Введение
Глава 1. Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.1. Скоростные способности и методика их развития 6
1.2. Особенности психических функций при тренировке 9 быстроты
1.3. Роль быстроты двигательной реакции в процессе занятий 14 русской лаптой
1.4. Особенности внеурочной деятельности по физической 20
культуре в общеобразовательной школе
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной методики развития скоростных способностей в процессе внеурочной деятельности лаптистов 12-13 лет 31
3.1. Характеристика экспериментальной методики 31
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 41
Выводы 45
Литература 47
Русская лапта является одним из средств физического воспитания, позволяющим решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении
позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки
за пойманные с лёта мячи.
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Не секрет, что при начале занятий учащихся любым видом спорта нужна определенная физическая подготовленность. И каждый вид спорта требует своих, только ему присущих физических способностей и физического развития.
Русская лапта, такой вид спорта, в котором в важную роль играют все физические качества и их разновидности. Но на первое место, все же, многие авторы отдают приоритетное место скоростным качествам в целом, и отдельным ее компонентам, таким как быстрота реакции, умения быстро стартовать и поддерживать высокую скорость и т.д.
Безусловно, перспективы развития любого вида спорта диктуют необходимость решения возникающих научно-методических задач. В исследовательской работе лапта является одним из самых малоизученных видов спорта, необходимость расширения масштабов научно-исследовательской работы в этом виде обусловливается отсутствием на сегодняшний день научно
обоснованной методики подготовки игроков в лапту различной квалификации.
Тенденция развития русской лапты на современном этапе ставит перед специалистами задачи по разработке методики подготовки игроков, обладающих высоким индивидуальным мастерством.
Анализ литературы по вопросам физической подготовки в русской лапте и предварительное обследование юных игроков позволили выявить противоречие между необходимостью скоростной подготовки юных учащихся в процессе внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методик развития скоростных способностей у лаптистов 12-13 лет. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в разработке методики развития скоростных способностей, основанной на оптимальном сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель работы заключалась в теоретической разработке и экспериментальном обосновании методики развития скоростных способностей учащихся 6-х классов во время внеурочной деятельности на занятиях русской лаптой.
Объект исследования: внеурочная деятельность по русской лапте учащихся 6-хклассов
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей, основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точности действий с мячом у детей 12-13 лет во время занятий русской лаптой.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа специализированной литературы изучить особенности использования специализированных упражнений на развитие скоростных способностей в целом, акцентируя внимание на быстроте двигательной реакции и точность действий с мячом в русской лапте.
2. Разработать методику развития скоростных способностей, основанную на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) так и точности действий с мячом у детей 12-13 лет во время занятий русской лаптой.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики.
Для решения поставленных нами задач мы применили следующие методы
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольное тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Математико-статистические методы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика,
основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, позволит улучшить:
1. скоростные способности лаптистов 12-13 лет;
2. точность двигательных действий.
Новизна исследования заключается в получении новых фактических данных о методике развития скоростных способностей и точности действий с мячом у детей 12-13 лет занимающихся русской лаптой.
Практическая значимость. Фактические материалы, полученные в ходе исследования могут быть использованы учителями школ, тренерами при подготовке лаптистов.
База исследования: Нижнепенская СОШ Ракитянского р-на
1. Анализ литературных источников выявил недостаточную разработанность методик развития скоростных способностей процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой.
2. Разработана методика развития скоростных способностей, основанная на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях в процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой.
3. Результаты эксперимента подтвердили эффективность выбранной методики основанной на сочетании упражнений направленно воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей (на быстроту двигательных реакций) и точность действий с мячом, проявляемых в целостных двигательных действиях в процессе внеурочной деятельности с учащимися 6-х классов на занятиях русской лаптой. Это проявляется в достоверном улучшении показателей тестов у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной. Показатели прироста результатов следующие:
а) ПР в экспериментальной группе улучшилось 3,4% по сравнению с контрольной;
б) СР в экспериментальной группе улучшилось 15,6% по сравнению с контрольной;
в) В показателе РДО занимающиеся контрольной группы в конце эксперимента стали более точно реагировать на 1,1%, а участники экспериментальной группы на 8,8%;
г) В оценивании скоростных способностей в тесте «бег 30 м», мы видим положительную динамику после педагогического эксперимента произошли изменения, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной - показатель улучшился 5,3%, а в экспериментальной 9,2%;
д) Улучшение эффективности точных попаданий в контрольной группе составило 17%. А в экспериментальной группе на 56% произошло улучшение точных попаданий.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
2. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере [Текст] /С. П. Афанасьев. - Кострома: ИМЦ "Вариант", 1993. - 224 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978 - 222с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для
студентов [Текст] / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградова. - М.:
Просвещение,1990 - 288с.
