Психологическое просвещение в системе детско-родительских отношений
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты психологического просвещения в системе детско-родительских отношений 7
1.1 Понятие и сущность психологического просвещения
в системе детско-родительских отношений 7
1.2 Особенности и проблемы детско-родительских
отношений 11
1.3 Формы психологического просвещения родителей
школьников 16
Глава 2 Исследование проблем детско-родительских отношений и разработка направлений по психологическому просвещению 20
2.1 Методы и методики исследования проблем детско-
родительских отношений 20
2.2 Анализ результатов исследования проблем детско-
родительских отношений 23
2.3 Программа психологического просвещения в системе
детско-родительских отношений 31
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение А Результат исследования по методике «Лесенка»
(В.Г. Щур) 44
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты психологического просвещения в системе детско-родительских отношений 7
1.1 Понятие и сущность психологического просвещения
в системе детско-родительских отношений 7
1.2 Особенности и проблемы детско-родительских
отношений 11
1.3 Формы психологического просвещения родителей
школьников 16
Глава 2 Исследование проблем детско-родительских отношений и разработка направлений по психологическому просвещению 20
2.1 Методы и методики исследования проблем детско-
родительских отношений 20
2.2 Анализ результатов исследования проблем детско-
родительских отношений 23
2.3 Программа психологического просвещения в системе
детско-родительских отношений 31
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение А Результат исследования по методике «Лесенка»
(В.Г. Щур) 44
В процессе воспитания ребенка важным моментом является организовать воспитательный процесс в любви и заботе, однако не все родители могут оказать должное воспитание. К семьям, попадающим в зону риска, относятся неблагополучные, неполные, конфликтные и другие семьи. Задача школьного учреждения заключается в организации психологического просвещения родителей, с целью улучшения обучающего процесса и психологического настроя детей к школе.
На сегодняшний день существует две точки зрения психологического просвещения в системе детско-родительских отношений практического психолога:
- ряд авторов, к числу которых относятся П.С. Гуревич, М.С. Мантрова, Т.В. Мальцева, Л.Ж. Караванова выделяют психологическое просвещение как отдельный вид работы [21, 24, 26, 27];
- другие авторы, в частности А.К. Болотова, Е.Е. Сапогова рассматривают психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [5, 25, 28, 33, 34, 36].
По мнению ученых, неблагоприятная атмосфера в семье влияет на психическое развитие и неуспеваемость ребенка, следовательно, проблема изучения психологического просвещения в системе детско-родительских отношений является актуальной.
Анализ психологических исследований и педагогического опыта позволил выявить противоречия между психологическим просвещением в системе детско-родительских отношений и особенностями и проблемами детско-родительских отношений в семьях.
В связи с выявленным противоречием была сформулирована проблема исследования, состоящая в определении проблем детско-родительских отношений.
Цель исследования: заключается в выявлении проблем детско- родительских отношений и организации психологического просвещения для их устранения.
Объект исследования: система детско-родительских отношений.
Предмет исследования: психологическое просвещение в системе детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: разработка и проведение программы будет способствовать оптимизации детско-родительских отношений младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- провести теоретическое изучение аспектов психологического просвещения в системе детско-родительских отношений;
- определить методы и методики исследования проблем детско- родительских отношений;
- провести анализ результатов проблем детско-родительских
отношений;
- разработать направления психологического просвещения в системе детско-родительских отношений.
Теоретико-методологическая основа исследования включает:
- исследования проблемы детско-родительских отношений (ученые Б.Р. Мандель, А.Л. Попов, Е.В. Змановская) [12, 24, 30, 31. 32, 37];
- исследования психологического просвещения в системе детско- родительских отношений (ученые Л.Ж. Караванова, А.К. Болотова и другие) [1, 3, 5, 6, 23, 29, 38, 40].
Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме детско-родительских отношений и психологического просвещения в системе детско-родительских отношений;
- эмпирические методы (методы и методики исследования проблем детско-родительских отношений: методика «Рисунок семьи», Тест- опросник А.В. Варга, В.В. Столина, методика «Лесенка» В.Г. Щур).
