ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗРАСТОСООБРАЗНОГО И ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Возрастосообразный подход в научной и психолого-педагогической литературе 8
1.2. Интегративный подход в дошкольной педагогике 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 19
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗРАСТОСООБРАЗНОГО И ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Результаты изучения возрастосообразного и интегративного подходов 32
2.3. Методические рекомендации по использованию возрастосообразного и интегративного подходов во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Актуальность исследования заключается в том, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) успешный современный человек определяется ориентированностью на знания и применение новейших технологий, активный жизненный принцип, указание на рациональность проектирования собственного будущего и использования своего времени, результативное общественное взаимодействие, здоровый и безвредный тип бытия. Поэтому необходимо изменить взаимодействие воспитателя с детьми, осмыслить новые цели в этой работе, принять и освоить новые интерактивные формы [33, 15].
Существование человека, а так же его формирование в период любого возраста имеет самостоятельную значимость, как с позиции педагогики, так и позиции субъекта. Тем не менее, некоторые ученые рассматривают возрастной этап перед началом физической и особо индивидуальной взрослости лишь как подготовка к предшествующей возрастной поре. Что соответственно приведет к не правильному истолкованию значения развития,лишь как подготовить человека к жизнедеятельности.
Особенности возраста формируют в комплексе свойства человека: физические, познавательные, интеллектуальные, мотивационные, а так же эмоциональные свойства, присущие большей части людей одинакового возраста. Характеристика тех или иных возрастных групп обусловливается историческим, социальным, культурным изменением, которое свойственно группам, переживающих в одном временном периоде одинаковые явления. Особенность возрастного развития имеется в разнообразных районах и народностях, обусловлено это особенностью национализации, а так же возрастными субкультурами. В соответствии с этим требуется творчество и гибкость в работе образовательного учреждения, и деятельности педагогов и других специалистов, которые решат воспитательные задачи.
Проблема воспитания, которая не решена в определенный возрастной период, возможно, проявится спустя длительное время и вызовет нежелательное изменение в направлении формирования сферы личности человека. По мнению А.А. Болдарева, Б.С. Волкова, А.А. Леонтьева значительно окажет влияние на исходные результаты в воспитании - собственного определения и собственной оценки личности.
Заинтересованность вопросом интеграции в настоящий период возросло. Связано это с тем, что ускоряется научно-технический прогресс, усиливаются интегративные функции в научном развитии, в образовании, в политике, производстве, технике, экономике.
Разнообразные стороны вопроса интегрирования наук как основания разработки интегративного подхода к содержанию образования рассматриваются в работах знаменитых ученых, педагогов, психологов современности, таких, как Э.Б. Абдуллин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, и др.
Психологический механизм интегрированного обучения, а так же воздействие данного обучения на личностное развитие детей объяснимы с концептуальной точки зрения в разделах психофизиологии ( В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и др.) и психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.).
Психологической основой интегрирования является систематичность психических процессов, формирование которых нужно для благополучной реализации деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, фантазия, эмоциональное чувство к занятию, в том числе память и внимание).
Проблема исследования заключается в выявлении значимости возрастосообразного и интегративного подходов во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста.
Противоречие исследования заключается в необходимости использования возрастообразного и интегрированного подходов в воспитании детей дошкольного возраста и недостаточной методической базой реализации данного вопроса.
Цель исследования: изучение возрастосообразного и интегративного подходов и составление методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Объект исследования: возрастосообразный и интегративный подходы во взаимодействии со старшими дошкольниками.
Предмет исследования: интегрированное обучение детей в дошкольном образовательном учреждении как целостная педагогическая система.
Соответственно с проблемой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить возрастосообразный подход в научной и психолого-педагогической литературе.
2. Изучить интегративный подход в дошкольной педагогике.
3. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста
4. Провести исследование по использования возрастосообразного и интегрирование подходов в ДОУ;
5. Рассмотреть результаты исследования и разработать методические рекомендации по использованию возрастосообразного и интегративного подходов во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выдвигается мнение о том, что разработка системы воспитания и обучения в ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик» является целенаправленным при условии учета возрастосообразного и интегративного подходов во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования стали учения в области философии, педагогики и психологии о человеке, как общественном создании, изучающем и изменяющем мир; закономерности педагогики дошкольного образования об активизации образовательной деятельности дошкольников и активности самой личности дошкольника в процессе воспитания, работы В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной и др.
Теоретическим основанием исследования явились работы А.А. Болдарева, Б.С. Волкова, Н.В. Горякиной и др. о психологии общения в детском возрасте; А.А. Леонтьева, С.С. Бычковой и др. об общении с педагогической точки зрения; О.Е. Смирновой об особенностях общения с дошкольниками.
Методы исследования. Для разрешения установленных задач и контроля начальных положений используется объединение следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с детьми и педагогами, родителями; ретроанализ собственной педагогической деятельности; педагогическое моделирование; методы самооценки и экспертной оценки; методы математической статистики, Концепции совершенствования российского образования на период до 2025 года, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, областного Управления образования и науки, ФГОС ДОО.
Практической базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Колокольчик» в городе Губкин, воспитатель Михалева Оксана Леонидовна. Контингент двух групп составляет 46 детей.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы из 36 источников.
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, отмечаются противоречия, выводится проблема, цели и задачи данного исследования.
В первой главе «Основы теоретического изучения возрастного и интегративного подходов в воспитании детей старшего дошкольного возраста» рассматривается необходимость возрастного подхода в воспитании; значение интегративного подхода в дошкольной педагогике, а так же психолого-педагогическая характеристика детей в старшем дошкольном возрасте.
Во второй главе «Практическое изучение возрастосообразного и интегративного подходов во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста» представляются организация, а так же метод исследования; рассмотрены результаты изучения возрастообразного и интегративного подходов; разработаны методические рекомендации по использованию возрастосообразного и интегрированного подходов во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста.
В заключении подведены общие результаты исследований, определены главные выводы, которые подтверждают, что поставленные задачи решены, установлены вопросы, которые требуют дальнейшего изучения.
Воспитательная задача, не решенная в определенном возрасте, может проявиться через длительный период и вызвать нежелательные изменения в направленности развития личностной сферы человека. Это существенно повлияет на конечный результат воспитания - личностное самоопределение, самоосознание и самооценку личности.
В первом разделе «Теоретические основы изучения возрастного и интегративного подхода» мы рассмотрели возрастной подход в воспитании; сущность педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста, а так же интегративный подход в дошкольной педагогике.
В первом разделе курсовой работы мы определили, что возрастосообразный и интегративный подходы в педагогическом взаимодействии понимаются как социальное взаимодействие, которое осуществляется в условиях педагогического процесса и определяется целями развивающего характера по отношению к субъектам взаимодействия; при этом цели такого взаимодействия могут в разной степени осознаваться каждым из субъектов.
Изучая специфику профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, мы склонны к тому, что включение взрослого в процесс общения и совместной детской деятельности необходимо выделить в особый вид педагогического взаимодействия. В этом случае взрослый, регулируя взаимодействие детей, воспринимается его участниками по- разному - как педагог (взрослый, который обучает и корректирует поведение участников взаимодействия), как лидер (он направляет взаимодействие и корректирует действия участников), как равноправный партнер (который может что-либо придумать, помочь, но и подчиниться требованию других участников). Для его обозначения мы считаем правомерным использовать термин педагогическое регулирование взаимодействия детей в группе сверстников.
Необходимо отметить, что интегрированные занятия позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека. Важное условие интеграции - поиск основания для объединения.
