Введение 3
Глава 1. Пропаганда в массовой коммуникации: теоретические основы 7
1.1. Пропаганда в новых медиа 13
1.2. Провокация как метод психологического воздействия 19
Глава 2. Особенности продвижения социально-противоречивого продукта 25
Глава 3. Анализ контента «ВКонтакте» и «Instagram» 35
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение 66
Сегодня социальные сети стали неотъемлемой частью общества и служат площадкой как для бизнеса и делового общения, так и для неформального взаимодействия между людьми. Согласно рейтингу консалтингового сервиса SEO-Auditor , на декабрь 2017 года «ВКонтакте» является самой популярной социальной сетью в России (так, 43,46% всех пользователей социальных сетей зарегистрированы на данном сайте).
Ежемесячно «ВКонтакте» пользуются более 97 млн человек , а аудитория фотохостинга «Instagram» составляет 14,4 млн человек, то есть 10% россиян . Благодаря этим социальным сетям пользователи имеют возможность общаться, обмениваться фотографиями, прослушивать музыку, а также вступать в различные тематические группы и сообщества, где можно найти интересную и полезную информацию, подписаться на известных блогеров. Наибольшей популярностью у аудитории пользуется контент развлекательного характера.
Главной особенностью социальных сетей, в частности – «ВКонтакте» и «Instagram», является их массовость. Большое количество групп и сообществ не имеет строгой модерации, а деятельность блогеров не подвергается проверке и контролю, поэтому подчас информация может носить деструктивный характер. Так, во многих пабликах пользователи встречают сообщения, часто сопровождаемые иллюстрациями, о распитии алкогольных напитков. Кроме того, теме спиртного отводится значительное место в творчестве блогеров: алкоголь присутствует в выпускаемых ими коротких видеороликах на злободневные темы.
Среди обилия информационных сообщений подобные публикации просматриваются мельком, а потому могут быть восприняты человеческим мозгом без необходимого критического анализа их содержания.
Особенно опасной деструктивную информацию делает свободный доступ к ней несовершеннолетних пользователей, которые составляют значительную часть аудитории социальных сетей. Администраторы пабликов нередко пренебрегают введением возрастных ограничений (в то же время, важно подчеркнуть, администрация «ВКонтакте» в правилах ведения сообществ указывает на необходимость установки возрастных ограничений до 16 лет в группах, которые содержат «эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотиков, алкоголя и табака» ), благодаря чему контент доступен для всех пользователей. Публикации большинства блогеров можно просматривать без регистрации. Между тем именно несовершеннолетние являются наиболее подверженной внешнему влиянию группой людей, так как их система ценностей ещё не до конца сформирована.
Популярность социальных сетей, а также возможность мгновенного распространения информации посредством них создают благоприятные условия для пропаганды. Так, массовость позволяет мгновенно распространить сообщение среди большого количество людей, в том числе подростков. Необходимо заметить, что в настоящее время массовая коммуникация служит видом управляющей деятельности, которая оказывает воздействие на формирование системы ценностей как отдельного индивида, так и общества в целом . Кроме того, авторитет виртуальных кумиров молодёжи также влияет на несовершеннолетних пользователей.
В данной работе можно говорить о провокации, которая наиболее ярко выражена среди блогеров. В их роликах, а также видеотрансляциях фигурирует алкоголь, что делает его не просто атрибутом для создания, например, комической ситуации в юмористическом ролике, а неотъемлемой частью повседневности.
Актуальность данной дипломной работы определяется большой популярностью таких социальных сетей, как «ВКонтакте» и «Instagram», их массовостью, а также потенциальным риском продвижения деструктивного образа жизни.
Объектом исследования явилась пропаганда в массовых коммуникациях.
Предметом определена пропаганда алкогольной зависимости в социальных сетях.
Цель работы –определить наличие пропаганды алкогольной зависимости в социальной сети «ВКонтакте» и фотохостинге «Instagram»; при её наличии оценить степень воздействия на аудиторию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Изучить литературу, рассматривающую методы воздействия на аудиторию в массовых коммуникациях;
2). Провести скрининг публикаций в пабликах «ВКонтакте» и в профилях известных блогеров в «Instagram», содержащих информацию на тему алкогольной продукции и изображения алкоголя;
3). Оценить возраст аудитории соответствующих пабликов и блогеров, а также легкость доступа к контенту несовершеннолетними;
4). Выявить наличие или отсутствие пропаганды алкоголя в рассматриваемых пабликах «ВКонтакте» и профилях в «Instagram»;
5). Оценить степень её возможного влияния на пользователей.
