Жизненные стратегии современной молодежи со средним образованием: профессиональные траектории на рынке труда
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ НА РЫНКЕ ТРУДА 7
1.1 Сущность понятия жизненная стратегия и роль образования в ее формировании 7
1.2 Сфера образования: новые профессиональные траектории современной
молодежи на рынке труда 31
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ 45
2.1 Концепция и программа эмпирического социологического исследования
профессиональных траекторий современной молодежи со средним образованием на рынке труда в рамках жизненной стратегии 45
2.2 Ход и анализ результатов эмпирического социологического исследования
профессиональных траекторий современной молодежи со средним образованием на рынке труда в рамках жизненной стратегии 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 101
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ НА РЫНКЕ ТРУДА 7
1.1 Сущность понятия жизненная стратегия и роль образования в ее формировании 7
1.2 Сфера образования: новые профессиональные траектории современной
молодежи на рынке труда 31
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ 45
2.1 Концепция и программа эмпирического социологического исследования
профессиональных траекторий современной молодежи со средним образованием на рынке труда в рамках жизненной стратегии 45
2.2 Ход и анализ результатов эмпирического социологического исследования
профессиональных траекторий современной молодежи со средним образованием на рынке труда в рамках жизненной стратегии 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 101
Актуальность темы исследования заключается в поиске положений современной молодежи со средним образованием на рынке труда, изменению ее жизненных стратегий и формировании новых профессиональных траекторий. Зарождение альтернативных видов образования и множество новых профессий, технологический прогресс и появление инноваций, быстрое устаревание знаний, нынешняя ситуация на рынке труда ставит под вопрос формирование профессиональных траекторий молодежи. Также перспектива выхода России из Болонской системы, изменение российской системы образования в соответствии с нынешним традиционным путем развития страны, говорит о небывалой актуальности данной работы.
В работе исследуется взаимовлияние между жизненной стратегии современной молодежи со средним образованием и профессиональными траекториями на рынке труда. Определение жизненных и профессиональных стратегий молодежи предполагает рассмотрение внутренних факторов, которые представляют собой ценностные ориентиры в контексте жизненных планов, а также учитывать внешние факторы, которые оказывают влияние на смену жизнедеятельности молодежи. Исследование молодёжного сегмента рынка труда сегодня является актуальным направлением в экономической социологии. Выбор жизненной стратегии современной молодежью представляет собой сложнейший этап жизни молодого поколения, который оказывает влияние на дальнейших выбор рода деятельности, а вместе с ним и на рынок труда в целом, так как молодежь - это значимые и активные игроки рынка труда, стратегически важный ресурс воспроизводства общества и экономики страны.
Понимание перспектив развития общества и анализ социально-демографической группы подразумевает изучение формирования и реализации жизненных стратегий молодого поколения. Все изменения в самореализации и самоопределении молодежи связаны с процессами отказа от унифицированных моделей развития и процессами либерализации самого общества в целом. Молодежь становится перед новыми возможностями выбора жизненных стратегий и профессиональных ориентаций, а также с траекторией их реализации, путем развития общества, расширения масштабов самостоятельного построения биографий в связи с возникновением альтернативных путей развития и понижения уровня институционального влияния, что говорит о повышении самостоятельности и усилении субъектного начала молодежи в процессе формирования собственного индивидуального жизненного пути.
Профессиональные траектории и в последствии профессиональный выбор являются ключевыми в раскрытии содержания жизненной стратегии. Экономическая независимость и самостоятельность, как часть фундамента самоопределения в социуме, выделяет профессиональный выбор, среди остальных жизненных выборов, так как имеет прямую связь с определением источника жизнеобеспечения, что в свою очередь является предпосылкой экономической независимости.
Социально-экономические условия, сосредотачивая институциональные расхождения в сферах труда и образования, и давая начало возникновению социальных препятствий на жизненном пути молодежи, оказывают влияние на профессиональный выбор. Современность содержит в себе фундаментальные перемены во многих сферах общества, которые влияют на положение молодежи и формируют новые формы ее поведения. Самореализация молодежи предполагает соответствие динамике общества, зарождение которой основывается на рыночных механизмах...
