Речевое выражение категории автора в тексте театральной рецензии
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.РЕЦЕНЗИЯ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ТИПОЛОГИЯ, ДИСКУРСИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Театральная критика как феномен арт-журналистики….……8
1.2. Жанр рецензии: общая характеристика………………………...11
1.3. Оценка и оценочность
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ АВТОРСТВА КАК ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Категория авторства: дефиниция термина………………………………..19
2.2. Речевые средства выражения авторского начала в тексте……………….22
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ АВТОРСТВА В ТЕКСТАХ ТЕАТРАЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1.РЕЦЕНЗИЯ: ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ТИПОЛОГИЯ, ДИСКУРСИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Театральная критика как феномен арт-журналистики….……8
1.2. Жанр рецензии: общая характеристика………………………...11
1.3. Оценка и оценочность
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ АВТОРСТВА КАК ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.1. Категория авторства: дефиниция термина………………………………..19
2.2. Речевые средства выражения авторского начала в тексте……………….22
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ АВТОРСТВА В ТЕКСТАХ ТЕАТРАЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Благодаря стремительному развитию журналистской сферы к концу прошлого столетия сформировался такой особый медийный феномен, как арт-журналистика. Этот феномен довольно быстро получил широкое распространение, и на сегодняшний день арт-журналистика очень востребована и является вполне самостоятельным явлением.
С течением времени ролевой ряд арт-журналиста значительно расширился. Недостаточно просто информировать читателей о происходящем в сфере культуры и искусства. В современной журналистике автор может выступать в качестве:
• информатора;
• просветителя;
• пропагандиста;
• эксперта;
• популяризатора;
• переводчика;
• развлекателя и т.д.
Этот перечень неполный, и его можно продолжить, мы перечислили лишь основные роли автора арт-журналистских текстов. С расширением ролевого ряда соответственно увеличилось и количество требований, предъявляемых к журналисту. Это должен быть интеллектуально развитый человек с широким кругозором, у которого наряду с ассоциативным, образным должно быть развито и логическое мышление, способность к разностороннему и систематическому анализу исследуемых объектов. Такое требование, как объективность, на наш взгляд, в арт-журналистике отодвигается на второй план и становится весьма условным понятием. Одно из значений слова «объективный» в словаре Ожегова – «непредвзятый, беспристрастный». Если придерживаться данного определения, то максимально объективными можно назвать информационные жанры журналистики: в них автор не должен проявлять себя, от него требуется весьма отстраненно представить читателю ответы на шесть главных вопросов: «что?», «кто?», «где?», «когда?», «как?» и «почему?» Но мы считаем, что следует расценивать объективность не как полное отсутствие субъективного (авторского) начала, а как способность предоставить читателям наиболее полную картину о явлении, предмете или проблеме. В аналитических и художественно-публицистических жанрах присутствие автора неизбежно: мировоззрение журналиста в той или иной степени найдет отражение в тексте. В настоящей курсовой работе мы более подробно остановимся на исследовании категории авторства в одном из аналитических жанров журналистики – рецензии.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что авторы существующих трудов о категории авторства исследуют этот феномен в текстах художественной литературы и журналистских материалах в целом. Но проблема речевого выражения категории авторства в арт-журналистских текстах (в частности, в рецензиях) остается до конца не изученной.
Также актуальность исследования обусловлена тем, что, на наш взгляд, в рецензии авторское начало выражено несколько ярче, чем в других журналистских жанрах. И обязанность рецензента сводится не только к информированию аудитории, но и к своеобразному влиянию на дальнейшее поведение читателя. Автор текста может как сделать постановку предметом всеобщего обсуждения и интереса, так и превратить её в малоизвестное событие театральной жизни. В связи с этим речевое выражение категории авторства в тексте театральной рецензии является актуальной темой для исследования.
Степень изученности темы (теоретическая база исследования).Как правило, театральную рецензию принято рассматривать в контексте жанровой системы культурной журналистики и арт-журналистики в частности. Этому жанру посвящены работы Н. Н. Мошниковой. О развитии и становлении жанра, его характеристике и стилевых особенностях писали такие исследователи, как А. А. Тертычный, Е. А. Набиева, Н. С. Гаранина Ю. Д. Кравченко, В. Н. Полушко,Е. А. Мальчевскаяи др.
