ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1 Понятие обучения персонала организации 6
1.2 Корпоративная система непрерывной профессиональной подготовки персонала 10
1.3 Факторы, влияющие на эффективность профессионального развития персонала 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Золотой орел» 29
2.2 Кадровый состав и система управления персоналом в ООО «Золотой орел» 39
2.3 Анализ системы профессиональной подготовки персонала ООО «Золотой орел» 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ» 51
3.1 Разработка проекта по развитию персонала организации 51
3.3 Социально-экономическое обоснование проекта 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность темы исследования. Особенностью российского рынка является быстрые и частые изменения внешних и внутренних условий функционирования организаций. В связи с этим профессиональное обучение персонала определяет не только ее развитие, но и успешность.
Развитие научно-технического прогресса и достаточно быстрое устаревание единственными факторами, которые повышают роль профессионального обучения персонала организации. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно научно-технический прогресс значительно ускоряет процесс устаревания знаний и навыков. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс развития общества.
В наши дни ситуация такова, что сколько профессиональное, становится определяющим элементом, характеристики рабочей силы. Крупные организации наращивают инвестиции в подготовку кадров, поскольку внешний рынок и система потребности высокотехнологичных производств. Этому также способствуют и жизни товаров, их частое изменение, требующее новых считают увеличение вложений в развитие персонала главным фактором в конкурентной борьбе
Формирование внутрифирменной системы профессионального развития актуально в современных условиях, когда многие российские организации испытывают затруднения экономического характера, имеют ограничения бюджета профессионального развития персонала. В этих условиях необходимо формирование высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность.
Степень разработанности темы. Вопросы обучения персонала в научной литературе рассмотрены достаточно широко. Среди ученых, занимающихся вопросами развития и обучения персонала стоит назвать Артамонову М.В., Дуракову И.Б., Кибанова А.Я., Солтицкую Т.А., Сотникову С., Руденко Г.Г., Чернягину С.
Проблема исследования заключается в противоречии между имеющимися теоретическими и практическими разработками в области непрерывного профессионального обучения и развития персонала организации и состоянием системы обучения персонала в ООО «Золотой орел».
Объект исследования - предприятие ООО «Золотой орел».
Предмет исследования - система непрерывного профессионального развития персонала ООО «Золотой орел».
Цель исследования состоит в разработке проекта совершенствования системы непрерывного профессионального развития персонала ООО «Золотой орел».
Для достижения поставленной цели в процессе нашего исследования потребовалось решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие обучение персонала организации;
-дать характеристику внутрифирменной системы непрерывной профессиональной подготовки персонала;
-рассмотреть факторы, влияющие на эффективность профессионального развития персонала;
-провести анализ системы управления персоналом в ООО «Золотой орел»;
-проанализировать систему профессионального развития персонала в ООО «Золотой орел»;
-разработать и дать социально-экономическое обоснование проекта совершенствования системы развития персонала в ООО «Золотой орел».
Теоретической базой исследования явились положения и выводы, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных специалистов по проблемам развития персонала организации. Теоретической базой исследования стали современные теории обучения Д. Бургойне, Р. Стюарт, Р. Гаги, К. Роджерс, Т. Бойделл, А Мамфорд.
Эмпирическую базу исследования составили внутренние нормативно-регламентирующие документы, данные статистической отчетности и первичного учета статистические сведения, характеризующие деятельность ООО «Золотой орел».
Практическая значимость исследования заключается в определении методов непрерывного профессионального развития персонала в ООО «Золотой орел».
Методы исследования:
1) Анализ документов;
2) Методы индукции и дедукции, качественный и количественный методы, метод проектирования;
3) Методы интерпретации.
Структура дипломного проекта Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Ускоренное развитие научно-технического прогресса и достаточно быстрое устаревание профессиональных знаний и навыков не являются единственными факторами, которые повышают роль профессионального обучения персонала организации. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации.