В работе исследуется взаимовлияние между жизненной стратегии современной молодежи со средним образованием и профессиональными траекториями на рынке труда. Определение жизненных и профессиональных стратегий молодежи предполагает рассмотрение внутренних факторов, которые представляют собой ценностные ориентиры в контексте жизненных планов, а также учитывать внешние факторы, которые оказывают влияние на смену жизнедеятельности молодежи. Исследование молодёжного сегмента рынка труда сегодня является актуальным направлением в экономической социологии. Выбор жизненной стратегии современной молодежью представляет собой сложнейший этап жизни молодого поколения, который оказывает влияние на дальнейших выбор рода деятельности, а вместе с ним и на рынок труда в целом, так как молодежь - это значимые и активные игроки рынка труда, стратегически важный ресурс воспроизводства общества и экономики страны.
Понимание перспектив развития общества и анализ социально-демографической группы подразумевает изучение формирования и реализации жизненных стратегий молодого поколения. Все изменения в самореализации и самоопределении молодежи связаны с процессами отказа от унифицированных моделей развития и процессами либерализации самого общества в целом. Молодежь становится перед новыми возможностями выбора жизненных стратегий и профессиональных ориентаций, а также с траекторией их реализации, путем развития общества, расширения масштабов самостоятельного построения биографий в связи с возникновением альтернативных путей развития и понижения уровня институционального влияния, что говорит о повышении самостоятельности и усилении субъектного начала молодежи в процессе формирования собственного индивидуального жизненного пути.
Профессиональные траектории и в последствии профессиональный выбор являются ключевыми в раскрытии содержания жизненной стратегии. Экономическая независимость и самостоятельность, как часть фундамента самоопределения в социуме, выделяет профессиональный выбор, среди остальных жизненных выборов, так как имеет прямую связь с определением источника жизнеобеспечения, что в свою очередь является предпосылкой экономической независимости.
Социально-экономические условия, сосредотачивая институциональные расхождения в сферах труда и образования, и давая начало возникновению социальных препятствий на жизненном пути молодежи, оказывают влияние на профессиональный выбор. Современность содержит в себе фундаментальные перемены во многих сферах общества, которые влияют на положение молодежи и формируют новые формы ее поведения. Самореализация молодежи предполагает соответствие динамике общества, зарождение которой основывается на рыночных механизмах...
Целью данной исследовательской работы является изучение профессиональных траекторий молодежи со средним образованием, как части жизненной стратегии, и определение факторов, влияющих на их формирование. Исходя из цели были выделены задачи и выявлены в связи с этим результаты. Была исследована сущность понятия жизненной стратегии и выведено собственное авторское определение данного понятия. Изучение жизненных стратегий молодежи способствует углубленному пониманию смыслов, определяющих направленность ее жизнедеятельности. В целом жизненные стратегии можно определить, как способ рационального отношения к жизни, способ сознательного контролирования и планирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования будущего. Поэтому в теоретическом плане жизненные стратегии рассматриваются в процессе смыслообразования как часть механизма социокультурной саморегуляции жизнедеятельности данной социальной группы. В быстро изменяющихся условиях современности и турбулентном состоянии общества особенностью молодого поколения является разноплановость векторов развития жизненных стратегий, где осмысленность своей жизни молодежью переживает изменения.
На основе анализа научной литературы была определена большая роль образования в формировании жизненных стратегий. Основным компонентом, базисом жизненной стратегии в рамках представленного исследования являются ценностные ориентации индивида. Исходя из ценностных ориентиров происходит построение планов, расставление приоритетов, формулирование целей и путей их достижения. А на систему ценностей огромное влияние наряду с семейным воспитанием и ближайшим окружением оказывает образование человека, т.к. во многом благодаря ему люди расширяют свой кругозор, открывают себя с новой стороны, осознают свои потребности и стремления, задумываются о смысле жизни, видят новые горизонты или же новые пути к достижению ранее поставленных целей.
Благодаря исследованию было выявлена трансформация ценностного отношения к образованию среди современной молодежи со средним образованием. Ценность образования в глазах молодых людей изменилась, образование занимает значимое место в структуре ценностей молодежи, но чаще воспринимается как инструмент достижения других жизненных целей - формирование себя как состоявшейся личности, утверждение на рынке труда, построение карьеры, материальное благополучие, - а не как самоценность. Современная молодежь осознает в достаточной мере ценность самих знаний и возможностей их дальнейшего применения, но не считает проводником знаний только учебные заведения, молодые люди используют различные источники получения знаний. Молодое поколение также не оценивает в полной мере возможности высшей школы в формировании компетенций инновационной экономики.
