ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятия «развитие персонала» организации
1.2. Структура системы развития персонала организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ГИПЕРМАРКЕТА «ЛИНИЯ» ЗАО «КОРПОРАЦИЯ «ГРИНН» 36
2.1 Организационно - экономическая характеристика гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН» 36
2.2 Кадровый состав и система управления персоналом в гипермаркете «Линия» ЗАО «Корпорация ГРИНН» 45
2.3 Анализ системы развития персонала гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН» 53
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА ГИПЕРМАРКЕТА «ЛИНИЯ» ЗАО «КОРПОРАЦИЯ «ГРИНН» 60
3.1. Основные направления разработки дополнительных программ по развитию персонала гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН» 60
3.2. Мероприятия по внедрению проекта 74
3.3. Социально-экономическое обоснование проекта 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Актуальность темы исследования. Современные подходы к управлению организациями основываются на том, что персонал рассматривается в качестве эффективность использования всех остальных ресурсов.
Развитие персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования персонала, знаниям и
навыкам работников: знания, навыки установки, персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании на результатах ее деятельности.
В условиях современного производства большее значение приобретает психологический фактор рабочей силы, работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших поступательный процесс развития общества.
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко персонала организации. При этом дело не ограничивается передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В ходе развития персонала трудовой мотивации,
приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы формирования и функционирования корпораций и российскими учеными. Среди зарубежных авторов следует отметить работы Алмонда Д., Акоффа Р.Л., Вестерфилда Р., Диверджера М. , Джордана Б., Друкера П., Коусон А., Лембрук Г., Пауэла Д., Росса С., Харрода Р., Шмиттера Ф., Шумпетера Й., Эпштейна Е., и др.
Проблемы корпоративного менеджмента изучаются и российскими исследователями, среди которых Зелтынь А.С., Кашанина Т.В., Кондратьев Н., Ленский Е.В., Новицкий Е.Г., Нуреев Р.М, Рукавишников С.М., Сонькин Н.Б., Степанов П.В., Фельдман А.Б., Франклин М., Храброва И.Ю., Читипаховян П., Щербаков В.И., Якутин Ю.В. и др.
Концепция развития персонала организации нашла отражение в работах Друкера П., Кенджелла В. и Дилла У., Арджириса К. и Шеена Д., Сенге Питера М., Тобина Д. Благодаря работам этих авторов произошло осмысление образования персонала как непрерывного процесса.
Проблема исследования заключается в имеющимися теоретическими и практическими разработками в области системы состоянием системы развития персонала в гипермаркете «Линия».
Объект исследования: гипермаркет «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН» в г. Старый Оскол Белгородской области.
Предмет исследования: система развития персонала гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН» в г. Старый Оскол Белгородской области.
Цель исследования: разработка проекта совершенствования системы развития персонала гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН» в г. Старый Оскол Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы развития персонала в теории и практике управления персоналом;
2. Анализ системы управления персоналом гипермаркета «Линия»;
3. Диагностика и анализ системы развития «Линия».
4. Разработка и социально-экономическое обоснование проекта по совершенствованию системы развития персонала гипермаркета «Линия».
Теоретико-методологические основы исследования представлены положениями и выводами, которые сформулированы в научных трудах отечественных и зарубежных специалистов по проблемам управления персонала, развития персонала организации. Теоретической базой исследования стали современные теории обучения Д. Бургойне, Р. Стюарт, Р. Гаги, К. Роджерс, Т. Бойделл, А Мамфорд.
Эмпирическая база исследования представлена внутренними нормативно-регламентирующими документами, данными статистической отчетности и первичного учета, статистическими сведениями, которые характеризуют деятельность гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН».
Научно-практическая база исследования:
1. Выявлены проблемы в области развития персонала гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН»;
2. Определены методы решения проблем в области развития персонала в организации на примере гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН»;
3. Разработана программа совершенствования системы развития персонала в организации на примере гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН».
Методы исследования:
-организационные методы: сравнительный и комплексный;
-эмпирические методы: анализ документов, методы проектирования;
-методы обработки: качественный и количественный;
-метод интерпретации: структурный.