Во втором разделе курсовой работы мы выяснили, что важным показателем самосознания детей 5-7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого по- пытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
Интегративное планирование педагогического процесса с дошкольниками отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности. Этому способствует: выстраивание общего смыслового контекста, значимого для детей, установление взаимосвязи между разными видами детской деятельности и разными формами их организации, единство взглядов взрослых на развитие ребенка, учет разных векторов педагогического влияния на развитие детей (непосредственного и опосредованного), объединение усилий всех участников педагогического процесса. Все это позволяет учитывать то, что происходило с детьми раньше, что они уже усвоили, что им предстоит узнать. Различные виды детской деятельности объединяются поставленными задачами, взрослые коллегиально относятся друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности. Логика развития от года к году сохраняется, но обогащается на новой ступени развития детского сообщества и каждого ребенка индивидуально с учетом возраста, времени года, момента педагогического процесса, актуального содержания окружающей действительности, что позволяет решать и спонтанно возникающие нравственные задачи.
Таким образом, поставленные нами задачи мы выполнили, а именно: изучена теория вопроса; доказана важность и актуальность данного вопроса; рассмотрена характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в образовательном процессе; раскрыт интегративный подход в освоении содержания дошкольного образования.
Мы не претендуем на полноту исследования, но полагаем, что тема актуальна, поэтому требует продолжения.
1. Безрукова, В.С. Педагогика/В.С.Безрукова. -Екатеринбург:Деловая книга, 2000. - 600с.
2. Белкина, В.Н. Уровни взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками //В.Н.Белкина.- Ярославский педагогический вестник №3, 2012. - 56С.
3. Бодалев, А.А. Психология общения/А.А.Болдарев. - М.: Воронеж, 2002. - 320с.
4. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников/С.С.Бычкова.- М.: АРКТИ, 2002 .- 296с.
5. Васюкова, Н.Е., Особая компетентность педагога при работе по интегрированной модели развития детей-дошкольников /Н.Е.Восюкова- Самара: СГПУ, 2008. - 211с.
6. Васюкова, Н.Е. Педагогика диалога. Взгляд воспитателя детского сада /Н.Е. Васюкова.- Санкт-Петербург, 2008 - 190с.
7. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте/ Б.С.Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 240с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. - М.:Просвещение, 1999. - 274с.
9. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до 7 лет/Л.Н. Галигузова.- М.: ИНТОР, 1996. - 160с.
10. Горякина, В.П. Психология общения/ В.П.Горякина. - М.: Академия, 2002. - 416с.
11.Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Сборник нормативно-правовых документов в образовании - 2014 - №1 - С. 4-52
12. Ковалев, Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия //Г.А.Ковалев.- Вопросы психологии №3 2001. - 56с.
13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика/С.А. Козлова.- М.: «Академия», 2008. - 416с.
14. Козлова,С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А.Козлова. - М., 1998. - 390с.
15. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста // Л.В. Коломийченко.- Детский сад от А до Я. - 2004. - 76с.
16. Комарова,Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников/Т .С. Комарова. -М.,2005,-127с.
17. Лазарева, М.В. Концептуальная модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях/М.В.Лазарева.- М., 2010. - 241с.
18. Лисина, М.И. Развитие общения у дошкольников / М.И. Лисина. - М.: Педагогика. 1994. - 288с.
19. Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Д. Мацумото. - М., 2008. - 672 с.
20. Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.
21. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками/О.Е.Смирнова.- М.: Академия, 2000. - 160с.
22. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ/Е.А.Сыпченко.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 29 с.
23. Творогова, Н.Д. Общение: диагностика и управление/Н.Д.Творогова.- М.: Смысл, 2002. - 246с.
24. Тюнников, Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе / Ю. С.Тюнников. - М. : Изд-во Акад. пед. наук , 2001. - 300с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт // Сборник нормативно-правовых документов в образовании - 2014 - №4 - С. 4-47
26. Чумичева, Р.М. Антрополого-педагогическое сопровождение жизнедеятельности и развития ребенка/Р.М. Чумичева.- Ставрополь:сервис школа. - 2005. - 300с.