В трудовой среде на формирование профессиональных траекторий молодежи влияют несколько факторов, таких как: жизненные предпочтения, наличие определенных интересов, наличие определенных способностей, влияние окружения, представления о своем будущем, уровень благополучия в стране, различные иные обстоятельства. Все эти факторы взаимодействуют и могут конфликтовать между собой. Любой жизненный выбор предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
Современное молодое поколения определяет для себя различные профессиональные траектории, которые формируются под влиянием уже обозначенных факторов. Нынешние условия рынка труда позволяют профессионально самореализоваться через разнообразные траектории. Среди молодежи со среднем профессиональным образованием большинство предпочитает работать не по полученной специальности в среднем профессиональном учебном заведении, к тому же некоторые представители современной молодежи со средним образованием работают на фрилансе или же открыли свое дело. Единичный представитель выбрал профессиональную траекторию связанную с военной службой, также среди интервьюируемых был единичный представитель чей выбор профессиональной траектории был отложен по причине ухода за ребенком. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что молодое поколение сталкивается с множеством препятствий, что профессиональные траектории могут меняться и переконструироваться в зависимость от происходящих в жизни молодежи событий...
На основе анализа научной литературы была определена большая роль образования в формировании жизненных стратегий. Основным компонентом, базисом жизненной стратегии в рамках представленного исследования являются ценностные ориентации индивида. Исходя из ценностных ориентиров происходит построение планов, расставление приоритетов, формулирование целей и путей их достижения. А на систему ценностей огромное влияние наряду с семейным воспитанием и ближайшим окружением оказывает образование человека, т.к. во многом благодаря ему люди расширяют свой кругозор, открывают себя с новой стороны, осознают свои потребности и стремления, задумываются о смысле жизни, видят новые горизонты или же новые пути к достижению ранее поставленных целей.
Благодаря исследованию было выявлена трансформация ценностного отношения к образованию среди современной молодежи со средним образованием. Ценность образования в глазах молодых людей изменилась, образование занимает значимое место в структуре ценностей молодежи, но чаще воспринимается как инструмент достижения других жизненных целей - формирование себя как состоявшейся личности, утверждение на рынке труда, построение карьеры, материальное благополучие, - а не как самоценность. Современная молодежь осознает в достаточной мере ценность самих знаний и возможностей их дальнейшего применения, но не считает проводником знаний только учебные заведения, молодые люди используют различные источники получения знаний. Молодое поколение также не оценивает в полной мере возможности высшей школы в формировании компетенций инновационной экономики.
В трудовой среде на формирование профессиональных траекторий молодежи влияют несколько факторов, таких как: жизненные предпочтения, наличие определенных интересов, наличие определенных способностей, влияние окружения, представления о своем будущем, уровень благополучия в стране, различные иные обстоятельства. Все эти факторы взаимодействуют и могут конфликтовать между собой. Любой жизненный выбор предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.
Современное молодое поколения определяет для себя различные профессиональные траектории, которые формируются под влиянием уже обозначенных факторов. Нынешние условия рынка труда позволяют профессионально самореализоваться через разнообразные траектории. Среди молодежи со среднем профессиональным образованием большинство предпочитает работать не по полученной специальности в среднем профессиональном учебном заведении, к тому же некоторые представители современной молодежи со средним образованием работают на фрилансе или же открыли свое дело. Единичный представитель выбрал профессиональную траекторию связанную с военной службой, также среди интервьюируемых был единичный представитель чей выбор профессиональной траектории был отложен по причине ухода за ребенком. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что молодое поколение сталкивается с множеством препятствий, что профессиональные траектории могут меняться и переконструироваться в зависимость от происходящих в жизни молодежи событий...
Подобные работы
- Жизненные стратегии современной молодежи со средним образованием: профессиональные траектории на рынке труда
Дипломные работы, ВКР, социология рынка. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Государственная региональная политика в сфере труда и занятости (на примере регионов Приволжского федерального округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - Молодежь в муниципальной социальной политике на примере г. Томска
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование жизненных стратегий детей мигрантов в полиэтнической среде СОШ (средняя образовательная школа)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ: МОТИВЫ
СОВМЕЩЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ КАРЬЕРНЫЕ ПЛАНЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИ ТГУ И НИ ТПУ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
И ВВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003