Обучение персонала представляет собой целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей организации.
Обучение персонала выполняет важнейшую функцию, направленную на эффективное использование персонала организации и на повышение его мотивации.
Различают три вида обучения персонала организации: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.
Предметом обучения являются знания, умения, и навыки.
Знания - это получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей.
Умения - это способность выполнять обязанности, которые закреплены за работниками.
Навыки - это степень умения применять полученные знания на практике.
Обучение персонала организации требуется в следующих случаях:
-когда работник поступает работать в организацию;
-когда служащего назначают на новую должность;
-когда в ходе аттестации установлено, что работнику не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своих должностных обязанностей.
Эффективность профессионального развития персонала находится в прямой зависимости от применяются в процессе обучения. Методы подразделяют на три группы: традиционные, активные и компьютерные, которые осуществляются дистанционно.
Программы развития, стадиям жизненного цикла и стратегии управления персоналом. Программа профессионального развития персонала должна быть разработана для организации в целом и при этом должна быть конкретизирована для сотрудников каждого отдельного подразделения.
Особое значение имеет своевременность реализации программ профессионального развития персонала, трудовой деятельности персонала, которые должны быть достигнуты профессионального развития и обучения персонала организации.
ООО «Золотой орел» создано в 2005 году. Юридический адрес общества: Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, проспект Комсомольский, дом 31, кв.39. Общество осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями.
Анализ финансовых результатов ООО «Золотой орел» показал, что предприятие получает предпринимательской деятельности, указанную в Уставе предприятия.
Анализ основных экономических показателей предпринимательской деятельности ООО «Золотой орел» за 2014 - 2016 гг. показал, что отмечается снижение следующих показателей: численность населения, охваченных рекламой; количество посетителей, чел.; количество покупателей, чел.; покупатели, совершающие повторные покупки, чел.; прибыль чистая (совокупный финансовый результат), тыс. руб.; прибыль от продаж, тыс. руб.; рентабельность активов, %; рентабельность собственного капитала, %; рентабельность реализованной производственной деятельности, %; розничный товарооборот на 1 продавца-кассира.
Анализ предпринимательской деятельности ООО «Золотой Орел» показал, что предприятие теряет позиции на местном рынке по многим показателям и не является полностью конкурентоспособным предприятием розничной торговли ювелирными изделиями.
Персонал ООО «Золотой орел» имеет высокий уровень соответствия образования ресурсов в организации.
Повышение любых профессиональных навыков в ООО «Золотой орел» направлено на то, чтобы с их помощью максимизировать свою прибыль, при этом конечное звено - продавец магазина обладает собственным вкусом, на который зачастую и опирается в рамках презентации товара.
При этом следует отметить, что мероприятия направленные на профессиональное обучение торгового персонала ООО «Золотой орел» носят без системный характер, что выявлено, что ООО «Золотой Орел» не является полностью конкурентоспособным предприятием розничной торговли ювелирными изделиями. При этом персонал ООО «Золотой орел» имеет достаточный уровень профессионализма. В связи с этим в условиях конкурентной борьбы за рынок видится необходимым делать акцент на свои сильные позиции и преимущества по отношению к конкурентам. В ООО «Золотой орел» такими преимуществами является персонал организации. Поэтому необходимо дальнейшее повышение уровня развития персонала и делать это конкурентным преимуществом.
В связи с этим необходимым является разработка программы обучения персонала. При этом, важным является не только разработка программы обучения персонала, но и разработка программы внедрения полученных знаний. Только в этом случае полученных знаний.
Для организации контроля работы торгового персонала предлагается использовать существующую систему видеонаблюдения в практическом обучении персонала. Это позволит определять стратегию дальнейшего обучения персонала, отрабатывать продаж.
Все перечисленное выше позволяет предполагать, что внедрение настоящего проекта будет эффективным для ООО «Золотой орел» в целях повышения конкурентоспособности посредством обучения персонала и повышения его профессионального уровня.
