Введение
Глава 1. Концептуализация гендера и возраста в новелле А. Штифтера «Бригитта»
Глава 2. Сакральная незыблемость старинных вещей в творчестве Адальберта Штифтера
Список литературы
Понятие «старость/старина» является социо-культурным феноменом, определение границ которого вызывает затруднение из-за взаимопроникновения во многие сферы человеческой деятельности и дисциплины. Данное понятие бытует во многих научных дисциплинах: в социологии, медицине, физиологии, философии, культурологи и т.д., где каждая наука пытается раскрыть сущность процесса старения и постичь его с разных точек зрения. Это дало импульс для возникновения и проведения многих геронтологических исследований, объединяющихся в общее название Age-studies.
Наиболее глубокое исследование в обобщении данного феномена представлено в работе исследовательницы С. де Бовуар «Старость» („ La Vieillesse“, 1970) [15], где данный концепт рассматривается применительно к пожилым людям в его хронологическом построении и становлении во многих научных дисциплинах. Особое место в работе исследовательницы отводится пожилым женщинам, для которых старость наступает с завершением их репродуктивного возраста.
В эпоху Реставрации, бидермейеровский период понятие «старость/старина» стало ключевым для раскрытия данного исторического периода. Именно в этот период формируется творчество австрийского писателя Адальберта Штифтера (1805-1868). Он является автором новелл «Полевые цветы», «Потомки», циклов новелл «Этюды», «Пёстрые камешки», романов «Бабье лето», «Витико». Творчество писателя складывается под влиянием той нравственно-эстетической художественной модели, которая образовалась в ходе режима Реставрации, установленного Клеменсом Меттернихом на Венском конгрессе в 1815 г. Данная концепция устремлялась к возврату утраченных ценностей, уклада жизни, существовавших до Французской буржуазной революции 1789 г. и до наполеоновских войн. Главным образом, это проявлялось в отходе человека от общественно-политической активности в частную, семейную жизнь. Такое стремление личности к гармоничному сосуществованию в своём доме, местном ареале, в окружении дорогих сердцу предметов быта, членов семьи наложило отпечаток на творчество А. Штифтера. Нередко главными протагонистами его новелл становятся пожилые персонажи или герои, обладающие старинными предметами, и являются оплотом мудрости и связующим звеном между поколениями.
Интерес А. Штифтера к старости/старине проявляется также в том, что пожилые люди, старинные предметы способствуют консервации времени и его незыблемости и установлению традиционной связи между поколениями.
Такой интерес А. Штифтера к проблеме старины/старости отмечают в своих работах такие исследователи как Михайлов А.В., Полубояринова Л.Н., Аверкина С.Н., Кюппер Т., Бласберг С., Грэц К., Гунребен М. и др. Поэтому обращение к данному циклу проблем в творчестве писателя, которые освещены в научной литературе недостаточно полно, делает данное исследование актуальным.
Новизна нашего подхода состоит в предположении, что феномены старости и старения у А. Штифтера, наряду с содержательным, обладают также поэтологическим измерением, что находит выражение в отмечаемой многими исследователями трансформации повествовательной манеры А. Штифтера от раннего к позднему творчеству.
В качестве объекта исследования выступают новеллы из сборника «Этюды» («Замок глупцов» („Die Narrenburg“, 1841), «Авдий» („Abdias“, 1843), «Старая печать» („Das alte Siegel“, 1844), «Бригитта» („Brigitta“, 1844), «Старый холостяк» („Der Hagestolz“, 1845), «Записки моего прадеда» („Die Mappe meines Urgroßvaters“ – 2-я ред., 1847; 3-я ред., 1863 и 4-я ред., 1867), «Известняк» („Kalkstein“, 1853), новелла «Лесной путник» („Der Waldgänger“, 1847) и роман «Бабье лето» („Der Nachsommer“, 1857).
Предметом исследования выступают способы и приемы художественной репрезентации образов старости и старения у Штифтера, специфическая «идеология старости», формулируемая в его текстах («геронтологический дискурс»), а также специфика «старческого» стиля позднего Штифтера.
