Популизм в современных политических коммуникациях
|
Введение 3
Глава I. Концептуальные основы популизма 7
1.1. Историческая ретроспектива понятия «популизм» 7
1.2. Понятийный аппарат и содержание популизма 15
Глава II. Популизм в современных политических коммуникациях партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР 31
2.1. Анализ предвыборной программы партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу VI созыва (2011 год) 31
2.2. Популистские технологии в выступлениях лидеров политических партий «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР 58
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
Глава I. Концептуальные основы популизма 7
1.1. Историческая ретроспектива понятия «популизм» 7
1.2. Понятийный аппарат и содержание популизма 15
Глава II. Популизм в современных политических коммуникациях партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР 31
2.1. Анализ предвыборной программы партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу VI созыва (2011 год) 31
2.2. Популистские технологии в выступлениях лидеров политических партий «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР 58
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложение
В современной политической науке исследованиям политических коммуникаций отведена одна из главных ролей. Во многом это обусловлено становлением данной сферы в российской практике. Исследование популистских технологий наравне с политическими коммуникациями нуждается в разработке теоретико-методологической базы с учетом специфики применения в том или ином политическом ландшафте. Анализ истории возникновения, хронология развития, характерные черты и особенности – в настоящее время эти аспекты научных исследований популизма являются наиболее востребованными в виду того, что на данный момент крайне малое количество научных работ посвящено теме популизма.
В условиях предвыборных кампаний политические коммуникации кандидатов и электората приобретают новые формы, что, в свою очередь, позволяет политическим силам влиять на электорат. Результатом данного влияния, к которому стремится каждый кандидат и каждая политическая партия, является лояльность избирателей на выборах в виде “галочки” против имени соответствующего кандидата или названия партии. Эффективность избирательных кампаний зачастую зависит от выбранной стратегии: ее доступности, понятности и прозрачности для электората. В своей совокупности эти характеристики способствуют повышению доверия к кандидату.
Современная политическая реальность задает следующий тренд: выбирают человека, а не партию. Известный исследователь в области политических коммуникаций Жак Сегела в своей работе “Национальные особенности охоты за голосами” пишет: “Люди голосуют не за партию, а за кандидата”. Данный факт ставит на первое место личность политика, а не интересы партии.
Комплекс технологий политической коммуникации в ходе избирательного цикла делится на следующие составные части: продвижение в сети Интернет, личные встречи с избирателями, реклама и специальные мероприятия. Несмотря на различия в реализации, каждый из перечисленных элементов может включать те методы и средства, которые составляют суть популизма. Как показывает практика, с каждым годом все больше и больше политиков стремятся к упрощению агитационных программ и, соответственно, предвыборных лозунгов. Данный факт неумолимо ведет к практике использования популизма кандидатами как основной технологии привлечения избирателя: чем проще лозунги, тем выше шанс, что электорат запомнит их.
Современные политологи придерживаются мнения, что на сегодняшний день популизм – практически единственный способ одержать победу на выборах. Так или иначе, электронные библиотеки, порталы и профильные ресурсы готовы предложить множество материалов, описывающих различные популистские кампании в Соединенных Штатах Америки, Российской Федерации, Японии, Италии и Франции. География распространения этого феномена лишь расширяется, подогревая интерес научного сообщества к данной коммуникационной технологии, которая привела к победе на выборах уже не один десяток политиков.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в слабой изученности данной темы и активном использовании популистских технологий в современных политических коммуникациях. Отсутствие соответствующего политического образования, абсентеизм и неспособность избирателей выделить среди всех предвыборных лозунгов обещания популистского толка приводят к кризисам власти и последующему недовольству общественности действующим политическим институтом. Одна из форм выражения этого недовольства – пикеты и митинги. Это иллюстрируют, например, события 26 марта 2017 года, когда не был санкционирован антикоррупционный митинг в 82 городах России, организованный известным общественным деятелем и политиком Алексеем Навальным.
Популизм, как и многие гуманитарные технологии, нуждается в соответствующих теоретических и эмпирических исследованиях. В конце XX века особое внимание данному вопросу уделяли С. К. Рощин, А. М. Зимичев, И. В. Хорос и др.
В современной практике существенный вклад в изучение данной проблематики внесли такие ученые, как А. Г. Алтунян, Н. А. Баранов, Т. И. Заславская, Б. П. Макаренко, А. Малько, А. П. Сафронов и другие.
