Введение 3
Глава 1. Предвыборная агитация в России 6
1.1 Становление предвыборной агитации 6
1.2 Структура и формы предвыборной агитации 10
1.3 Выборы 2016 21
Глава 2. Анализ предвыборных агитаций партий. 26
2.1. Агитация партии Единая Россия 27
2.2. Агитация партии КПРФ 39
2.3. Агитация партии Справедливая Россия 44
2.4. Агитация партии ЛДПР 50
2.5. Выводы 56
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Актуальность темы исследования. Становление и развитие избирательного законодательства в России непосредственно связано с проводимой полномасштабной политической реформой, направленной на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время свободные выборы - это не только одна из конституционно-установленных форм непосредственной демократии, но и действенный механизм институционально-властных преобразований. Обязательным условием свободных выборов является создание гарантий распространения информации, необходимой для осуществления гражданами осознанного волеизъявления, а также для проведения выборов в режиме гласности.
Предвыборная агитация, являясь одним из инструментов информационного обеспечения выборов, позволяет гражданам осуществлять не только их право избирать и быть избранными в рамках свободных выборов, но и иные их конституционные права. В числе указанных прав, свобод: свобода мысли и слова, свобода убеждений, право свободно искать и получать информацию, свобода массовой информации.
Актуальность избранной темы задается и тем, что при значительной сложности агитационных отношений на выборах, вовлеченности в них множества разных субъектов их правовое регулирование постоянно претерпевает существенные изменения. В этих условиях необходимость продолжения исследований проблематики предвыборной агитации, ее правового регулирования не вызывает сомнений.
Предвыборная агитация направлена на обеспечение открытости избирательного процесса, предоставление полной и достоверной информации о кандидатах. Также она способствует формированию у населения представления о выборах как процессе формирования правительственных органов, влияет на активность избирателей.
В наше время информационные технологии развиваются с поразительной быстротой. Многие методы, бывшие в ходу еще на прошлых выборах, становятся все менее актуальными. И во многом успешность агитации зависит от того, смогут ли политический партии приспособиться к этим изменениям.
Объектом исследования являются выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Предметом исследования является предвыборная агитация политических партий, проводившаяся на выборах.
Цель исследования заключается в изучении предвыборной агитации политических партий на выборах в Заксобрание Санкт-Петербурга в 2016 году.
Задачи исследования:
• рассмотрение понятия предвыборной агитации, в том числе и сточки зрения российского законодательства;
• рассмотрение методов предвыборной агитации, применяемых в нашей стране;
• рассмотрение политических технологий, как важного компонента предвыборной агитации через призму электоральных циклов и особенностей массового сознания в современной России;
• выделить особенности агитаций политических партий;
Теоретическая база. В процессе подготовки данной работы мной был рассмотрен ряд публикаций, это труды А.С. Автономова, С.В. Большакова, Н.С. Бондаря, Ю.А. Веденеева, С.Е. Зенкина, Ю.С. Казанчева, Д.А. Левчика, Л.А. Нудненко и ряда других авторов, а также ряд законов.
Эмпирическая база основывается на рассмотрении и анализе материалов предвыборной агитации, таких как буклеты, билборды и агитационные ролики.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов; сравнение; метод вторичного анализа.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к исследованию проблемы предвыборной агитации политических партий.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В перовой главе мной были рассмотрены понятие предвыборной агитации, история ее развития в России. Также была рассмотрена агитация с точки зрения российского и в частности петербургского законодательства, какие формы ее проведения считаются законными, каким категориям граждан законодательно запрещено проводить агитацию и какие ограничения закон налагает на кандидатов при проведении агитации.
Были определены методы агитации, применяющиеся в России, такие как:
• наружная агитация (билборды, листовки и др.);
• агитация в печатных изданиях;
• агитация на радио и тв;
• агитация в интернете.
Интернет как набирающий популярность метод нам наиболее интересен, так как он совмещает в себе все преимущества других методов. Но вместе с этим агитация в Сети не имеет четкого законодательного регулирования и нуждается в доработке.
Остальные методы агитации с большей или меньшей успешностью используются политическими партиями.
Во второй главе была рассмотрена непосредственно партийная предвыборная агитация, положение партий перед выборами, их цели на предстоящих выборах и результаты их агитации.
В ходе исследования было выяснено, что агитация партий в Петербурге мало чем отличалась от общероссийской. Избиратели в день выборов голосовали за партию и в Государственную Думу и в Законодательное Собрание.
«Единая Россия» имела изначально большие шансы на успех и гарантированно занимала первое место на выборах, поэтому среди партий шла борьба за второе место по партийным спискам и за большее количество одномандатных округов.