Данная исследовательская работа на стадии своей разработки прошла апробацию на Международных филологических конференциях (2016, 2017) в г. Санк-Петербурге, а также были написаны и опубликованы статьи по исследуемой теме в научных журналах «Филологические науки. Вопросы теории и практики» (№6, 2016) и „Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR)” (vol. 122, 2017).
Художественная литература:
1. Штифтер А. Бабье лето /Пер. С. Апта. М.: Прогресс-Традиция Астра семь, 1999. – 612 с.
2. Штифтер А. Записки моего прадеда // Штифтер А. Лесная тропа. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1971. – C. 29-191.
3. Штифтер А. Старая печать. Пер. с нем. Аверьяновой Н. – М.: Гослитиздат, 1960. – 64 с.
4. Stifter A. Brigitta // Stifter A. Studien. In 2 Bd. Bd. 2. Leipzig: Stuttgart, 1958. S.189-258.
Исследовательская литература:
5. Аверкина С.Н. Типология пожилых персонажей А.Штифтера // Межкультурные коммуникации. Проблемы методологии и теории. Сборник научных статей. Вып.4. М., 2012. С. 208-219.
6. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. – С. 199-249.
7. Бовуар С. де. Второй пол / Пер. С фр. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. – 832 с.
8. Бодлер Ш. Вино и гашиш как средство для расширения человеческой личности [Электронный ресурс]. URL: http://fanread.ru/book/145426/?page=1 (дата обращения: 12.03.2016).
9. Грэц К. Обрыв традиции и реконструкция прошлого под знаком историзма // Немецкая литература между романтизмом и реализмом (1830-1870). – СПб.: Изд-во «Бельведер». – С. 600-636
10. Михайлов А.В. Искусство и истина поэтического в австрийской культуре середины XIX века // Михайлов А.В. Языки культуры. Пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. – 912 с.
11. Михайлов А.В. Предисловие к «Пестрым камешкам» // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. – Т.3: Эстетические учения Западной Европы и США (1789-1871). – М.: «Искусство», 1967. – С. 473-478.
12. Ямпольский М.Б. Пространственная история: три текста об истории. СПб: Сеанс Книжные мастерские, 2013. - С.199-202.
13. Benjamin W. Eduard Fuchs, der Sammler und der Historiker // Zeitschrift für Sozialforschung, Jg. 6, 1937. – S. 346-381.
14. Blasberg, C. Erschriebene Tradition. Adalbert Stifter oder das Erzählen im Zeichen verlorener Geschichten. – Freiburg im Breisgau: Rombach Verlagshaus, 1998. – S. 179-247.
15. Beauvoir, Simone de. Das Alter. – Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2015. – 784 S.
16. Bulang, T. Verschriftlichung als Erlösung und Schrift als Reliquie in Adalbert Stifters Dingallegorien // Jahrbuch Adalbert-Stifter-Institut des Lander Oberösterreich. Bd. 6, 1999. – S. 7-20
17. Küpper Th. Das inszenierte Alter. Seniorität als literarisches Programm von 1750 bis 1850. Würzburg: Königshausen & Neumann Verlag, 2004. – 186 S.
18. Petrikovits, Gerda v. Zur Entstehung der Novelle „Brigitta“ // Vierteljahrsschrift Adalbert-Stifter-Institut des Landes Oberösterreich. Jahrgang 14. Folge ¾; 1965. – S. 93-104.
19. Schößler F. Das unaufhörliche Verschwinden des Eros Sinnlichkeit und Ordnung im Werk Adalbert Stifters. Würzburg: Königshausen & Neumann Verlag, 1995. – 260 S.
20. Vedder U. Erbschaft und Gabe, Schriften und Plunder. Stifters testamentarische Schreibweise // History, Text, Value. Essays on Adalbert Stifter. Londoner Symposium 2003. JD d. ASILO, Bd.11, 2004. – S. 22-33.