ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ СЕМЕЙ 8
1.1. Проблемы взаимодействия ДОУ с семьей в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика полных и неполных семей 16
1.3. Формы работы ДОУ с разными типами семей 22
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАБОТЫ С ПОЛНЫМИ И НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ 37
2.1. Изучение опыта работы с ДОУ с полными и неполными семьями 37
2.2. Организация работы с полными и неполными семьями 43
2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность семья для маленького ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Семья и дошкольное учреждение составляют для ребенка основную воспитательную и образовательную микросреду. Они по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный многими поколениями. Закон Российской Федерации “Об образовании” Статья 18 "Дошкольное образование" гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте" [38].
На сегодняшний день на территории Российской Федерации проживает более 6 млн. неполных семей. Из них почти 50 % детей воспитывает одна женщина, не вступавшая в брак, в так называемых «материнских» семьях, значительно увеличивается число разводов, которые также приводят к росту численности неполных семей [29]. По России в 2013 году число зарегистрированных разводов - 667971; в 2014 их количество увеличилось до 693730, лишь в 2015 году мы наблюдаем небольшую тенденцию снижения зарегистрированных разводов до - 611646 [29].
Проблема воспитания детей в неполной семье не является новой. Она неоднократно рассматривалась в философских, социологических, психологический и педагогических исследованиях (А. Адлер, О.Н. Бакаева, Д. Видра, А.И. Захаров, О.Л. Зверева, Ю.П. Литвинене, А.С. Макаренко, З. Матейчек, А.С. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, Х. Фигдор, С.С. Фролов, В.М. Целуйко и др.), что обусловило ее многоаспектность и многосторонность.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Работая с неполными семьями, педагог в первую очередь должен постараться наладить контакт с матерью ребенка. И если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно¬образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Зачастую проблемы, возникающие в неполных семьях, остаются открытыми.
Детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.
Проблема исследования: изучение специфики работы дошкольного образовательного учреждения с полными и неполными семьями.
Противоречие исследования заключается в том, что в ДОУ накоплен большой опыт работы с семьей, но недостаточно оснащена методическими материалами работа с неполными семьями.
Цель исследования данной работы - рассмотреть специфику работы дошкольного образовательного учреждения с полными и неполными семьями детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс работы ДОУ с полными и неполными семьями.
Предмет исследования: методические приемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения данной категорией семей.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу зарубежных и отечественных авторов по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей;
- рассмотреть формы работы ДОУ с разными типами семей (полными и неполными);
- изучить специфику работы ДОУ с полными и неполными семьями;
- организовать работу ДОУ с полными и неполны ми семьями с учетом их особенностей;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: взаимодействие ДОУ с полными и неполными семьями будет эффективной если педагоги ДОУ будут изучать типы семей, их особенности и интересы; если будут организованы разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи по повышению компетентности родителей.
Методологическая и теоретическая основа:
Методологической основой исследования стали работы А. Адлер,О.Н. Бакаевой, Д. Видра, А.И. Захарова, О.Л. Зверевой, Ю.П. Литвинене, А.С. Макаренко, З. Матейчек, А.С. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, Х. Фигдор, С.С. Фролова,В.М. Целуйко по взаимодействию ДОУ с разными типами семей.
Методы исследования:
В процессе работы использовались следующие исследовательские методы: педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей функции, беседа, анкетирование, наблюдение, методы теоретического анализа, методы математической обработки данных.
База исследования: МБДОУ «Сорокинский детский сад «Золотой ключик» Старооскольского городского округа Белгородской области. В исследовании принимало участие 4 педагога ДОУ, 25 семей (полных - 15, неполных - 10).
Этапы работы: Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (май 2016 - февраль 2017) изучалась теория вопроса, определялись цель, задачи, гипотеза исследования, а также методы экспериментальной работы.
На втором этапе (октябрь 2016 - май 2017) разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент.
На третьем этапе (октябрь 2016 - май 2017) осуществлялся формирующий эксперимент, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, оформление выпускной квалификационной работы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из:
- введения, двух глав, заключения, списка литературы из 38 источников, приложения.
Во введении определены цель, проблема, противоречие, объект, предмет, задачи исследования, гипотеза. Определены методы исследования, этапы работы;
В первой главе «Теоретические аспекты и проблемы взаимодействия ДОУ с разными типами семей» рассматриваются теоретические вопросы по проблеме исследования.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная по изучению работы с полными и неполными семьями» описана опытно-экспериментальная деятельность по изучению работы ДОУ с полными и неполными семьями;
В заключении сформулированы выводы по всей выпускной квалификационной работе.
В приложении представлены материалы, используемые в опытно-экспериментальной работе по изучению работы ДОУ с полными и неполными семьями
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. Совсем не уделяется внимание организации работы с неполными семьями. Это происходит по нескольким причинам:
• не желание что-то менять;
• устойчивые штампы в работе;
• большая затрата времени на подготовку и т.д.
• не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
• при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
• довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;
• недостаточное знание специфики семейного воспитания;
• неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
• неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
• у отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно -экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ «Сорокинский детский сад «Золотой ключик» Старооскольского городского округа по организации работы ДОУ с полными и неполными семьями. В процессе работы были замечены такие изменения: возрос интерес педагогов ДОУ к организации нетрадиционных форм взаимодействия с родителями. При организации работы ДОУ педагоги стали учитывать типы семей их интересы, воспитательные возможности, стали уделять внимание работе с неполными семьями.
