Введение 3
Глава 1. Творческий путь автора романа «1Q84» Харуки Мураками и результаты локализации его произведений. 5
1.1. Творческий путь Харуки Мураками 5
1.2. Культурные аспекты в произведениях Харуки Мураками в рамках современной Японии 11
Глава 2. Анализ прочтения произведения Харуки Мураками «1Q84» 21
2.1. Харуки Мураками и его отражение альтернативной культуры Японии в произведении 1Q84 21
2.2 Анализ критики, научных статей и прочих видов текстов на предмет аллюзий в романе «1Q84» 26
2.3. Параллели с романом Джорджа Оруэлла «1984» 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение №1. Аллюзии в романе «1Q84» на классическую музыку 50
Приложение №2. Аллюзии в романе «1Q84» на современную популярную музыку 53
Приложение №3. Аллюзии в романе «1Q84» на джаз. 54
Харуки Мураками является одним из известных и читаемых как в своей стране, так и за ее пределами современным писателем Японии.
Работы, посвященные творчеству Харуки Мураками, в большинстве своём носят литературоведческий характер, именно по этой причине исследователи стремятся либо к анализу всех произведений Мураками сразу, либо к подробному анализу одного текста.
Данная работа рассматривает одно из последних изданных произведение Харуки Мураками «1Q84» — трехтомный роман, который в русском издании имеет подзаголовок «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре». Начало романа было издано в Японии 28 мая2009 года в двух томах, а стартовый тираж книги был раскуплен полностью в первый же день продаж. В мае 2010 года в свет выходит 3-й том книги, который также моментально становится бестселлером.
Одной из основных тем романа является тема религиозных сект. Впервые Мураками затрагивает вопрос причин порождения подобного рода культов в своей документальной книге «Подземка», однако в романе «1Q84» ответ на этот вопрос обретает определенную сюжетную форму.
В повествовании использован образ «гиляков»— малой народности российского Дальнего Востока. Для описания их быта и национальных черт автор неоднократно ссылается на книгу «Остров Сахалин» Антона Павловича Чехова. Интерес к этому уникальному народу, очевидно, зародился у Мураками во время его путешествия на Сахалин в 2003 году, что и обуславливает актуальность темы данной работы.
Настоящая работа посвящена интертекстуальному анализа романа Мураками «1Q84», который будет произведен при помощи использования критических статей и научно-исследовательских текстов.
В качестве цели данной работы выступает исследование вариантов прочтения романа Харуки Мураками «1Q84».
Для того, чтобы достичь поставленной цели, в процессе исследования, необходимо будет решить следующие задачи:
1. обозначить основные моменты в творческом пути Харуки Мураками
2. исследовать локализацию произведений Мураками в культурном ландшафте современной Японии;
3. проанализировать статьи и рецензии, посвященные роману Мураками «1Q84» на предмет отсылок к различным культурным аспектам, таким как музыкальные и литературные произведения, кинофильмы и т.д;
4. провести сравнительную аналогию с романом Джорджа Оруэлла 1984.
Основным методом является анализ отрывков из трёх томов романа «1Q84» на русском языке и их сопоставление с материалом критических статей и научных исследований романа на предмет отсылок к различным культурным единицам, таким как кино, музыкальные и литературные произведения.
Материалом исследования выступают роман Харуки Мураками «1Q84», а также тексты критических рецензий и научно-исследовательских работ, посвященных данному произведению.
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что ранее не было предпринято попыток структурированно обозначить отсылки к различным единицам киноискусства, литературы и музыки.
Структура работы. Работа состоит из:1) введения, 2) теоретической главы, в которой рассматриваются ранние работы Харуки Мураками и способы локализации произведений японского писателя в Японии, 3) заключения, в котором подводятся итоги проведенной работы.
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
Харуки Мураками бесспорно является одним из самых именитых японских писателей современности. Большинство его произведений становились бестселлерами - "Охота на овец", "Норвежский лес", "Хроники заводной птицы", "Кафка на пляже" и, конечно же, «1Q84». На протяжении нескольких лет, Мураками пророчат номинацию на Нобелевскую премию в области литературе.
