Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социально-психологической адаптивности подростков и юношей в контексте подготовки их к военной службе

Работа №141580

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-психологической адаптивности юношей к военной службе 9
1.1 Литературный обзор понятия «социально-психологической
адаптации» 9
1.2 Социально-психологические особенности подростков 14
1.3 Патриотическое воспитание как основное условие формирования готовности подростков и юношей к военной
службе 17
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей социально¬психологической адаптивности подростков и юношей к военной службе 28
2.1 Организация и методы исследования социально¬психологической адаптивности юношей к военной службе 28
2.2 Описание выборки и анализ результатов исследования 33
2.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня
патриотизма у подростков 42
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение А Анкета «Я - патриот» 59


Актуальность исследования. На сегодняшний день Россия нуждается в улучшении уровня общей боевой способности армии, флота, ввиду чего крайне важно адаптировать подрастающее поколение к поступлению на военную службу. Стоит задача повышения качества призывного контингента, который сможет в ограниченный срок освоить военную специальность.
Действия государства в данном направлении направлены на разрешение тех проблем, которые в большей мере показывают несоответствие юношей и подростков по целому списку параметров и требованиям к военной службе. Отмечается несоответствие уровня образованности, здоровья, целеустремленности человека, правосознания, терпимости к влиянию отрицательных факторов службы, способности создавать и поддерживать плодотворное общение с окружающими. Эти качества в существенной мере обуславливают адаптивность подростков и юношей.
Но, как гласят сведения Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ, в целом по России за последние три года показатель годности к военной службе снизился на 4,8%. Более трети подростков призывного возраста не имеют положительной установки и не хотят идти служить в ряды российской армии по призыву.
Некоторые подростки пессимистически оценивают свои возможности по преодолению ими трудностей, которые могут возникнуть в армии. Ввиду недостаточного уровня адаптивности процесс военно-профессионального становления личности растянут во времени и протекает значительно сложнее. Часто следствием низкой адаптивности являются конфликты в общении, уклонения от службы, преступления и даже суицидальные попытки.
Причинами сложившегося нежелания пополнять ряды армии становятся не только сложные социально-экономические и геополитические факторы страны, но и провалы в воспитании подростков, формировании в них чувства патриотизма в школах, учебных заведениях. Кроме того, в настоящее время недостаточно уделяется внимания такому важному вопросу, как реализация комплекса программ и мероприятий по социально- психологической адаптивности к поступлению на военную службу.
Степень разработанности темы. Социально-психологические аспекты адаптации юношей и подростков к разной среде отражаются в трудах ученых А.А. Александровой, А.В. Барабанщиковой, Л.Г. Егорова, М.И. Дьяченко, С. Кабеле, А.Г. Маклаковой, Ж.Г. Сенокосовой, В.Я. Слеповой и другие.
Изучению проблем адаптации человека, развития адаптационные способностей посвящают свои исследования российские и зарубежные психологи. В трудах психологов И.В. Дубровиной, А.А. Налчанджяна, А.А. Рукавишникова, Т.В. Снегиревой, Э. Фромма, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, можно найти такие умозаключения. Процесс социально-психологической адаптации, который изучается в ракурсе общей социализации человека, в период ранней юности имеет свои особенности, что обусловлено требованиями, предъявляемыми юноше как уже взрослому человеку.
Но стоит заметить, что в настоящее время проблема исследования социально-психологической адаптивности подростков и юношей в среде общеобразовательных заведений изучена недостаточно. Вопрос формирования в рамках учебного заведения среды, способствующей личностному развитию будущих призывников и их адаптации к условиям военной службы, к сожалению, не стал предметом изучения научной рефлексии.
Итак, актуальность данной работы объясняется серьезными противоречиями, возникшими между требованиями военной службы, с одной стороны, и качеством призывников, с другой стороны, определяющим длительный процесс адаптации к условиям военной службы, а также недостаточной научной проработанностью данной проблемы.
Объект исследования: социально-психологическая адаптивность
личности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


