ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЫ В ПЕРИОД С 2005 ПО 2019 ГГ. 12
1.1. Основные аспекты двусторонних отношений при Президенте В. Ющенко (2005-2010 гг.)
1.2. Основные аспекты двусторонних отношений при Президенте В. Януковиче (2010-2014гг.) 19
1.3. Основные аспекты двусторонних отношений при Президенте П. Порошенко (2015-2019 гг.) 22
1.4. Эволюция договорно-правовой базы двухсторонних отношений Российской Федерации и Украины 34
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ 46
2.1. Вопрос будущего развития российско-украинских отношений в информационно-аналитических изданиях при Президенте В. Ющенко (2005-2010 гг.) 52
2.2. Вопрос будущего развития российско-украинских отношений в информационно-аналитических изданиях при Президенте В. Януковиче (2010-2014 гг.) 57
ГЛАВА III. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО - УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ ИЗБРАНИЯ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ В. ЗЕЛЕНСКОГО 75
3.1. Оптимистический сценарий 78
3.2. Пессимистический сценарий 80
3.3. Дорожная карта 82
Таблица 3 — Оптимальный сценарий 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
I. Источники: 92
II. Литература 98
2.1. Монографии: 98
Все годы с момента обретения Украиной независимости были относительно стабильными, так как Л. Кравчук, а затем Л. Кучма хотя и проводили политику активизации сотрудничества со своими западными партнёрами, но при этом также не отказывались от курса на сближение с Россией. Приход к власти в Украине после «оранжевой революции» В. Ющенко стал поворотным пунктом в изменении формата сотрудничества Российской Федерации и Украины. Ввиду того, что новое правительство не только продолжило прозападный курс своих предшественников, но и предприняло попытки максимального сокращения сотрудничества с Россией.
«Оранжевая революция» и новый политический курс В. Ющенко привели к затяжному кризису во взаимоотношениях России и Украины. Именно в этот период Украина снижает своё участие в мероприятиях СНГ, активизирует сотрудничество с НАТО и ГУАМ, а также в период августовских событий 2008 года в Грузии МИД Украины пытался запретить возвращение на территорию Украины кораблей Черноморского флота Российской Федерации. К тому же данный период характеризуется началом применения механизма двусторонних санкций на фоне официальных обвинений друг друга в недружественных действиях, соответственно, именно с этого этапа необходимо рассматривать процессы в двусторонних отношениях, которые привели к тому, что с 2014 года мы наблюдаем их деградацию.
Актуальность темы работы обусловлена влиянием украинского кризиса на международные отношения, одним из основных условий стабилизации которого является нормализация отношений Российской Федерации с Украиной.
Кризис российско-украинских отношений, который прослеживался еще в 2005 году, повлек за собой череду негативных последствий, которые особенно обострились к окончанию президентского срока В. Януковича. Все эти процессы выразились в росте недоверия между государствами и способствовали серьезным изменениям в мировой политике на нынешнем этапе.
Украина и Россия имеют протяженную государственную границу и длительную историю двусторонних отношений, в данный момент взаимоотношения Российской Федерации и Украины находятся на довольно низком уровне. Двусторонняя договорно-правовая база на сегодня составляет 358 международных документов, регулирующих широкий круг вопросов сотрудничества данных государств, включая торгово-экономическую, научно-техническую, гуманитарную, правоохранительную и другие сферы, но в то же время, реализация ряда документов существенно затруднена, что обусловлено общим кризисом российско-украинских отношений. Последние двусторонние договоры был подписаны в феврале 2014 года и касались области культурного взаимодействия. С 2014 года наблюдается процесс разрушения нормативно-правовой базы сотрудничества и, соответственно, системы институциональных межгосударственных отношений.
Российско-украинский кризис охватывает все сферы двусторонних отношения и, в первую очередь, является политико-дипломатической конфронтацией. Межгосударственные контакты Российская Федерация —Украина с 2014 года осуществляются или заочно, или в формате многосторонних встреч. Характер и атмосферу диалога можно охарактеризовать как враждебную. Ввиду смены власти в Украине в 2019 году необходимо рассмотреть перспективы дальнейших контактов двух государств.
Цель и задачи исследования. Целью является прогнозирование двусторонних отношений Российской Федерации и Украины после прихода к власти новоизбранного украинского президента.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
• выявить особенности развития отношений между Украиной и Российской Федерацией при президентах В. Ющенко, В. Януковиче, П. Порошенко;
• оценить изменения договорно-правовой базы российско- украинского сотрудничества на фоне смены политической власти в Украине;
• проанализировать особенности освещение темы российско-украинских отношений в в информационно-аналитических изданиях в период с 2005 по 2019 гг.;
• разработать сценарный прогноз российско-украинских отношений;
• создать дорожную карту возобновления контактов между Российской Федерацией и Украиной.
Объектом является кризис российско-украинских отношений на современном этапе.
Предметом выступают сценарии выхода из кризиса.
Основными методами исследования, используемыми в работе, стали методы системного, структурно-функционального, сравнительно-исторического и событийного анализа, применявшиеся при структуризации, сравнении, анализе и определении особенностей, повлиявших на развитие отношений между Украиной и Российской Федерацией при президентах В. Ющенко, В. Януковиче, П. Порошенко. Метод контент анализа был применён при рассмотрении нормативно-правовой базы двусторонних отношений, а также выявлении особенностей освещения темы российско-украинских отношений в информационно-аналитических изданиях. Метод прогнозирования был использования при составлении сценариев и дорожной карты, отражающих перспективы выхода из кризиса двусторонних отношений.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты и документы Украины и Российской Федерации, документы, разработанные и подписанные совместно Украиной и Россией, статистических данные и заявления первых лиц РФ и Украины. Рассмотренные в работе документы можно разделить на две группы: основополагающие документы, определявшие двустороннее сотрудничество Украины и России до 2014 года; документы, разрушающие нормативно-правовую базу сотрудничества.