В ходе исследования, кроме общенаучных, были использованы такие методы, как контент-анализ и экспертный комментарий.
Материалом исследования послужили 72 поста в пабликах «ВКонтакте» и публикации в «Instagram» за период с сентября 2017 года по февраль 2018 года и 1 публикация, датированная 19 июня.
Теоретической базой исследования послужили работы по пропаганде, внушению и управлению в массовых коммуникациях, по психологии алкоголизма, статистические данные, а также экспертные комментарии.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты пропаганды, внушения и провоцирования в массовых коммуникациях. Вторая глава посвящена изучению специфики продвижения такого социально-противоречивого продукта, как алкоголь; также рассмотрены особенности психологии алкогольной зависимости. В третьей главе представлены примеры постов из пабликов «ВКонтакте» и публикаций из фотохостинга «Instagram», содержащие информацию об алкогольной продукции, проведена их оценка с точки зрения наличия пропаганды.
В настоящее время социальные сети представляют собой масштабную площадку для общения людей всех возрастов, в том числе подростков и молодежи. Наибольший успех у сегодняшней аудитории имеют социальная сеть «ВКонтакте» и фотохостинг «Instagram». Пользователи вступают в группы «ВКонтакте», а также следят за творчеством известных блогеров, профили которых размещены в «Instagram». Контент сообществ, а также странички блогеров, как правило, находятся в свободном доступе и могут быть просмотрены любым желающим, в том числе несовершеннолетним. К сожалению, далеко не вся публикуемая информация является безопасной. В данной дипломной работе рассмотрены публикации, смысловой посыл которых можно расценивать как пропаганду алкогольной зависимости.
Как показало исследование, тема алкоголя занимает большую часть развлекательного контента. Такие известные блогеры, как Анастасия Ивлеева и Ида Галич, в 50% рассматриваемых публикаций демонстрировали спиртные напитки. Наиболее часто посты «ВКонтакте» и ролики блогеров публикуются в пятницу, выходные дни, а также в праздники. Рост количества публикаций на тему спиртного в указанные периоды обусловлен появлением у людей свободного времени и размышлениями о способах проведения досуга (за одну пятницу в группе «ВКонтакте» могут появиться до пяти публикаций, содержащих информацию о спиртных напитках). В рассмотренных эмпирических материалах алкоголь также выступает в качестве незаменимого атрибута любого праздника. В публикациях осуществляется «привязка» к дням недели, а также к праздничным датам, когда употребление спиртного (в том числе чрезмерное) расценивается как обязательное действо. При этом создается иллюзия «массового алкогольного опьянения», а также формируется положительное отношение к так называемой «ритуальной» выпивке, которая является одним из главных факторов в формировании алкогольной зависимости.
Посты на алкогольную тематику можно классифицировать не только исходя из времени их появления в контенте групп и творчества блогеров, но и согласно адресату. Так, в социальных сетях распространена опасная тенденция продвижения женского алкоголизма, который перестает восприниматься как серьезное заболевание и переходит в разряд «особенностей характера», «женской индивидуальности» и даже привлекательных для мужчин черт. Пристрастие к спиртному приписывается большинству женщин, а сам алкоголь предлагается женщинам как способ расслабиться и снять напряжение. Спиртное в качестве своеобразного «антидепрессанта» также рассматривается в постах группы «НЭН», основная аудитория которой – молодые родители. По мнению автора данной дипломной работы, подписчиков этой группы также можно выделить как отдельный «класс» пользователей, подверженных наибольшему пропагандистскому влиянию. Такая уязвимость объясняется стрессами, связанными с масштабными переменами в жизни, а также «послеродовой депрессией» – опасным состоянием, осложнением которой может стать алкогольная зависимость. Частота публикаций на тему спиртных напитков, а также создание исключительно положительного образа алкоголя сочетаются с продвижением идеи об употреблении алкоголя с целью избавления от усталости, беспокойства, неудовлетворенности жизнью.