До призыва в армию многим молодым людям трудно представить себе детали, содержание и условия военной службы. Отчасти это может быть связано с тем, что большинство молодых людей не заинтересованы в военной карьере и не планируют служить в армии. Только вступая в ряды вооруженных сил и принимая присягу, молодые люди начинают понимать и осознавать всю тяжесть ответственности, лежащей на их плечах, формируют новые мотивы поведения и чувство преданности своей стране и своим согражданам.
Служба в вооруженных силах является для многих юношей важнейшим этапом развития и взросления личности. В начале военной службы они проходят сложный и важный этап становления как взрослых, поскольку учатся ориентироваться в уникальных требованиях и ожиданиях военной жизни. В этот период они должны адаптироваться к новой обстановке, новому распорядку и новым социальным структурам, при этом придерживаясь самых высоких стандартов дисциплины, профессионализма и долга.
Приспосабливаясь к новому образу жизни, юноши в армии также развивают такие важные черты характера, как долг, честь и совесть. Они учатся ставить потребности группы выше своих собственных, работать слаженно со своими товарищами по службе и принимать личную ответственность за свои действия и решения. Они также развивают понимание того, что «то, что было возможно вчера, может быть невозможно сегодня», поскольку они сталкиваются с рядом сложных и часто непредсказуемых ситуаций, требующих от них быстрого и творческого мышления.
Ни один другой вид практической деятельности не ставит перед молодыми людьми такого количества трудностей и препятствий, как военная служба. Военнослужащие выполняют разнообразные обязанности, включая боевые действия, боевое дежурство, боевую и правовую подготовку, караульную службу, внутреннюю службу и другие. Каждая из этих обязанностей требует уникального набора навыков, знаний и опыта, а также высокой физической и психической выносливости. Благодаря службе в армии молодые люди обретают более глубокое чувство цели, более высокую оценку жертв других людей и глубокое чувство гордости за свою страну и свои личные достижения.
Военно-патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая и целенаправленная деятельность, направленная на воспитание у молодежи высокого чувства патриотизма. Это согласованная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у подрастающего поколения глубокого чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов своего народа.
Такое воспитание не ограничивается академической сферой, но и ориентировано на практический опыт. Военно-патриотические клубы - один из практических примеров того, как государственные учреждения решают задачу подготовки резерва для Вооруженных Сил. Эти клубы служат платформой для передачи знаний и навыков, необходимых для защиты своей страны. Они позволяют молодым людям получить представление о жизни солдата, развить лидерские качества и узнать об истории вооруженных сил своей страны.
Кроме того, военно-патриотическое воспитание стремится воспитать в молодых людях чувство ответственности и дисциплины. Обучение помогает им развиваться физически, умственно и морально. Они учатся быть стойкими, уверенными в себе и работать в команде. Эти качества помогают им не только на военной службе, но и в других сферах жизни.
В целом, военно-патриотическое воспитание играет важную роль в развитии молодых людей. Оно помогает им стать ответственными гражданами, готовыми в случае необходимости служить своей стране.
С помощью применяемых методик в ходе эксперимента были сделаны следующие выводы.
У 6 испытуемых отсутствует направленность и осмысленность жизни.
У 6 человек эмоциональная насыщенность и интерес развиты ниже среднего уровня, у 6 человек показатели выше средних. У тех подростков, у которых показатель ниже нормы, наблюдается неудовлетворенность своей жизнью.
По шкале «результативность» у 6 подростков уровень выше среднего, что говорит об их удовлетворенности своей жизнью.
По шкале «локус контроля-Я» у 6 человек показатель ниже среднего, у 7 человек выше среднего. Те, у которых показатель выше среднего, обладают свободой выбора, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии с целями, задачами. Другие 6 подростков в основном не уверены в своих силах.
По шкале «Локус контроля-жизнь» у 7 подростков показатель выше среднего, что указывает об их способности контролировать свою жизнь и принимать решения, претворяя их в жизнь. 6 подростков в некоторой степени убеждены, что их жизнь неподвластна сознательному контролю. Один подросток не видит перспектив в своей жизни и не доволен ее результатами.
Показатель «осмысленность жизни» у 7 человек выше среднего уровня, что указывает на высокий уровень осмысленности жизни, у 6 людей шкала показывает низкий уровень. Это указывает на то, что они живут сегодняшним днем или вовсе прошлым.
Высокий фактор оценки говорит о высоком уровне самоуважения (8 человек). 5 человек относятся к себе критично.
Факторы силы у большинства подростков имеет значение выше нормы, что свидетельствует об их уверенности в себе.
Фактор активности имеет положительное значение у 5 человек, что указывает на экстравертированность личности. 8 человек преимущественно интроверты, пассивны, и эмоционально более спокойны.
На основании проведенной методики можно заключить, что у 7 человек средний уровень мотивационного и поведенческого критериев, у 7 человек ниже среднего уровня. У 7 человек проявляются нравственные качества, но только под влиянием и контролем педагога, учителя, взрослых.
У 4 человек показатель нервно-психической устойчивости соответствует уровню выше среднего, у 5 человек - среднему уровню, у 4 испытуемых ниже среднего.
Уровень коммуникативных способностей выше среднего показали 3 человека, средний уровень - 7 человек, ниже среднего - 3 человека.
Моральная нормативность присуща подросткам в следующей степени: у 11 человек - уровень выше среднего, у 1 человека - уровень ниже среднего.
Итак, результаты показывают, что 11 подростков обладают средним уровнем личностного адаптационного потенциала.
Оптимизация учебного процесса перед отправкой в военную службу необходима для более эффективной подготовки студентов. Разработка графика занятий, использование электронных образовательных ресурсов, проведение дополнительных и практических занятий, а также система контроля знаний помогут подготовить будущих военнослужащих к выполнению своих обязанностей.


1. Александрович П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига: Издво РижВВПКУ, 1991. 90 с.
2. Ананьева М. А. Патриотическое воспитание посредством музыки.
Текст: непосредственный. 2020. № 5(295). С. 301-303. URL:
http://moluch,ru/archive/295/66887(дата обращения: 22.04.2023).
3. Андреев Е. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе [Текст] // дисс.канд. пед.наук: 13.00.01. Рязань, 2011. 249 с.
4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология [Текст]. СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. 495 с.
5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
6. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Педагогический поиск, 2004 123 с.
7. Бочкарева З. В. Субъективное благополучие и оценка здоровья как показатель социально-психологической адаптивности человека // Психологическое исследование: теория, методология, практика. Сборник II Сибирского психологического форума. Томск: ТГУ, 2007. С. 636 - 640.
8. Водяха Ю. Е., Лаврова Е. Е. Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 39 (173). С. 73-76. URL:https://moluch.ru/archive/173/45759(дата обращения: 05.07.2022).
9. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. / Под. ред. Р.А. Абдурахманова и другие. Москва, 1996.
10. Донцов Д. А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] // Образовательные технологии: изд-во М. 2013. № 2. С. 34-42.
11. Дьяченко М. И. Военная психология и педагогика. Минск, 1999. 337 с.
12. Елагина В.С., Рогожин В. М. Педагогические условия адаптации
курсантов к обучению в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=29555(дата обращения: 30.01.2023).
13. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 2000. 192 с.
14. Квасов С. Е., Кузнецов А. А. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе. Н. Новгород: Военно-медицинский институт, 2015. 145 с.
15. Киряшов Н. И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию в воинском коллективе. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 2014. 141 с.
...
40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