Реализация данного проекта предполагает привлечение специалистов Центра практической психологии для разработки и реализации программы непрерывного профессионального обучения персонала ООО «Золотой орел». В целях внедрения данного проекта разработан маршрутный график, на основании маршрутного графика с указанием стоимости проводимых мероприятий.
Дополнительные расходы на внедрение данного проекта составят 195 тыс. руб.
Прибыль от внедрения мероприятий по формированию внутрифирменной системы непрерывной профессиональной подготовки персонала по прогнозной оценке увеличится на 2%. Э= 1,1
Таким образом, предложенные мероприятия по формированию внутрифирменной системы непрерывной профессиональной подготовки персонала в экономическую эффективность, увеличить выручку, прибыли, повысить качество обслуживания и как результат повысить конкурентоспособности ООО «Золотой орел»
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 января
2008 года). -2008. - 191 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. //
http: //www.consultant.ru/popular/gkrf1 /
3. Агапова, Е.Н. Оценка потенциала как фактор управления карьерой персонала[Текст]/ Е.Н. Агапов //Народное образование.- 2010.- № 6- С. 113¬121.
4. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]/ Т.Ю. Базарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2011. -560 с.
5. Балашов Е.И. Управление человеческими ресурсами[Текст]/Е.И. Балашов. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.
6. Биктяков, С. Повышение адаптивности системы управления персоналом хозяйствующих субъектов [Текст] /К.С. Биктяков // Управление персоналом. - 2010. - №11. - С. 50-51.
7. Бражник, М. Содержание и направленность основных управленческих функций в теории управления [Текст] // Теории и практики управления. -2011. - №10. - С. 86-91.
8. Варламова, Е.С. Как и зачем обучают персонал [Текст]/ Е.С. Варламова // Кадровое дело. - 2012. - № 2. - С.14-17.
9. Володина, Н.А. Адаптация персонала [Текст] / Н.А. Володина. М.:
ГАУ, 2010. - 410с.
10. Воробьев, А. Стратегическое управление персоналом[Текст]/А. Воробьев // Управление персоналом.- 2012.-№ 8. - С. 48-53.
11. Голованова, Е.Н. Инвестиции в человеческий капитал [Текст] / Е.Н. Голованова. М.: ИНФРА-М, 2014- 88 с.
12. Грэхем, Х.Т. Управление человеческими ресурсами [Текст]/Х.К. Грэхем. - М.: Юнити, 2015. - 600 с.
13. Гуртова, Е.С. Совершенствование организации труда и подготовки кадров [Текст] /Е.С.Гуртова //Социально-экономическая эффективность подготовки кадров. - Екатеринбург - Свет, 2011.- С.87.
14. Гущина, И. Организация обучения персонала [Текст] / И. Гущина//
Кадровик.-2014.-№3.-С.36-42.
15. Долженкова, Ю.В. Карьера рабочего: документальный учет[Текст] / Ю.В. Долженкова// Кадровик.-2014.-№5.-С.15-19.
16. Иванов, В.А. Дополнительное профессиональное образование: новые подходы [Текст] / В.А. Иванов // Высшее образование в России. - 2010. - №2.
- С.103-106.
17. Иглин, В.А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики[Текст]/ В.А. Иглин // Трудовое право. - 2011. - №1. - С.54-61.
18. Калмынова, О. Организационные и социальные факторы повышения производительности труда [Текст] / О. Калмыкова // Кадровик.-2013.-№10.- С.108-116.
19. Кафидов, В. В. Управление человеческими ресурсами[Текст]/ В.В. Кафидов. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
20. Кибанов, И.Я. Аудит, контролинг и оценка расходов на персонал [Текст] / И.Я. Кибанов.-М.: Проспект.-2013.- с.80.
21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. Отбор и оценка при приеме, аттестации[Текст] /А.Я. Кибанов. М.: Проспект, 2014.- 68 с.
