7. Об электроэнергетике в РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
8. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс».
10. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Электронный ресурс]: закон РСФСР от 22 марта1991 г. № 948-1. – СПС «КонсультантПлюс».
11. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013 – 2024 гг. [Электронный ресурс]: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 г. – СПС «КонсультантПлюс».
12. О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 21 июля 2015 № 373. – СПС «КонсультантПлюс».
13. О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуг [Электронный ресурс]: пост. Правит-ва РФ от 19.09.1992 N 724. – СПС «КонсультантПлюс».
14. О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры) [Электронный ресурс]: пост. Правит-ва РФ от 09 марта 1994 г. № 191. – СПС «КонсультантПлюс».
15. Вопросы Каспийского трубопроводного консорциума [Электронный ресурс]: пост. Правит-ва РФ от 25 апреля 1997 г. № 486. – СПС «КонсультантПлюс».
16. О порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов [Электронный ресурс]: пост. Правит-ва РФ от 05 января 1998 г. № 1. – СПС «КонсультантПлюс».
17. Об обеспечении устойчивого газо-энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства [Электронный ресурс]: пост. Правит-ва РФ от 29 мая 2002 г. № 364. – СПС «КонсультантПлюс».
18. Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам [Электронный ресурс]: утв. пост. Правит-ва РФ от 30 апреля 2004 г. № 332. – СПС «КонсультантПлюс».
19. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг [Электронный ресурс]: утв. пост. Правит-ва РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. – СПС «КонсультантПлюс».
20. По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественных монополий [Электронный ресурс]: разъяснения ФАС РФ. – СПС «КонсультантПлюс».
21. Письмо Министерства экономического развития № Д28и-2165 от 27.07.2015 [Электронный ресурс]: – СПС «КонсультантПлюс».
22. Об утверждении Административного регламента исполнения ФСТ государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль [Электронный ресурс]: утв. приказом ФСТ РФ от 30 августа 2010 г. № 417-э. – СПС «КонсультантПлюс».
Материалы практики
1. Постановление ФАС Московского округа от 13 июня 2002 г. № КА-А40/3439-02 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 г. N 16АП-565/09 по делу № А15-2171/2008 [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 г. № 6057/09 02 [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04 марта 2010 г. № А07-12278/2009 [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2010 г. № 18АП-4980/2010 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление ФАС Уральского округа от 29 апреля 2011 года № Ф09-1970/11-С1 по делу № А71-10084/2010А28 [Электронный ресурс]. – СПС «Консультант Плюс».
7. Определение Высшего арбитражного суда РФ от 03 февраля 2012 г. № ВАС-56/12 по делу № А56-5076/2010 Постановление [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 февраля 2012 г. по делу № А17-6414/2010 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2012 г. по делу № А09-3584/2010 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 декабря 2012 г. по делу № А73-4803/2012 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2013 г. по делу № 8997/2011[Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
12. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2013 г. по делу № А60-1302/2013[Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2013 г. по делу №А74-55/2013 [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2015 г. № 16АП-897/2015 по делу № А22-278/2014 [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2015 г. № 04АП-6719/2015 по делу № А10-1635/2015 [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 г. № 16АП-4718/2015 по делу № А15-1517/2015 [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2016 г. № 15АП-906/2016 по делу № А53-28451/2015 [Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2016 г. по делу № А33-24333/2015[Электронный ресурс] – СПС «КонсультантПлюс».
Специальная литература
Книги:
1. Андреева, Л.В. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей (общие вопросы) [Электронный ресурс] / Л.В. Андреева. – СПС «КонсультантПлюс».
2. Бахрах, Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. – М.: Юрист. 2000.
3. Бутыркин, А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования / А.Я. Бутыркин. – М. Новый век. 2003.
4. Варламова, А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции в России [Электронный ресурс]: учебное пособие. / А.Н. Варламова. – СПС «КонсультантПлюс».
5. Дурова, Т.Г. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий [Электронный ресурс] / Т.Г. Дурова. – СПС «КонсультантПлюс».
6. Пигу, А. Экономическая теория благосостояния [Электронный ресурс] / А. Пигу. – СПС «КонсультантПлюс».
7. Прохоров, Е.В. Особенности государственного регулирования процессов реформирования естественных монополий / Е.В. Прохоров. – М. Журнал правовых и экономических исследований. 2011.
8. Редькин, И.В. Правовое регулирование естественных монополий в России: в поисках новой правовой доктрины регулирования инфраструктурных услуг / И.В. Редькин. – М. Закон. 2009.
9. Сураева, М.О. Особенности реформирования железных дорог как естественной монополии [Электронный ресурс] / М.О. Сураева. – СПС «КонсультантПлюс».
10. Гермес, Г. Естественные монополии и регулирование в Германии / Г. Гермес. – М. Юристъ. 2001.
11. Тихомиров, Ю.А. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц, их юридических действий и актов [Электронный ресурс]: учебное пособие. / Ю.А. Тихомиров М. – СПС «КонсультантПлюс».
12. Юхней, В.М. Реестр субъектов естественных монополий: понятие, правовая природа / В.М. Юхней. – М. Социология власти: научный и общественно-политический журнал. 2011.
13. Марасанов, Н.Н. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий / Н.Н. Марасанов. М.: 2005. С. 15.
14. Организация, планирование и правление производством по ремонту подвижного состава: учебник для ВУЗов / под ред. Шишкова А.Д., Дмитриева В.А., Гусакова В.И. [Электронный ресурс]. – СПС «КонсультантПлюс».
15. Экономика: учебник для вузов / под ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 1998.
16. Естественные монополии в России / под общ. ред. Ю.З. Саакяна. М.: ИПЕМ, 2007.
Статьи:
1. Андросов, К.Г. Государственное регулирование естественных монополий / К.Г. Андросов. – СПб.: Изд. СПбУ экономики и финансов, 2002. – 14 с.
2. Асланов, Р.В. Проблемы регулирования деятельности субъектов естественных монополий / Р.В. Асланов // сб. научн. ст. М. Изд-во Академический правовой университет, 2002. 15 с.
3. Кошелев, А.А. Проблемы определения статуса естественной монополии [Электронный ресурс] / А.А. Кошелев. Интернет-проект «Правовые аспекты энергосбережения»: [сайт]. URL: http: //zhane.ru/images/stories/_ld/0/37___.pdf
4. Метелева, Ю.А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования. [Электронный ресурс] /: М.: Ю.А. Метелева. – СПС «КонсультантПлюс».
5. Пфаффенбергер, В. Рынок электроэнергии: опыт Германии. Рынки электроэнергии: проблемы развития / В. Пфаффенбергер [и др.]; Новосибирск, 1999.
6. Яковлев, В.Ф. Это не реестр - это фикция. О проблеме фирм-однодневок и особенностях расчистки Реестра юридических лиц. Интервью журналу "Коммерсантъ Деньги" / В.Ф. Яковлев; Коммерсантъ Деньги. № 20. 2005.
7. Соловьев, О.Г. Спорные вопросы регламентации фальсификации Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 170.1 УК РФ) / О.Г. Соловьев; Российский следователь. N 8. 2012.
Диссертации и авторефераты диссертаций:
1. Воронин К.М. Правовое значение включения хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий. Выпускная квалификационная работа / К.М. Воронин. – СПб, 2013.
2. Сухоруков Г.А . Обеспечение недискриминационного доступа на товарные рынки как условие деятельности субъектов естественных монополий. Выпускная квалификационная работа / Г.А. Сухоруков. – СПб, 2013.