Некоторые партии принимали весьма странные решения во время кампании. Например, КПРФ, которые сделали из Ленина «крутого парня», видимо рассчитывая этим привлечь молодых избирателей, или постановочный «реп-баттл», в котором лидер «Справедливой России» Миронов вызывал на дуэль Жириновского и Зюганова. В остальном агитация партий мало отличалась от предыдущих годов. Партии больше рассчитывали на сохранение своего нынешнего положения в Законодательном Собрании, чем на увеличение своего представительства.
У одномандатников ситуация была несколько другая. Играла значение не столько агитация, сколько поддержка губернатора Георгия Полтавченко или спикера Законодательного Собрания Вячеслава Макарова и узнаваемость самого кандидата в народе.
В целом, можно сказать, что агитация в России продолжает развиваться. Партии ищут новые способы привлечения избирателей на свою сторону. Интернет, как площадка агитации приобретает все большую популярность. Но, к сожалению, можно сделать вывод, что агитация имеет слабое влияние на выбор избирателей. Многие голосуют по старой памяти или за ту партию, за которую привыкли голосовать. О слабом влиянии агитации так же говорит крайне низкая явка в Санкт-Петербурге. Партиям банально нечем было мотивировать людей идти голосовать. Партии должны извлечь урок из прошедших выборов и подготовить кампании, которые отвечали бы вызовам времени.
1. Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации : утв. указом президента Российской Федерации от 29 октября 1993 г. № 1792 // Бюллетень Центральной Избирательной Комиссии Рос. Федерации. 1993.1. Основная литература
2. Большаков, С.В. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации Текст. : Монография / С. В. Большаков, А. Г. Головин. М. : Academia, 2007. - 304с.
3. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2016. – № 13. – Ст. 1739.
4. Федеральный закон от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2005. – № 21. – Ст.1919.
5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2016. – № 11. – Ст. 1492.
6. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М. – 1971. – 223 с.
7. Афанасьева В.Г. Системность и общество. М. – 1980. – С. 34.
8. Адриянова М.А. Конституционно-правовые основы участия средств массовой информации в избирательном процессе в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Ставрополь. – 2013. – 191 с.
9. Ахлюстин В.А., Глазков Е.И. Принцип стабильности в избирательном праве и процессе // Иваново-Вознесенский юридический вестник: Научно-практический журнал. - Иваново, 2013. Реформы государственного и муниципального управления. - № 3/4. - с.8-11
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М. – 1988. – 784 с.
11. Большаков, С.В. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации Текст. : Монография / С. В. Большаков, А. Г. Головин. М. : Academia, 2007. - 304с.
12. Бондарь Н.С. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М.: Формула права. – 2005. – 334 с.
13. Большаков С.В. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. М.: Ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль». –2007. – 304 с.
14. Белоус Ю.С. Критерии разграничения предвыборной агитации и информирования в избирательном процессе в Российской Федерации // Проблемы государственного и международного права: Сборник статей. Лема. СЗАГС. – 2010. – С. 40-42.
15. Белоус Ю.С. Конституционно-правовые основы разграничения предвыборной агитации и информационное обеспечение выборов в РФ: Дис. канд. юрид. наук. Санкт-Петербург. – 2009. – 198 с.
16. Борисов И.Б., Малеев Ю.Н. Основные права и обязанности государства в избирательном процессе // Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2012. - № 1. - с.4-15
17. Вакунов С.С. Агитация в интернете: мировой опыт и перспективы законодательного регулирования // Журнал о выборах. – 2011. – № 3. – С. 44-49.
18. Вешняков А.А. Актуальные проблемы избирательного права России // Научные труды РАЮН. - М.; Юрист, 2011. - № 1: т. 1. - с.23-28
19. Витрук Н.В. Верность Конституции: Монография. М.: Издательство РАП. – 2008. – 272 с.
20. Гагиева А.В. Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса: декларация и реальность // Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты: Материалы ежегодной научно-практической конференции Владикавказского института управления. - Владикавказ, 2014. - с.68-71
21. Гришин О.Е. Политические технологии в избирательном процессе: правовое регулирование // Научные труды РАЮН: В 2-х томах. - М.; Юрист, 2012. - Вып. 2: Т. 2. - с.210-218.
22. Егоров С.Н. Законодательные критерии разграничения информирования избирателей и предвыборной агитации в российском избирательном процессе // Ученые записки. – 2009. – № 4. – С.150-153.