В своем творчестве японский писатель Харуки Мураками затрагивает самые актуальные вопросы современного японского общества, умело играя с различными литературными жанрами, такими как научная фантастика, детектив и антиутопии. Темы произведений Муракамиочень разнообразны, однако среди них можно выделить несколько основных, которые прослеживаются через весь творческий путь Мураками: разрушение традиций, тема музыки и тема любви и смерти.
Действие романа «1Q84»разворачивается в мире параллельного города Токио в «оруэлловском» 1984 году, где несколько судеб переплетаются между собой под аккомпанемент «Симфониетты» Леоша Яначека.
Мир «1Q84» – особый мир, где все и вся оказывается не тем и не теми, чем кажутся на первый взгляд. Настоящая профессия Аомамэ - киллер, которая держит в своих руках судьбы и жизни ужаснейших насильников и маньяков; преподаватель математики в колледже на самом деле является талантливейшим писателем, а маленькая девочка-писатель, лауреат престижной литературной премии больна дислексией, по причине которой она не способна связано написать ни одного абзаца. Под небом, на котором висят две луны, эти трое оказываются связаны хитросплетением прошлых и нынешних (а то и будущих) обстоятельств и вовлекают в эту орбиту еще несколько ни о чем не подозревающих участников многослойного, сложносочиненного действия. И за всем происходящим неотрывно наблюдают LittlePeople, «Маленький Народец», образ которого Мураками списал либо с одной из самых знаменитых сказок Великобритании 1952 года «Добывайки», либо с сибирских гиляков. Однако «Маленький Народец» так и не раскрыл своей истинной сущности.
Роман изобилует множественными отсылкам к различным культурным единицам западной и японской культур. Первостепенными являются отсылки к музыкальным произведениям различных жанров, на которых Мураками делает особый акцент. Также, писатель не забывает и об аллюзиях на художественные фильмы и литературные произведения.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что роль Харуки Мураками как мастера и посредника межкультурной коммуникации особо велика. С помощью различных аллюзий он открывает своим читателям из различных концов света культурные достижения стран мира, а также рассказывает об особенностях современного японского общества. Благодаря произведениям японского писателя происходит акт сближения народностей, путём понимания особенностей культур различных стран мира так, как это понимает сам Мураками.
Таким образом, цель, поставленная в начале работы, достигнута, и, задачи по ее достижению решены в полном объеме.
1. Мураками Х.1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Кн. 1: Апрель –июнь / Харуки Мураками; [пер. с яп. Д.В. Коваленина]. М.: Эксмо, 2012. 576 с.
2. Мураками Х. 1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Кн. 2: Июль - сентябрь / Харуки Мураками; [пер. с яп. Д.В. Коваленина]. М.: Эксмо, 2012.544 с.
3. Мураками Х. 1Q84. Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре. Кн. 3: Октябрь - декабрь / Харуки Мураками; [пер. с яп. Д.В. Коваленина]. М.: Эксмо, 2012.512 с.
II. Научная литература
4. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры / пер.: М.Н.Корнилов, Е.М.Лазарева, В.Г.Николаев. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2014. 256 с.
5. Боева С.А. Творчество Харуки Мураками в условиях глобализации межкультурной коммуникации. Диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Дальневосточный государственный университет, Владивосток, 2009. 156 с.
6. Боева С.А. Харуки Мураками как мастер межкультурной коммуникации. Журнал «Вестник оренбургского государственного университета», издательство: Оренбургский государственный университет (Оренбург), 2008. С. 4 – 9.
7. Бунин С. Мой кумир – Достоевский. Интервью с Х.Мураками. Газета «Труд» № 168, 11 Сентября 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trud.ru/article/11-09-2003/61798_xaruki_murakami_moj_kumir--dostoevskij.html [Дата обращения 20.03.2017].
8. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный (в 2 т.) М.: Альфа, 2015. – т. 2, 360 с.
9. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М.: Наука, 2015. 264 с.
10. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления // M.: Логос. 2016, № 4. 177 с.
11. Мураками назвал главные опасности современного мира. Газета «Известия», Москва, 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/452755 [Дата обращения 09.02.2017].
12. Иконникова Е. А. Россия, Япония и Китай в романе Мураками Харуки «1Q84», 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/images/stories/2013/article-2013-ikonnikova_e_a.pdf [Дата обращения 14.12.2016].
13. История Японии. Т. II. 1868 – 1998. / Ред. Жуков А.Е. М.: Институт востоковедения РАН, 2015. 703 с.
14. Иткин B. Я пытался танцевать Мураками. Интервью с Д.Ковалениным. Сайт о японской культуре «Виртуальные суси» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.susi.ru/HM/interkov/ [Дата обращения 20.03.2017]
15. Кельтс Р. Там внизу, в темноте. Интервью с Х.Мураками.Публ. ежемесячник «Кансай Тайм-аут», Осака, ноябрь 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.susi.ru/HM/int2.html [Дата обращения 20.03.2017].
16. Коваленин Д. Суси-нуар. Занимательное муракамиедение. М.: изд-во Эксмо, 2014. 608 с.
17. Культурология. ХХ век.: Энциклопедия. / Гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит. СПб.: Университетская кн., 2014. 445 с.
18. Леви-Строс К. – Структурная антропология. / Пер. с фр. В.В.Иванова. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. 512 с.
19. Леонтьев К.Н. Средний европеец как орудие всемирного разрушения. // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. М.: Эксмо, 2012. 895 с.
20. Лепехов С.Ю., Лепехова Е.С.: Мир буддийских идей и монашество в классической японской литературе. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, 2013. 321 c.
21. Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ., отв. ред. и предисл. В.В.Зверевой. Послесл. В.А.Подороги. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2015. 339 с.
22. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и (новый) консерватизм. М.: Искусство, 2011. 264 с.
23. Мещеряков А.Н. Быть японцем. История, поэтика, сценография японского тоталитаризма. М.: Наталис, 2013. 592 с.
24. Новая технократическая волна на Западе. / Сост. и вступ. ст. Гуревича П.С. М.: Прогресс, 2016. 450 с.
25. Оруэлл Д. «1984» и эссе разных лет. Роман и художественная публицистика. Пер. с англ., сост. В. С. Муравьев; предисл. А. М. Зверева; ком-мент. В. А. Чаликовой. М.: «Прогресс», 1989. 357c.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=7Dr6AgAAQBAJ&pg=PA357&lpg=PA357&dq=%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%8D%D0%BB%D0%BB+%D0%BC%D0%BE%D1%8F+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0+%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0&source=bl&ots=ZeM8zsuRa0&sig=PcFtgXTa_OCHadRegOmebNk3uQ8&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwicmez6sprUAhWwbZoKHYuNDL4Q6AEIOzAD#v=onepage&q=%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%8D%D0%BB%D0%BB%20%D0%BC%D0%BE%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0&f=false[Дата обращения 20.03.2017].
26. Оруэлл Д. «1984», «Скотный двор». Пер. С англ. В. Голышева, Л. Беспаловой. М.: АСТ, 2014. 361 с.
27. Официальный сайт Харуки Мураками. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.harukimurakami.com [Дата обращения 20.03.2017].
28. Рубин Д. Харуки Мураками и музыка слов. / Пер. с англ. А.Шульгат. Спб.: Амфора, 2014. 430 с.
29. Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры. / Ред. Р. Дэвис, О.Икэно. М.: АСТ: Астрель, 2016. 317 с.
30. AmitranoG. andAmitranoG. BooksWithinBooks: LiteraryReferencesinMurakamiHaruki'sFiction, 2015.P. 201 – 220. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/24615100?seq=1#page_scan_tab_contents[Датаобращения 13.11.2016].
31. Anderson S. The Fierce Imagination of Haruki Murakami (The New York Times Magazine), 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nytimes.com/2011/10/23/magazine/the-fierce-imagination-of-haruki-murakami.html [Дата обращения 17.03.2017].
