Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии коммуникационного сопровождения фармацевтических препаратов на примере средств по уходу за проблемной кожей

Работа №141469

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама & PR

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Тренды и технологии фармацевтики и коммуникаций в фармацевтической отрасли 8
1.1. Специфика и проблемы фармацевтической отрасли 8
1.2. Тренды в фармацевтической отрасли 14
1.3. Тренды коммуникаций в отрасли 17
1.4. Технологии коммуникационного сопровождения мировых лидеров фармацевтики 23
Глава 2. Коммуникационные инструменты продвижения средств по уходу за проблемной кожей: эмпирической исследование 32
2.1. Проблемная кожа: описание ситуации и рынка 32
2.2. Коммуникации бренда лечебной косметики Vichy в США и на российском рынке 37
2.3. Коммуникации бренда лечебной косметики Avene в США и на российском рынке 53
2.4. Рекомендации по использованию технологий коммуникационного сопровождения компаниям, выпускающим лечебную косметику 69
Заключение 75
Список используемых источников и литературы 78


В условиях непрерывно меняющейся внешней среды и развития конкуренции, появления новых групп потребителей и постоянной трансформации их предпочтений, технологических прорывов в производстве фармацевтических препаратов и прогресса научной медицины в целом, выживание компании во многом зависит от того, насколько успешно она разрабатывает маркетинговые и PR решения. Успех в этой области приносит фармацевтической компании устойчивое положение на рынке, финансовые возможности для реализации различных проектов и постепенно формирующуюся лояльность потребителей.
Коммуникации становятся все более важной сферой деятельности российских и франчайзинговых фармацевтических компаний, и не в последнюю очередь из-за особой социальной значимости рынка лекарственных препаратов. Маркетинговые и PR коммуникации –приоритетное направление организаций, благодаря которому формируется обратная связь между организацией и общественностью. Это обусловлено тем, что в условиях конкуренции для компаний принципиально важно, как они воспринимаются на рынке и в обществе в целом, кроме того, рынок лекарств – это особый сектор. Здесь речь идет о самом дорогом, что есть у человека – о его здоровье. В данном вопросе необходимы требующие тактичности и осмотрительности подходы, а, кроме того, принципиальное значение имеет одобрение медицинских работников. Технологии паблик рилейшнз позволяют работать с определенными целевыми группами, что для любого рынка является очень важным, но для фармацевтического в особенности.
Фармацевтические препараты ассоциируются у большинства пациентов с заболеванием, их приобретение и приём не вызывают приятных эмоций, а связаны с необходимостью избавления от имеющейся проблемы, вследствие чего у многих потребителей и пациентов возникает желание дистанцироваться от самого факта нездоровья, поэтому формирование бренда фармацевтической компании сопряжено со множеством трудностей.
Исследуемая нами тема в последние годы стала особенно актуальной, что обусловлено следующими причинами:
- успешное и стабильное развитие отрасли фармацевтики в целом. Так, за последние 5 лет средний рост фармрынка России составил 11%, в стоимостном выражении это15,4 млрд. долларов США;
- существенный рост потребления фармацевтической продукции населением нашей страны в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" ;
- снижение импортозависимости в сегменте фармацевтической и медицинской промышленности. С 2015-го года это один из приоритетов развития отраслевой промышленной политики государства;
- цены на отечественные препараты растут в 2,5 раза быстрее, чем на импортные. За 12 месяцев 2015 года инфляция составила 10,3% ;
- фармацевтический рынок имеет высокую социальную значимость. Эксперт в области фармацевтики Халатян С.Г. пишет: «… в современных социально-экономических условиях фармацевтическая отрасль является самой важной из отраслей, которая определяет успешную реализацию национальных проектов и модернизацию экономики» ;
- рост количества аптечных учреждений и аптечных сетей с одновременным увеличением уровня концентрации участников розничного рынка. Проявление жесткой конкуренции;
- недостаточная исследованность данной социально-значимой отрасли в части анализа механизмов и технологий коммуникаций;
- реклама лекарств занимает «львиную» долю рекламы на ТВ (по итогам І квартала 2016 года, объем инвестиций фармкомпаний в рекламу на ТВ увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7,1% и составил 102,2 млн дол. США) ;
- рост рынка лекарственных препаратов лечебной косметики как в мире, так и на российском рынке .