23. Ерофеев Д.В. Голосование в избирательном процессе: правовые аспекты // Право и власть. - М., 2012. - № 3. - с.34-49
24. Жарков С.А., Химухин М.А. Политические партии в избирательном процессе современной России // Проблемы обеспечения прав и интересов личности в России: Материалы Всероссийской конференции, г. Владимир, 16 декабря 2004 г.. - Владимир; Изд-во Владимир. ун-та, 2015. - с.41-43
25. Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: НОРМА. – 1999. – 842 с.
26. Избирательная система России: теория, практика и перспективы / Зиновьев А.В., Поляшова И.С.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2016. - 359 с
27. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие / Пылин В.В.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2013. - 561 с.
28. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Большаков С.В., Веденеев Ю.А., Вешняков А.А. и др.. - М.; Норма, 2013. - 816 с.
29. Королько В.Г. Предвыборная коммуникационно-агитационная кампания: политический феномен, структура, функции. – 2002. – 245 с.
30. Королько В.Г. Предвыборная коммуникационно-агитационная кампания: политический феномен, структура, функции. – 2002. – 245 с.
31. Князев С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (Проблемы теории и практики): Дис. докт. юрид. наук. Владивосток. – 1999. – 507 с.
32. Ким А.И. Советское избирательное право. М. – 1965. – 210 с.
33. Кучин А.С. Ориентиры правового регулирования информационного обмена в период избирательной кампании // Вестник Томского государственного университета. Томск. – 2006. – № 292. – С. 39-43.
34. Луговой В.В. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Под. ред. Ю.А. Веденеева, Н.А. Богдановой. Калуга-Москва. – 1997. – 388 с.
35. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы. Том 22. – 596 с.
36. Матейкович, М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации Текст. : Монография / М.С. Матейкович. Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 1999.- 183с.
37. Макарцев А.А. Юсубов Э.С. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Юрлитинформ. – 2013. – 328 с.
38. Маклаков В.В. Сравнительное избирательное право. – 2003. – 208
39. Малкин Е.Б. Сучкова Е. Б. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М.: Русская панорама. – 2003. – 480 с.
40. Мостовщиков В.Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирование в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург. – 1998. – 185 с.
41. Новый шаг в совершенствовании избирательного процесса // Журнал о выборах. – 2002. – № 3. – С. 2-13.
42. Постников А.Е. Избирательное право России. Научное и учебное издание. М. – 1996. – 209 с.
43. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М.: Юрид. лит. – 1991. – 143 с.
44. Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование прав граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и пикетирований: Дис. канд. юрид. наук. Москва. – 2006. – 185 с.
45. Попова О.О. Конституционно-правовой институт предвыборной агитации в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Дис. канд. юрид. наук. Москва. – 2015. – 226 с. 82. Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград. – 1976. – 160 с.
46. Право на предвыборную агитацию в избирательном процессе в Российской Федерации / Хачатуров Н.В., Бондарь Н.С.. - Ростов-на-Дону; Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 48 с.
47. Сергеенко М.Е. Помпеи. М.-Л. – 1949. – 315 с.
48. Саушкин Н.М. Массово-политическая работа среди избирателей. Сталинград. – 1958. – 293 с.
49. Сухова А.Н. Выборы: теория и практика. Москва-Воронеж: НПО «Модэк». – 2006. – С. 219-220. 86. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права. – 2008. – 400 с.
50. Фадеев В.И. Муниципальные выборы в Российской Федерации. М.: Норма. – 2006. – С. 40.
51. Фальков В.Н. Возникновение и развитие предвыборной агитации в России и за рубежом: Историко-правовой аспект // Право и политика. - 2003. – № 4. – С. 109-121.
52. Фальков В.Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. Тюмень. – 2003. – 241 с
53. Худолей Д.М. Субъекты избирательного процесса // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. –№ 4. – С. 61-71.
54. Якушев В.М. Гносеологические и психологические основы агитации и пропаганды: Дис. канд. филос. наук. Львов. – 1966. – 200 с.
55. Агитация в сети Интернет: практика, правовое регулирование, перспектива[электронный ресурс]. URL: https://m.cyberleninka.ru/article/n/agitatsiya-v-seti-internet-praktika-pravovoe-regulirovanie-perspektiva
56. https://m.cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-predvybornoy-agitatsii-v-seti-internet
57. https://m.cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-konstitutsionno-pravovogo-instituta-predvybornoy-agitatsii
58. http://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-vospriyatiya-vizualnoy-politicheskoy-reklamy-vybory-deputatov-gd-fs-rf-18-sentyabrya-2016-g
59. Развитие российского избирательного права. https://m.cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rossiyskogo-izbiratelnogo-prava
60. Роль сми в проведении выборов. https://m.cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-provedenii-vyborov