В целом в социальных сетях употребление алкоголя позиционируется как доступный способ борьбы с плохим настроением, а само спиртное расценивается как неотъемлемая часть человеческой жизни. Нередко в постах понятия «алкоголь» и «счастье» оказываются тождественными и неразрывно связанными. Важность присутствия алкоголя как на праздничном столе, так и в повседневности гиперболизируется, подчас до гротеска. «Бутылка» выступает альтернативой отношений, человеческого общения. Авторы постов используют обобщения, призванное сформировать заблуждение о том, что выпивают все, метафоры, через которые передается отношение к спиртному, цепочки однородных членов, в которых слова, обозначающие распитие алкоголя, стоят в одном ряду со словами с выраженной положительной коннотацией, а также разнообразные эпитеты, создающие позитивное представление о состоянии алкогольного опьянения и о самом алкоголе. Социальные сети являются средой распространения таких уменьшительно-ласкательных номинаций, как «винишко», «пивко» и «пивасик», которые являются важным инструментом формирования положительного образа алкоголя. Особую эмоциональность постам придает обсценная лексика. Важной особенностью подобных публикаций является замещение алкоголем таких понятий, как любовь и дружба, и приравнивание важности спиртного к этим понятиям. Нередко в публикациях используется такой художественный прием, как аллюзия, которая призвана обеспечить посту больший отклик от аудитории, узнавшей, например, знакомые строки из стихотворения. Воздействие на публику в проанализированном материале также усиливается в силу использования изображений известных личностей, которые являются примером для подражания для своих поклонников, особенно несовершеннолетних. Опора на «авторитет» имеет место и в творчестве блогеров, контент которых во многом формирует представление о них самих. Блогеры обращаются к спиртным напиткам не только для создания комической ситуации в роликах – многие известные пользователи «Instagram» делятся моментами своей жизни, не исключая и процесс распития спиртного. В обоих случаях можно встретить «проговаривание» положительных качеств алкоголя. Так, среди роликов блогеров можно встретить «дегустационные», в которых участники видео пробуют определенные спиртные напитки, оценивают их и демонстрируют крупным планом этикетку от бутылки. Регулярность появления спиртных напитков в прямых эфирах, а также повседневных видео создает впечатление о частом употребления алкоголя самими блогерами. При этом успех знаменитостей в «Instagram» и их хороший внешний вид наводят на мысль о возможности употребления спиртных напитков без последствий для здоровья. Вред от алкоголя нивелируется настолько, что алкоголизм перестает восприниматься в качестве опасного заболевания.
Согласно результатам проведенного исследования, публикация постов на алкогольную тематику, увеличение количества подобных постов в выходные и праздничные дни, а также смысловое наполнение делают их пропагандистского характера и способствуют формированию стереотипов. Массовость групп и миллионы подписчиков позволяют мгновенно распространять публикуемую информацию среди огромного количества пользователей, которые, в свою очередь, делятся публикациями с другими пользователями. С одной стороны, публикуя соответствующий контент, администраторы групп и блогеры опираются на интересы аудитории, с другой – «подогревают» интерес к подобным публикациям, подменяют ценности, прививают деструктивные привычки, формируют искаженное представление относительно вреда употребления алкогольных напитков.
С точки зрения психологии алкоголизма, рассмотренные в данной работе публикации могут играть роль в формировании алкогольной зависимости как создающие определенную социальную среду, в которой алкоголь является доступным и распространенным способом якобы «отдыха». Распространенность и системность публикаций, в которых реальный вред от распития алкоголя сведен к минимуму, формирует иллюзию «нормальности» злоупотребления спиртными напитками, тем самым «снимая» психологические, а постепенно и физические барьеры, сдерживающие развитие пагубной привычки.
Как показало исследование, сдерживающие юридические механизмы в данном вопросе несовершенны и имеют множество пробелов, благодаря которым удается «обходить» закон и продвигать алкогольную продукцию. По мнению автора данной дипломной работы, проблема пропаганды алкоголизма в социальных сетях заслуживает глубокого рассмотрения и решения.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (последняя редакция) «О рекламе» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/. Доступен: 12.02.18.
2. Афлетонова С. М. Интернет как среда проявления социальных девиаций. // Курск: Журнал «Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы», № 2 (15), 2017.
3. Бернейс Э. М. Пропаганда. // М.: Hippo Publishing, 2010.[Электрон. версия печ. публикации]. Режим доступа: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward-Bernays-Propaganda.pdf. Доступен 23.01.18.
4. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. // СПб: Издание К. Л. Риккера, 1908. [Электронная версия ]. Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/behtv01/index.htm. Доступен 23.01.18.
5. Викторова А.С., Свертков И.А. Социальные сети и молодежь. // Воронеж: Территория науки, №3, 2013.
6. Володенков С. В. Интернет-коммуникация в глобальном пространстве современного политического управления // М.: Издательство МГУ, Проспект, 2015. [Электрон. версия печ. публикации]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=I3uFCgAAQBAJ&pg=PT4&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=4#v=onepage&q&f=false. Доступен 15.02.18.
7. Гарант.ру. Информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/21597429/. Доступен 19.02.18.
8. Гудвин Д. У. Алкоголизм. // М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2002.
9. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. // М.: Добросвет, КДУ, 2009.
10. Джууэтт Г. С., О'Доннел В. Пропаганда и внушение. // М.: Реферат К.С. Гаджиева, 1988. [Электрон. версия печ. публикации]. Режим доступа: https://vk.com/doc8457127_437303205?hash=edf2e10d5430edd6f0&dl=2cc7f21ab7ef8f5624. Доступен 23.01.18.
11. Евдокимов В. А. Пропаганда в Интернете. // М.: Журнал «Полис. Политические исследования», № 4, 2012.
12. «Как создать группу «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/page-64975608_49687833. Доступен: 17.10.17.
13. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. // М.: Эксмо-пресс, 2000.
14. Касперский. Официальный сайт.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2016_news-12-05-16. Доступен 17.02.18.
15. Корнетов Н. А. Послеродовая депрессия – центральная проблема охраны психического здоровья раннего материнства. // Томск: Бюллетень сибирской медицины, том 14, № 6, 2015. [Электрон. версия печ. публикации]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/poslerodovaya-depressiya-tsentralnaya-problema-ohrany-psihicheskogo-zdorovya-rannego-materinstva. Доступен 05.05.18.
16. Мельников А. В. Алкоголизм. // М.: Издательство «Практическая медицина», 2007. [Электрон. версия печ. публикации]. Режим доступа: http://www.rulit.me/books/alkogolizm-read-189889-1.html. Доступен 17.02.18.
17. Науменко Т. В. Массовая коммуникация и ее методы воздействия на аудиторию. // М.: Журнал «Философия и общество», № 1 (34), 2004.
18. Официальная статистика «ВКонтакте».[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/page-47200925_44240810. Доступен 17.10.17.
19. Степанов В. Н. Провоцирование в социальной и массовой коммуникации. // СПб: Роза мира, 2008. [Электрон. версия печ. публикации]. Режим доступа: http://siberia-expert.com/works/stepanov_provozirovanie_v_socialnoi_i_massovoi_com.pdf. Доступен 21.01.18.
20. Стинс О, Ван Фухт Д. Новые медиа. // Волгоград: Вестник ВолГУ. Серия 8, Выпуск 7, 2008.
21. Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве. Официальный сайт.[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://moscow.fas.gov.ru/news/16081. Доступен 19.02.18.
22. Фонд «Общественное мнение». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/13783. Доступен 23.01.18.
23. Ходяков В. В., Федосеев С.В. Интернет как средство массовой коммуникации. // М.: Журнал Фундаментальные исследования, № 11, 2008. С. 68-70.
24. Холмогорова А. Б. Психическое здоровье детей и молодежи в эпоху информационной революции. // М.: Психическое здоровье человека XXI века: Сборник научных статей по материалам Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века», Издательство «Городец», 2016.
25. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд. Официальный сайт.Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://14aas.arbitr.ru/welcome/show/633200033/458201864. Доступен 19.02.18.
26. Чуркина Е. А., Гаврикова Ю. А. Коммуникативные стратегии и тактики пропаганды в Интернете. Вопросы языкознания в когнитивном аспекте сборник научных статей. // Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2015. С. 85-88.
27. SEO-Auditor. Поисковый аудит. Режим доступа: http://gs.seo-auditor.com.ru/socials/. Доступен 17.10.17.
28. Forbes.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/343331-issledovanie-auditorii-instagram-servisom-polzuetsya-kazhdyy-desyatyy-v-rossii. Достуен 17.10.17.
Справочные издания
1. Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/991/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%9F%D0%90%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%90. Доступен 19.01.18.