Как было сказано выше, рынку фармацевтических препаратов свойственна жесткая конкуренция. И основная борьба ведется за информационное пространство (то, что охватывают все каналы коммуникационного сопровождения), за лояльность (положительное отношение) и поддержку потребителей. Все это ставит перед фармацевтическими компаниями новые задачи по использованию маркетинговых и PR-технологий, учитывающих необходимость продуманного и эффективного коммуникационного сопровождения на всех этапах продвижения лекарственных средств.
Фармацевтический рынок специфичен: здесь существует дифференциация на рецептурные и безрецептурные лекарственные препараты, неизбежно наличие посредников между производителем и потребителем. Потребители фармацевтических препаратов всегда находятся в зависимости от чужого мнения, в частности, мнения врача, который выписывает рецепт, или же провизора в аптеке, а сейчас во многом от советов и мнений других потребителей о препарате в интернет-среде. Пациент не может самостоятельно составить представление о качестве приобретаемого лекарственного средства и реакции организма на его употребление, он вынужден делать важную покупку практически «вслепую».
Основные каналы коммуникаций с потребителем, которые используют отечественные фармацевтические компании – это телевизионные каналы (1-й канал, СТС, НТВ и др.), печатные СМИ, радиостанции («Радио России», «Эхо Москвы» и др.), а также информационные материалы, раздаваемые в аптеках. Традиционный подход к коммуникационному сопровождению на сегодняшний день уже недостаточно эффективен. Необходимо сочетать его с внедрением новых технологий в сфере коммуникаций, успешно применяемых лидерами фармрынка.
Таким образом, говорить, что на данном этапе развития отрасли проблема коммуникаций нашла свое адекватное решение, преждевременно.
Цель исследования: выявить основные технологии коммуникационного сопровождения фармацевтических препаратов на примере средств по уходу за проблемной кожей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить специфику отрасли и выявить проблемы, влияющие на восприятие её обществом;
• изучить структуру фармацевтики;
• определить целевую аудиторию для одного из структурных компонентов отрасли – сегмента лечебной косметики;
• выявить основные тренды отрасли;
• определить тренды коммуникаций в фармацевтике;
• провести анализ технологий продвижения брендов на рынке средств по уходу за проблемной кожей.
Объектом исследования выступает коммуникационное сопровождение фармацевтических препаратов.
Предметом исследования являются технологии коммуникационного сопровождения фармацевтических препаратов на примере средств по уходу за проблемной кожей.
Методы исследования, использованные в работе: классические методы теоретического исследования – анализ и синтез, структурные методы, бенчмаркинг, анализ документов, в том числе интернет-ресурсов, профилей брендов в социальных сетях.
Теоретической и методологической базой послужили результаты современных исследований в области развития отрасли фармацевтики и коммуникаций в отрасли, в частности, данные исследовательских центров PricewaterhouseCoopers, Scottpublicrelations и CoffeyComme.
Эмпирической базой выступает собственное исследование автора, основой которого является метод контент-анализа интернет-ресурсов, профилей брендов в социальных сетях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов, применения выявленных технологий коммуникационного сопровождения, используемых лучшими мировыми игроками фармацевтики, российскими компаниями в секторе лечебной косметики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель проведенного исследования заключалась в выявлении PR-технологий и трендов развития в фармацевтической отрасли.