32. Azuma H. Otaku: Japan’s Database Animals. / Translated by J.E.Abel and Sion Kono. TheUniversityofMinnesotaPress, 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mogami.neocities.org/files/otaku.pdf [Дата обращения 17.03.2017].
33. Baxter C. Behind Murakami’s Mirror, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nybooks.com/articles/2011/12/08/behind-murakamis-mirror/ [Дата обращения 17.03.2017].
34. Ehrlich L. B. Welcome to the Weird, Wonderful World of ‘1Q84’, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.thecrimson.com/article/2011/11/29/leannas-genius-1q84-review/ [Дата обращения 17.03.2017].
35. Elis T. Questioning Modernism and Postmodernism in Japanese Literature. // Japanese Encounter with Postmodernity. / Eds. Johann Arnason and Yoshio Sugimoto. – New York: Columbia UP, 1995. 303 p.
36. Fischer M. Murakami tells a great story in Orwellian 'IQ84', «Journal Sentinel», 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.jsonline.com/entertainment/arts/murakami-tells-a-great-story-in-orwellian-iq84-132346973.html [Дата обращения 09.02.2017].
37. Flood A. Murakami reveals Orwell and Aum as twin inspirations for new novel, «The Guardian», 2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/books/2009/jun/26/murakami-orwell-aum-novel [Дата обращения 09.02.2017].
38. Gallardo P., Russell E. Yesterday's Tomorrows: On Utopia and Dystopia, 2014. P. 307 – 321.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=opYxBwAAQBAJ&pg=PR7&lpg=PR7&dq=Yesterday%27s+Tomorrows:+On+Utopia&source=bl&ots=Tk5Jfa71On&sig=hSyj-uuvhh0QADK83mkCTjAILLI&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjNq5yp7JDUAhViGZoKHUxoD98Q6AEIWDAH#v=onepage&q=Yesterday's%20Tomorrows%3A%20On%20Utopia&f=false [Дата обращения 09.02.2017].
39. Karatani K.: Murakami Haruki’s landscape // Murakami Haruki Studies, 01. / Eds. YoshikiKuritsubo and TeruhikoTsuge. Tokyo: WakakusaShobo,1999.
40. Meslow S. Your literary playlist: A guide to the music of Haruki Murakami, 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://theweek.com/articles/444246/literary-playlist-guide-music-haruki-murakami [Дата обращения 14.12.2016].
41. Murakami F. Postmodern, feminist and postcolonial currents in contemporary Japanese culture: A reading of Murakami Haruki, Yoshimoto Banana, Yoshimoto Takaaki and Karatani Kojin. New York: Routledge, 2005.
42. Poole S. 1Q84 by Haruki Murakami – review, 2011.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/books/2011/oct/18/haruki-murakami-1q84-review [Дата обращения 14.12.2016].
43. Seats M. Murakami Haruki: The Simulacrum in Contemporary Japanese Culture, Lexington Books, 2006. 365 p.
44. Strecher M. Dances With Sheep: The Quest of Identity in the Fiction of Murakami Haruki. Center for Japanese Studies, University of Michigan, 2002. 234 p.
45. Strecher M. Magical Realism and the Search for Identity in the Fiction of Murakami Haruki. // Journal of Japanese Studies, Vol. 25, No. 2., 1999.
46. Suter R. The Japanization of Modernity: Murakami Haruki between Japan and the United States. - Harvard University Asia Center, 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/40540316?seq=1#page_scan_tab_contents [Дата обращения 01.12.2016].
47. Takagi Ch. From Postmodern to Post Bildungsroman from the Ashes: An Alternative Reading of Murakami Haruki and Postwar Japanese Culture, The University of North Carolina, 2009. 271p.
48. Thorne M. 1Q84 by Haruki Murakami: review, 2011. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk/culture/books/bookreviews/8840858/1Q84-by-Haruki-Murakami-review.html [Дата обращения 14.12.2016].