Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Фотографические материалы и их использование в периодических изданиях
1.1. Жанры фотожурналистики
и их функциональные особенности
1.2. Основные типы взаимодействия фотографических материалов
и журналистского текста ………………………………………….…..17
1.3. Использование жанров фотожурналистики
в глянцевых развлекательных журналах
Глава II. Фотографические и текстовые материалы
в глянцевых развлекательных изданиях ………………………...……...33
2.1. Специфика развлекательных
периодических изданий………………………………………………..33
2.2. Фотографические материалы
в периодическом издании «Esquire»
2.3. Фотографические материалы
в периодическом издании «GQ»
Заключение
Список использованной литературы
В выпускной квалификационной работе проанализированы аспекты взаимодействия текстовых и визуальных материалов, которые встречаются на страницах современных развлекательных периодических изданий.
Актуальность темы данной работы очевидна. На сегодняшний день невозможно представить современные периодические печатные издания, а также интернет издания, без визуального сопровождения. Фотографии и иллюстрации различных видов и жанров бросаются в глаза со страниц газет, журналов и сайтов, привлекая и задерживая внимание читателей на текстовых материалах. Пролистывая страницы современных изданий, заинтересовавшись снимком, мы останавливаем свой взгляд на материале, чтобы прочитать текст и узнать больше информации.
В настоящее время, фотографии в текстах являются не просто обычным дополнением к материалам, но также и одним из способов передачи актуальной информации для читателей различных изданий. При помощи разнообразных взаимодействий фотографий и текстов в некоторых случаях иллюстрация может полностью заменить текст, предоставив гораздо больше информации, либо расширить материал на столько, на сколько это возможно.
На самых ранних стадиях развития визуализированных материалов, на страницах различных газет и журналов, иллюстрации не несли особой информационной нагрузки, но благодаря техническому прогрессу простые в исполнении для печати карикатуры и гравюры, которые использовались ранее до появления современных фотографий, получили достойную замену. Уже сегодня сложно представить печатное издание без грамотного фотосопровождения. Фотографии берут на себя роль заголовков для привлечения внимания читателей.
Газеты, журналы и интернет версии современных изданий без грамотного визуального ряда выглядят скучными и блеклыми, с такой концепцией они не способны конкурировать с изданиями, у которых имеется множество иллюстративных материалов, потому что на сегодняшний день люди доверяют материалам, подкрепленным фотографиями, таким образом, они легче воспринимают информацию.
Из-за разнообразия видов фотографии в современных средствах массовой информации были выделены различные жанры фотожурналистики, благодаря которым каждый материал дополняется полноценной визуальной информацией. Так же стоит отметить, что изобилие фотографических материалов в журналистских работах подразумевает и развлекательный характер, так, к примеру, в научных статьях будет использоваться столько иллюстраций, сколько потребуется для понимания смысла статьи или же иллюстрации могут вовсе отсутствовать.
Во всех современных изданиях используются самые различные способы передачи визуальной информации, следовательно, развитие фотографии не стоит на месте и поэтому данное исследование вносит свой определенный вклад в изучение современной фотографии.
Объект исследования — взаимодействие текстовых и визуальных материалов в современных развлекательных периодических изданиях.
Предмет исследования — способы передачи информации, которые используются журналистами глянцевых периодических изданий «GQ» и «Esquire».
Цель исследования нашей работы состоит в обнаружении и тщательном анализе изменений взаимодействий текстовых и визуальных материалов, обнаруженных на страницах периодических глянцевых изданий «GQ» и «Esquire».
Цель исследования и постановка проблемы определили следующий ряд задач:
1. Определить, какие виды фотографий существуют в настоящее время;
2. Определить, какие функции несут фотографии на страницах изданий;
3. Рассмотреть основные типы взаимодействия текстовых и фотографических материалов;
4. Вычленить и проанализировать жанр фотографии, который наиболее популярен в современных развлекательных изданиях на сегодняшний день.
Методологическую основу данного исследования составляют теоретические разработки С. В. Захарова , В. М. Березина , Д. Г. Акчурина , М. И. Холмова , М. Н. Кима , В. И. Ворона и др.
Эмпирической базой исследования являются материалы, опубликованные в глянцевых периодических изданиях «GQ» и «Esquire» в период с 2010 по 2016 год. Данный период был выбран, потому что изменения в развитии визуальных материалов будут наиболее заметны, если рассматривать примеры в течение длительного времени. Выборка материалов - случайная.
Гипотеза исследования состоит в том, что роль визуальных материалов в периодических изданиях с течением времени только возрастает, поскольку применение визуальных материалов может менять структуру и формы подачи текстовой информации.
Использованы следующие методы научного анализа: исторический, системный, структурно-функциональный, сопоставительный, комплексный, контент-анализ. В данной работе будет применен синтез, так как информация из различных источников будет объединяться. Также будет использовано обобщение – непосредственное сопоставление и сравнение текстов и визуальной информации.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Роль иллюстраций в периодических изданиях с момента их появления в средствах массовой информации значительно возросла. Этот процесс привёл к формированию журналистских фотографических жанров, которые различаются своими определёнными функциями. С развитием технологий жанры фотожурналистики начали подвергаться процессам конвергенции, также, как и текстовые журналистские жанры. Жанровые особенности нивелируются, а сами произведения эволюционируют, приобретая несвойственные им черты.
