ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ДЕТЕКТИВ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЖАНР КИТАЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 10
1.1 Китайская современная литература 10
1.2 Становление китайского детективного романа 17
1.3 Жанровые разновидности китайского детективного романа 20
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. МАЙ ЦЗЯ — СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ 28
2.1 Детство и юность писателя 28
2.2 Зрелые годы автора 29
2.3 Жанровая специфика в детективах Май Цзя 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 33
ГЛАВА 3. ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН МАЙ ЦЗЯ «ДЕШИФРОВКА» 34
3.1 Сюжетная линия романа 35
3.2 Особенности структуры и повествования 37
3.3 Жанровые особенности «Дешифровки» 40
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 43
ГЛАВА 4. ХАРАКТЕР РАССЛЕДОВАНИЯ В РОМАНЕ «ЗАГОВОР» 44
4.1 Особенности сюжетной детективной линии в романе 45
4.2 Структура романа 47
4.3 Жанровые особенности в романе «Заговор» 49
4.4 Образы героев романа 53
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4 58
ГЛАВА 5. ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН МАЙ ЦЗЯ «ШУМ ВЕТРА» 59
5.1 Сюжетная линия романа 59
5.2 Жанровые особенности романа 62
5.3 Структура романа 64
5.4 Специфика героев романа 66
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 5 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЯ 73
Китайская литература является одной из наиболее богатых и древних литератур в мире, которая охватывает тысячелетия. Она включает в себя множество жанров и форм, таких как поэзия, проза, трактаты, романы и др. Китайская литература отражает традиции и менталитет народа, исторические события, социальные нормы и ценности, а также философские и религиозные убеждения. Изучение китайской литературы помогает нам лучше понять культуру и историю Китая, а также расширить свой кругозор и понимание мира в целом. Современная китайская литература является продолжением богатой истории и заслуживает огромного внимания, из-за своего немалого вклада в развитие мировой литературы. Многим замечательным авторам, в том числе авторам детективов, уделяют внимание читатели из разных стран.
Май Цзя (^.Ж-, 1964 г.р.) — одна из самых значительных фигур в современной китайской литературе, в настоящее время им издано шесть романов и восемь сборников рассказов. По многим его романам сняты фильмы, а также сериалы, сценаристом некоторых являлся даже сам автор. Писатель дважды получал одну из самых престижных литературных премий в Китае — премию Мао Дуня, которая проводилась в шестой раз в 2005 и в седьмой раз 2008 году. Романы Май Цзя создали особый жанр «романов о работе спецслужб и разведки» (#'^4'4&, тэ цин сяо шо) или «новых интеллектуальных романов» (ffi^fi'i'l^, синь чжи ли сяо шо). Помимо построения интересного сюжета в своих произведениях, автор также использует свой уникальный способ повествования. Несмотря на это Май Цзя остается недостаточно исследован в российском китаеведении. Так, ему посвящены лишь две статьи Лашина Романа Сергеевича: «Художественное своеобразие творчества Май Цзя» [Лашин, 2020] и «Май Цзя — некитайский китайский писатель» [Лашин, 2022]. Таким образом, новизна работы обусловлена тем, что особая специфика детективного романа на материале произведений Май Цзя не являлась предметом специального изучения ни в западном, ни в отечественном литературоведении...
Рассмотрев детектив в контексте современной китайской литературы, мы выясняли, что на становление этого жанра в Китае повлияло множество причин, после чего детективный роман начал активно развиваться на территории страны. Основной первопричиной возникновения этого жанра стало проникновение в Китай зарубежных текстов, в частности европейских детективных романов: читатели были заинтересованы в иностранных произведениях, таких авторов как Артур Конан Дойль, Эдгар По, Морис Леблан и др. Западные детективные романы внесли новые элементы в китайский детективный жанр, включая более сложные загадки, использование научных методов и новых технологий для расследования преступлений, а также более глубокое изучение психологии персонажей. По этой причине китайские произведения во многом схожи c европейскими, однако отличительные причины также присутствуют: романы все еще сохраняют свою уникальность и часто отражают культурные и социальные особенности Китая.
Произведения таких выдающиеся современные писателей, как Май Цзя, пользуются огромной популярностью как внутри Китая, так и за его пределами. Большая часть произведений автора посвящена шпионам, разведке, взлому кодов в то или иное военное время. Автор не зря выбрал данную тематику, на это его подтолкнула продолжительная служба в армии, а также работа в смежной сфере. Таким образом, благодаря своим профессиональным знаниям, он до малейших деталей описывает разведку и ее техническую составляющую.
В данной работе мы рассмотрели жанровую стратегию автора на примере трех романов: «Заговор», «Дешифровка» и «Шум ветра». Каждое произведение по-своему уникально, но также и имеет схожие черты.