Данное исследование всё ещё остаётся актуальным, однако в плане развития организованной работы по выявлению специфики работы детского сада с полными и неполными семьями детей дошкольного возраста позволяет подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале работы. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы ДОУ с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания на практике в работе с семьями
своих воспитанников.
Таким образом, тема работы раскрыта, цель достигнута, задачи решены, однако исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжена в других аспектах.
1. Ананьев, Б.Г. Избр. психол. труды: в 2 т. Т. 2. / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа Паблишинг, 2008 -190 с.
2. Антонов, А.И. Социология семьи / учебник. А.И. Антонов. - 2-е изд., - М.: 2005. - 640 с.
3. Антонова, О.В. Организация взаимодействия ДОУ с неполными семьями, воспитывающими разнополых детей дошкольного возраста. / О.В. Антонова, О.Н. Бакаева // Молодежный научный форум: гуманитарные науки; электронный сборник статей по материалам 13 студенческой международной заочной НПК. - М.: Изд. «МЦНО», 2014. - № 6 (13). - С. 48¬55.
4. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2002. -N 9. - с. 24-29
5. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -192 с.
6. Бакаева, О.Н. Особенности взаимодействия детского сада с неполными (распавшимися) семьями детей предшкольного возраста / О.Н. Бакаева // Вхождение ребенка предшкольного возраста в систему российского образования: позиция ребенка, родителя и педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007....
7. Большая Советская Энциклопедия. (в 30 томах) ; под ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская Энциклопедия, Т.18 - 2000 - 632с.
8. Бурбо, Л. Отношения родитель - ребенок. / Л.Бурбо. - Киев, 2002.- 126с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -536 с
10. Горшкова, Л. Расколотая чаша / Л. Горшкова // Мой ребенок. - 2005. - 5. С. 147-150
11. Данилина, Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей. / Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Т.К. Воробьева. - М. 2014 г.-74с.
12. Дементьева, Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / Н.В. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 М.: Ин-т педагогики соц. работы., 2002. С. 22-28
13. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева. - М.: Педагогика, 2009. - 159 с.
14. Доронова, Т.Н. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития. /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.- 142с.
15. Дуброва, В.П. Теоретико-методологические основы взаимодействия детского сада и семьи. / В.П.Дуброва. - Минск, 1997 г.- 172с.
16. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. /О. Л., Зверева, Т. В. Кротова. - М.: ТЦ «Сфера», 2015 - 78с.
17. Зубкова, Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. / Т.С. Зубкова М., 2013. С. 75-80
18. Козлов, А.А. Социальная работа с неполной семьей за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / А.А. Козлов // Российский журнал социальной работы. - 2010. - № 2. - С. 18-34.
19. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание /: Т.А. Куликова // Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 1999. - 232 с.
20. Культурно-историческая теория и ее развитие в научном наследии А.В. Запорожца // Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства, образования: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГГИ, 2000. - С.21-24.
21. Лофас, Ж. Повторный брак: дети и родители. / Ж.Лофас, Д.Сова.- СПб: Питер Пресс, 1996. - 320 с
22. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко, -Издательство «Питер», 2016.-300с.
23. Маркова,Т.А. Детский сад и семья / Т.А.Маркова, М.: «Просвещение», 1999.- 205 с.
24. Медков, В.М. Основы демографии: учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия ». / В.М.Медков. - Ростов-на-Дону:« Феникс», 2003 г. - 208с.
25. Михеева, А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: учебное пособие / А.Р. Михеева. - Новосибирск, 2011. 74с.
26. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. / Л.Ф.Обухова, О.А.Шаграева. - М., 1999.- 59с.
27. Петровский, А.М. История психологии / А.М. Петровский. - М.:Педагогика, 1999.- 448 с.
28. Психологический словарь ; под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2012. - 440 с.
29. Семья в России. //Стат. сборник. [Эл.ресурс] М.: Госкомстат
России-Росстат, 2014 -2016 гг. http://studopedia.ru/1_74323_osnovnie-statisticheskie-sborniki-goskomstata-rf-po-estestvennomu-i-migratsionnomu-dvizheniyu-naseleniya-rossii.html
30. Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа - Осень 2007 (CD-ROM).
31. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.-194с.
32. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями.
- Тамбов, 2006. - 148с.
33. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.- 223с.
34. Социальная педагогика: Курс лекций / Под. общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. -416с.
35. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика. / В.А.Сухомлинский. - Питер:2017.- 208с.
36. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев. - Новосибирск, 2006. - 194 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 г., № 1155) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - https: // docviwer.yandex.ru.
38. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с (01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
39. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). / Г.Фидгор. - М.: Наука, 1995. 376 с.
40. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2010. - 520 с.
41. Харли, У.Ф. Законы семейной жизни. / У.Ф.Харли. - М.: Протестант, 1999. 208 с
42. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы. / А.Г.Харчев, М.С.Мацковский. - М., 1998.- 213с.
43. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. - М, 2014. - 427 с.
44. Целуйко В.М. Неполная семья / В.М. Целуйко. — Волгоград : Издательство «Перемена», 2014.- 162с.
45. Черняк, Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. / Е.М. Черняк. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 238 с.
46. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: / Т.И.Чиркова. - М.: Педагогическое общество Росии, 1998.- 255с.
47. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. [/Л.Б.Шнейдер. - М.: Апрель-пресс, ЭКСМО-Пресс, 2010.- 512 с.