ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СУГГЕСТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ И ИСПАНОЯЗЫЧНОЙ РЕКЛАМЫ)
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты исследования речевого воздействия 8
1.1. Становление теории речевого воздействия 8
1.2. Понятия речевого воздействия и суггестии 15
1.3. Особенности суггестивной лингвистики и сферы применения суггестии 20
1.4. Уровни речевого воздействия 24
1.4.1. Классификация уровней речевого воздействия 24
1.4.2. Фонетика 25
1.4.3. Лексика 27
1.4.4. Синтаксис 28
1.5. Речевое воздействие в рекламе 36
1.6. Выводы к главе I 38
Глава II. Анализ синтаксических приемов, реализующих суггестивную функцию, на примере англоязычной и испаноязычной рекламы 40
2.1. Материал исследования 40
2.2. Анализ использования синтаксических приемов, обладающих суггестивным потенциалом, на материале рекламных сообщений 42
2.2.1. Синтаксический параллелизм 43
2.2.2. Императив 49
2.2.3. Риторический вопрос 55
2.2.4. Номинативные предложения 61
2.2.5. Парцелляция 66
2.3. Выводы к главе II 70
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение 1. 83
Приложение 2. 90
Настоящая работа посвящена изучению роли синтаксических средств в речевом воздействии, в частности, использованию синтаксических приемов с целью реализации суггестивной функции рекламного дискурса.
Актуальность работы заключается в возрастающем интересе к методам воздействия на массовое сознание, а также обусловлена усиленным вниманием к проблеме изучения восприятия рекламы, способов повышения ее эффективности и отбора самых оптимальных средств воздействия в условиях обострения конкуренции на рынке. На данный момент феномен суггестии, или внушения, недостаточно исследован, а суггестивная лингвистика является самым молодым из лингвистических направлений. Тексты, в которых реализуется целевая установка на воздействие, строятся, как правило, таким образом, чтобы «обмануть», «усыпить», нейтрализовать сознание. В реализации данной функции языка участвуют все средства и уровни языковой системы: фонетические, грамматические, лексические и синтаксические. Однако их ролевое распределение и удельный вес в суггестивных текстах и обычных текстах коммуникативного предназначения существенно отличается. Следует отметить, что чаще всего суггестивная интенция реализуется в рекламных текстах с целью оказания необходимого влияния на покупательское поведение. В связи с вышесказанным нам представляется актуальным изучение суггестивных приемов на материале современной рекламы.
Степень изученности проблемы. В XX веке речевое воздействие как исследовательское направление традиционно рассматривалось в русле психологии, социологии, теории коммуникации, педагогики и пропаганды. Важный вклад в лингвистическое изучение речевого воздействия внесли следующие отечественные исследователи: Л.А. Киселева, Е.Ф. Тарасов, Н.А. Безменова, А.Н.Баранов, П.Б.Паршин и др. Начиная с 1990-х годовЛ.Л. Федорова, П.Б. Паршин, Ю.К. Пирогова, М.Р. Желтухина и др. исследуют речевое воздействие как полноправный объект лингвистики, главным образом изучая его функционирование на материале рекламного и масс-медиального дискурса.
Большое количество работ, имеющих отношение к разработке проблемы речевого воздействия в западной науке, принадлежат сфере суггестивных методик, имеющих практическую направленность. С начала 90-х годов ХХ века в фокус интереса ученых стал все чаще попадать рекламный дискурс как в устной, так и в письменной форме. «Техники убеждения» в рекламе, «продвижение товара» в маркетинге были рассмотрены такими исследователями, как M.L. Geis, K.J. Hardin, R. Schmidt, J.F.Kess, J. O'Shaughnessy и др.
Среди отечественных ученых, занимающихся суггестией и суггестивными аспектами языка, можно выделить И.Ю. Черепанову, А.А. Романова и Г.А. Гончарова. В настоящее время ими издано более 10 книг, посвященных различным аспектам применения суггестивных методов в разнообразных областях коммуникации – психотерапии, рекламе, журналистике, политике и др.
Объектом исследования данной работы является система разноуровневых средств языка, используемых для реализации суггестивной интенции текста.
Предметом исследования выступают синтаксические приемы, используемые в рекламном дискурсе с целью воздействия на аудиторию.