Новизна исследования заключается в том, что в работе представлены результаты исследования проблем детско-родительских отношений и направления психологического просвещения в системе детско- родительских отношений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования будут способствовать расширению теоретических знаний в психологическом просвещении в системе детско- родительских отношений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного анализа могут быть использованы в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа
с. Никольское-на-Черемшане муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» с целью повышения успеваемости и психологического настроя учеников к школе.
Эмпирической базой исследования выступает Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Никольское-на-Черемшане муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области». В исследовании приняли участие ученики 2 «Б» класса и их родители.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований), 1 приложение. Для иллюстрации текста используются 10 таблиц и 17 рисунков. Основной текст работы изложен на 43 страницах.
На сегодняшний день существует две точки зрения психологического просвещения в системе детско-родительских отношений практического психолога:
- ряд авторов, к числу которых относятся П.С. Гуревич, М.С. Мантрова, Т.В. Мальцева, Л.Ж. Караванова выделяют психологическое просвещение как отдельный вид работы [21, 24, 26, 27];
- другие авторы, в частности А.К. Болотова, Е.Е. Сапогова рассматривают психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [5, 25, 28, 33, 34, 36].
По мнению ученых, неблагоприятная атмосфера в семье влияет на психическое развитие и неуспеваемость ребенка, следовательно, проблема изучения психологического просвещения в системе детско-родительских отношений является актуальной.
Анализ психологических исследований и педагогического опыта позволил выявить противоречия между психологическим просвещением в системе детско-родительских отношений и особенностями и проблемами детско-родительских отношений в семьях.
В связи с выявленным противоречием была сформулирована проблема исследования, состоящая в определении проблем детско-родительских отношений.
Цель исследования: заключается в выявлении проблем детско- родительских отношений и организации психологического просвещения для их устранения.
Объект исследования: система детско-родительских отношений.
Предмет исследования: психологическое просвещение в системе детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: разработка и проведение программы будет способствовать оптимизации детско-родительских отношений младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- провести теоретическое изучение аспектов психологического просвещения в системе детско-родительских отношений;
- определить методы и методики исследования проблем детско- родительских отношений;
- провести анализ результатов проблем детско-родительских
отношений;
- разработать направления психологического просвещения в системе детско-родительских отношений.
Теоретико-методологическая основа исследования включает:
- исследования проблемы детско-родительских отношений (ученые Б.Р. Мандель, А.Л. Попов, Е.В. Змановская) [12, 24, 30, 31. 32, 37];
- исследования психологического просвещения в системе детско- родительских отношений (ученые Л.Ж. Караванова, А.К. Болотова и другие) [1, 3, 5, 6, 23, 29, 38, 40].
Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме детско-родительских отношений и психологического просвещения в системе детско-родительских отношений;
- эмпирические методы (методы и методики исследования проблем детско-родительских отношений: методика «Рисунок семьи», Тест- опросник А.В. Варга, В.В. Столина, методика «Лесенка» В.Г. Щур).
Новизна исследования заключается в том, что в работе представлены результаты исследования проблем детско-родительских отношений и направления психологического просвещения в системе детско- родительских отношений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования будут способствовать расширению теоретических знаний в психологическом просвещении в системе детско- родительских отношений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного анализа могут быть использованы в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа
с. Никольское-на-Черемшане муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области» с целью повышения успеваемости и психологического настроя учеников к школе.
Эмпирической базой исследования выступает Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Никольское-на-Черемшане муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области». В исследовании приняли участие ученики 2 «Б» класса и их родители.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований), 1 приложение. Для иллюстрации текста используются 10 таблиц и 17 рисунков. Основной текст работы изложен на 43 страницах.
На первом этапе изучены теоретические аспекты психологического просвещения в системе детско-родительских отношений, а именно понятие и сущность психологического просвещения, особенности и проблемы детско- родительских отношений, формы психологического просвещения родителей школьников.
В зависимости от специфики учреждения, его профиля и вида определяется содержание психологического просвещения. Формами психологического просвещения в системе детско-родительских отношений в стенах школьного учреждения выступают индивидуальная и групповая формы.
К средствам психологического просвещения, используемые в системе детско-родительских отношений, относятся вербальные, наглядные, интерактивные средства, публицистика и Интернет.
С целью эффективной передачи школьникам знаний, необходимых для личностного развития, школьный психолог должен серьезно подходить к выбору форм и содержания работы.
