РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ ЛАПТЫ)
|
Введение
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1. Скоростные способности и методика их развития 6
1.2. Особенности психических функций при тренировке 9 быстроты
1.3. Роль быстроты двигательной реакции в процессе занятий 14 русской лаптой
1.4. Особенности внеурочной деятельности по физической 20
культуре в общеобразовательной школе
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики развития скоростных способностей в процессе внеурочной деятельности лаптистов 12-13 лет 31
3.1. Характеристика экспериментальной методики 31
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 41
Выводы 45
Литература 47
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1. Скоростные способности и методика их развития 6
1.2. Особенности психических функций при тренировке 9 быстроты
1.3. Роль быстроты двигательной реакции в процессе занятий 14 русской лаптой
1.4. Особенности внеурочной деятельности по физической 20
культуре в общеобразовательной школе
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики развития скоростных способностей в процессе внеурочной деятельности лаптистов 12-13 лет 31
3.1. Характеристика экспериментальной методики 31
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 41
Выводы 45
Литература 47
Русская лапта является одним из средств физического воспитания, позволяющим решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении
позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки
за пойманные с лёта мячи.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Не секрет, что при начале занятий учащихся любым видом спорта нужна определенная физическая подготовленность. И каждый вид спорта требует своих, только ему присущих физических способностей и физического развития.
Русская лапта, такой вид спорта, в котором в важную роль играют все физические качества и их разновидности. Но на первое место, все же, многие авторы отдают приоритетное место скоростным качествам в целом, и отдельным ее компонентам, таким как быстрота реакции, умения быстро стартовать и поддерживать высокую скорость и т.д.
Безусловно, перспективы развития любого вида спорта диктуют необходимость решения возникающих научно-методических задач. В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта, необходимость расширения масштабов научно-исследовательской работы в этом виде обусловливается отсутствием на сегодняшний день научно
обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации.
Тенденция развития русской лапты на современном этапе ставит перед специалистами задачи по разработке методики подготовки игроков, обладающих высоким индивидуальным мастерством.
Анализ литературы по вопросам физической подготовки в русской лапте и предварительное обследование юных игроков позволили выявить противоречие между необходимостью скоростной подготовки юных учащихся в процессе внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методик развития скоростных способностей у лаптистов 12-13 лет. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в разработке методики развития скоростных способностей, основанной на оптимальном сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики развития скоростных способностей учащихся 6-х классов во время внеурочной деятельности на занятиях русской лаптой.
Объект исследования: внеурочная деятельность по русской лапте учащихся 6-хклассов
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей, основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точности действий с мячом у детей 12-13 лет во время занятий русской лаптой.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа специализированной литературы изучить особенности использования специализированных упражнений на развитие скоростных способностей в целом, акцентируя внимание на быстроте двигательной реакции и точность действий с мячом в русской лапте.
2. Разработать методику развития скоростных способностей, основанную на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) так и точности действий с мячом у детей 12-13 лет во время занятий русской лаптой.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольное тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика,
основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, позволит улучшить:
1. скоростные способности лаптистов 12-13 лет;
2. точность двигательных действий.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о методике развития скоростных способностей и точности действий с мячом у детей 12-13 лет занимающихся русской лаптой.
Практическая значимость. Фактические материалы, полученные в ходе исследования могут быть использованы учителями школ, тренерами при подготовке лаптистов.
База исследования: Нижнепенская СОШ Ракитянского р-на
позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки
за пойманные с лёта мячи.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Не секрет, что при начале занятий учащихся любым видом спорта нужна определенная физическая подготовленность. И каждый вид спорта требует своих, только ему присущих физических способностей и физического развития.
Русская лапта, такой вид спорта, в котором в важную роль играют все физические качества и их разновидности. Но на первое место, все же, многие авторы отдают приоритетное место скоростным качествам в целом, и отдельным ее компонентам, таким как быстрота реакции, умения быстро стартовать и поддерживать высокую скорость и т.д.
