Введение 3
Глава I. Эволюция отношений США и КНР после окончания холодной войны 21
1.1. КНР как быстрорастущее государство и роль страны в мировой политике 21
1.2. Политика США в отношении КНР до прихода администрации Д. Трампа 27
Глава II. Концептуальные, правовые и институциональные основы политики США в отношении КНР при президентстве Д. Трампа 46
2.1. Правовая и институциональная база двусторонних отношений США и КНР 46
2.2. Доктринальные основы американо-китайских отношений при Д. Трампе 49
2.3. Оценка мозговых центров США характера американской политики в отношении Китая
при Д. Трампе 60
Глава III. Китай в фокусе внешней политики администрации Д. Трампа (2017-2021 гг.) 67
3.1. Основные тренды экономической политики США в отношении КНР 67
3.2. Военно-стратегическое измерение политики США на китайском направлении 72
3.3. Соперничество и сотрудничество США и КНР в социально-политической сфере 81
3.4. Итоги политики Д. Трампа по отношению к Китаю и перспективы на будущее 91
Заключение 107
Список источников и литературы 111
Актуальность. За последние шесть лет зарубежные и российские исследователи всё чаще в своих работах затрагивают тематику американо-китайских отношений, ибо с 2017 по 2021 гг. произошло коренное изменение американской политики на китайском направлении. Соединённые Штаты Америки (США) перешли к долгосрочному противостоянию с Китайской Народной Республикой (КНР) для сохранения своего собственного глобального лидерства. Такой резкий поворот напрямую влияет не только на развитие глобальной и региональной безопасности, мировой экономики, но и в целом на будущую конфигурацию международной системы. Следовательно, актуальность заявленной темы исследования обосновывается следующими факторами.
Во-первых, ко второму десятилетию XXI в. положение КНР в мировой политике существенно изменилось. Например, в экономической сфере за последние 20 лет Китай стал государством со вторым в мире показателем ВВП, что позволило ему занять вторую позицию по объёмам внешней торговли, успешно привлечь инвестиции, стать крупнейшим торговым партнёром Японии, Южной Кореи, стран Юго -Восточной Азии, а также создать, альтернативные Западу, собственные финансовые структуры (АБИИ).
В сфере международной политики КНР играет одни из ведущих позиций в системе глобального управления. В частности, страна активно участвует в G20, БРИКС, ШОС, АТЭС, МВФ, Всемирном Банке, переговорах по денуклеаризации КНДР и Ирана, взаимодействует с АСЕАН, а также обладает высоким авторитетом в ООН, где нередко использует право вето. С помощью инициативы «Пояс и путь» Китай старается усилить своё геополитическое влияние практически во всех регионах мира, особенно в тех, где США играют одну из ведущих ролей, если не самую главную: в Южной Америке, Индо - Тихоокеанском регионе, Европе, Ближнем Востоке.
Не стоит забывать об усилении Китая в военно-политической сфере, что крайне сильно усложняет двусторонние американо-китайские отношения. США крайне озадачены продолжающейся количественной и качественной модернизацией НОАК, особенно ориентацией Китайской Народной Республики на развёртывание своих военных баз, созданием противоспутникового и гиперзвукового оружия, расширением китайского военно-морского и ледокольного флотов.
Во всех указанных аспектах Китай создаёт вызов глобальному лидерству США, поэтому исследование внешнеполитического курса администрации Д. Трампа в отношении КНР позволяет понять нам, какие именно последствия будут иметь решения команды 45-го президента США на китайском направлении для всей мировой политики.
Во-вторых, несмотря на рост противоречий и соперничества, США и Китай остаются важнейшими экономическими партнёрами. Учитывая их глубокую взаимозависимость в экономике и политике, углубление соперничества может иметь катастрофические последствия для обоих государств. Следовательно, необходимо понять, что стоит за переломом в политике США в отношении КНР. Стало ли это следствием особенностей политической фигуры Д. Трампа, связан ли поворот к антагонистическому соперничеству со спецификой резко консервативной политики Республиканской партии, каковы объективные причины, породившие радикальный переворот?
В-третьих, актуально исследовать следующие моменты: какими механизмами, методами осуществлял свою политику Д. Трамп вместе со своей администрацией, в чём была мотивация 45-го президента США и его окружения, к каким итогам эта радикальная деятельность в итоге привела. Это необходимо для понимания эволюции системы принятия решений во внешней политике на китайском направлении.