Зарубежный корпус литературы представлен следующими авторами: Ж. Блондель, Э. Кассирер, Ж. Сегела, Дж. Хикс, Л. Гудвин и т.д.
Однако в данных трудах недостаточное внимание уделяется коммуникационному аспекту популистских технологий. Представленная выпускная квалификационная работа способствует решению проблемы влияния популизма на расстановку политических сил и трансформацию популистских лозунгов политических партий.
Объект исследования - популизм как феномен современных политических коммуникаций.
Предмет исследования - комплекс технологий популизма в современных политических коммуникациях партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ И ЛДПР.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении теоретико-методологических основ развития популизма в коммуникационной науке и освещении практического аспекта применения популистских технологий.
Достижение заданной цели невозможно без определения круга решаемых задач:
1. Рассмотреть историческую ретроспективу понятия «популизм» в российской и зарубежной истории
2. На основе анализа корпуса трактовок выработать собственное определение понятия, наиболее адекватно отвечающее современным политическим реалиям, выявить характерные признаки феномена и проанализировать алгоритм применения популистских технологий.
3. Рассмотреть использовавшиеся популистские технологии в предвыборной программе «Единой России» в период избирательной кампании в Государственную Думу 2011 года.
4. Проанализировать видео-выступления политических лидеров партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» с целью выявления популистских методов и приемов.
Методологическая база исследования. При написании работы автором были задействованы как теоретические, так и эмпирические методы: сравнение, изучение литературы и документов, экспертное интервью, контент-анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В условиях предвыборных кампаний политические коммуникации кандидатов и электората приобретают новые формы, что, в свою очередь, позволяет политическим силам влиять на электорат. Результатом данного влияния, к которому стремится каждый кандидат и каждая политическая партия, является лояльность избирателей на выборах в виде “галочки” против имени соответствующего кандидата или названия партии. Эффективность избирательных кампаний зачастую зависит от выбранной стратегии: ее доступности, понятности и прозрачности для электората. В своей совокупности эти характеристики способствуют повышению доверия к кандидату.
Современная политическая реальность задает следующий тренд: выбирают человека, а не партию. Известный исследователь в области политических коммуникаций Жак Сегела в своей работе “Национальные особенности охоты за голосами” пишет: “Люди голосуют не за партию, а за кандидата”. Данный факт ставит на первое место личность политика, а не интересы партии.
Комплекс технологий политической коммуникации в ходе избирательного цикла делится на следующие составные части: продвижение в сети Интернет, личные встречи с избирателями, реклама и специальные мероприятия. Несмотря на различия в реализации, каждый из перечисленных элементов может включать те методы и средства, которые составляют суть популизма. Как показывает практика, с каждым годом все больше и больше политиков стремятся к упрощению агитационных программ и, соответственно, предвыборных лозунгов. Данный факт неумолимо ведет к практике использования популизма кандидатами как основной технологии привлечения избирателя: чем проще лозунги, тем выше шанс, что электорат запомнит их.
Современные политологи придерживаются мнения, что на сегодняшний день популизм – практически единственный способ одержать победу на выборах. Так или иначе, электронные библиотеки, порталы и профильные ресурсы готовы предложить множество материалов, описывающих различные популистские кампании в Соединенных Штатах Америки, Российской Федерации, Японии, Италии и Франции. География распространения этого феномена лишь расширяется, подогревая интерес научного сообщества к данной коммуникационной технологии, которая привела к победе на выборах уже не один десяток политиков.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в слабой изученности данной темы и активном использовании популистских технологий в современных политических коммуникациях. Отсутствие соответствующего политического образования, абсентеизм и неспособность избирателей выделить среди всех предвыборных лозунгов обещания популистского толка приводят к кризисам власти и последующему недовольству общественности действующим политическим институтом. Одна из форм выражения этого недовольства – пикеты и митинги. Это иллюстрируют, например, события 26 марта 2017 года, когда не был санкционирован антикоррупционный митинг в 82 городах России, организованный известным общественным деятелем и политиком Алексеем Навальным.
Популизм, как и многие гуманитарные технологии, нуждается в соответствующих теоретических и эмпирических исследованиях. В конце XX века особое внимание данному вопросу уделяли С. К. Рощин, А. М. Зимичев, И. В. Хорос и др.
В современной практике существенный вклад в изучение данной проблематики внесли такие ученые, как А. Г. Алтунян, Н. А. Баранов, Т. И. Заславская, Б. П. Макаренко, А. Малько, А. П. Сафронов и другие.