Структура исследования представлена введением тремя главами, заключением, библиографическим списком использованной литературы и приложением.
Развитие персонала представляет систему взаимосвязанных действий, которые включают обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.
Выделяют две основные формы обучения: с отрывом от производства и без отрыва от производства.
Методы обучения персонала разделяют на две большие группы: на рабочем месте и вне рабочего места.
Среди методов обучения на рабочем месте выделяют: инструктаж, смена рабочего места, наставничество, метод усложняющихся заданий, метод делегирования части функций и ответственности, подготовка в проектных группах, создаваемых для решения определенных задач.
Обучение вне рабочего места может проводиться в учебных центрах компании и учебных заведениях вне ее. Методы обучения вне рабочего места: лекция, конференции, семинары, ситуационный анализ, групповая дискуссия, деловые игры, ролевые игры.
Многопрофильное ЗАО «Корпорация «ГРИНН» создано в 1992 году Грешиловым Николаем Николаевичем, единственным ее акционером и генеральным директором. Закрытое акционерное общество «ГРИНН» зарегистрировано в городе Орле, головной офис находится в городе Курск. марки «Линия», расположенных в 10 областях Центрального Федерального округа РФ. Местонахождение гипермаркета «Линия» в городе Старый Оскол: микрорайон Лесной, 1. Предприятие является платежеспособным и занимает достаточно устойчивое финансовое положение на рынке.
Гипермаркет «Линия» осуществляет свою деятельность на основе устава и коллективного договора, в которых оговорены трудовые отношения, оплата труда, социальные гарантии, льготы, компенсации, рабочее время и время отдыха, охрана труда и медицинское обслуживание, гарантии прав профсоюзных органов и членов профсоюза.
В ЗАО «Корпорация « ГРИНН» введена система комплаенса - соответствия деятельности персонала ЗАО «Корпорация «ГРИНН» действующему законодательству РФ и применимым нормам международного законодательства, а также внутренним нормативным и распорядительным документам, решениям органов управления ЗАО «Корпорация «ГРИНН».
В целях развития персонала в ЗАО «Корпорация «ГРИНН» осуществляется обучение, переподготовка и повышение квалификации, введение в должность и адаптация новых работников, оценка кандидатов на вакантную должность, рационализации деловой карьеры и служебно¬профессионального продвижения, организация работы с кадровым резервом.
При этом, в гипермаркете «Линия» годовой план развития всего персонала отсутствует, а существующие программы развития персонала не носят программного характера. В связи с этим в корпорации четко не сформулированы цели развития персонала, не определены ключевые показатели для оценки эффективности развития персонала.
В соответствии с выявленными проблемами актуальной системы развития персонала ЗАО «Корпорация «ГРИНН» и в соответствии с современными тенденциями кадрового развития в ходе разработки мероприятий по совершенствованию системы развития персонала гипермаркета «Линия» ЗАО «Корпорация «ГРИНН» было учтено, что разработка дополнительной программы развития персонала должна основываться на объективном анализе ситуации как внутри организации, так и на рынке труда.
Эффективность профессионального развития персонала находится в прямой зависимости от применяемых форм и методов обучения, следовательно, необходимо предварительно ознакомится с целями, назначением и особенностями применяемых на практике методов профессионального развития персонала и внедрить в практику развития персонала новые методы социально-психологического обучения: тренинги; коучинг, секондмент, баддинг, шедовинг.
Необходима разработка критериев оценки профессионального развития персонала и создание образовательного информационного пространства внутри организации, подбор ответственного лица для осуществления мероприятий по развитию персонала организации.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения проекта по развитию персонала составит 27, 47.
Таким образом, реализация проекта по развитию персонала экономически обоснована.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 января 2008 года). -2008. - 191 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 // http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
3. Агапова, Е.Н. Оценка потенциала как фактор управления карьерой персонала [Текст]/ //Народное образование. 2010. № 6. С. 113-121.
4. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом[Текст]/Т.Ю. Базарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2014. -560 с.
5. Балашов, Е.И. Управление человеческими ресурсами[Текст]/Е.И. Балашов. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
6. Биктяков, К.С. Повышение адаптивности системы управления персоналом хозяйствующих субъектов [Текст]/К.С. Биктяков // Управление персоналом. - 2014. - №11. - С. 50-51.