Разработкой вопроса категории автора (или категории авторства) занимались следующие ученые: Т. В. Шмелева, М. М. Бахтин, Ю. Н. Тынянов, В. М. Жирмунский. Сам термин «образ автора» был предложен В. В. Виноградовым при анализе литературно-художественных текстов. Также большое значение для изучения данной темы имеют работы Г. Я. Солганика, который определил автора как важнейшую стилеобразующую категорию публицистического текста. Кроме вышеперечисленных работ, категория автора исследуется в работах Л. Р. Дускаевой, Н. И. Клушиной, Н. С. Цветовой и Е. П. Почкай. Категория оценки рассматривается в трудах Е. А. Чернявской, Н. Д Арутюновой и Е. М. Вольф.
Объектом исследования стали тексты определенной жанровой принадлежности – театральные рецензии.
Предмет исследования – приемы и средства выражения авторского начала в анализируемых текстах.
Цель исследования – выявить специфику речевого выражения категории авторства в текстах театральной рецензии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить терминологический аппарат исследования и выявить специфику понятий «категория авторства» и «образ автора»;
• систематизировать существующие научные подходы к описанию категории авторства;
• сформировать теоретическую базу исследования;
• осмыслить принцип отбора эмпирического материала;
• описать систему средств выражения авторского «Я»;
• систематизировать существующие описания жанровых особенностей театральной рецензии;
• соотнести результаты исследования с действующими алгоритмами текстопорождения.
Эмпирическую базу исследования составили театральные рецензии, опубликованные на сайте Академического Малого драматического театра (Санкт-Петербург) в 2017 году.
Теоретическую базу исследования составили общие работы по теории журналистики и системе журналистских жанров, а также научные работы по исследованию категории авторства.
В ходе исследования был использован общенаучный описательный метод, а также современные методики лингвостилистического анализа медиатекста.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В первой главе (название) подробно рассматривается жанр рецензии в контексте театральной критики, его основные характеристики и классификации. Уделяется отдельное внимание рассмотрению театральной рецензии.
Вторая глава (название) представляет собой исследование существующих научных подходов к изучению категории авторства, а также приемов и речевых средств, с помощью которых в тексте проявляется авторское «Я».
Третья глава содержит(название)анализ отобранных для исследования материалов на предмет выражения в них авторского начала.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.
Список литературы включает 38 наименований.
С течением времени ролевой ряд арт-журналиста значительно расширился. Недостаточно просто информировать читателей о происходящем в сфере культуры и искусства. В современной журналистике автор может выступать в качестве:
• информатора;
• просветителя;
• пропагандиста;
• эксперта;
• популяризатора;
• переводчика;
• развлекателя и т.д.
Этот перечень неполный, и его можно продолжить, мы перечислили лишь основные роли автора арт-журналистских текстов. С расширением ролевого ряда соответственно увеличилось и количество требований, предъявляемых к журналисту. Это должен быть интеллектуально развитый человек с широким кругозором, у которого наряду с ассоциативным, образным должно быть развито и логическое мышление, способность к разностороннему и систематическому анализу исследуемых объектов. Такое требование, как объективность, на наш взгляд, в арт-журналистике отодвигается на второй план и становится весьма условным понятием. Одно из значений слова «объективный» в словаре Ожегова – «непредвзятый, беспристрастный». Если придерживаться данного определения, то максимально объективными можно назвать информационные жанры журналистики: в них автор не должен проявлять себя, от него требуется весьма отстраненно представить читателю ответы на шесть главных вопросов: «что?», «кто?», «где?», «когда?», «как?» и «почему?» Но мы считаем, что следует расценивать объективность не как полное отсутствие субъективного (авторского) начала, а как способность предоставить читателям наиболее полную картину о явлении, предмете или проблеме. В аналитических и художественно-публицистических жанрах присутствие автора неизбежно: мировоззрение журналиста в той или иной степени найдет отражение в тексте. В настоящей курсовой работе мы более подробно остановимся на исследовании категории авторства в одном из аналитических жанров журналистики – рецензии.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что авторы существующих трудов о категории авторства исследуют этот феномен в текстах художественной литературы и журналистских материалах в целом. Но проблема речевого выражения категории авторства в арт-журналистских текстах (в частности, в рецензиях) остается до конца не изученной.