К первой группе мы можем отнести «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве» 1997 года, «Соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ в Крыму» 1997 года, «Соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере 2002 года», «Договор о украинско-российской государственной границе» 2003 года, «Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством РФ о реадмиссии» 2006 года, «Программу межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной». К 2009 году между странами было подписано более 380 двусторонних документов, из которых 308 вступили в силу. Более 200 соглашений было принято в торгово-экономической, военной и военно-технической, научно-технической сферах, остальные же были заключены в сфере регулирования контактов по политическим, гуманитарным, информационным, консульским и другим направлениям сотрудничества.
Ко второй группе следует отнести документы, принятие которых было в большей степени инициировано Украиной после 2014 года, когда начался процесс разрушения нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества, в результате чего ряд документов, указов президента Украины официально закрепляют статус РФ в качестве агрессора и обвиняют Москву в ведении войны против Украины. Так, например, 27 января 2015 Верховная Рада приняла «Обращение к мировому сообществу о признании РФ государством-агрессором» , Заявление «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодолении ее последствий», в котором обозначены хронология, цели, масштабы российской агрессии, ее последствия для Украины и мира, сформулированы требования к стране-агрессору. 26 мая 2015 вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности Украины, в которой основной внешней угрозой значатся «агрессивные действия России, осуществляемые для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью уничтожения государства Украина и захвата её территории». Утверждённая Указом Президента Украины № 287/2015 от 26 мая 2015 г. Стратегия национальной безопасности Украины утверждает курс украинского руководства: с одной стороны, это противодействие “российской угрозе”, “которая имеет долгосрочный характер”, а с другой – интеграция в евроатлантическую систему безопасности с опорой на ЕС и НАТО. Также Военная доктрина, принятая Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) 2 сентября 2015, официально объявляет Россию военным противником.
Со стороны РФ мы увидели реакцию в виде взаимных санкционных мер, указывающих на недружественные действия со стороны правительства Украины, например, Федеральный закон 2015 года «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины», Указ Президента РФ«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации», Итогом политики обмена ограничительными санкциями и неразумных политических шагов стала денонсация «Большого Договора».
Череда локальных событий, которые могли бы показаться не столь серьезными при поверхностном рассмотрении, привели к серьезным последствиям в отношениях двух граничащих государств. События нынешнего этапа позволяют нам наблюдать процесс деградации от тесных партнёрских отношений до практически полной их приостановки.
Безусловно, мы не можем утверждать, что будущее российско-украинских отношений будет развиваться исключительно по одному из вышеуказанных сценариев, так как в некоторой степени мы рассматриваем крайние точки совпадения двух переменных. Мы полагаем, что определённые элементы из каждого сценария могут осуществиться, поэтому данный метод прогнозирования представляет собой конструкт для комбинирования определённых событий и рассмотрения их последствий.
Важную роль будет играть развитие внутриполитической стабильности, социально-экономическая ситуация в Украине и общественная поддержка нового президента. Здесь все будет находиться в зависимости от таких факторов: сторонники нового президента на выборах в Верховную Раду получат необходимую долю в парламенте, что даст возможность Зеленскому сформировать свое правительство, у него в руках окажется достаточно полномочий для реализации своей программы; сторонники «старых сил» получат достаточное количество мест в Верховной Раде для того, чтобы влиять на политическую повестку; на выборах в парламент несколько политических партий получат равное количество мест, что может значительно затруднить реализацию пропрезидентской линии, так как в парламенте возникнут сложности с достижением согласия, следовательно, любые решения будут или затягиваться, или блокироваться, т.е. процесс нормотворчества затруднится. Но мы понимаем, что при хорошо подобранной команде, новый президент сможет достигнуть согласия с парламентом при условии нахождения компромисса по таким вопросам, как гарантии неприкосновенности активов и сфер интересов, предоставление представителям старых политических сил места в новой системе власти. Также вероятно, что команду Зеленского составят политики времён президентства В. Януковича. Так или иначе, можно ожидать, что риторика Владимира Зеленского будет менее милитаристской и русофобской, что отчасти снизит градус напряженности российско-украинских отношений. Но учитывая, что большая часть представителей электората Зеленского не ориентированы на возврат статус-кво в отношениях с Россией периода отношений до 2014 года, он, исходя из интересов обеспечения собственного политического выживания, не будет радикально менять курс. Скорее всего, новый президент в процессе консолидации общества сделает ставку на гражданскую идентичность, а не этническую, а также на общие цели, например, выстраивание экономически успешного государства. Ввиду этого новое правительство отойдет от линии триединства предыдущего президента-«армия, язык, вера», с большой вероятностью язык и история перестанут быть основными инструментами в политической борьбе с РФ, языковая политика станет мягче. Всё это может быть положительно воспринято российской стороной. Также новый президент Украины предпримет попытки осуществления обмена военнопленными в формате «всех на всех».
Исходя из проведённой работы, мы приходим к выводу, что в ближайшее время российско-украинские отношения будут оставаться весьма напряженными. Ни одна из сторон пока не готова идти на компромисс. Россия и Украина продолжат требовать уступок друг от друга, которые будут расцениваться другой стороной как ослабление её позиций, поэтому не будут реализованы на практике. Хотя отношения находятся на той стадии, после которой обычно происходит или крупномасштабная война, или спад напряженности. Война маловероятна, как и полный разрыв дипломатических отношений, полноценная нормализация отношений также пока имеет мало шансов на реализацию, поэтому напряженность между двумя странами сохранится, но снизится. Через какое-то время всё придёт к прагматичному возобновлению контактов, но отношения буду выстраиваться в формате делового партнёрства.
1 А почему мы должны оправдываться? / Интервью В. Ющенко, 2009 URL: https://www.dp.ru/a/2009/02/10/A_pochemu_mi_dolzhni_opravd (дата обращения: 23.05.2019)
2 Владимир Путин принял участие в пленарной сессии юбилейного, XV заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай»/ Официальный сайт Президента РФ, 2018URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/58848.(дата обращения: 19.10. 2018)
3 Владимир Путин принял участие в работе ежегодного инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовёт!»/Официальный сайт Президента РФ, 2018 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59216(дата обращения: 28.11.2018)
4 Встреча в верхах Украина – НАТО/ Новости НАТО, 2005 URL: https://www.nato.int/docu/other/ukr/novini/2005/0501r.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
5 В Госдуму внесено предложение о прекращении действия ряда российско-украинских соглашений/ Официальный сайт Президента РФ, 2014URL:http://kremlin.ru/events/president/news/20654(дата обращения: 25.05.2019).