7. Бражник, М. Содержание и направленность основных управленческих функций в теории управления[Текст]/М. Бражник // теории и практики управления. - 2014. - №10. - С. 86-91.
8. Варламова Е.С. Как и зачем обучают персонал[Текст]/Е.С. Варламова // Кадровое дело. - 2015. - № 2. - С.14-17.
9. Володина, Н.А. Адаптация персонала[Текст]/Н.А.Володина.- М.: ГАУ, 2010. - 410с.
10. Воробьев, А. Стратегическое управление персоналом[Текст]/А. Воробьев // Управление персоналом.- 2014.-№ 8. - С. 48-53.
11. Голованова, Е.Н. Инвестиции в человеческий капитал[Текст]/Е.Н. Голованова.- М.: ИНФРА-М, 2014, 88 с.
12. Грэхем, Х.Т. Управление человеческими ресурсами[Текст]/Х.Т. Грэхем.-М.: Юнити, 2012. - 600 с.
13. Гуртова, Е.С. Совершенствование организации труда и подготовки кадров[Текст]/Е.С. Гуртова //Социально-экономическая эффективность подготовки кадров. - Екатеринбург - Свет, 2015. С.87.
14. Иванов, В.А. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы [Текст]/ В.А. Иванов // Высшее образование в России. - 2010. - №2. - С.103-106.
15. Иглин, В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики[Текст]/В.А. Иглин // Трудовое право. - 2015. - №1. - С.54-61.
16. Калмынова, О. Организационные и социальные факторы повышения производительности труда [Текст]/О. Калмынова // Кадровик.-2013.-№10.- С.108-116.
17. Кафидов, В. В. Управление человеческими ресурсами[Текст]/В.В. Кадифов.- СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
18. Кибанов, И.Я. Аудит, контролинг и оценка расходов на персонал[ Текст]/И.Я.Кибанов.- М.: Проспект.-2013.- с.80.
19. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. Отбор и оценка при приеме, аттестации[ Текст]/А.Я.Кибанов.- М.: Проспект, 2014, 68 с.
20. Кибанов, А.Я. Экономика управления персоналом[Текст]/А.Я.Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2013. - 410 с.
21. Колбачев, Е.Б. Управление персоналом[Текст]/Е.Б. Колбачев.- М.: Феникс, 2014, 381 с.
22. Корнюшин, В.Ю. Оценка и аттестация персонала [Текст]/В.Ю. Корнюшин.- М.: МИЭМП, 2010, 120 с.
23. Костман, Дж.Т. Человеческий капитал - скрытый двигатель качества[ Текст]/Дж. Т. Костман // Стандарты и качество. - 2016. - №1. - С. 86 - 89.
24. Крайг, Г. Психология развития[Текст]/Г. Крайг.- Спб.: Питер, 2012.¬994 с.
25. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами[Текст]/Г.Ф. Красноженова.- М, 2010.-159 с.
26. Кучеров, Д. Анализ причин текучести кадров на промышленном предприятии[Текст]/Д. Кучеров // Кадровик. -2013.-№9.- С. 89-94.
27. Лаврина, Т.В. Постановка HR-службы: практика и аналитика[ Текст]/ // Справочник по управлению персоналом. - 2015. - № 11. - С. 108-119.
28. Литвинюк, А.А. Управление персоналом[Текст]/А.А. Литвинюк.- М.: Издательство Юрайт, 2012. - 434 с.
29. Маслова, В.В. Управление персоналом[Текст]/В.В. Маслова.- М.: Юрайт, 2011. - 488 с.
30. Мизинцева, М.Ф. Оценка персонала[Текст]/М.Ф. Мизинцева.- М.:Юрайт, 2014, 378 с.
31. Михайлина, Г. И. Управление персоналом [Текст]/Г.И. Михайлина.- М.: Дашков и К, 2014.- 284 с.
32. Митрофанова, Е.А. Аудит, контролинг и оценка расходов на персонал[Текст]/Е.А.Митрофанова.- М.: Проспект, 2013, 76 с.
33. Молоканов, М. Системный подход к (само)образованию в менеджменте[ Текст]/ М. Молоканов //Директор школы. 2010.- № 5.- С. 25¬29.