Зарубежный корпус литературы представлен следующими авторами: Ж. Блондель, Э. Кассирер, Ж. Сегела, Дж. Хикс, Л. Гудвин и т.д.
Однако в данных трудах недостаточное внимание уделяется коммуникационному аспекту популистских технологий. Представленная выпускная квалификационная работа способствует решению проблемы влияния популизма на расстановку политических сил и трансформацию популистских лозунгов политических партий.
Объект исследования - популизм как феномен современных политических коммуникаций.
Предмет исследования - комплекс технологий популизма в современных политических коммуникациях партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ И ЛДПР.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении теоретико-методологических основ развития популизма в коммуникационной науке и освещении практического аспекта применения популистских технологий.
Достижение заданной цели невозможно без определения круга решаемых задач:
1. Рассмотреть историческую ретроспективу понятия «популизм» в российской и зарубежной истории
2. На основе анализа корпуса трактовок выработать собственное определение понятия, наиболее адекватно отвечающее современным политическим реалиям, выявить характерные признаки феномена и проанализировать алгоритм применения популистских технологий.
3. Рассмотреть использовавшиеся популистские технологии в предвыборной программе «Единой России» в период избирательной кампании в Государственную Думу 2011 года.
4. Проанализировать видео-выступления политических лидеров партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» с целью выявления популистских методов и приемов.
Методологическая база исследования. При написании работы автором были задействованы как теоретические, так и эмпирические методы: сравнение, изучение литературы и документов, экспертное интервью, контент-анализ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В процессе написания данной выпускной квалификационной работы было проанализировано и исследовано пространство современных политических коммуникаций в России, конкретно – проявления и использование политическими акторами популистских технологий.
В первой главе были рассмотрены понятие, характеристики и особенности понятия «популизм», выделены основные этапы развития данного феномена в российской и зарубежной практике, освещены примеры использования популистских технологий в России и зарубежом. За основу было взято определение, которое объединяет в себе сущностные характеристики дефиниций других исследователей. Итак, популизм – это политико-коммуникативная технология, которая апеллирует к широким слоям населения, воздействует на массовое сознание путем упрощения политических лозунгов и спекулирует на вере и ожиданиях людей. Также мы разграничили понятия «демагогия» и «популизм». Демагогия встречается в различных сферах деятельности человека, другими словами – она имеет более широкую область применения. Демагогия – первична, популизм – вторичен. Популизм напрямую связан с политическими коммуникациями: борьба за власть, удержание власти. Предвыборные кампании относятся к борьбе за власть, выступления перед электоратом, на съездах партий и в Государственной Думе – удержание власти.
Помимо этого, в первой главе рассмотрены понятия «правый популизм» и «левый популизм». По мнению Н. А. Баранова, правый популизм ориентирован на националистическую политику, направленную против приезжих, мигрантов, и выражается в попытке провозгласить лозунги «Россия для русских» и т.п. Правый популизм связан также с обращением к русскому миру за поддержкой в проведении национальной политики.
Левый популизм делится на умеренных левых популистов и радикальных популистов левого толка. Н. А. Баранов считает, что левый популизм характерен для левых партий и движений и связан с перераспределительной политикой, проводимой в интересах проигрывающих слоев населения за счет обложения повышенными налогами богатых и успешных. Для радикальных популистов свойственно следующие: ориентир – возврат к старому порядку, который существовал в Советском Союзе. Общей платформой для популистов правого и левого толка является популизм национальной направленности.
Вторая глава была посвящена анализу предвыборной программы политической партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Дума VI созыва (2011 год). В фокусе нашего внимания оказалось 35 обещаний партии, которые, в свою очередь, сориентированы на следующие сферы: социальная сфера, политическая, экономическая, духовная. Все обещания «Единой России» целесообразно разделить на три категории: демагогические (то есть те, которые не были выполнены), выполненные и те обещания, который на сегодняшний день находятся в процессе исполнения. Так, 21 обещание в предвыборной программе – популистского толка, выполненных – 8 и 6 обещаний – в процессе выполнения. Если говорить о процентном соотношении, то в политической программе партии «Единая Россия» общий процент популистских высказываний составляет 60% от общего числа тезисов.