Для этого были решены следующие задачи: изучены мировые тенденции развития фармацевтической отрасли и трендов продвижения фармкомпаний, проведен анализ текущей ситуации на рынке фармацевтических препаратов и технологий продвижения брендов на рынке средств по уходу за проблемной кожей. По результатам исследования нами были представлены рекомендации по совершенствованию PR-коммуникаций компаний-лидеров в сфере лечебной косметики, а также компаний, стремящихся достичь высокого уровня.
Объектом исследования выступило коммуникационное сопровождение фармацевтических препаратов. Предметом – применение технологий коммуникационного сопровождения фармпрепаратов на примере средств по уходу за проблемной кожей.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что фармацевтический рынок – это особый сектор рыночной экономики. Он входит в категорию социально-значимых и представлен множеством участников.
Лечебная косметика, так называемая космецевтика, содержащая лекарственные препараты, но являющаяся средством по уходу, занимает особое место в фармацевтической отрасли: находится на стыке фармацевтики и косметических средств.
Одним из значимых аспектов исследования стало изучение опыта продвижения лидерами отрасли лекарств в США, систематизация имеющихся научных работ и исследований. Мы постарались структурировать актуальные исследования и публикации о трендах в фармацевтической отрасли и PR и маркетинговых коммуникациях в данной сфере, что позволило нам сравнить мировой опыт продвижения лидеров отрасли и разработать по итогам рекомендации для более эффективного продвижения рассматриваемых в данной работе брендов –Vichy и Avene, а также компаний, которые на данный момент далеки от позиций лидера. При выполнении работы были использованы основные исследования ведущих консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers, Scottpublicrelations и Coffeyсommunications, а также данные отраслевых и профессиональных журналов, электронных ресурсов, материалов с официальных сайтов фармацевтических компаний. Для проведения эффективного анализа текущей деятельности брендов лечебной косметики нами применялись такие эмпирические методы, как анализ документов, бенчмаркинг, контент-анализ официальных сайтов компаний и социальных сетей. Используемые методы позволили создать картину продвижения компаний на российском рынке и в США.
Мы выяснили, что несомненным трендом в PR и маркетинговых коммуникациях в отрасли фармацевтики, как и во многих других отраслях, является влияние онлайн-среды. Поскольку отрасль – социально-значимая, при использовании различных каналов для коммуникаций с потребителями компании, производящие лечебную косметику, должны быть готовы преодолевать кризисные ситуации, оперативно решая проблемы. В отрасли происходит диджитал-революция. Потребители ценят простоту и желают получать всю необходимую информацию максимально быстро и удобным для них способом.
Как выяснилось в результате нашего исследования, в отрасли лечебной косметики используются новейшие технологии коммуникаций, однако имеется еще большой потенциал для дальнейшего развития в данном направлении. Проанализировав коммуникации компаний Vichy и Avene на рынках США и России, мы пришли к выводу, что в США современные технологии используются в большей степени, нежели на отечественном рынке. Так, например, коммуникации с целевыми группами общественности в социальных сетях, посредством мобильных приложений и при помощи технологии event-менеджмента. В России данные технологии также получают распространение, однако ключевую роль при продвижении по-прежнему играют публикации в СМИ, работа с лидерами мнений и коммуникации через сайт бренда.
По итогам проведенной работы нами были предложены рекомендации по более эффективному взаимодействию брендов с целевыми группами как в России, так и в Соединенных Штатах. Наши предложения компаниям Vichy и Avene: доработать мобильные приложения, расширить использование технологий сторителлинга, дополненной реальности и максимально задействовать коммуникации в социальных сетях.
Данные рекомендации послужат не только компаниям-брендам, но и основной массе компаний, выпускающих лечебную косметику, поскольку несмотря на отсутствие жёсткого правового регулирования продвижения препаратов космецевтики и широкие возможности взаимодействия с потребителями, многие технологии не находят применения на практике. Предложенные нами решения будут способствовать эффективному продвижению компаний на рынке.



1. Беденков А. Развитие и поддержка взаимоотношений фармкомпаний и ключевых лидеров мнения, Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2009. № 5. С. 30-32.