34. Одегов, Ю.Г. Аудит и контролинг персонала [Текст]/Ю.Г.Одегов.- М.: Альфа-Пресс, 2010, 671 с.
35. Одегов, Ю.Г. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом[Текст]/Ю.Г. Одегов // Кадровик: Трудовое право для кадровика.Кадровое делопроизводство. Официальные документы и нормативные акты для кадровика. Рекрутинг для кадровика. - 2011. - № 2. - C. 82-89.
36. Орлова, О.С. Управление персоналом современной организации[Текст]/О.С. Орлова.- М.: Экзамен, 2009, 286 с.
37. Парбеллум, А. Персонал от А до Я. Подбор, мотивация и удержание высокоэффективных сотрудников[Текст]/А. Парбеллум.- СПб.: Питер, 2013. 208 с.
38. Пархомчук, М.А. Стратегия управления человеческими ресурсами организации[Текст]/М.А. Пархомчик// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.-2010.-№3.-С.14.
39. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека [Текст]/Т.О. Паршина // Социологические исследования. - 2014. - № 8. - С. 100-106.
40. Перачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст]/В.П. Перачев.- М.: Феникс, 2014 . 447 с.
41. Потемкин, В.К. Управление персоналом[Текст]/В.К.Потемкин.- СПб.: ПИТЕР, 2015, 426 с.
42. Потрубач, Н.Н. Проблемы развития человеческого капитала[Текст]/Н.Н. Потрубач // Микроэкономика. - 2008 .- №3. - С. 45-50.
43. Пошерстник, Н.В. Кадры предприятия[Текст]/Н.В.Пошерстник. - СПб.: Издательский дом Герда, 2015. 656 с.
44. Поташник, М.М. Коучинг - вершина профессионализма руководителя в работе с людьми[ Текст]/М.М. Поташник //Народное образование. 2014. - № 9.- С. 110-119.
45. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник[Текст]/Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА - М, 2012. 300с.
46. Свирина, И.А. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала[ Текст]/И.А. Свирина. - Служба кадров и персонал.-2016.- № 10.- С 78-82.
47. Сенченко, И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве[Текст]/И.Т. Сенченко.- М.: Педагогика.- 2016. - 112 с.
48. Сидоров, В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции [Текст]/В.А. Сидоров.- М.: Высшая школа, 2006. 271с.
49. Сорокина, Н.П. Оценка деятельности персонала[Текст]/Н.П. Сорокина //Справочник кадровика.-2015. - №1. - С.21- 24.
50. Самоукина, Н. Настольная книга директора по персоналу[Текст]/Н. Самоукина.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. 331с.
51. Солтицкая, Т.А Политика обучения персонала в Российских компаниях [Текст]/Т.А. Солтицкая // Российский журнал менеджмента.-2015.-№3.- С.155-174.
52. Сорокина, Н.П. Оценка деятельности персонала [Текст]/Н.П. Сорокина // Справочник кадровика.-2010. - №1. - С.21- 24.
53. Тебекин, А.В. Управление персоналом [Текст]/А.В.Тебекин.-М.: КНОРУС, 2011. 624 с.
54. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст]/В.В. Травин.- М.: Высшая школа, 2011. 362 с.
55. Филиппов, А.В. Работа с кадрами[Текст]/А.В.Филиппов.-М.: Экономика, 2010. 348 с.
56. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент [Текст]/В.М.Цветаев.-М.: Проспект, 2010. 160 с.
57. Чернятин, С. Формирование стратегии корпоративного обучения сотрудников вертикально интегрированной компании [Текст]/С. Чернягин // Кадровик.-2013.-№10.-С.117-122.
58. Шевцов, С.П. Современные формы мотивации труда [Текст]/С.П. Шевцов // Теория и практика управления. - 2015. - №9. - С.65-71.
59. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации[ Текст]/С.В. Шекшня.- М.: ЗАО Бизнесс - школа «Интел - Синтез», 2010. 463 с.
60. Щур, Д.Л. Правила проведения аттестации работников и оформления аттестационных документов[Текст]/Д.Л. Щур // Кадры предприятия, 2011.- №5.-С. 9.