В-четвертых, исследование заявленной темы позволяет осмыслить последствия американо-китайских отношений для России. Стремительное развитие сотрудничества КНР и РФ в экономической и военно-политической сферах привело к тому, что США стали расценивать данные страны в качестве ревизионистов, желающих изменить мировой порядок в свою пользу. Следовательно, рассмотрение данной темы позволит уточнить параметры внешней политики Российской Федерации на обозримую перспективу как в отношении США, так и Китайской Народной Республики.
Таким образом, на основании того, что взаимоотношения между КНР и США являются крайне сложными и нестабильными, потому что оба государства заинтересованы в укреплении собственного влияния и доминировании на международной арене, а также, опираясь на все вышеизложенные факты, мы можем утверждать, что исследование современной политики США на китайском направлении сейчас требует особого внимания.
Объектом исследования является политический курс США на китайском направлении с 2017 по 2021 гг.
Предметом исследования выступают специфические особенности политики администрации Д. Трампа в отношении Китайской Народной Республики.
Цель: исследовать специфику политики США в отношении КНР при
администрации Д. Трампа....
Политика США на китайском направлении при администрации Д. Трампа была сконцентрирована на наращивании регулярного давления на КНР из-за заметного возрастания могущества Китайской Народной Республики. Посредством целой совокупности доктрин, концепций, практических инициатив США при Д. Трампе настолько сильно трансформировали американо-китайские отношения, что они приобрели характер системного, полноформатного, чуть ли не идеологического, противостояния. Командой 45-го президента США Китай был подан американской политической элите и общественности в качестве главного источника проблем и угроз для США.
Мотивация именно такой политики заключалась в следующем - курс прошлых администраций привёл к тому, что сейчас КНР максимально жёстко бросает вызов ценностям, интересам, безопасности и благополучию США. Следовательно, по мнению администрации Д. Трампа, единственно возможной опцией, которая могла бы справиться с такой проблемой, являлось жёсткое отстаивание доминирования Америки на международной арене при помощи прямого соперничества с Китаем практически во всех областях. Выбор именно такого курса, по нашему мнению, привёл к серьёзным последствиям.
Во-первых, антикитайские настроения довольно глубоко и прочно укоренились в американском истеблишменте и обществе. Достаточно посмотреть на ситуацию в американском парламенте по этому поводу. В период президентства Д. Трампа американокитайские отношения стали одной из немногих сфер, которая объединила республиканцев и демократов. Подавляющее большинство антикитайских законопроектов принималось единогласно. Особенно это заметно в сравнении с другими внешнеполитическими вопросами, которые сопровождались громкими скандалами и дискуссиями между двумя партиями (например - санкционная политика США в отношении России при Д. Трампе). Особенно важно подчеркнуть, что специфика позиций самих партий в отношении Китая изменились в период с 2017 по 2021 гг. Если раньше республиканцы обвиняли КНР в агрессивной экономической и военной политике, а демократы делали акцент на проблемной социально-политической ситуации внутри Китая (тема прав и свобод человека), то с 2017 по 2021 гг. произошло сближение обеих позиций. Такое изменение усилило в Конгрессе США чёткий двухпартийный консенсус в сфере разработки законодательных инициатив в отношении КНР к концу 2021 г. При этом значительный рост обозначения Китая в качестве угрозы национальной безопасности США произошёл и в деловом сообществе, военных кругах, некоторых аналитических центрах. Вдобавок, КНР к концу президентства Д. Трампа стал рассматриваться большинством граждан США (73%)1 в качестве главной угрозы для глобального доминирования и экономического благополучия Америки. Отмеченный показатель негативного отношения к Китаю являлся историческим максимумом. К середине 2021 г. количество обычных американцев, которые неблагоприятно относятся к КНР выросло до 76%2. Более того, в 2021 г. 70%3 населения США считает, что Америка должны быть более жёсткой по отношению к Китаю, даже если это нанесёт прямой вред Соединённым Штатам Америки.