6 В рамках рабочего визита на Украину Владимир Путин принял участие в первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии/ Официальный сайт Президента РФ, 2006 URL:http://kremlin.ru/events/president/news/36883 (дата обращения: 25.05.2019).
7 Дмитрий Медведев направил послание Президенту Украины Виктору Ющенко, посвящённое проблематике так называемого «голодомора»/ Официальный сайт Президента РФ, 2008 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/2081(дата обращения: 23.05.2019)
8 Заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии// Официальный сайт Президента РФ , 2013 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19852( дата обращения:26.05.2019).
9 Интервью Д. Медведева российским телеканалам/ Официальный веб-сайт Президента РФ, 2008 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/1276 (дата обращения: 24.05.2019).
10 Начало заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии/ Официальный сайт Президента РФ, 2010 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/9615 (дата обращения: 25.05.2019).
11 Ответы на вопросы журналистов по итогам заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии/Официальный сайт Президента РФ, 2010 URL:http://kremlin.ru/events/president/transcripts/9616 ( дата обращения: 25.05.2019).
12 Отчет о действиях по предварительному расследованию 2017г. /Канцелярия Прокурора Международного Криминального Суда, 2017 URL: https://www.icc-cpi.int/itemsDocuments/2017-PE-rep/2017-otp-rep-PE-UKRAINE_RUS.pdf (дата обращения: 28.11.2018)
13 О переговорах по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море. О делимитации российско-украинской госграницы/ МИД РФ, 2000URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/ua/-/asset_publisher/ktn0ZLTvbbS3/content/id/595928 (дата обращения: 10.12.2018)
14 Подписан Меморандум о создании СП для добычи угольного газа на территории Украины//Газпром, 2010 URL: http://www.gazprom.ru/press/news/2010/december/article106912/ (дата обращения: 10.04.2019)
15 Состоялись встреча Владимира Путина с Президентом Украины Виктором Ющенко и второе заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии / Официальный сайт Президента РФ, 2008 URL:http://kremlin.ru/events/president/news/43796 (дата обращения: 25.05.2019).
16 Ukraine Files Action against Russia in International Court of Justice/MFA Ukraine, 2017URL: https://mfa.gov.ua/en/press-center/news/53743-ukrajina-podala-pozov-proti-rosijsykoji-federaciji-do-mizhnarodnogo-sudu-oon (дата обращения: 05.09.2018)
1.1. Нормативно-правовые документы:
1 Декларация о содержании российско-украинского стратегического партнерства//Официальный сайт Президента РФ, 2012 URL: http://kremlin.ru/supplement/1258 (дата обращения:26.05.2019).
2 Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе/ Официальный сайт Президента РФ, 2003 URL: http://kremlin.ru/supplement/1653(дата обращения: 25.05.2019).
3 Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моряи Керченского пролива/ Официальный сайт Президента РФ, 2003URL: http://kremlin.ru/supplement/1795(дата обращения: 26.05.2019).
4 Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г./ Официальный сайт Президента РФ, 2003URL: http://kremlin.ru/supplement/1795 (дата обращения: 10.12.2018)
5 Договоро Зоне свободной торговли/ СНГ, 2011 URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/printPreview/text?id=3183 (дата обращения: 25.05.2019).
6 Заявление Президента Российской Федерации и Президента Украины о создании Российско-Украинской межгосударственной Комиссии от 8 мая 2005 года/ МИД РФ, 2005 URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/416458 (дата обращения: 25.05.2019).
7 Заявление МИД РФ о российско-украинских отношениях от 11.09.2008/ МИД РФ, URL: http://www.mid.ru/press_service/spokesman/official_statement/-/asset_publisher/t2GCdmD8RNIr/content/id/325730 (дата обращения: 23.05.2019)
8 Обращение Государственной Думы к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в связи с итогами парламентских слушаний на тему “Состояние российско-украинских отношений и выполнение обязательств по Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной”/Фонд стратегической культуры URL: http://www.odnarodyna.ru/topics/6/33.html (дата обращения 10.11.2018).
9 План действий Россия – Украина до 2009 года от 12 февраля 2008 года (первоочередные мероприятия в двусторонних отношениях/ Официальный сайт Президента РФ,2008 URL: http://kremlin.ru/supplement/3857(дата обращения: 26.05.2019).
10 Постановление Правительства Российской Федерации № 460-25от 18.04.2019 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1716-83»// Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). —2019 г. — Ст. 0001201904180011.
11 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли/ Официальный сайт Президента РФ, 2002 URL: http://kremlin.ru/supplement/3507 (дата обращения: 25.05.2019).
12 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии от 22 декабря 2006 года// Бюллетень международных договоров. — 2009.—№5.
13 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009, № 20—Ст. 2444.
14 Указ Президента Российской Федерации № 376от 28.07.2011 г. «О Зурабове М.Ю.»/Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).— 2016. — Ст.0001201607280051.
15 Указ Президента РФ№ 592 от 22 октября 2018 г. «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. № 44. —Ст. 6706.
16 Указ Президента Российской Федерации № 187 от 29.04.2019 г. «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» // Российская газета. —2019.
17 Федеральный закон№124-ФЗ от 3.07.1999 г.«Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины»// Собрание законодательства Российской Федерации. —1999. № 27. — Ст.3186.
18 Федеральный закон № 410-ФЗот 30.12.2015 г. «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины»//Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. № 1 Часть 1. — Ст. 30.
19 Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. № 12. — Ст. 1201.