5. Баландин В.И. Прогнозирование в спорте [Текст] / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: ФиС, 1986 - 198 с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди [Текст] /Э. Берн. - М.: Прогресс, 1988. - С. 172.
7. Букатов В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя [Текст] / В.М. Букатов, А.П. Ершова. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000. - 222 с.
8. Волков И.П. Практикум по спортивной психологии [Текст] / И.П. Волков. - СПб.: Питер, 2002. - 288с.
9. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Мудрика. - М., 1983. - 146 с.
10. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. , 2000. -248 с.
11. Годик М. А. Комплексный контроль в спортивных играх [Текст] / М. А. Годик, А. П. Скородумова. - М.: Советский спорт, 2010. - 332 с.
12. Густомясова Е. В. Возрастные особенности физического воспитания: учебное пособие [Текст] / Е. В. Густомясова, А. А. Густомясов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 47 с.
13. Кадыров Р. М. Теория и методика физической культуры [Текст]/ Р.М. Кадыров - Москва: КНОРУС, 2016. - 239 с.
14. Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе (Внеурочная деятельность ФГОС). [Текст] / А. Н. Каинов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Учитель, 2016. - 167 с.
15. Кокорева Е. Г. Возрастные особенности детей и подростков: учебное пособие [Текст] / Е. Г. Кокорева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. - 83 с.
16. Костарев А. Ю. Русская лапта: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Костарев. - Уфа : Вост. ун-т, 2004.- 103 с.
17. Куприянов Б.В. Подготовка лидеров к организаторской деятельности средствами ситуационно-ролевой игры [Текст] / Б.В. Куприянов. - Кострома: КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1994. - 198 с.
18. Лепешкин В. А. Подвижные игры для детей. Лапта: пособие для учителя физкультуры [Текст] / В. А. Лепешкин. - М.: Шк. Пресса, 2004. - 76 с.
19. Николаев А. В. Двигательная активность и здоровье человека (теоретико - методические основы оздоровительной физической тренировки) [Текст] / А.В. Николаев. - Москва: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 173 с.
20. Озеров В.П. Психомоторные способности человека [Текст] / В.П. Озеров. - Дубна: Феникс+, 2005. - 320 с.
21. Остроушко С. В. Русская лапта: техника, тактика, методика обучения. Учебное пособие [Текст] / С. В. Остроушко, Л. Н. Подложнюк, Д. В. Чилигин. - Хабаровск: Хабаровская гос. акад. экономики и права, 2009. - 99 с.
22. Панкеев И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев. - М.: Яуза: Эксмо-пресс, 1998. - 238 с.
23. Плотникова М. В. Психофизиология [Текст] / М.В. Плотникова. - Тюмень:
Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 156 с.
24. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов [Текст] / А.В. Родионов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир»,
2004. - 576 с.
25. Родионов А.В. Практика психологии спорта [Текст] /. - А.В. Родионов. - Ташкент: Lider Press, 2008. - 236 с.
26. Сафонов В. К. Психология в спорте: теория и практика [Текст] / В. К. Сафонов.- Санкт-Петербург: Издательский дом Санкт-Петербургского гос.
ун-та, 2013. - 231 с.
27. Сергиенко Л. П. Спортивный отбор [Текст]/ Л.П. Сергиенко - М.: Советский спорт, 2013 - 104 с.
28. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие [Текст] / М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
29. Фискалов В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов [Текст] / В. Д. Фискалов. - Москва: Советский спорт, 2010. - 391 с.
30. Фришман И.И. Выигрывает тот, кто играет! [Текст] / И.И. Фришман. - Н. Новгород: Педагогические технологии, 2001. - 106 с.
31. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.