2. Блиц-опрос звезды: Юлианна Караулова [Электронный ресурс] / Glamour Россия. – Режим доступа: http://www.glamour.ru/celebrity/glamourama/blic-opros-so-zvezdoy, свободный (дата обращения: 03.04.2017).
3. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988.
4. Большева, С.Н. Воздействие маркетинговых коммуникаций на врачей и фармацевтических работников. – Фармация №6, 2004.
5. Блэк С. ПабликРилейшнз. - М.: Сирин, 2003.
6. Вольская, Е. Связи с общественностью и реклама на фармрынке. – М.: Ремедиум №5. 2004.
7. Гладких Д.Е. Тенденции развития мирового химико-фармацевтического рынка в условиях глобального кризиса, Региональная экономика и управление. 2015. № 3 (06). С. 50-53.
8. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.:Финпресс, 2004.
9. Давыдов С. Posteriori: Анализ фармацевтического рынка–в поисках неизведанного, Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2012. № 10. С. 38-44.
10. Денисова, М.Маркетинговая сегментация и тренды рынка лекарственных препаратов, Ремедиум. Журнал ороссийском рынке лекарств и медицинской технике, 2012, № 2, стр. 10 – 1.
11. День CRM [Электронный ресурс] / Банковское обозрение. – Режим доступа: https://bosfera.ru/press-release/den-crm, свободный (дата обращения:18.03.2017).
12. Дрелос 3. Д. Космецевтика, Рид Элсивер, 2010.
13. Евстратов А.В. Основные направления процесса импортозамещения на фармацевтическом рынке Российской Федерации / Евстратов А.В., Рябова Г.А. // Вестник Самарского гос. экономического ун-та. - 2016. - № 1. - С. 49-54.
14. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. —2014. —№ 4(36). —С.39–46.
15. Жизненный цикл лекарств и основные требования GMP [Электронный ресурс] / GMP Новости.-Режим доступа:http://gmpnews.ru/2012/12/zhiznennyj-cikl-lekarstv-i-osnovnye-trebovaniya-gmp/, свободный (дата обращения: 17.10.2016).
16. История марки Vichy [Электронный ресурс] / Vichy consultant. – Режим доступа: https://www.vichyconsult.ru/our-history, свободный (дата обращения:18.12.2016).
17. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М.: 2001.
18. Кожа-отражение моей жизни [Электронный ресурс] / https://www.youtube.com. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=dqEE5c6KNsA, свободный (дата обращения: 08.03.2017).
19. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. - М.: Академический Проект, 2009.
20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер, 2003. – 800с.
21. Кошель М.С. Современное состояние фармацевтических рынков стран СНГ / М.С. Кошель, Н.В. Габриелян, С.А. Парфейников, Р.С. Скулкова, Е.С. Бережная // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 757.
22. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2001. Изд. 2, доп. СПб., 2002.
23. Крупнейший рекламодатель на ТВ ушел с российского рекламного рынка [Электронный ресурс] / Adindex. – Режим доступа: https://adindex.ru/news/marketing/2016/02/11/132026.phtml, свободный (дата обращения: 20.01.2017).
24. Леоненко Е.А. Фармацевтический маркетинг и связи с общественностью в XXI веке: проблемы и перспективы// Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5.
25. Лин А. А. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности (статья 1, Ч. 2)/А. А. Лин, С. В. Соколова // Проблемы современной экономики. -СПб., 2012,N N 3.-С.322 – 325.
26. М.: Гарихиди, В.П. Изучение информационных потребностей на фармацевтическом рынке. - Новая Аптека №9, 2000.
27. Национальный корпус русского языка: 2003—2005. Сборник статей. М.: Индрик, 2005.
28. Наш бизнес [Электронный ресурс] / Компания Novartis. – Режим доступа: https://www.novartis.ru/about-us/our-business, свободный (дата обращения: 29.12.2016).