Целью данного исследования является осуществление анализа суггестивного потенциала синтаксических средств, используемых в рекламных текстах. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю становления и развития теории речевого воздействия, в рамках которой изучается суггестия;
2) на основе анализа работ отечественных и зарубежных лингвистов определить сущность понятий «речевое воздействие» и «суггестия»;
3) определить основные особенности суггестивной лингвистики как наиболее молодого направления современного языкознания;
4) описать языковые средства реализации суггестивного потенциала в современном рекламном дискурсе;
5) проанализировать и сравнить функции и задачи наиболее частотных синтаксических приемов, используемых в рекламных текстах с целью воздействия на аудиторию.
Основным методом исследования является метод лингвистического наблюдения и описания, позволяющий решить вышеназванные задачи. Также в данной работе будет применяться метод дедуктивного выявления коммуникативных стратегий, метод контекстуально-интерпретационного анализа, а также метод контент-анализа.
Научная новизна данной работы связана с малоизученностью роли синтаксических приемов в реализации речевого воздействия, а также характерных особенностей языковых суггестивных средств в рекламном дискурсе.
Практическая ценность настоящего исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы начинающими копирайтерами, а также авторами, специализирующимися в создании текстов, способных влиять на аудиторию на подсознательном уровне. Кроме того, полученные выводы могут применяться в теоретических спецкурсах по прагмалингвистике, языку рекламы, стратегиям языкового воздействия и манипуляции.
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей использования синтаксических приемов как средства реализации суггестивной функции рекламного текста на материале англоязычной и испаноязычной рекламы. В ходе исследования были решены следующие задачи:
1) были рассмотрены понятия и сущность речевого воздействия и суггестивной лингвистики;
2) выявлены основные особенности и сферы применения языковой суггестии;
3) классифицированы языковые средства, обладающие суггестивным потенциалом;
4) выявлены основные синтаксические средства, выполняющие суггестивную функцию в тексте;
5) определены причины использования речевого воздействия в рекламном дискурсе;
6) проведён анализ синтаксических приемов как средств реализации суггестивной функции текста на примере англоязычных и испаноязычных рекламных сообщений.
По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:
• Суггестия заключается в скрытом изменении установок объекта внушения путем использования совокупности вербальных средств и психологических приемов.
• Внушающим или суггестивным может быть речевой акт любой иллокутивной силы, если его целью является воздействие на психику, чувства, волю и разум человека и снижение степени сознательности, аналитичности и критичности при восприятии внушаемой информации.
• Суггестивным потенциалом обладают все уровни языка как знаковой системы. При этом суггестивные тексты характеризуются кумулятивностью: разные языковые средства, обладающие потенциалом воздействия, используются в сочетании друг с другом.
• Наиболее суггестивными являются следующие синтаксические приемы: синтаксический параллелизм, императивные конструкции, риторический вопрос, номинативные предложения и парцелляция. Каждый из них выполняет разнообразные задачи в зависимости от сочетания с другими суггестивными составляющими высказывания.
• Суггестивные синтаксические приемы используются в рекламном тексте для побуждения адресата к решению о покупке рекламируемого продукта или к выполнению иного поступка, выгодного для рекламодателя, а также для внушения тех или иных образов, эмоций и бессознательных установок.
1. «Cosmopolitan». UK, USA, Australia, Spain, México. 2016 – 2017.
2. «GQ». Australia,Spain, México. 2016 – 2017.
3. «Vogue». Australia, Spain, México. 2016 – 2017.
4. 1979: Election victory for Margaret Thatcher [Электронный ресурс] // BBC. URL: http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/may/4/newsid_2503000/2503195.stm (дата обращения: 04.05.2017).
5. 2017 Kia Niro | “Hero’s Journey” Starring Melissa McCarthy [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1dQ9a5EFZeI (дата обращения: 02.04.2017).
6. Bai 2017 Big Game Ad - Starring Justin Timberlake & Christopher Walken [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HvU2CdzPQf8 (дата обращения: 10.04.2017).
7. Coca-Cola: Coke Mini (Hulk vs. Ant-Man) [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=OlZqBR3yTiw (дата обращения: 08.04.2017).
8. Commencement Address at American University, June 10, 1963 [Электронный ресурс] // John F. Kennedy Presidential Library and Museum. URL: https://www.jfklibrary.org/Asset-Viewer/BWC7I4C9QUmLG9J6I8oy8w.aspx (дата обращения: 04.05.2017).
9. Common Examples of Parallelism [Электронный ресурс] // Literary Devices. URL: http://www.literarydevices.com/parallelism/ (дата обращения: 04.05.2017).
10. Cornetto - Commitment Rings [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ytDg67aWxjM (дата обращения: 12.04.2017).