Также актуальность исследования обусловлена тем, что, на наш взгляд, в рецензии авторское начало выражено несколько ярче, чем в других журналистских жанрах. И обязанность рецензента сводится не только к информированию аудитории, но и к своеобразному влиянию на дальнейшее поведение читателя. Автор текста может как сделать постановку предметом всеобщего обсуждения и интереса, так и превратить её в малоизвестное событие театральной жизни. В связи с этим речевое выражение категории авторства в тексте театральной рецензии является актуальной темой для исследования.
Степень изученности темы (теоретическая база исследования).Как правило, театральную рецензию принято рассматривать в контексте жанровой системы культурной журналистики и арт-журналистики в частности. Этому жанру посвящены работы Н. Н. Мошниковой. О развитии и становлении жанра, его характеристике и стилевых особенностях писали такие исследователи, как А. А. Тертычный, Е. А. Набиева, Н. С. Гаранина Ю. Д. Кравченко, В. Н. Полушко,Е. А. Мальчевскаяи др.
Разработкой вопроса категории автора (или категории авторства) занимались следующие ученые: Т. В. Шмелева, М. М. Бахтин, Ю. Н. Тынянов, В. М. Жирмунский. Сам термин «образ автора» был предложен В. В. Виноградовым при анализе литературно-художественных текстов. Также большое значение для изучения данной темы имеют работы Г. Я. Солганика, который определил автора как важнейшую стилеобразующую категорию публицистического текста. Кроме вышеперечисленных работ, категория автора исследуется в работах Л. Р. Дускаевой, Н. И. Клушиной, Н. С. Цветовой и Е. П. Почкай. Категория оценки рассматривается в трудах Е. А. Чернявской, Н. Д Арутюновой и Е. М. Вольф.
Объектом исследования стали тексты определенной жанровой принадлежности – театральные рецензии.
Предмет исследования – приемы и средства выражения авторского начала в анализируемых текстах.
Цель исследования – выявить специфику речевого выражения категории авторства в текстах театральной рецензии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить терминологический аппарат исследования и выявить специфику понятий «категория авторства» и «образ автора»;
• систематизировать существующие научные подходы к описанию категории авторства;
• сформировать теоретическую базу исследования;
• осмыслить принцип отбора эмпирического материала;
• описать систему средств выражения авторского «Я»;
• систематизировать существующие описания жанровых особенностей театральной рецензии;
• соотнести результаты исследования с действующими алгоритмами текстопорождения.
Эмпирическую базу исследования составили театральные рецензии, опубликованные на сайте Академического Малого драматического театра (Санкт-Петербург) в 2017 году.
Теоретическую базу исследования составили общие работы по теории журналистики и системе журналистских жанров, а также научные работы по исследованию категории авторства.
В ходе исследования был использован общенаучный описательный метод, а также современные методики лингвостилистического анализа медиатекста.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В первой главе (название) подробно рассматривается жанр рецензии в контексте театральной критики, его основные характеристики и классификации. Уделяется отдельное внимание рассмотрению театральной рецензии.
Вторая глава (название) представляет собой исследование существующих научных подходов к изучению категории авторства, а также приемов и речевых средств, с помощью которых в тексте проявляется авторское «Я».
Третья глава содержит(название)анализ отобранных для исследования материалов на предмет выражения в них авторского начала.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.
Список литературы включает 38 наименований.
В ходе проведенного исследования и анализа речевого выражения категории авторства в текстах театральной рецензии, нами были выполнены все поставленные задачи. Была сформирована теоретическая база исследования, систематизированы существующие описания жанровых особенностей театральной рецензии, выявлена специфика понятий «категория автора» и «образ автора», описана система речевых средств выражения авторского «Я». Также был отобран и проанализирован материал для исследования. Мы пришли к следующим выводам.
