Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция образа Цао Цао в традиционной китайской историографии

Работа №141397

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы123
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Частичный перевод и анализ образа Цао Цао в «Записях о Трех
Царствах» 6
1.1 Историческая справка. III век н. э 6
1.2 Комментарии к «Троецарствию» с переводом 8
Глава 2. Частичный перевод и анализ образа Цао Цао в «Всеобщем зерцале, управлению помогающем», а также более поздних исторических источников 30
2.1 Историческая справка. XI век н. э 30
2.2 Комментарий ко «Всеобщему зерцалу, управлению помогающему» с
переводом 31
2.3 Комментарии к отрывкам из других источников 46
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 1. Перевод биографии Цао Цао в «Записях о трех царствах... 59

II-III век китайской истории - неспокойное время, характеризующееся войнами и распрями внутри страны. Вследствие ослабления центральной власти, восхождения на престол малолетнего императора Сянь-ди, в Китае началось Восстание Желтых повязок, и уже в процессе его подавления стали возвышаться многочисленные военные генералы, одним из которых был Цао Цао. Цао Цао оставил огромный след в истории Китая, прямым образом повлияв на его историю - а потому его образ в исторических источниках является крайне важным.
Тема данной выпускной квалификационной работы актуальна, поскольку исторические источники - важнейший инструмент работы любого историка по любой исторической теме. Без них невозможно составить полную картину того или иного исторического периода, невозможно составить общее впечатление о том или ином историческом персонаже. Цао Цао один из самых известных и неоднозначных полководцев в китайской истории - в истории он представлен эдаким «злым гением» - не лишен ума, наделен множеством талантов (наличие которых признают абсолютно все), однако он использует эти таланты лишь во благо себе и своим амбициям. Однако всегда ли его так оценивали? И почему даже те, кто считает его корыстолюбивым человеком, жадным до власти, все же признают его заслуги? Недаром ведь даже Мао Цзэдун в своей работе писал: «Цао Цао — историческая личность со своими достоинствами и недостатками, большой заслугой и немалыми грехами».' [ Ж)ж^ь T#tt£.Wtt£, tt^ffi
*,»ЖйТ'ЬЮй*АИ]
Объектом изучения данной темы является отражение образа Цао Цао в источниках, предметом - описание Цао Цао в различных исторических трудах.
1 Тань Цисян [ЖМШ]. Мао Цзэдун вэй Цао Цао фаньань дэ лиши сидзе [^ЖЖ^ЖЖ^Ж^^^^^ : Детальное опровержение Мао Цзэдуном подробностей истории Цао Цао], URL : https://cul.sina.cn/zl/2015-07- 31/hiszl-ifxfpcys8206406. d.html?vt= 1&pos= 108.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотреть и проанализировать динамику того, каким персонажем - положительным или отрицательным - Цао Цао представлен в исторических источниках, а также выявить причины такой динамики.
Чтобы достичь данной цели, автор выделил несколько задач:
1. Определить круг важнейших исторических источников, в которых затрагивается жизнь и деятельность Цао Цао
2. Привести перевод некоторых фрагментов, в которых затронут Цао Цао
3. Проанализировать переведенные фрагменты и дать оценку образу Цао Цао в этих фрагментах
4. Проследить динамику образа Цао Цао
5. При написании данной работы автор пользовался следующей литературой.
Важной частью данной работы являются исторические источники, поэтому с ними была проведена полномасштабная работа. Цао Цао больше всего фигурирует в двух: в «Записях о Трех царствах» авторства Чэнь Шоу и «Всеобщем зерцале, управлению помогающем» авторства Сыма Гуаня. Специально для данной работы была целиком переведена первая глава «Записей о Трех царствах», в которой содержится биография Цао Цао (см. Приложение 1). Кроме того, автор данной выпускной квалификационной работы также брал отдельные отрывки из исторических памятников, написанных позже, например, книга Цзинь авторства Фан Сюаньлина, «Краткое рассуждение об императорах» авторства Юй Шинаня или «Старая история Тан» авторства Лю Сюя.
Изучение исторической личности невозможно без контекста, поэтому в данной работе были использованы книги по истории Китая, например: энциклопедия Духовная культура Китая, изданная под редакцией Михаила Леонтьевича Титаренко; История Китая с древнейших времен до начала XXI века под редакцией Сергея Леонтьевича Тихвинского.
Кроме того, при написании данной курсовой работы была использована и литература на английском языке: наибольший вклад в изучении эпохи Троецарствия в целом и образа Цао Цао в частности внес австралийский китаевед Рафэ дэ Креспиньи. На эту тему он написал монографию «Верховный военачальник: биография Цао Цао» и множество других монографий, на которые есть ссылки в этой работе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, можно сделать сразу несколько выводов о том, каким же получился образ Цао Цао в исторических источниках.
В «Записях о Трех царствах» Цао Цао показан в исключительно положительном ключе, в его отношении применяются только средства художественной выразительности с положительной коннотацией (например, «призвал оружие справедливости»), а во всех эпизодах Цао Цао фигурирует в положительном ключе: показателен эпизод в самом начале произведения, когда Цао Цао назначили канцлером области Цзинань, а он уволил с должностей коррумпированных чиновников). Очевидна и причина такого уважительного описания Цао Цао - все потому, что это его династийная биография1, исторический документ, по которому потомки должны судить о человеке. Историографическая традиция диктовала, что династийную историю одной династии пишет следующая, и отзываться о предыдущих правителях считалось плохим тоном.
В «Зерцале всеобщем, правлении помогающем» образ Цао Цао становится более приземленным, как бы приближенным к реальности. Автор также создает положительный образ Цао Цао, вкладывая свои мысли в уста его подчиненных, но в «Зерцале» уже нет того всеобъемлющего восхищения, как в «Троецарствии», а сцены похвалы уже понемногу разбавлены показом откровенной жестокости Цао Цао, пусть эта жестокость и описана уместно согласно требованиям времени (например, эпизод с отрубанием головы врагу) и его неблаговидных намерений («От имени императора диктовать условия этим мятежникам»). То есть, в «Зерцале» Цао Цао предстает не благородным полководцем и мудрым правителем, а человеком, идущим в ногу со временем, который способен на жестокость в нужной ситуации. Вполне возможно, что по внешне- или внутзаклбриполитическим причинам стало невыгодно превозносить Цао Цао до небес.
Позже перемена в образе Цао Цао становится все более заметной: из гениального главнокомандующего, который спас страну от беззакония и неправильной власти, он стал довольно неоднозначным персонажем, которого одновременно и хвалят, и ругают; признавая его незаурядные умственные и управленческие способности, могут все равно назвать его «злодеем».
Со временем положительно оценивать Цао Цао стало просто невыгодно: со временем все больше стало развиваться конфуцианство (по заветам которого узурпация власти не поощрялась, а правитель должен быть на своем месте). Как известно, в Китае в делах управления опирались на прошлое, поэтому в какой-то момент историография стала способом манипуляции: потому что именно с помощью историографии давался пример будущим поколениям.
Таким образом, можно наблюдать эволюцию образа Цао Цао от “Единственного человека, который может спасти Поднебесную”, каким его описывали в древности, до человека, который «Насильственно вел дела» - в конце XVIII века.