20 Харьковское дополнение к газовому Контракту №КП от 19 января 2009 г. между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины»
Купли-продажи природного газа 2009-2019 годах. 19.01.2009/ Украинская Правда, 2019 URL: http://www.pravda.com.ua/rus/articles/2010/04/22/4956389/ (дата обращения: 25.05.2019).
21 Договір про дружбу, співробітництво і партнерство між Україною і Російською Федерацією від 31.05.1997//ОфіційнийвісникУкраїни. — 1999. № 20. —Ст.931.— С. 518.
22 Закон Укрїни «Про засади внутрішньої і зовнішньої політики» № 2411 від 08.07.2018,/Відомості Верховної Ради України.— 2010. № 40.—Ст.527.
23 Закон України № 1170-VII від 27.03.2014 «Про засади внутрішньої і зовнішньої політики»// Відомості Верховної Ради України (ВВР).— 2014. № 22.— Ст.816.
24 Закон України № 2268-VIIIвід 18.01.2018 р. «Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України на тимчасово окупованих територіях у Донецькій та Луганській областях»// Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2018. № 10.— Ст.54.
25 Закон України № 2643-VIII від 06.12.2018 «Про припинення дії Договору про дружбу, співробітництво і партнерство між Україною і Російською Федерацією» //ВідомостіВерховної Ради (ВВР). — 2019. № 1.— Cт.2.
26 Закон України №2662-VIIIвід 20.12.2018 р. «Про внесення змін до Закону України «Про свободу совісті та релігійні організації» щодо назви релігійних організацій (об'єднань), які входять до структури (є частиною) релігійної організації (об'єднання), керівний центр (управління) якої знаходиться за межами України в державі, яка законом визнана такою, що здійснила військову агресію проти України та/або тимчасово окупувала частину території України.»// Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2019. № 3.— Ст.23
27 Заява Верховної Ради України № 337-VIII від 21 квітня 2015 р. «Про відсіч збройній агресії Російської Федерації та подолання її наслідків»// Відомості Верховної Ради (ВВР). —2015. № 22.— Ст.153
28 Конвенція про режим протоквід 20.07.1936 р. //ОфіційнийвісникУкраїни.— 2004. № 40.— Ст. 2666.
29 Постанова Верховної Ради Українив № 129-VIII від 27.01.2015 р. « Про Звернення Верховної Ради України до Організації Об’єднаних Націй, Європейського парламенту, Парламентської асамблеї Ради Європи, Парламентської асамблеї НАТО, Парламентської асамблеї ОБСЄ, Парламентської асамблеї ГУАМ, парламентів держав світу про визнання Російської Федерації державою-агресором.»// Відомості Верховної Ради (ВВР). —2015. № 10.— Ст. 68.
30 Проект Закону України № 0051 від 16.07.2015 р. «Проденонсацію Договору міжУкраїною та РосійськоюФедерацією про співробітництво у використанніАзовського моря і Керченської протоки»//Верховна Рада України.—2015.
31 Розпорядження Кабінету Міністрів України № 2361-р від 20 грудня 2010 р. « Про погодження укладення договору про спільну діяльність» // Урядовий кур'єр.—2011 — № 20.
32 Розпорядження Кабінету Міністрів України № 886-рвід 17 жовтня 2013 р. «Про скасування розпорядження Кабінету Міністрів України від 20 грудня 2010 р. № 2361» // Урядовий кур'єр.—2013 — № 214.
33 Угода між Україною та Російською Федерацією з питань перебування Чорноморського флоту Російської Федерації на території України від 27 квітня 2010 р.// Офіційний вісник України. — 2010. № 32. — Ст. 1154
34 Указ Президента України № 287/2015від 26 травня 2015 р. «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 6 травня 2015 року "Про Стратегію національної безпеки України"»Стратегія національної безпеки України // Офіційний вісник Президента України. — 2015 р. № 13. — Ст. 874.
35 Указ Президента України №555/2015від 24 вересня 2015 р. «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 2 вересня 2015 року "Про нову редакцію Воєнної доктрини України"»//Офіційний вісник Президента України.— 2015. № 22. — Ст. 1291.
36 Угода між Україною та Російською Федерацією з питань перебування Чорноморського флоту Російської Федерації на території України від 27 квітня 2010 р.// Офіційний вісник України. — 2010. № 32. — Ст. 1154
37 Указ Президента України №555/2015 від 24.09.2015р. «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 2 вересня 2015 року "Про нову редакцію Воєнної доктрини України"»/Офіційний вісник Президента України.— 2015 р. № 22. — Ст. 1291
38 Указ Президента України № 139/2018 від 2 травня 2018 р. «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України «Про припинення дії для України окремих міжнародних договорів, укладених у рамках Співдружності Незалежних Держав»//Офіційний вісник Президента України. — 2018 р. № 13. — Ст.211.
39 Хартія про особливе партнерство міжУкраїною та ОрганізацієюПівнічно-Атлантичного Договору від 09.07.1997 //ОфіційнийвісникУкраїни. — 2006. № 34. —Ст. 2453.
40 General Assembly UN A/RES/72/190 adopted by 19.12. 2017. «Situation of human rights in the autonomous republic of Crimea and the city of Sevastopol, Ukraine»// General Assembly Distr.: Treaty Series .—2018. vol. 75.— Nos. 970–973.
41 Minsk declaration and resolutions adopted by the OSCE parliamentary assembly at the twenty-sixth annual session, from 5 to 9 July 2017// OSCE PA.—2017.— 56 p.
42 Parliamentary AssemblyResolution 2259 24.01.2019 «The escalation of tensions around the Sea of Azov and the Kerch Strait and threats to European security» / PACE. — 2019.
II. Литература
2.1. Монографии:
1 ЖильцовС. Украина: 20 лет пути к независимости / С. Жильцов. — М.: Восток - Запад, 2012. –80 с.
2 Жильцов С., Воробьев В., Шутов А. Эволюция политики России на постсоветском пространстве/ С. Жильцов, В. Воробьев, А. Шутов. — Москва: Восток-Запад, 2010. —168 с.
3 Сиденко В. Глобализация–европейская интеграция–экономическое развитие: украинскаямодель. Европейская интеграция и экономическое развитие/В. Сиденко. —Киев: Институт экономики ипрогнозирования, 2011. —357 с.