Арт-журналистика сильно трансформировалась с течением времени, в связи с чем большие изменения коснулись как театральной критики в целом, так и жанра театральной рецензии в частности. Культурно-просветительская функция, которая была приоритетной, уступила свое место функции развлекательной. Критика постепенно утратила свою элитарность. Если раньше авторы критических текстов стремились расширить читательский кругозор, привить аудитории любовь к искусству, сформировать у нее эстетический вкус, обогатить знаниями, то в настоящий момент мы наблюдаем тенденцию к развлечению и рекламированию. Критик был авторитетом, его мнение было важным для читателей. Сейчас наоборот, большинству авторов важно мнение, а точнее сказать, количество читателей. Из-за этого качество текстов значительно снизилось. Зачастую вместо глубокого и разностороннего анализа произведения искусства можно встретить лишь поверхностный обзор или пересказ фабулы, дополненный субъективными впечатлениями.
Для привлечения аудитории авторы очень часто используют систему контактоустанавливающих средств. Прежде всего, это использование личных местоимений «я» и «мы». Еще один распространенный прием – это вопросно-ответная форма изложения, а также прямые обращения, которые позволяют создать эффект диалога и тем самым сблизить рецензента с читателем.
Следующая тенденция, которую нам удалось заметить в процессе исследования – это использование в равной степени просторечных выражений и специальных терминов. За счет терминологии автору удается продемонстрировать свою компетентность и одновременно дать читателю возможность почувствовать себя причастным к профессиональному сообществу, а просторечия помогают сделать текст максимально понятным и доступным широкой аудитории.
Проанализировав эмпирический материал, мы выяснили, что авторы театральный рецензий активно прибегают к использованию различных средств выразительности. Главным образом, это эпитеты, сравнения и метафоры. С их помощью легче всего выразить оценку и добавить тексту наглядности и привлекательности.
Русский язык богат самыми разнообразными речевыми средствами и приемами выражения категории авторства. И при написании рецензии можно использовать любые из них. Но к сожалению, современные авторы редко пользуются этой возможностью, ограничиваясь лишь основными средствами выразительности.
Некоторые исследователи склонны прогнозировать дальнейшую деградацию жанра. В связи с выявленными тенденциями, мы можем сделать свое предположение о дальнейших перспективах жанра театральной рецензии, которое лишь отчасти подтверждает данный тезис. Из-за того, что все больше возрастает спрос на оперативную и лаконичную информацию, существует вероятность того, что в будущем рецензии сократятся в объеме, станут более наглядными (например, при помощи изображений) и менее аналитическими. К сожалению, современные реалии таковы, что люди готовы тратить все меньше времени на прочтение и анализ текстов. В значительной степени интерес для них представляет общая информация о произведении искусства, его краткое содержание и оценка, которую автор может дать, основываясь на личных впечатлениях. Безусловно, классические качественные театральные рецензии, отличающиеся своей глубиной и многоаспектностью, останутся, но только в специализированных изданиях, которые рассчитаны на определенный круг лиц.
Речевое выражение категории авторства зависит от множества факторов. В первую очередь, на него влияет концепция издания и потребности и интересы аудитории. Подбор речевых средств в качественных специализированных изданиях будет значительно отличаться от тех приемов, которые используют авторы массовых популярных изданий. Это связано с разными запросами читателей. Также на речевую репрезентацию категории авторства влияет индивидуальный стиль рецензента, уровень его профессиональных навыков и компетентности. Еще один немаловажный фактор – это дискурс, который диктует определенные тенденции, требования и правила.
В ходе исследования мы рассмотрели классическую модель театральной рецензии, а также соотнесли ее с текстами современных авторов. Это позволило нам убедиться в том, что жанр театральной рецензии с годами меняется и роль автора, соответственно, тоже. На наш взгляд, данный вопрос заслуживает дальнейшего изучения и осмысления.
Арт-журналистика сильно трансформировалась с течением времени, в связи с чем большие изменения коснулись как театральной критики в целом, так и жанра театральной рецензии в частности. Культурно-просветительская функция, которая была приоритетной, уступила свое место функции развлекательной. Критика постепенно утратила свою элитарность. Если раньше авторы критических текстов стремились расширить читательский кругозор, привить аудитории любовь к искусству, сформировать у нее эстетический вкус, обогатить знаниями, то в настоящий момент мы наблюдаем тенденцию к развлечению и рекламированию. Критик был авторитетом, его мнение было важным для читателей. Сейчас наоборот, большинству авторов важно мнение, а точнее сказать, количество читателей. Из-за этого качество текстов значительно снизилось. Зачастую вместо глубокого и разностороннего анализа произведения искусства можно встретить лишь поверхностный обзор или пересказ фабулы, дополненный субъективными впечатлениями.