29. Обзор продаж косметики в аптеках [Электронный ресурс] / DSM Group.-Режим доступа :http://www.dsm.ru/news/253/, свободный (дата обращения: 17.10.2016).
30. Премия Cosmopolitan Beauty Awards 2015 [Электронный ресурс] / Cosmopolitan. – Режим доступа: https://www.cosmo.ru/fashion/star_style/sostoyalas-premiya-cosmopolitan-beauty-awards-2015/, свободный (дата обращения: 18.03.2017).
31. Приоритетный национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс] / Официальный сайт администарции Санкт-Петербурга – Режим доступа : http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_health/nac_project/, свободный (дата обращения: 15.10.2016).
32. Программа конференции [Электронный ресурс] / Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии. – Режим доступа: http://cnikvi.ru/docs/Sevastopol_programma_2016_sait.pdf, свободный (дата обращения: 18.03.2017).
33. Психологические аспекты акне [Электронный ресурс] / Акне. – Режим доступа: http://www.acne.ru/Sovety_psihologa, свободный (дата обращения: 12.01.2017).
34. Пуппинь Е. PR активность на фармацевтическом рынке. – М.: CreateBrand, №9, 2005.
35. Реклама лекарственных средств на ТВ [Электронный ресурс] / Аптека – Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/374868, свободный (дата обращения: 17.10.2016).
36. Результаты национального фармацевтического рейтинга [Электронный ресурс] / GMP News/ - Режим доступа: http://gmpnews.ru/2016/12/obyavleny-rezultaty-nacionalnogo-farmacevticheskogo-rejtinga-2016/, свободный (дата обращения: 18.03.2017).
37. Самсон-Фарма и PierreFabre провели встречу с мамами подопечных фонда «Подари жизнь» в детской больнице [Электронный ресурс] / Самсон Фарма. – Режим доступа: http://samson-pharma.ru/article/samson-farma_i_pierre_fabre_proveli_vstrechu_s_mam-1077, свободный (дата обращения: 26.03.2017).
38. Сборник законов Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010 г.
39. Серов К.С. Связи с общественностью в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций на фармацевтическом рынке. – М.: Спутник, 2006.
40. События 14 мая 2015 г. в Москве прошла презентации косметической линии YsthéAL [Электронный ресурс] / Avene. – Режим доступа: https://www.eau-thermale-avene.ru/novosti/201509281000/prezentaciya-novogo-krema-protiv-akne-avene-cleanance-expert, свободный (дата обращения:03.04.2017).
41. События-Презентация нового кремя против акне [Электронный ресурс] / Avene. – Режим доступа: https://www.eau-thermale-avene.ru/novosti/201509281000/prezentaciya-novogo-krema-protiv-akne-avene-cleanance-expert, свободный (дата обращения:03.04.2017).
42. Соколова С. В. Фармацевтический рынок: сегмент косметики/С. В. Соколова, А. А. Лин, А. С. Орлов // Проблемы современной экономики. -СПб., 2014,N N 4.-С.345 – 350.
43. Сохранить упругость и молодость кожи лица – это #ВыборАвроры! [Электронный ресурс] / FacebookVichyRussia. – Режим доступа: https://www.facebook.com/VichyRussia/photos/rpp.140483329349699/1386904904707529/?type=3&theater, свободный (дата обращения: 08.03.2017).
44. Социальные сети в России: исследование Mail.RuGroup, 2014. [Электронный ресурс] / https://corp.imgsmail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf, свободный (дата обращения 03.04.2016).
45. Стандарт GMP — надлежащая производственная практика [Электронный ресурс] / Новости GMP.-Режим доступа: http://gmpnews.ru/terminologiya/gmp/, свободный (дата обращения: 12.01.2017).
46. Сухорукова М. Фармацевтический рынок России: проблемы и перспективы развития.–М.:Актуальныевопросы инновационной экономики, 2015.
47. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.).
48. Траут Д., Райс Э. Маркетинговые войны. – СПб.: Питер, 2008.-400с.