4 Цыпин В. Каноническое право/ Цыпин В. — М.: Сретенский монастырь, 2012.— 864 с.
5 Задорожній О. Міжнародне право в міждержавнихвідносинахУкраїни і РосійськоїФедерації, 1991 – 2014 / О. Задорожній. —– Київ: К.І.С.— 2014. – 959 c.
6 AslundA. Kremlin Aggression In Ukraine: The Price Tag/ A.Aslund - Washington, DC: Atlantic Council, 2018.—28 p.
7 Charap S., Colton T., Everyone Loses. The Ukraine Crisis and the Ruinous Contest for Post—Soviet Eurasia/S.Charap, T. Colton - London: International Institute for Strategic Studies, 2017.—212 p.
8 Charap S., Krumm R., Weiss S. Scenario Group Ukraine 2027: Foresight Ukraine. Four Scenarios for the Development of Ukraine/ S. Charap, R. Krumm, S.Weiss - Vienna: Friedrich—Ebert—Stiftung, 2017.— 22 p.
9 Clifford, G., Hill, G., Hill, F. Mr. Putin: Operative in the Kremlin/ G. Clifford, G. Hill, F. Hill — Washington DC: Brookings Institution Press, 2015. — 390 p.
10 De Ploeg C. Ukraine in the Crossfire/ C. De Ploeg - Atlanta, GA: Clarity, 2017.—269 p.
11 Horbulin V. SvitovaHibrydnaViyna: Ukrayinskyy Front/ V.Horbulin- Kharkiv: Folio, 2017.—253p.
12 Kent N. Crimea: A History/ N. Kent - London: Hurst, 2016.— 256p.
13 Kuzio T. Putin’s War Against Ukraine. Revolution, Nationalism, and Crime/ T. Kuzio - Toronto: Chair of Ukrainian Studies, University of Toronto, 2017. — 490p.
14 Kuzio T., D’Anieri P. The Sources of Russia’s Great Power Politics/ T. Kuzio, P. D’AnieriE—IR’s publishing, 2018.—150 p.
15 Magocsi P. This Blessed Land: Crimea and the Crimean Tatars/ P. Magocsi - Toronto: University of Toronto Press, 2014.—160 p.
16 Mumford A. Proxy Warfare/ A. Mumford. — Cambridge: Polity Press. — 2013. №1. — 180 p.
17 Pifer, S. The Eagle and the Trident. U.S. – Ukraine Relations in Turbulent Times/ S. Pifer — Washington DC: Brookings Institution, 2017. —366 p.
18 Sakwa R. Frontline Ukraine/ Sakwa R. - London: I.B. Tauris, 2016. — 368p.
19 Toal, G. Near Abroad/ G. Toal- New York: Oxford University Press, 2017. — 408 p.
20 Wilson A. Ukraine Crisis. What it Means for the West/A. Wilson - New Haven, CT: Yale University Press, 2014.—248p.
2.2. Коллективные монографии:
1 Россия и Украина: вопросы социально-экономического развития в контексте взаимных отношений / ред. Л.Вардомский. —М.: Институт экономики РАН.— 2013.— 60 с.
2 Российско-украинский конфликт в контексте геополитических перемен/ ред. А. Чернова, А. Пашкова. - Киев, Центр Разумкова, 2017.- 82 с.
3 Российско-украинский конфликт: перспективы и параметры миротворческой миссии ООН на Донбассе/ ред. А. Чернова, А. Пашкова, В. Клименко. – Киев: Центр Разумкова, 2018.- 240 с.
4 Украина-Россия: от кризиса – к эффективному партнерству/ ред. Л. Шангина— Національна безпека і оборона, 2009.—№4(108). — 72 с.
5 Зовнішня політика України: здобутки, проблеми, перспективи/ред. А. Чернова. — Національна безпека і оборона, 2010.—№2 (113).— 39 с.
6 “Гібридна” війна Росії – виклик і загроза для Європи/ ред. Л. Шангіна [та ін.]. — Київ: Центр Разумкова. — 2016.—91 с.
7 ГромадяниУкраїни про себе, країну та їїмайбутнє/ ред. Л. Шангіна [та ін.]. — Київ: Центр Разумкова. — 2019.— 68 с.
8 Кульчицький С., Міщенко М. Україна на порозіоб’єднаноїЄвропи/ С. Кульчицький, М. Міщенко. – Київ: Центр Разумкова, 2018. - 232 с.
9 Російсько-українськийконфлікт: стан, наслідки, перспективирозвиткуподій/ ред. Г. Пашкова, А. Чернова. — Національна безпека і оборона, 2014.—№5-6 (148-149).— 100 с.
10 Україна напередодні року виборів: запити суспільства, позиції політичних акторів, контури нової влади/ ред. Ю. Якименко, А. Чернова, А. Пашкова // Центр Разумкова. Національна безпека і оборона. — 2018. №3-4. — 134 с.
11 Україна 2015-2016: випробування реформами/ред. Л. Шангіна [та ін.]. - Київ,Центр Разумкова, 2015. – 90 с.
12 Україна 2016-2017: Ознаки прогресу та симптомирозчарування/ ред. А.Чернова, В.Клименко. - Київ,Центр Разумкова,2016.- 94с.
13 Юрчишин В. Сценарій-прогноз розвиткуекономікиУкраїни: обмеженийпесимізм/ В. Юрчишин Київ: Заповіт, 2018. – 58с.
14 The Struggle for Ukraine- Chatham House Report/ ed. by J. Statham [et al.]. - London: The Royal Institute of International Affairs, 2017. -124 p.
2.3. Статьи:
1 Адамишин А. Формировать дорожную карту вывода российско-украинских отношений из кризиса/ А. Адамишин// Національнабезпека і оборона. —2009.№4(108). —С. 59-60.
2 Баца, Д. Российско-украинские отношения: этапы и проблемы / Д. Баца // Проблемы постсоветского пространства. – 2017. – Т. 4. – №. 1. – С. 65—72.