Для привлечения аудитории авторы очень часто используют систему контактоустанавливающих средств. Прежде всего, это использование личных местоимений «я» и «мы». Еще один распространенный прием – это вопросно-ответная форма изложения, а также прямые обращения, которые позволяют создать эффект диалога и тем самым сблизить рецензента с читателем.
Следующая тенденция, которую нам удалось заметить в процессе исследования – это использование в равной степени просторечных выражений и специальных терминов. За счет терминологии автору удается продемонстрировать свою компетентность и одновременно дать читателю возможность почувствовать себя причастным к профессиональному сообществу, а просторечия помогают сделать текст максимально понятным и доступным широкой аудитории.
Проанализировав эмпирический материал, мы выяснили, что авторы театральный рецензий активно прибегают к использованию различных средств выразительности. Главным образом, это эпитеты, сравнения и метафоры. С их помощью легче всего выразить оценку и добавить тексту наглядности и привлекательности.
Русский язык богат самыми разнообразными речевыми средствами и приемами выражения категории авторства. И при написании рецензии можно использовать любые из них. Но к сожалению, современные авторы редко пользуются этой возможностью, ограничиваясь лишь основными средствами выразительности.
Некоторые исследователи склонны прогнозировать дальнейшую деградацию жанра. В связи с выявленными тенденциями, мы можем сделать свое предположение о дальнейших перспективах жанра театральной рецензии, которое лишь отчасти подтверждает данный тезис. Из-за того, что все больше возрастает спрос на оперативную и лаконичную информацию, существует вероятность того, что в будущем рецензии сократятся в объеме, станут более наглядными (например, при помощи изображений) и менее аналитическими. К сожалению, современные реалии таковы, что люди готовы тратить все меньше времени на прочтение и анализ текстов. В значительной степени интерес для них представляет общая информация о произведении искусства, его краткое содержание и оценка, которую автор может дать, основываясь на личных впечатлениях. Безусловно, классические качественные театральные рецензии, отличающиеся своей глубиной и многоаспектностью, останутся, но только в специализированных изданиях, которые рассчитаны на определенный круг лиц.
Речевое выражение категории авторства зависит от множества факторов. В первую очередь, на него влияет концепция издания и потребности и интересы аудитории. Подбор речевых средств в качественных специализированных изданиях будет значительно отличаться от тех приемов, которые используют авторы массовых популярных изданий. Это связано с разными запросами читателей. Также на речевую репрезентацию категории авторства влияет индивидуальный стиль рецензента, уровень его профессиональных навыков и компетентности. Еще один немаловажный фактор – это дискурс, который диктует определенные тенденции, требования и правила.
В ходе исследования мы рассмотрели классическую модель театральной рецензии, а также соотнесли ее с текстами современных авторов. Это позволило нам убедиться в том, что жанр театральной рецензии с годами меняется и роль автора, соответственно, тоже. На наш взгляд, данный вопрос заслуживает дальнейшего изучения и осмысления.
Подобные работы
- Речевая репрезентация категории авторства в тексте театральной рецензии
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Речевая репрезентация категории авторства в тексте театральной рецензии
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Жанрово-стилистические особенности англоязычной и русскоязычной театральной рецензии
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Арт-рецензия в интенционально-стилистическом аспекте:
творческий опыт Романа Должанского («Коммерсант»)
и Сюзанны Клэпп («The Guardian»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Арт-рецензия в интенционально-стилистическом аспекте: творческий опыт Романа Должанского («Коммерсант») и Сюзанны Клэпп («The Guardian»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Коммуникативный потенциал публицистики Захара Прилепина
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - СЕМАНТИКА ЭМОЦИЙ В РАССКАЗАХ И ДНЕВНИКАХ Л. Н. АНДРЕЕВА
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА (ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОТАРЕВА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - «The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy» Д. Адамса в русской рецепции: на материале переводов романа и его экранизации
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2016