11. Dior Homme Intense City [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=losnegQAbLM (дата обращения: 02.04.2017).
12. I Did It My Way [Электронный ресурс] // Newsweek. URL: http://www.newsweek.com/i-did-it-my-way-105007 (дата обращения: 04.05.2017).
13. Inaugural Address by President Barack Obama [Электронный ресурс] // The Obama White House. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/01/21/inaugural-address-president-barack-obama (дата обращения: 04.05.2017).
14. Katy Perry Lash Bloom comercial español [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XHIxMlAYEHA (дата обращения: 18.04.2017).
15. Lay's Enrique Iglesias Comercial [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ePQkGwOU5J4 (дата обращения: 10.04.2017).
16. Mastercard - Priceless 2 (30 second TV spot) [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sDf751c1yiA (дата обращения: 01.04.2017).
17. Old Spice | The Man Your Man Could Smell Like [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=owGykVbfgUE (дата обращения: 09.04.2017).
18. Repara tu cabello con el nuevo acondicionador 3 Minute Miracle | Pantene MX [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SWynyEEU7RQ (дата обращения: 09.04.2017).
19. Speech to Conservative Party Conference [Электронный ресурс] // Margaret Thatcher Foundation. URL: http://www.margaretthatcher.org/document/105454 (дата обращения: 04.05.2017).
20. Text: President Bush Addresses the Nation [Электронный ресурс] // The Washington Post. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/nation/specials/attacked/transcripts/bushaddress_092001.html (дата обращения: 04.05.2017).
21. The King [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AJNayAQG-r4 (дата обращения: 23.04.2017).
22. To Neville Chamberlain in the House of Commons, after the Munich accords (1938) [Электронный ресурс] // Wikiquote. URL: https://en.wikiquote.org/wiki/Winston_Churchill (дата обращения: 04.05.2017).
II. Научная литература:
23. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.
24. Аристотель. Риторика / Пер. с древнегреческого и прим. О.П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000.
25. Артемчук А.Ф. Целительные возможности лечения средствами души, внушения, психотерапии // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий / Под ред. П.Т. Петрюка, Р.Б. Брагина. Харьков, 2006. Т. 4.С. 10-12.
26. Балахонская Л.В., Сергеева Е.В. Лингвистика речевого воздействия и манипулирования: учебное пособие. М.: ФЛИНТАНаука, 2016.
27. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностр. лит, 1961.
28. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации: сб. обзоров / Под ред. Н.А. Безменовой, Л.Г. Лузиной. М.: ИНИОН, 1986.С. 100-143.
29. Безменова Н.А. Речевое воздействие как риторическая проблема // Проблемы эффективности речевой коммуникации / Под ред. Н.А. Безменовой. М.: ИНИОН, 1989.С. 116-133.
30. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование: пер. с англ. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.
31. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.
32. Волков А.А. Основы риторики: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005.
33. Голоднов А.В. Персуазивная коммуникация: стратегии и тактики воздействия (на материале современной немецкоязычной рекламы). СПб: Астерион, 2010.
34. Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика. М.: Изд-во КСП, 1995.
35. Гриндер Дж., Бендлер Р. Формирование транса: техника формирования и использования гипнотических состояний: пер. с англ. М.: КААС, 1994.
36. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003.
37. Иванов Л.Ю. Риторика [Электронный ресурс] // URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RITORIKA.html (дата обращения: 04.05.2017).
38. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие. М.: Флинта, 2013.
39. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учеб. Пособие. М.: Пед. о-во России, 2000.
40. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Минск: Попурри, 2016.
41. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978.
42. Криворучко С.И. Речевое воздействие как объект лингвистических исследований //Вестник ХНУ. Вып. 897. 2010. С. 131-137.
43. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века: cб. статей / Под ред. Ю.С. Степанова. М.: РГГУ, 1995.С. 144-238.
44. Куликов В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: Наука, 1983.С. 158–172.
45. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: Смысл, 2008.
46. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2005.
47. Лозанов Г.К. Суггестопедия при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 1. 1973.С. 9-17.
48. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009.
49. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: Референциальные аспекты семантики местоимений. М.: Издательство ЛКИ, 2010.
50. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000.
51. Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова, А.Н. Баранов, П.Б. Паршин и др. М.: ИД Гребенникова, 2000. С. 53-73.
52. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В.Искусство суггестивного воздействия, или некоторые мысли впрок // Журнал практикующего психолога / Под ред. А.Ф. Бондаренко. Вып. 6 2000. 2009. С. 73-84.