Во-вторых, стоит признать, по всей вероятности, внешнеполитический курс команды Д. Трампа на китайском направлении будет иметь длительное негативное воздействие на американо-китайские отношения и разработку новой политики на китайском направлении администрацией Дж. Байдена. Д. Трамп просто не оставил возможности для команды Дж. Байдена попытаться создать сбалансированный подход США к КНР. Д. Трамп окончательно отказался от многих совместных инициатив и проектов по развитию партнёрства США и КНР, проводил политику максимального сдерживания КНР, которую за последние четыре года приняли все сегменты американской политической элиты и само общество. К примеру, двухпартийный консенсус в Конгрессе США по антикитайским инициативам действует и сейчас при администрации Дж. Байдена. В 117-м Конгрессе все сторонники жёсткой линии в отношении КНР (М. Рубио, К. Кунс, Ф. Пэллон) сохранили свои места как в Палате представителей, так и в Сенате. В настоящее время, республиканцы поддерживают демократов в решительной антикитайской позиции. Поэтому, новой команде даже гипотетически будет трудно пойти на снижение давления на Китай во многих сферах в обозримом будущем. В итоге сдвиг в сторону конфронтации будет усиливаться даже при демократах, что уже зафиксировано документах администрации 46-го президента США.
В-третьих, резкая политика сдерживания США в отношении Китая привела к усилению конфликтов и противоречий в идеологическом плане, чего при администрациях Дж. Буша-мл. и Б. Обамы редко наблюдалось....
Нормативные правовые акты
Многосторонние соглашения
1. Венская конвенция о консульских сношениях [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con ventions/pdf/consular.pdf (дата обращения 02.06.2022).
2. Парижское соглашение [Электронный ресурс] // United Nations Framework Convention on Climate Change. - URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/applica tion/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения 02.06.2022).
3. Рамочная Конвенция об изменении климата [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. - URL: https://unfccc.int/resource/docs/2009/cop15/rus/1 1a01r.pdf (дата обращения 02.06.2022).
4. Резолюция 1441 (2002) [Электронный ресурс] // Организация Объединённых Наций. - URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1441(2002) (дата обращения 02.06.2022).
5. ASEAN Outlook on the Indo-Pacific [Электронный ресурс] // The Association of
Southeast Asian Nations. - URL: https://asean.org/asean2020/wp-
content/uploads/2021/01/ASEAN-Outlook-on-the-Indo-Pacific_FINAL_22062019.pdf (дата обращения 02.06.2022).
6. Joint Leaders Statement on AUKUS [Электронный ресурс] // The White House.
- URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-
leaders-statement-on-aukus/ (дата обращения 02.06.2022).
7. Joint Leaders’ Statement on the Regio nal Comprehensive Economic Partnership (RCEP) [Электронный ресурс] // Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP). - URL: https://rcepsec.org/wp-content/uploads/2020/11/RCEP-Summit-4-Joint-Leaders- Statement-Min-Dec-on-India-2.pdf (дата обращения 02.06.2022).
Двусторонние соглашения
8. Joint Communiqud of the People's Republic of China and the United States of America [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States of America. - URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/ceus/eng/zmgx/doc/ctc/t946664.htm (дата обращения 02.06.2022).
9. Joint Communiqud on the Establishment of Diplomatic Relations between the People's Republic of China and the United States of America [Электронный ресурс] // Embassy of the People's Republic of China in the United States. - URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/ceus/eng/zmgx/zywj/t36256.htm (дата обращения 02.06.2022).
10. Joint Declaration of the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of the People's Republic of China on the Question of Hong Kong [Электронный ресурс] // The Constitutional and Mainland Affairs Bureau of the Hong Kong Special Administrative Region of the People’s Republic of China. - URL: https://www.cmab.gov.hk/en/issues/jd2.htm (дата обращения 02.06.2022).
11. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of China [Электронный ресурс] // Lillian Goldman Law Library. - URL: https://avalon.law.yale.edu/20t h_century/chin001.asp (дата обращения 02.06.2022).
12. The Communications Compatibility and Security Agreement (COMCASA) [Электронный ресурс] // Shaan Foundation. - URL: https://www.shaan.academy/blog/commun ications-compatibility-and-security-agreement-comcasa (дата обращения 02.06.2022).
13. The Consular Convention between The United States of America and The People's Republic of China [Электронный ресурс] // The U.S. Department of State. - URL: https://travel. state.gov/content/travel/en/legal/travel-legal-considerations/intl-treaties/Bilateral- Consular-Conventions/Chinese-Treaty.html (дата обращения 02.06.2022).
14. The Guidelines for Japan-U.S. Defense Cooperation [Электронный ресурс] // Japan Ministry of Defense. - URL: https://warp.da.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/11591426/www.mod .go.jp/e/d_act/us/anpo/pdf/shishin_20150427e.pdf (дата обращения 02.06.2022).
15. Treaty of Mutual Cooperation and Security between Japan and The United States of America [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: https://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/1.html (дата обращения 02.06.2022).....138