3 Белоблоцкий Н. Строить отношения на принципах взаимного уважения, равноправия и добрососедства / Н. Белоблоцкий// Національнабезпека і оборона.—2005.№4(64). —С.23-25.
4 Богатуров А. Три поколения внешнеполитических доктрин России / А.Богатуров// Международные процессы. —2007. № 1 (13). — Т. 5. — С. 54—69.
5 Бунин И. Россия и Украина – возможности диалога/ И. Бунин// Національнабезпека і оборона. —2009.№4(108). —С. 56-59.
6 Васильев В. К вопросу правового статуса Азово—Керченской акватории/ В. Васильев //Морские вести России. — 2016. — № .8. —С. 10—11.
7 Гусев Л. Внешнеполитические приоритеты нового руководства Украины/ Л. Гусев // Обозреватель. —2006. №5. —С. 83—89.
8 Грищенко К. Укреплять потенциал двустороннего сотрудничества / К. Грищенко //Національнабезпека і оборона. —2009. —№4(108). —С. 54-55.
9 ГудковЛ. Внутриполитические процессы в РФ: динамика и перспективы/ Л.Гудков//Российско-украинский конфликт: перспективы и параметры миротворческой миссии ООН на Донбассе/ Центр Разумкова; ред. А. Чернова, А. Пашкова, В. Клименко. – К.: Заповит. — 2018. – 240 с. — С. 82—87.
10 Гушер А. Кризис на Украине: геополитические и геостратегические аспекты/ А. Гушер // Международные отношения. – 2014. – №. 4. – С. 79-89.
11 Денисов Д. О. Минские соглашения: тернистый путь к миру //Политические Процессы На Постсоветском Пространстве. – 2015. – С. 144-149.
12 Данилов Д. Стратегия национальной безопасности Украины: возможные последствия для российско—украинских отношений / Д. Данилов // Современная Европа. — 2016. — №2 – С. 33—37.
13 Денисов Д. Минские соглашения: тернистый путь к миру / Д. Денисов // Политические процессы на постсоветском пространстве. – 2015. – С. 144—149.
14 Ефременко Д., Понамарева А. Опасный год: о стрессоустойчивости современной России/Жильцов С. Украина: новый этап политического развития/ С. Жильцов// Проблемы постсоветского пространства. – 2014. №.1.— С.4—23.
15 Жильцов С. Каспийский регион на перекрестке геополитических стратегий/ С. Жильцов// Центральная Азия и Кавказ. —2014.—№1.— С. 37-51.
16 Загорский А. Российско - украинские отношения отравлены современным кризисом всерьез и надолго/ А. Загорский// Траектория конфликта: модель украинско—российских отношений в ближайшей перспективе шансы, пути и варианты урегулирования/ Центр Разумкова; ред. А. Пашкова, В. Клименко. – К.: Заповит. — 2017. –192 с.— С. 45— 47.
17 Зиновьев, В., Троицкий, Е. Российско—украинские отношения на современном этапе / В. Зиновьев, Е. Троицкий // Русин. — 2015. —№.4 (42). – С. 205—216.
18 Иноземцев В. Конфликт на востоке Украины: есть ли надежда на скоординированные усилия?/ В. Иноземцев // Российско—украинский конфликт :перспективы и параметры миротворческой миссии ООН на Донбассе/ Центр Разумкова; ред. А. Чернова, А. Пашкова, В. Клименко. – К.: Заповит, 2018. —240 c.– С. 88—94.
19 Лоскутов В. Нужно делать акцент на позитиве в двусторонних отношениях/ В. Лоскутов//Національнабезпека і оборона. —2009.№4(108). —С. 55-56.
20 Лысенков А. Взаимоотношения Украины со странами СНГ после «оранжевой» революции: интересы ирезультаты (2005—2009) // Вестник нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. № 6-1. — С. 320-325.
21 Малышев Д. Керченский кризис и статус Азовского моря/ Д. Малышев // Постсоветские исследования. —2019.—Т. 2. —№. 2.— С.982-989
22 Метленко Е. «Газовый» конфликт между Россией и Украиной: опыт разрешения в 1992-1999 гг./ Е. Метленко// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. — 2012.— №19. — С. 192-196.
23 Музыкантский А. Способствовать улучшению российско-украинского сотрудничества /А. Музыкантский// Національнабезпека і оборона. — 2009. №4(108). — С.60.
24 Никонов В. Преодолеть зоны неопределенности/ В. Никонов// Національнабезпека і оборона.—2005.№4(64). —С.18-20.
25 Пантин В., Лапкин В. Тенденции политического развития современной Украины: основные риски и альтернативы/ В. Пантин, В. Лапкин// Полис. Политические исследования. —2013.—№5—С.133-144.
26 Пархалина Т. Cледует пытаться избежать перехода конфликта из латентной в открытую форму/ Т. Пархалина // Траектория конфликта: модель украинско—российских отношений в ближайшей перспективе шансы, пути и варианты урегулирования/ Центр Разумкова; ред. А. Пашкова, В. Клименко. – К.: Заповит. — 2017. –192 с.– С. 41—44.
27 Пионтковский А. Украина между Россией и ЕС/ А. Пионтковский// Національнабезпека і оборона. —2012. №4-5(133-134). — С.76-78.
28 Пирожков С. Выработать стратегию сотрудничества, адаптированную к новым вызовам/ С. Пирожков // Національнабезпека і оборона.—2005.№4(64). —С.7 -8.
29 Полюшкевич О. Политический кризис на Украине / О.Полюшкевич//Мировая политика. – 2014. – №. 3. – С. 15-26.
30 РаботяжевН. Геостратегические дилеммы Киева/ Н. Работяжев// Россия и новые государства Евразии. —2013. —№. 4 (21). — С.49-67.
31 Работяжев, Н. Украина: долгий путь из кризиса / Н. Работяжев, Э. Соловьев // Год планеты: экономика, политика, безопасность / ИМЭМО РАН: ред.В. Барановский, Э.Соловьев. — М.: Идея-Пресс, 2017. — 400 с. - С. 315-328.