53. Пирогова Ю.К. Речевое воздействие в рекламе. М.: Изд-во Моск. гос. лингв, ун-та, 1996.
54. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.
55. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. [Электронный ресурс] // URL: http://aleksandr-kommari.narod.ru/Porshnev_Sotsialnaya_psihologiya_i_istoriya.htm (дата обращения: 04.05.2017).
56. Романов А.А., Черепанова И.Ю. Языковая суггестия в предвыборной коммуникации. Тверь: Герс, ТГУ, ТГСХА, 1998.
57. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: учеб. пособие. М., 2004.
58. Серль Дж.Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике / Под ред. Б.Ю. Городецкого. Вып. XVII. М.: Прогресс, 1986. С. 195-222.
59. Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике / Под ред. Б.Ю. Городецкого. Вып. XVII. М.: Прогресс, 1986. С. 151-169.
60. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Учебное издание. Воронеж: Истоки, 2012.
61. Стернин И.А. Речевое воздействие как теоретическая и прикладная наука // Теоретические и прикладные проблемы языкознания: избранные работы / Под ред. З. Д. Поповой. Воронеж: Истоки, 2009. С. 443-471.
62. Столнейкер Р.С. Прагматика // Новое в зарубежной лингвистике / Под ред. Е.В. Падучевой. Вып. XVI. М.: Прогресс, 1985. С. 419 – 438.
63. Тарасов Е.Ф. Методологические и теоретические проблемы речевого воздействия // Оптимизация речевого воздействия / Под ред. Р.Г. Котова. М.: Наука, 1990. С. 5-18.
64. Тарасов Е.Ф. Психологические и психолингвистические проблемы речевого воздействия // Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы / Под ред. Е.Ф. Тарасова. М.: Наука, 1986. С. 74-90.
65. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Под ред. Ф.М. Березина, Е.Ф. Тарасова. М.: Наука, 1990. С.3-14.
66. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия / Под ред. Р.Г. Котова. М.: Наука, 1990. С. 4-17
67. Унадзе Д.Н. Общее учение об установке // Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 140-183.
68. Федорова Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. Вып. 6. 1991. С. 46-50.
69. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Начала суггестивной лингвистики. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995.
70. Черепанова И.Ю. Российская суггестивная лингвистика – верно направленное влияние языка на подсознание людей // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. Вып. 35. 2014. С. 1-4. URL: http://tverlingua.ru/ (дата обращения: 04.05.2017).
71. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.
72. Ягодкина М.В., Иванова А.П., Сластушинская М.М. Реклама в коммуникационном процессе. СПб: Питер, 2014.
73. «Rulesontheamountanddistributionofadvertising» [Электронныйресурс] // URL: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0020/16328/rules.pdf (датаобращения: 04.05.2017).
74. Austin J.L. How to do things with words: The William James lectures delivered at Harvard University in 1955. Cambridge, Mass.: Harvard univ. press, 1962.
75. Carnegie D. Public Speaking and Influencing Men in Business. USA: «Kessinger Publishing, LLC», 2003.
76. Geis M. The Language of Television Advertising. N.Y.: Academic Press, 1982.
77. Gilber M. Churchill: A Life. London: Macmillan, 1992.
78. Hardin K.J. Pragmatics in persuasive discourse of Spanish television advertising. Dallas, TX: SIL International University of Texas at Arlington, 2001.
79. Morris Ch.W. Foundations of the theory of signs. Chicago, Ill: The University of Chicago Press, 1938.
80. O'Shaughnessy J. Persuasion in advertising. London; New York: Routledge, 2004.
81. Schmidt R., Kess J.F. Television advertising and televangelism: Discourse analysis of persuasive language. Victoria, Canada: University of Victoria, 1986.
82. Searle J.R. Expression and meaning: Studies in the theory of speech acts. Cambridge, Mass.: Cambridge univ. press, 1981.
III. Справочная литература:
83. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
84. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Академик. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 04.05.2017).
85. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика: 2-е изд. Минск: Харвест, 2003.
86. Горте М.А. Фигуры речи: терминологический словарь. М.: ЭНАС, 2007.
87. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. [Электронный ресурс] // Академик. URL: http://les.academic.ru/ (дата обращения: 04.05.2017).
88. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. [Электронный ресурс] «ГРАМОТА.РУ». URL: http://www.gramota.ru/slovari/info/az/ (дата обращения: 04.05.2017).