Посредством анализа видео-выступлений политических лидеров трех партий – «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР были исследованы речи Сергея Миронова, Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. В. В. Жириновский, С. М. Миронов и Г. А. Зюганов прибегают к популизму и демагогии в своих выступлениях, но С. М. Миронов – политический деятель, который чаще остальных использовал демагогические приемы в своей речи. Три наиболее часто встречающихся популистских метода – выступления от имени простого человека (53%), приоритет простых решений сложных проблем (47%), переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти, элиты и попытки подстроиться под требования народа – оба по 41%. Менее часто встречающиеся – использование податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги и использование черт обыденного сознания масс – оба по 11%, прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов (5%), спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса (5%).
Результат данной работы может быть использован для более глубокого осмысления и анализа феномена популизма в России.
В первой главе были рассмотрены понятие, характеристики и особенности понятия «популизм», выделены основные этапы развития данного феномена в российской и зарубежной практике, освещены примеры использования популистских технологий в России и зарубежом. За основу было взято определение, которое объединяет в себе сущностные характеристики дефиниций других исследователей. Итак, популизм – это политико-коммуникативная технология, которая апеллирует к широким слоям населения, воздействует на массовое сознание путем упрощения политических лозунгов и спекулирует на вере и ожиданиях людей. Также мы разграничили понятия «демагогия» и «популизм». Демагогия встречается в различных сферах деятельности человека, другими словами – она имеет более широкую область применения. Демагогия – первична, популизм – вторичен. Популизм напрямую связан с политическими коммуникациями: борьба за власть, удержание власти. Предвыборные кампании относятся к борьбе за власть, выступления перед электоратом, на съездах партий и в Государственной Думе – удержание власти.
Помимо этого, в первой главе рассмотрены понятия «правый популизм» и «левый популизм». По мнению Н. А. Баранова, правый популизм ориентирован на националистическую политику, направленную против приезжих, мигрантов, и выражается в попытке провозгласить лозунги «Россия для русских» и т.п. Правый популизм связан также с обращением к русскому миру за поддержкой в проведении национальной политики.
Левый популизм делится на умеренных левых популистов и радикальных популистов левого толка. Н. А. Баранов считает, что левый популизм характерен для левых партий и движений и связан с перераспределительной политикой, проводимой в интересах проигрывающих слоев населения за счет обложения повышенными налогами богатых и успешных. Для радикальных популистов свойственно следующие: ориентир – возврат к старому порядку, который существовал в Советском Союзе. Общей платформой для популистов правого и левого толка является популизм национальной направленности.
Вторая глава была посвящена анализу предвыборной программы политической партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Дума VI созыва (2011 год). В фокусе нашего внимания оказалось 35 обещаний партии, которые, в свою очередь, сориентированы на следующие сферы: социальная сфера, политическая, экономическая, духовная. Все обещания «Единой России» целесообразно разделить на три категории: демагогические (то есть те, которые не были выполнены), выполненные и те обещания, который на сегодняшний день находятся в процессе исполнения. Так, 21 обещание в предвыборной программе – популистского толка, выполненных – 8 и 6 обещаний – в процессе выполнения. Если говорить о процентном соотношении, то в политической программе партии «Единая Россия» общий процент популистских высказываний составляет 60% от общего числа тезисов.
Посредством анализа видео-выступлений политических лидеров трех партий – «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР были исследованы речи Сергея Миронова, Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. В. В. Жириновский, С. М. Миронов и Г. А. Зюганов прибегают к популизму и демагогии в своих выступлениях, но С. М. Миронов – политический деятель, который чаще остальных использовал демагогические приемы в своей речи. Три наиболее часто встречающихся популистских метода – выступления от имени простого человека (53%), приоритет простых решений сложных проблем (47%), переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти, элиты и попытки подстроиться под требования народа – оба по 41%. Менее часто встречающиеся – использование податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги и использование черт обыденного сознания масс – оба по 11%, прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов (5%), спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса (5%).
Результат данной работы может быть использован для более глубокого осмысления и анализа феномена популизма в России.
Подобные работы
- Популизм в современных политических коммуникациях
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Политико-культурные измерения современной политической репрезентации
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2023 - Политико-культурные измерения современной политической репрезентации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФЕНОМЕН ПОПУЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Политическая коммуникация в аспекте междискурсивного взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Речевые стратегии в политическом
дискурсе Дональда Трампа и Джо Байдена
в рамках предвыборной кампании 2020 г.
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Политический дискурс и PR на президентских выборах во Франции в 2017 и 2022 гг
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Социально-политические факторы избирательной активности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019 - Формирование образа политической элиты России в русскоязычных негосударственных онлайн-СМИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018