32 Соловьев В. Кучерук К. Украина ловит на слове Виктора Черномырдина/ В. Соловьев, К. Кучерук //Коммерсантъ.— 2009. №29.— С. 7.
33 Сушенцов А., Силаев Н. Сценарный прогноз развития украинского кризиса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2018. —Т. 18. —№ 1. — С. 107—123.
34 Федоров А. Довлеющим должен стать принцип жесткого политического реализма/ А. Федоров// Національнабезпека і оборона.—2005.№4(64). —С.20-21.
35 Чалый В. Расширять базу украинско¬-российского взаимодействия/ В. Чалый // Національнабезпека і оборона.—2005.№4(64). —С. 5-7.
36 Шевцова Л. Можно ожидать временных моделей переходного состояния, в рамках которого все стороны будут заинтересованы в демилитаризации конфликта/ Л.Шевцова// Траектория конфликта: модель украинско—российских отношений в ближайшей перспективе шансы, пути и варианты урегулирования/ Центр Разумкова; ред. А. Пашкова, В. Клименко. – К.: Заповит. — 2017. –192 с. – С.59—62.
37 Шнайдер Э. Внешняя политика Украины при Викторе Ющенко/ Э. Шнайдер // Вестник аналитики. —2005. №3.— С. 95- 101.
38 Штратеншульте. Э. Шансы действительно миротворческой миссии ООН равняются нулю / Э. Штратеншульте// Российско-украинский конфликт: перспективы и параметры миротворческой миссии ООН на Донбассе/ Центр Разумкова; ред. А. Чернова, А. Пашкова, В. Клименко. – К.: Заповит. — 2018. – 240 с— С. 32—33.
39 Бабкіна О.Деякі теоретико-методологічні проблеми сучасного етапу/ О.Бабкіна // Наукові записки Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І.Ф.Кураса ВНАН України. 2014. № 3. С. 36-50.
40 Пайфер С.ЗовнішняполітикаУкраїни: втратарівноваги/ С. Пайфер// Національнабезпека і оборона. —2012. №4-5(133-134). — С.72-76.
41 Чалий В.Пріоритети зовнішньої політики – прагматизм, реалізм та орієнтація на досяжні, важливі для кожного українця цілі/ В.Чалий// Національна безпека і оборона.—2010.№2(113). —С. 16-17.
42 Шерр Дж. Україна, Росія, Європа/ Дж. Шерр// Національнабезпека і оборона. —2012. №4-5(133-134). — С.70-72.
43 Averre D. The Ukraine Conflict: Russia’s Challenge to European Security Governance/ D. Averre //Europe—Asia Studies. - 2016.- vol. 68. - №. 4.— pp.699–725
44 AslundA. Kremlin Aggression In Ukraine: The Price Tag/ A.Aslund - Washington, DC: Atlantic Council, 2018.— p. 15.
45 Bogomolov A., Lytvynenko O. A Ghost in the Mirror: Russian Soft Power in Ukraine/ A. Bogomolov, O. Lytvynenko// The Royal Institute of International Affairs. —2012.— pp.1-16.
46 Bukkvoll T. Off the Cuff Politics-Explaining Russia's Lack of a Ukraine Strategy/ T. Bukkvoll // Taylor & Francis, Ltd. 2001.№. 8.— Vol. 53.— P. 11-44.
47 Götz E. It’s Geopolitics, stupid: explaining Russia’s Ukraine policy/ E. Götz // Global Affairs.—2015.- №.1.— P.3—10.
48 Kiryukhin D. Russia and Ukraine: the clash of conservative projects / D.Kiryukhin// European Politics and Society.— 2016. —Vol. 17. —Iss. 4. —P. 438—452.
49 Kostanyan H., Meister S. Ukraine, Russia and the EU: Breaking the deadlock in the Minsk process/ H.Kostanyan, S. Meister// CEPS.— 2016. № 423.– P. 14.
50 Tsygankov A. Vladimir Putin's last stand: the sources of Russia's Ukraine policy/ A. Tsygankov // Post-Soviet Affairs. —2015.— P. 1-21.
51 Skak M. Russian strategic culture: the role of today’s chekisty’/ M. Skak// Contemporary Politics, 2016.- №.3.-vol.22.— P. 324–341.
52 Sherr J. Failing Partnership? Ukraine and the West/ J.Sherr.— Conflict Studies Research Centre.—2001.—P. 26.
53 Staigis A.Only a strong western front can prevent Russia’s Further Expansion and start a constructive dialogue with the Russian Federation / A.Staigis. //Russian-Ukrainian conflict: prospects and parameters of un peacekeeping mission in Donbass; ed. by A. Chernova [et al.]. – Кyiv.: Заповит. —2018. — P. 99-110.
2.4. Интернет-ресурсы:
1 Иванов, И. Помочь Украине — помочь себе/ Иванов, И.URL: https://russiancouncil.ru/analytics—and—comments/analytics/pomoch—ukraine—pomoch—sebe/ (дата обращения: 22.04.2019).
2 История кредита РФ для Украины. Досье/ ТАСС, 2017URL:https://tass.ru/info/2442721 (дата обращения: 26.12.2018).
3 Кортунов А. Россия и Украина: четыре сценария на будущее» и мнения по этому вопросу других российских аналитиков/Кортунов А. URL: https://russiancouncil.ru/analytics—and—comments/analytics/rossiya—i—ukraina—chetyre—stsenariya—na—budushchee/ (дата обращения: 01.12. 2018).
4 Отношения России и Украины. Досье/ ТАСС, 2016URL:https://tass.ru/info/3559266 (дата обращения: 26.12.2018)
5 Юридический отдел Украинской Православной Церкви прокомментировал принятие Верховной Радой Украины дискриминационного законопроекта №5309// РПЦ, отдел внешних связей, 2018 URL:https://mospat.ru/ru/2018/12/21/news168202/(дата обращения: 12.03.2019)
6 Писня Н., Горяшко С. Инцидент в Керченском проливе: Запад поддержал Украину в новом витке конфликта с Россией/ Писня Н., Горяшко С. URL: https://www.bbc.com/russian/amp/features—46350537(дата обращения: 02.03.2019).