22. Кибанов, А.Я. Экономика управления персоналом[Текст] /А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 410 с.
23. Колбачев, Е.Б. Управление персоналом[Текст] /Е.Б. Колбачев. М.: Феникс, 2014.- 381 с.
24. Корнюшин, В.Ю. Оценка и аттестация персонала[Текст] /В.Ю.
Корнюшин М.: МИЭМП, 2016.- 120 с.
25. Костман, Дж.Т. Человеческий капитал - скрытый двигатель качества [Текст] Дж.Т. Костман // Стандарты и качество. - 2014. - №1. - С. 86 - 89.
26. Крайг, Г. Психология развития[Текст] / Г. Крайг.- Спб.: Питер, 2012.-994 с.
27. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами[Текст] /Г.Ф. Красноженова. ИНФРА- М, 2015.-159 с.
28. Кукина, С.Д. Оценка потребности предприятия в персонале [Текст] /С.Д. Кукина // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы.-2011.-№2.-С.335-337.
29. Кучеров, Д. Анализ причин текучести кадров на промышленном предприятии [Текст] /Д. Кучеров // Кадровик. -2013.-№9.- С. 89-94.
30. Лаврина, Т.В. Постановка HR-службы: практика и аналитика [Текст] /Т.В. Лаврина // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 11. - С. 108-119.
31. Литвинюк, А.А. Управление персоналом [Текст] /А.А. Литвинюк. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 434 с.
32. Маслова, В.В. Управление персоналом [Текст] /В.В. Маслова. - М.:
Юрайт, 2011. - 488 с.
33. Мизинцева, М.Ф. Оценка персонала[Текст] / М.Ф. Мизинцева. М.: Юрайт, 2014.- 378 с.
34. Михайлина, Г. И. Управление персоналом [Текст] /Г.И. Михайлина:- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Дашков и К, 2011.- 284 с.
35. Митрофанова, Е.А. Аудит, контролинг и оценка расходов на персонал [Текст] /Е.А. Митрофанова. М.: Проспект, 2013.- 76 с.
36. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Организация обучения и профессиональное образование персонала[Текст] / Е.А. Митрофанова, М.: Проспект 2012.-206 с.
37. Молоканов, М. Системный подход к (само)образованию в менеджменте [Текст] /М. Молоканов //Директор школы. 2014. -№ 5. - С. 25¬29.
38. Назаренко, М.А. Разработка учебно-методических материалов для обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации [Текст] / М.А. Назаренко//Международный журнал прикладных и фундаметальных исследований.-2014.-№7.- С.140-141.
39. Одегов, Ю.Г. Аудит и контролинг персонала [Текст] /Ю.Г. Одегов. М.: Альфа-Пресс, 2013- 671 с.
40. Одегов, Ю.Г. Подходы к управлению человеческими ресурсами и их влияние на оценку эффективности работы с персоналом [Текст] /Ю.Г. Одегов // Кадровик: Трудовое право для кадровика. Кадровый менеджмент. Кадровое делопроизводство. Официальные документы и нормативные акты для кадровика. Рекрутинг для кадровика. - 2011. - № 2. - C. 82-89.
41. Орлова, О.С. Управление персоналом современной организации[Текст] / О.С. Орлова. М.: Экзамен, 2011.- 286 с.
42. Парбеллум, А. Персонал от А до Я. Подбор, мотивация и удержание высокоэффективных сотрудников [Текст] /А. Парбеллум. СПб.: Питер.- 2013. 208 с.
43. Пархомчук, М.А. Стратегия управления человеческими ресурсами организации [Текст] /М.А. Пархомчик // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.-2013.-№3.-С.14.
44. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека [Текст] /Т.О. Паршина // Социологические исследования. - 2012. - № 8. - С. 100-106.
45. Петрова, Ю. Эффективное обучение персонала [Текст] /Ю. Петрова // Кадровик.-2014-№3.-С.154-167.
46. Перачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст] /В.П. Перачев. М.: Феникс, 2015 .- 447 с.
47. Потемкин, В.К. Управление персоналом[Текст] /В.К. Потемкин. СПб.:
ПИТЕР, 2013- 426 с.
48. Потрубач, Н.Н. Проблемы развития человеческого капитала [Текст] / Н.Н. Потрубач // Микроэкономика. - 2011 .- №3. - С. 45-50.
49. Пошерстник, Н.В. Кадры предприятия [Текст] / Н.В. Пошерстник. СПб.: Издательский дом Герда, 2014. - 656 с.
50. Поташник, М.М. Коучинг - вершина профессионализма руководителя в работе с людьми [Текст] /М.М. Поташник //Народное образование. 2012.- № 9.- С. 110-119.
51. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник[Текст]/ Г.В. Савицкая М.: ИНФРА - М, 2012. - 300с.
52. Свирина, И.А. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала [Текст] /И.А. Свирина. Служба кадров и персонал.-2013.- № 10.- С. 78-82.
53. Сенченко, И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве [Текст] /И.Т. Сенченко М.: Педагогика.- 2014. - 112 с.
54. Сидоров, В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции [Текст] /В.А. Сидоров. М.: Высшая школа, 2011.-271с.
55. Сорокина, Н.П. Оценка деятельности персонала [Текст] /Н.П. Сорокина // Справочник кадровика.-2014. - №1. - С.21- 24.
56. Самоукина, Н. Настольная книга директора по персоналу [Текст] /Н. Самоукина. Ростов н/Д: Феникс, 2013. -331с.
57. Солтицкая, Т.А. Политика обучения персонала в Российских компаниях [Текст] /Т.А. Солтицкая // Российский журнал менеджмента.- 2015.-№3.-С.155-174.
58. Сорокина, Н.П. Оценка деятельности персонала [Текст] /Н.П. Сорокина // Справочник кадровика.-2013. - №1. - С.21- 24.
59. Сотникова, С. Управленческое развитие персонала: тенденции и приоритеты [Текст] / С. Сотникова// Кадровик.-2013.-№9.-С.104-112
60. Сухорученко, О. Факторы, влияющие на эффективность профессионального развития персонала [Текст] / О. Сухорученко// Кадровик.-2013.-№12.-С.83-92.
61. Тебекин, А.В. Управление персоналом [Текст] /А.В. Тебекин М.:
КНОРУС, 2011.- 624 с.
62. Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента [Текст] /В.В. Травин. М.: Высшая школа, 2011. - 362 с.
63. Филиппов, А.В. Работа с кадрами [Текст] /А.В. Филиппов. М.: Экономика, 2014.- 348 с.
64. Фокин, К.Б. Показатели для оценки состояния системы управления кадровым резервом руководителей [Текст] /К.Б. Фокин // Известия Иркутской государственной экономической академии.-2015.-№4.-С.81-84.
65. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент [Текст] /В.М. Цветаев. М.: Проспект, 2013.- 160 с.
66. Чернятин, С. Формирование стратегии корпоративного обучения сотрудников вертикально интегрированной компании [Текст] /С. Чернятин // Кадровик.-2013.-№10.-С.117-122.
67. Шевцов, С.П. Современные формы мотивации труда: [Текст] /С.П. Шевцов // Теория и практика управления. - 2011. - №9. - С.65-71.
68. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня. М.: ЗАО Бизнесс - школа «Интел - Синтез», 2013.¬463 с.
69. Шепилов, П. Формирование базы знаний [Текст] /П. Шепилов // Кадровик.-2013.-№7.-С.91-95.
70. Щур, Д.Л. Правила проведения аттестации работников и оформления аттестационных документов [Текст] /Д.Л. Щур // Кадры предприятия, 2011 . - №5.- С. 91-94.