На основе анализа материалов, опубликованных в глянцевых развлекательных периодических изданиях «Esquire» и «GQ» можно сделать следующие выводы: в настоящее время в российских версиях данных изданий фотографические материалы широко используются для иллюстрации текстовых материалов, а также в качестве самостоятельных журналистских материалов. Чаще всего фотографические материалы лишь дополняют журналистский текст, но число самостоятельных снимков и снимков, противоречащих содержанию текста, также велико. В связи со склонностью данных изданий к образности и иносказательности, можно предположить, что количество подобных снимков со временем будет только расти.
Самым распространённым и востребованным жанром фотожурналистики в рассмотренных изданиях является фотоочерк, в частности портретный. Он используется как дополнение к текстовому материалу, так и в качестве самостоятельного материала. Выбор данного жанра обусловлен тем, что он склонен абстрагироваться от фактов, отражая явления во всей его совокупности путём использования художественных образов. Два других жанра, которые чаще остальных используются в рассмотренных изданиях – это фотозарисовка, также склонная к образности, и фотозаметка, передающая факты действительности. Данные фотографические материалы преимущественно применяются в качестве дополнения к тексту.
Также стоит отметить, что в современных развлекательных изданиях сложно обнаружить фотографические материалы, которые будут обладать всеми жанровыми особенностями, присущими какому-либо жанру фотожурналистики. Многие из рассмотренных портретных фотоочерков можно причислить к данному жанру лишь номинально, за счёт косвенных признаков.
Фотографические материалы, как и ранее, выполняют в основном сопутствующую иллюстративную функцию, демонстрируют читателю факты действительности. Они дополняют тексты, но благодаря развитию фотографической и компьютерной техники, достоверность фотографий ставится под вопрос. В связи с этим фотографии начинают использоваться больше в качестве оформительских материалов, которые необходимы не для того, чтобы информировать читателя о фактах действительности, а для того, чтобы создавать настроение и передавать эмоции. При этом достоверные фотографии сами выступают в качестве самостоятельных журналистских материалов, они сопровождаются небольшими текстовыми пояснениями, но в целом доминируют над текстом. Есть основания полагать, что в будущем данные процессы будут лишь усиливаться в средствах массовой информации, в общем, и в развлекательных глянцевых изданиях, в частности. Художественные фотографии и обработанные при помощи компьютера фотографические материалы будут использоваться для оформления и дополнения журналистских текстов, чтобы формировать у читателей определённое настроение. Достоверные фотографические материалы информационных жанров будут приобретать черты жанров художественных и выступать в качестве самостоятельных журналистских материалов, доминируя над текстом.
1. Акчурин Д. Г. Основы современной фотожурналистики: учеб. пособие. - Казань: Казан. ун-т., 2012.
2. Бакулин О.А., Семова Л.В. (ред.) В мастерской фотожурналиста, М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011.
3. Балмаева С. Д., Многозадачное поколение, дефицит внимания и конвергенция / С. Балмаева // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика - Екатеринбург, 2011.
4. Березин В. М. Фотожурналистика: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ / В. М. Березин. - Москва: РУДН, 2006.
5. Боно де Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. – М., 1976,
6. Вартанова Е. Л., Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс. 2003.
7. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». - М.: Факультет журналистики. 2012.
8. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург, 2013.
9. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2005.
10. Гуревич С.М., Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004.
11. Качкаева А. Г., Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. Под ред. А.Г. Качкаевой – М.: Аспект Пресс, 2010.
12. Ким М. Н., Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
13. Ким М. Н., Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
14. Кройчик Л. Е., Система журналистских жанров //Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. Вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - Спб.: Знание. 2000.
15. Лукина М. М. (ред), Интернет – СМИ: теория и практика. Учебное пособие/ М.М. Лукина. - М.: Аспект Пресс, 2010.
16. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека / Пер. с англ. В. Николаева, закл. статья М. Вавилова. М., 2003.
17. Межельская, Е.Л.Редакторская подготовка фотоизданий. Учебное пособие / Е.Л. Межкльская – М.:Аспект Пресс, 2005.
18. Тертычный А. А., Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. – СПб: Аспект-Пресс, 2006.
19. Холмов М. И., Художественно-публицистические жанры газеты: очерк, фельетон: Учеб.-метод. пособие для студентов заоч. отд-ния журналистики / ЛГУ им. А.А. Жданова, Фак. журналистики. - Л: Б. и., 1988.
Статьи
1. Багаутдинов А. Р., Конвергенция: подходы, мнения и реальность // Мультимедийная журналистика Евразии - 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада: Материалы научно-практической конференции, Казань, 5-6 декабря 2007 года. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007.
2. Вартанова Е. Л., К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова// Информационное общество. - 1999. - Вып. 5.
3. Дыко Л. Что же такое фотоочерк // Сов. фото. 1970. № 8.
4. Луканова М. В., Текст СМИ и конвергенция / Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2006. - Вып. 20.
5. Хелемендик В. С., Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ // Проблемы современного образования - 2013 - №3.
Интернет-ресурсы
1. Долгова Ю.А. Социальный феномен глянцевых журналов в культуре потребления молодежи: Часть автореферата диссертации канд. социол. наук. [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialnyi-fenomen-glyantsevykh-zhurnalov-v-kulture-potrebleniya-molodezhi (режим доступа – свободный, дата обращения 01.05.2016).
2. Единая коллекция ЦОР [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/988/60988/30800?p_page=2 (режим доступа – свободный, дата обращения 22.04.2016).
3. Захаров С. В., Жанры региональной фотожурналистики. [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / С. В. Захаров, И. Ю. Мясников; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет, Институт дистанционного образования. - Томск: ТГУ, 2010.
4. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/1777 (режим доступа – свободный, дата обращения 24.04.2016).