49. Фармацевтический рынок России март 2016 [Электронный ресурс] / DSM Group – Режим доступа: http://www.dsm.ru/docs/analytics/march_2016_pharmacy_analysis.pdf, свободный (дата обращения: 15.10.2016).
50. Фармацевтический рынок России октябрь 2016 [Электронный ресурс] / DSM.-Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/october_2016_pharmacy_analysis.pdf, свободный (дата обращения: 17.10.2016).
51. Халилов Дамир. Маркетинг в социальных сетях. - М.: Манн, Иванов и Фербер., 2013.
52. Чистая проба [Электронный ресурс] / Eau thermale Avene. – Режим доступа: http://www.eau-thermale-avene.ru/novosti/201604011000/chistaya-proba, свободный (дата обращения: 11.03.2017).
53. Широкова И. Эволюция PR-услуг на российском фармрынке // Ремедиум. - 2012. - № 10.
54. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-компании: методология и технология. Учеб.пособие. – СПб.:Розамира, 2004.
55. About the pharma 2020 series [Электронный ресурс] / PWC Россия. – Режим доступа: http://www.pwc.com/gx/en/industries/pharmaceuticals-life-sciences/pharma-2020/industry-strategies-trends-analysis.html, свободный (дата обращения: 15.10.2016).
56. Acne and skin imperfactions [Электронный ресурс]/ Slideshare. – Режим доступа: http://www.vichyusa.com/acne-skin-imperfections, свободный (дата обращения: 12.01.2017).
57. Avene Russia [Электронный ресурс] / Youtube Avene. – Режим доступа: https://www.youtube.com/user/AveneRussia/videos, свободный (дата обращения: 07.04.2017).
58. Celebrity makeup artist, Michael Anthony, uses Vichy [Электронный ресурс] / Facebook Vichy USA. – Режим доступа: https://www.facebook.com/VichyUSA/posts/1097013127048487, свободный (дата обращения: 17.03.2017)
59. Eae thermale Avene отметил свой юбилей открытием арт-проекта [Электронный ресурс] / Psychologie. – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/events/events/brend-eau-thermale-av-ne-otmetil-svoy-yubiley-otkryitiem-art-proekta-ya-istochnik-v-mamm/, свободный (дата обращения: 04.03.2017).
60. ELLE объявил победителей ELLE International Beauty Awards 2015 [Электронный ресурс] / Журнал Elle онлайн. – Режим доступа: http://www.elle.ru/stil-zhizni/events/elle-obyyavil-pobediteley-elle-international-beauty-awards-2015/, свободный (дата обращения: 18.03.2017).
61. Facebook." [Электронный ресурс] / Facebook Vichy USA. – Режим доступа: https://www.facebook.com/VichyUSA, свободный (дата обращения: 20.04.2017).
62. Global lifes ciences outlook [Электронный ресурс] / Прогноз развития отраслей – Режим доступа:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Life-Sciences-Health-Care/gx-lshc-2016-life-sciences-outlook.pdf, свободный (дата обращения: 02.11.2016).
63. GSK and Novartis asset swap: a tale of two companies [Электронный ресурс] / Pharma Live. – Режим доступа: http://www.pmlive.com/blogs/the_editors/archive/2023/march/gsk_and_novartis_asset_swap_a_tale_of_two_companies_677593, свободный (дата обращения: 29.12.2016).
64. Healthcare Trends to watch in 2016 [Электронный ресурс] / infographic . –Режим доступа: http://scottpublicrelations.com/healthcare-trends-to-watch-in-2016-infographic/, свободный (дата обращения: 27.10.2016).
65. How Millennials Are Changing the Face of Marketing Forever [Электронный ресурс] / Boston consalting group.– Режим доступа: https://www.bcgperspectives.com/content/articles/marketing_center_consumer_customer_insight_how_millennials_changing_marketing_forever/?chapter=3, свободный (дата обращения: 27.10.2016).