7 Седова А. Захват судна «Норд»: Украине отрежут выход к морю/ Седова А. URL:http://ruspravda.info/Zahvat-sudna-Nord-Ukraineotrezhut-vihod-k-moryu-31604.html(дата обращения: 26.11.2018)
8 Скоркин, К. Зачем Россия вводит санкции против украинских бизнесменов и политиков/Скоркин, К. Московский Центр Карнеги, 2018. URL: https://carnegie.ru/commentary/77633(дата обращения: 30.12.2018).
9 Сценарии российско-украинских отношений после президентских выборов/ Центр политической конъюнктуры,2019URL: http://cpkr.ru/analytics/scenarii-rossiysko-ukrainskih-otnosheniy-posle-prezidentskih-vyborov (дата обращения: 22/04/2019)
10 Торкунов А. Инициатива Медведева сильна амбициями/А.Торкунов, 2009 URL:https://mgimo.ru/about/news/experts/124223/ ( дата обращения: 01.05.2019)
11 Украина выбрала ЕС: проект соглашения с Брюсселем одобрен/ РБК, 2013 URL: https://www.rbc.ru/politics/18/09/2013/57040fb99a794761c0ce1e34 (дата обращения: 24.05.2019).
12 Хоменко С. Военное положение на Украине: как принималось решение/ BBC Киев,2018 URL:https://www.bbc.com/russian/features-46350777(дата обращения: 26.11.2018)
13 Цыганков А. Украина, Америка и «остров Россия»/ Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2019 URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/ukraina—amerika—ostrov—rossiya/(дата обращения: 29.03.2019)
14 Відносини з Росією/ Посольство України в РосійськійФедераціїURL: https://russia.mfa.gov.ua(дата обращения: 26.12.2018)
15 Губар О. ВерховнаРада України схвалила закон о припиненні дружбиз Росією/ О. Губар DW, 2018 URL:https://p.dw.com/p/39a0s (дата обращения: 14.12.2018).
16 Співробітництво з НАТО: правові аспекти/ Міністерства Юстиції України URL:https://minjust.gov.ua/m/str_951(дата обращения: 24.05.2019).
17 Blank S. Vladimir Putin Does Shakespeare/ Blank S. Atlantic Council,2019 URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/vladimir-putin-does-shakespeare(датаобращения: 29.04.2019).
18 Dempsey J. Judy Asks: Will Europe Help Zelenskiy Change Ukraine?/Dempsey J. Carnegie Europe, 2019 URL: https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/78993(датаобращения: 25.04.2019).
19 Dickinson P. Is Zelenskiy Really the Kremlin’s Best Hope in Ukraine?/ Dickinson P. Atlantic Council, 2019 URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/is-zelenskiy-really-the-kremlin-s-best-hope-in-ukraine(датаобращения: 15.04.2019).
20 Frolov G. Time for Ukraine to Compete with Russia /Frolov G.Atlantic Council, 2019URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/time-for-ukraine-to-compete-with-russia (датаобращения: 02.05.2019).
21 Fukuyama F. Why We Can't Get Enough Of Ukrain/ Fukuyama F. Atlantic Council, 2019 URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/why-we-can-t-get-enough-of-ukraineдатаобращения: 06.05.2019).
22 Lutsevych O., GerasymchukS. What Does Volodymyr Zelenskyi’s Victory Say About Ukraine?/ O. Lutsevych, S. GerasymchukChatham House, 2019 URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/what-does-volodymyr-zelenskyi-s-victory-say-about-ukraine (датаобращения: 02.05.2019).
23 Mearsheimer J. Why the Ukraine crisis is the West’s fault: the liberal delusions that provoked Putin/ J. Mearsheimer// Foreign Affairs, 2014.- №.5. - vol.93.- pp.77—89
24 PiferS. How Ukraine’s comedian—candidate could disappoint the Kremlin/ PiferS. The Brookings Institution,2019URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2019/04/22/how-ukraines-comedian-candidate-could-disappoint-the-kremlin/(датаобращения: 22.04.2019).
25 Russia, EU and Eastern Europe: Vilnius and Beyond/Carnegie Moscow Center, 2013 URL: https://carnegie.ru/2013/11/06/russia-eu-and-eastern-europe-vilnius-and-beyond-event-4264 (датаобращения: 27.04.2019)
26 Sen A. The Growing Russian Challenge and What Should Be Done About It/ A. Sen, Atlantic Council,2019 URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/the-growing-russian-challenge-and-what-should-be-done-about-it(датаобращения: 03.05.2019).
27 SherrJ.What Lies Ahead for Ukraine? J.SherrICDS, 2019https://icds.ee/what-lies-ahead-for-ukraine/(дата обращения: 23.04. 2019)
28 Shevtsova L. The Fall of the West” and “the Russian Matrix”/ L. Shevtsova, 2013 URL: https://carnegie.ru/2013/08/05/fall-of-west-and-russian-matrix-pub-52600 (датаобращения: 27.04.2019)
29 Shevtsova, L. Ukraine as a Challenge of Perception/ Shevtsova, L. Carnegie Moscow Center. – 2014. URL: https://carnegie.ru/commentary/54867(датаобращения: 20.02.2019)
30 TreninD. The Great Illusion/ D. Trenin, 2013 URL: https://carnegie.ru/commentary/53269 (датаобращения: 27.04.2019)
31 Trenin D. ‘Ukraine Crisis Causes Strategic, Mental Shift in Global Order/ D. Trenin,Global Times, 2015URL: https://carnegie.ru/2015/05/17/ukraine-crisis-causes-strategic-mental-shift-in-global-order-pub-60122(датаобращения: 03.01.2019).
32 Umland A. Why Peace in Ukraine Cannot Wait/A.UmlandAtlantic Council, 2018URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/why-peace-in-ukraine-cannot-wait(датаобращения: 14.08.2018).