Безусловно, перспективы развития любого вида спорта диктуют необходимость решения возникающих научно-методических задач. В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта, необходимость расширения масштабов научно-исследовательской работы в этом виде обусловливается отсутствием на сегодняшний день научно
обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации.
Тенденция развития русской лапты на современном этапе ставит перед специалистами задачи по разработке методики подготовки игроков, обладающих высоким индивидуальным мастерством.
Анализ литературы по вопросам физической подготовки в русской лапте и предварительное обследование юных игроков позволили выявить противоречие между необходимостью скоростной подготовки юных учащихся в процессе внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методик развития скоростных способностей у лаптистов 12-13 лет. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в разработке методики развития скоростных способностей, основанной на оптимальном сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики развития скоростных способностей учащихся 6-х классов во время внеурочной деятельности на занятиях русской лаптой.
Объект исследования: внеурочная деятельность по русской лапте учащихся 6-хклассов
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей, основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точности действий с мячом у детей 12-13 лет во время занятий русской лаптой.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа специализированной литературы изучить особенности использования специализированных упражнений на развитие скоростных способностей в целом, акцентируя внимание на быстроте двигательной реакции и точность действий с мячом в русской лапте.
2. Разработать методику развития скоростных способностей, основанную на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) так и точности действий с мячом у детей 12-13 лет во время занятий русской лаптой.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольное тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика,
основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, позволит улучшить:
1. скоростные способности лаптистов 12-13 лет;
2. точность двигательных действий.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о методике развития скоростных способностей и точности действий с мячом у детей 12-13 лет занимающихся русской лаптой.
Практическая значимость. Фактические материалы, полученные в ходе исследования могут быть использованы учителями школ, тренерами при подготовке лаптистов.
База исследования: Нижнепенская СОШ Ракитянского р-на
1. Анализ литературных источников выявил недостаточную разработанность методик развития скоростных способностей процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой.
2. Разработана методика развития скоростных способностей, основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях в процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой.
3. Результаты эксперимента подтвердили эффективность выбранной методики основанной на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях в процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой. Это проявляется в достоверном улучшении показателей тестов у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. Показатели прироста результатов следующие:
а) ПР в экспериментальной группе улучшилось 3,4% по сравнению с контрольной;
б) СР в экспериментальной группе улучшилось 15,6% по сравнению с контрольной;
в) В показателе РДО занимающиеся контрольной группы в конце эксперимента стали более точно реагировать на 1,1%, а участники экспериментальной группы на 8,8%;
г) В оценивании скоростных способностей в тесте «бег 30 м», мы видим положительную динамику после педагогического эксперимента произошли изменения, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной - показатель улучшился 5,3%, а в экспериментальной 9,2%;
д) Улучшение эффективности точных попаданий в контрольной группе составило 17%. А в экспериментальной группе на 56% произошло улучшение точных попаданий.
2. Разработана методика развития скоростных способностей, основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях в процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой.
3. Результаты эксперимента подтвердили эффективность выбранной методики основанной на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях в процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой. Это проявляется в достоверном улучшении показателей тестов у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. Показатели прироста результатов следующие:
а) ПР в экспериментальной группе улучшилось 3,4% по сравнению с контрольной;
б) СР в экспериментальной группе улучшилось 15,6% по сравнению с контрольной;
в) В показателе РДО занимающиеся контрольной группы в конце эксперимента стали более точно реагировать на 1,1%, а участники экспериментальной группы на 8,8%;
г) В оценивании скоростных способностей в тесте «бег 30 м», мы видим положительную динамику после педагогического эксперимента произошли изменения, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной - показатель улучшился 5,3%, а в экспериментальной 9,2%;
д) Улучшение эффективности точных попаданий в контрольной группе составило 17%. А в экспериментальной группе на 56% произошло улучшение точных попаданий.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОЙ ЛАПТЫ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