В процессе воспитания ребенка важным моментом является организовать воспитательный процесс в любви и заботе, однако не все родители могут оказать должное воспитание. К семьям, попадающим в зону риска, относятся неблагополучные, неполные, конфликтные и другие семьи.
Детско-родительские отношения являются достаточно непростым процессом, требующим выявление совокупных факторов, влияющих на взаимоотношение родителей и детей. Множество проблем, выявленных в ходе воспитания детей можно решить путем привлечения высококвалифицированных специалистов.
К формам психологического просвещения родителей относятся родительские чтения, открытые уроки, родительские собрания, индивидуальные консультации, переписка с родителями, родительские вечера, посещение семьи и другие формы.
На втором этапе работы проведено исследование проблем детско- родительских отношений и разработана программа по психологическому просвещению.
На основании проведенного анализа исследования проблем детско- родительских отношений можно сделать вывод, что основными проблемами со стороны родителей выступают отношение родителя к ребенку и проявление интереса, психологические дистанции, контроль, отношение к неудачам ребенка. В результате проблем у детей возникает недостаток общения с родителями и другими членами семьи, а также неуверенность в своих силах и отрицательное отношение к себе, у этих детях самооценка занижена.
Программа психологического просвещения в системе детско- родительских отношений представляет собой план коррекционных занятий по предотвращению выявленных проблем, состоящая из четырех этапов.
Разработанная программа психологического просвещения в системе детско-родительских отношений является эффективной, а именно у детей повысилась самооценка, уменьшилась эмоциональная неустойчивость и тревожность. У родителей увеличилось положительное отношение к своим детям, повысился искренний интерес. Исчезли существенные проблемы в общении с семьей.
В зависимости от специфики учреждения, его профиля и вида определяется содержание психологического просвещения. Формами психологического просвещения в системе детско-родительских отношений в стенах школьного учреждения выступают индивидуальная и групповая формы.
К средствам психологического просвещения, используемые в системе детско-родительских отношений, относятся вербальные, наглядные, интерактивные средства, публицистика и Интернет.
С целью эффективной передачи школьникам знаний, необходимых для личностного развития, школьный психолог должен серьезно подходить к выбору форм и содержания работы.
В процессе воспитания ребенка важным моментом является организовать воспитательный процесс в любви и заботе, однако не все родители могут оказать должное воспитание. К семьям, попадающим в зону риска, относятся неблагополучные, неполные, конфликтные и другие семьи.
Детско-родительские отношения являются достаточно непростым процессом, требующим выявление совокупных факторов, влияющих на взаимоотношение родителей и детей. Множество проблем, выявленных в ходе воспитания детей можно решить путем привлечения высококвалифицированных специалистов.
К формам психологического просвещения родителей относятся родительские чтения, открытые уроки, родительские собрания, индивидуальные консультации, переписка с родителями, родительские вечера, посещение семьи и другие формы.
На втором этапе работы проведено исследование проблем детско- родительских отношений и разработана программа по психологическому просвещению.
На основании проведенного анализа исследования проблем детско- родительских отношений можно сделать вывод, что основными проблемами со стороны родителей выступают отношение родителя к ребенку и проявление интереса, психологические дистанции, контроль, отношение к неудачам ребенка. В результате проблем у детей возникает недостаток общения с родителями и другими членами семьи, а также неуверенность в своих силах и отрицательное отношение к себе, у этих детях самооценка занижена.
Программа психологического просвещения в системе детско- родительских отношений представляет собой план коррекционных занятий по предотвращению выявленных проблем, состоящая из четырех этапов.
Разработанная программа психологического просвещения в системе детско-родительских отношений является эффективной, а именно у детей повысилась самооценка, уменьшилась эмоциональная неустойчивость и тревожность. У родителей увеличилось положительное отношение к своим детям, повысился искренний интерес. Исчезли существенные проблемы в общении с семьей.
Подобные работы
- Влияния типов детско-родительских отношений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ
В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (19.00.11)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - СОЗДАНИЕ WEB - САЙТА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И
СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности детско-родительских отношений в семьях школьников (на примере МАОУ СОШ№38 г. Калининграда)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020