Что касается жанра, то в каждом романе его определить достаточно сложно, поэтому мы рассматриваем романы c точки зрения жанровой стратегии. Жанровая стратегия каждого произведения отличается. В «Заговоре» мы видим несколько частей, которые написаны каждая в своем жанре: то это любовная драма, наполненная диалогами, то письмо c множеством метафор, то эссе в виде повествования от лица трупа. «Дешифровку» можно отнести не только к жанру шпионского детективного романа, а также к жанру философского триллера: постоянные переживания главного героя, его мысли о жизни, о том, как завоевать уважение людей — все это мысли и самого автора, которые он, несомненно, спроецировал на Жун Цзиньчжэня. «Шум ветра» является олицетворением классического детектива, который также совмещает черты шпионского детектива. В этом романе мы видим типичную ситуацию «закрытой комнаты».
Структурные особенности всех произведений также индивидуальны. В романе «Заговор» нами было отмечена структура «картотеки» — каждая глава просвещена определенному персонажу и его истории, связанной c подразделением 701. «Дешифровка» состоит из интервью разных героев на тему Жун Цзиньчжэня, а также его личных записей: читатель может увидеть главного героя со всех сторон, такая структура придает объемность произведению. Структура «Шума ветра» немного схожа c структурой «Дешифровки». Две главы: «Восточный ветер» и «Западный ветер» и два повествующих лица: Ли Нинъюй и Гу Сяомэн, которые рассказывают историю по-своему.
К сходствам можно отнести: тему повествования — все три произведения рассказывают читателю о разведке и взломе кодов в военное время; героев c выдающимися способностями — A Бин, Хуан Ии, Жун Цзиньчжэнь, Ли Нинъюй и другие — каждый из героев обладает определенным талантом: будь то острый слух, математические способности или хорошая смекалка. Но стоит отметить, что в «Заговоре» и «Дешифровке» у героев есть определенные недостатки, связанные c психологическими проблемами, а в романе «Шум ветра» герои сильны как внешне, так и внутренне. Также как одну из схожих черт можно считать личность автора: каждый роман начинается c слов «я- рассказчика» (которым является сам автор), который берет интервью у героев, изучает историю и дает свои комментарии. Романы «Заговор» и «Дешифровка» имеют связь в виде подразделения 701: в каждом из произведений герои работают в этом месте и разгадывают секретные коды.
Май Цзя в своих детективных произведениях использует разные жанровые стратегии, которые плавно перетекают из одной в другую. Стратегия детектива становится основой для сложной постмодернистской игры автора и читателя, посредством которой вводятся разнообразные повествовательные модели. Таким образом, романы Май Цзя в своем роде индивидуальны, а также можно говорить о том, что современный детектив рассматриваемого нами автора представляет собой смешение различных жанровых стратегий.
1. Май Цзя. Заговор / Май Цзя. Санкт-Петербург: Гиперион, 2016. 400 с.
2.Май Цзя, Дешифровка/ Май Цзя. Пекин: Чжунго циннянь чубаньшэ, 2004. 279 c.]
3. Май Цзя, Шум Ветра/ Май Цзя. Санкт-Петербург: КАРО, 2020. 349 с.
4. Алексеев, В.М. Труды по китайской литературе / В.М. Алексеев. Москва: Наука, 2002. - 574 с.
5. Алепко, А.В. Духовные основы традиционной китайской литературы: история и современность / А.В. Алепко, Г. А. Бондарь // Ученые заметки ТОГУ 2019. Т. 10, № 4. С. 424-427.
6. Ахманов, О.Ю. Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда: специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ахманов Олег Юрьевич. Казань, 2011. 161 с.
7. Барт Р Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р.Барт. Москва: Прогресс, 1994. 426 с.
8. Бахтин М.М. Эпос и роман / М.М.Бахтин. СПб: Азбука, 2000. - 304 с.
9. Вольский Н.Н. Дело о «детективе без берегов». «Теоретические» споры о детективе и их практические результаты / Н.Н. Вольский // Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, 2006. С. 173-277.
10. Воскресенский, Д.Н. Литературный Китай в XVII веке: Судьбы истории, философии и социального бытия китайской классической литературнохудожественной традиции. / Д.Н. Воскресенский, А.Д. Воскресенский. Москва: АспектПресс, 2009. 174 с.
11. Воскресенский, Д.Н. Литературный мир средневекового Китая: китайская классическая проза на байхуа: собрание трудов / Д.Н. Воскресенский. Москва: Просвещение, 2006. 662 с.
12. Ефименко А. Деконструкция жанрового кода детектива в романах А. Роб- Грийе «Проект революции в Нью-Йорке» и Ж. Эшноза «Высокие блондинки» / Ефименко А. // Материалы 76-й научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ Минск: РИВШ, 2019. С. 41-44.
13. Желоховцев А. Н. Современная литература / А.Н. Желоховцев // Духовная культура Китая: энциклопедия в 3 т. Т. 3: Литература. Язык и письменность. М., 2008. 146 с.
14. Захарова Н. В. Детектив в Китае в начале ХХ в. // Поэтика зарубежного классического детектива // Коллективный сборник. Ин-т мировой литературы им. М. А. Горького РАН, 2019. С. 258-268.
15. Захарова Н. В. Христианские миссионеры и западная литература в Китае // Проблемы литератур Дальнего Востока: сб. материалов VI Международной научной конференции. СПб: Студия НП-Принт, 2014. - Т II. С. 210-215...64