66. 'Let’s Not Lose Our Sight.' Or In Other Words, Let’s Keep an Eye on AMD [Электронный ресурс] / Novartis Pharmaceutical. – Режим доступа: http://www.novartispharmaceuticals.com/en/stories/detail/lets-not-lose-our-sight.-or-in-other-words-lets-keep-an-eye-on-amd, свободный (дата обращения: 29.12.2016).
67. Marketing / [Электронный ресурс] Аналитика фармацевтического рынка. – Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/october_2016_pharmacy_analysis.pdf, свободный (дата обращения: 27.10.2016).
68. Midday Fix: Winter tips from The Beauty Girl, Nicole Pearl [Электронный ресурс] / Chicagos very own. – Режим доступа: http://wgntv.com/2015/12/21/midday-fix-winter-tips-from-the-beauty-girl-nicole-pearl/, свободный (дата обращения:18.03.2017).
69. The Novartis NavigaTor app [Электронный ресурс] / App Advice. – Режим доступа: https://appadvice.com/app/novartis-navigator/896646868, свободный (дата обращения: 20.01.2017).
70. Novartis Pharmaceuticals launches the first app for visually impaired people for use with the Apple Watch and other smart watches [Электронный ресурс] / Itunes Apple. – Режим доступа: https://www.novartis.com/news/media-releases/novartis-pharmaceuticals-launches-first-app-visually-impaired-people-use-apple, свободный (дата обращения: 20.01.2017).
71. Novartis med info [Электронный ресурс] / Itunes Apple. – Режим доступа: https://itunes.apple.com/us/app/novartis-med-info/id508789348?mt=8, свободный(дата обращения: 20.01.2017).
72. Novartis uses song to encourage multiple sclerosis patients [Электронный ресурс] / PR Daily. – Режим доступа: http://www.prdaily.com/Awards/SpecialEdition/480.aspx, свободный (дата обращения: 29.12.2016).
73. Odwyer PR [Электронный ресурс] / Healthcare & Medical PR Magazine. – Режим доступа: http://www.odwyerpr.com/magazine/odwyers-magazine-october-2016.pdf, свободный(дата обращения: 10.10.2016).
74. Parker T.FACING THE PHARMA CHALLENGE, Managing Intellectual Property. 2000. № 102. С. 50-58.
75. The road to digital success in pharma [Электронный ресурс] / Mackinsey insights. – Режим доступа: http://www.mckinsey.com/industries/pharmaceuticals-and-medical-products/our-insights/the-road-to-digital-success-in-pharma, свободный (дата обращения: 19.10.2016).
76. Ruler B. van. The communication grid: an introduction of a model of four communication strategies. - University of Amsterdam: Public Relations Review, 2004.
77. Vichy [Электронный ресурс] / VichyRussia Facebook. – Режим доступа: https://www.facebook.com/VichyRussia/, свободный (дата обращения: 15.03.2017).
78. Vichy Laboratories USA. [Электронный ресурс] / "Vichy USA.". – Режим доступа: http://www.vichyusa.com/, свободный (дата обращения: 20.04.2017).
79. Vichy-Digital strategy [Электронный ресурс] / Slideshare.. – Режим доступа: https://www.slideshare.net/ssuser156140/vichy-digitalproposal (дата обращения: 12.01.2017).
80. What wrinkles? As Reese Witherspoon, Keri Russell and Mihelle Monaghan [Электронный ресурс] / Dailymail. – Режим доступа: http://www.dailymail.co.uk/femail/article-3506682/What-wrinkles-Reese-Witherspoon-Keri-Russell-Michelle-Monaghan-turn-big-4-0-beauty-experts-tell-FEMAIL-skin-glowing-40s-beyond.html, свободный (дата обращения:18.03.2017).
81. 6 surprising trends shaping the future of pharma [Электронный ресурс] / TMF. – Режим доступа: http://medicalfuturist.com/6-surprising-trends-shaping-the-future-of-pharma/, свободный (дата обращения: 03.11.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