1. Сыма Гуан [^^^]. Цзычжи тунцзянь. [^И!^ : Всеобщее зерцало,
управлению помогающее], Цз. 59-64, URL :
http://www.guoxue.com/shibu/zztj/zztjml.htm.
2. Чэнь Шоу [^^]. Сань го чжи [НШ^: Записи о трех царствах]. Цз. 1, У­ди ди [^^!В : Летопись деяний императора У-ди], Цз. 1, URL : https://ctext.org/text.pl?node=601875&if=gb&remap=gb.
3. Фан Сюаньлин [М^М]. Цзинь шу [#^ : Книга Цзинь]. Цз. 56, Лечжуань ди эршилю [ЧИВЖ — + ^: Жизнеописания. Часть двадцать шестая], Цз. 26, URL : http://www.guoxue.com/shibu/24shi/jinshu/jinshu 056.htm.
4. Фан Сюаньлин [М^М]. Цзинь шу [#^ : Книга Цзинь]. Цз. 66, Лечжуань ди эршилю [ЧИВЖН + 5: Жизнеописания. Часть тридцать шестая], Цз. 35, URL : http://www.guoxue.com/shibu/24shi/jinshu/jinshu_066.htm.
5. Юй Шинань [ДШЖ]. Диван люэлунь [^1И§4£ : Краткое рассуждение об императорах]. Цз. 3, URL : https://zhuanlan.zhihu.Com/p/222627044.
6. Су Чжэ [^Ж]. Сань го лунь [Н№ Рассуждение о трех царствах]. URL : https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%89%E5%9B%BD%E8%AE%BA/5349 6.
7. Лю сюй [Я1]^]. Цзю тан шу [|0Ж^ : Старая история Тан]. Цз. 92, Вэй
Юаньчжун [^х& : Вэй юань чжун], Цз. 73, URL : http://m.ehuxs.com/ehuxs.asp?id=4219782.
8. Чжу Цзинцзэ [^^ЯЖ]. Цюань Тан вэнь [^Ж^: Полное собрание текстов Тан]. Цз. 170, Вэй у дилунь [*^Ж^4£ : Рассуждения об императоре Вэйском У-ди], Цз. 170, URL : http://m.ehuxs.com/ehuxs.asp?id=4219782.
9. Хэ Цюйфэй [Ч£!Ё]. Хэ боши бэйлунь ЦЧШ±#т£ : Подробные
замечания ученого Хэ]. Цз. 17, Вэй лунь [^^ : Рассуждения о Вэй], Цз. 17, URL : https://m.zuowenxue.com/guji/heboshibeilun.html.
10. Ли Цзиндэ [Ж^Ш]. Чжу Цзы юйлэй [^ТгД^ : Классифицированный сборник цитат Чжу Си]. Цз. 136, Ли дай сань [Ж^Н: Три исторические эпохи], Цз. 136, URL: https://ctext.org/zhuzi-yulei/136/zhs.
11. Чжан Пу [З^/W]. Хань вэй лючао бай сань цзя цзи тицы [Ж*^А^Н^Ж Ж^ : Сборник аннотаций 300 авторов периодов Хань, Вэй и Шести династий]. Цз. 22, Вэй у дидзи [*^Ж^Ж: Собрание Вэйского У-ди], Цз.
22, URL:
https://zh.m.wikisource.org/wiki/%E9%AD%8F%E6%AD%A6%E5%B8%9D %E9%9B%86.
12.Чжао И [МЖ]. Няньэр ши чжацзи [#“^КЙ : Записи к двадцати двум династийным историям]. Цз. 7, Сань го чжи [HS^: Записи о трех царствах], Цз. 7, URL:
https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&chapter=573743&remap=gb.
13. Тань Цисян ЦжХЭД. Мао Цзэдун вэй Цао Цао фаньань дэ лиши си дзе [^ #Ж^Ж^^ЖЭД^^^^ : Детальное опровержение Мао Цзэдуном подробностей истории Цао Цао], URL : https://cul.sina.cn/zl/2015-07- 31/hiszl-ifxfpcys8206406.d.html?vt=1&pos=108.
Литература на русском языке:
14. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006.
15. История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. / гл. ред. С. Л. Тихвинский. М., 2014, Том 3. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907)....24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