ОРГАНИЗАЦИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность налогового администрирования 6
1.2. Принципы, формы и методы налогового администрирования 13
1.3. Организация налогового администрирования в Российской Федерации 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ результатов деятельности органов налогового администрирования по обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и по налоговым проверкам за 2014-2016 гг 32
2.1. Анализ изменений правового регулирования налогового администрирования в Российской Федерации 36
2.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в области налогового администрирования 47
2.4. Преимущества применения налогового мониторинга как современной формы налогового администрирования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность налогового администрирования 6
1.2. Принципы, формы и методы налогового администрирования 13
1.3. Организация налогового администрирования в Российской Федерации 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ результатов деятельности органов налогового администрирования по обеспечению формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и по налоговым проверкам за 2014-2016 гг 32
2.1. Анализ изменений правового регулирования налогового администрирования в Российской Федерации 36
2.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в области налогового администрирования 47
2.4. Преимущества применения налогового мониторинга как современной формы налогового администрирования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность исследования. Вопросы совершенствования государственной налоговой политики России в современных условиях приобретают особое значение, так как реформы в этой сфере продолжаются длительное время, на эти цели направляются значительные ресурсы, но эффект от этой деятельности нередко спорный. В целом эффективность проводимой налоговой политики зависит от эффективности налогового администрирования, являющегося инструментом, определяющим успех общей налоговой политики. Задачу по реализации эффективной налоговой политики через механизмы налогового администрирования решают в Российской Федерации, прежде всего, налоговые органы. Основная их цель в сфере налогового администрирования - обеспечение полного и своевременного сбора налогов в соответствии с налоговым законодательством. Эффективность налогового администрирования зависит от следующих основных требований:
- в связи с тем, что за счет налогов формируется большинство доходов бюджетной системы, налоговое администрирование должно обеспечивать устойчивое формирование доходов бюджетов, необходимых для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также осуществление налоговыми органами функций главного администратора доходов соответствующих бюджетов;
- уровень и структура налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования не должны ухудшать условия экономического роста, искажать условия конкуренции, препятствовать притоку инвестиций;
- налоговое администрирование должно исходить из минимизации связанных с ним издержек бизнеса за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранения пробелов и противоречий налогового законодательства, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.
Степень научной разработанности.
При изучении теоретических и прикладных основ налогового администрирования использовались новейшие исследования и труды ученых- теоретиков и практиков в сфере налогового администрирования, таких как Беспалов М.В., Горлов В.В., Майбуров И.А., Мишустин М.В., Пансков В.Г., Семенихин В.В., Черник И.Д. и других. Вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, проведенных в области налогового администрирования, налоговыми органами до настоящего времени еще не обеспечен полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет, так же как не устранены неправомерные способы уклонения недобросовестных налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать принципы и организацию деятельности органов налогового администрирования в Российской Федерации, а также обосновать пути его совершенствования.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- охарактеризовать сущность и сферу применения понятия налогового администрирования;
- рассмотреть систему принципов налогового администрирования, определить формы и методы налогового администрирования в Российской Федерации;
- показать организационные основы налогового администрирования в Российской Федерации
- показать методику анализа деятельности органов налогового администрирования;
- выявить проблемы и предложить направления совершенствования организации налогового администрирования в Российской Федерации.
Объектом исследования является система принципов и организация деятельности органов налогового администрирования в Российской Федерации.
Предмет исследования - деятельность в области налогового администрирования Федеральной налоговой службы России.
Границы исследования - период с 2014 по 2015 год.
Методологической базой исследования стали методы экономико¬статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, методы статистических группировок, сравнения, динамики, табличный и другие методы.
Информационной базой исследования являются законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы России, другие нормативные документы, информационные материалы, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях, статистическая отчетность ФНС России по формам 1-НМ, 2-НМ, 2-НК.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе научные результаты вносят определенный вклад в развитие экономической науки и могут послужить для дальнейших теоретических и практических разработок проблем налогового администрирования.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами, а также логикой развития проблемы и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В первой главе рассмотрены сущность и организация налогового администрирования в Российской Федерации. Во второй главе проведен анализ, выявлены проблемы деятельности органов налогового администрирования в Российской Федерации, рассмотрены пути совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам исследования.
- в связи с тем, что за счет налогов формируется большинство доходов бюджетной системы, налоговое администрирование должно обеспечивать устойчивое формирование доходов бюджетов, необходимых для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также осуществление налоговыми органами функций главного администратора доходов соответствующих бюджетов;
- уровень и структура налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования не должны ухудшать условия экономического роста, искажать условия конкуренции, препятствовать притоку инвестиций;
- налоговое администрирование должно исходить из минимизации связанных с ним издержек бизнеса за счет совершенствования налогового учета и отчетности, устранения пробелов и противоречий налогового законодательства, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.
Степень научной разработанности.
При изучении теоретических и прикладных основ налогового администрирования использовались новейшие исследования и труды ученых- теоретиков и практиков в сфере налогового администрирования, таких как Беспалов М.В., Горлов В.В., Майбуров И.А., Мишустин М.В., Пансков В.Г., Семенихин В.В., Черник И.Д. и других. Вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, проведенных в области налогового администрирования, налоговыми органами до настоящего времени еще не обеспечен полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет, так же как не устранены неправомерные способы уклонения недобросовестных налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов.
Цель и задачи исследования. Цель работы - исследовать принципы и организацию деятельности органов налогового администрирования в Российской Федерации, а также обосновать пути его совершенствования.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- охарактеризовать сущность и сферу применения понятия налогового администрирования;
- рассмотреть систему принципов налогового администрирования, определить формы и методы налогового администрирования в Российской Федерации;
- показать организационные основы налогового администрирования в Российской Федерации
- показать методику анализа деятельности органов налогового администрирования;
- выявить проблемы и предложить направления совершенствования организации налогового администрирования в Российской Федерации.
Объектом исследования является система принципов и организация деятельности органов налогового администрирования в Российской Федерации.
Предмет исследования - деятельность в области налогового администрирования Федеральной налоговой службы России.
Границы исследования - период с 2014 по 2015 год.
Методологической базой исследования стали методы экономико¬статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, методы статистических группировок, сравнения, динамики, табличный и другие методы.
Информационной базой исследования являются законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства финансов и Федеральной налоговой службы России, другие нормативные документы, информационные материалы, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях, статистическая отчетность ФНС России по формам 1-НМ, 2-НМ, 2-НК.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе научные результаты вносят определенный вклад в развитие экономической науки и могут послужить для дальнейших теоретических и практических разработок проблем налогового администрирования.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами, а также логикой развития проблемы и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В первой главе рассмотрены сущность и организация налогового администрирования в Российской Федерации. Во второй главе проведен анализ, выявлены проблемы деятельности органов налогового администрирования в Российской Федерации, рассмотрены пути совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам исследования.
Результаты проведенного в выпускной квалификационной работе исследования показали, что необходимость налогового администрирования обусловлена процессами становление рыночных принципов хозяйствования в России, сопровождаемыми повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами.
Исходя из актуальности проблемы исследования, в первой главе работы рассмотрены такие вопросы как понятие, формы и методы налогового администрирования в Российской Федерации, определена система принципов налогового администрирования в Российской Федерации. показаны организационные основы налогового администрирования в Российской Федерации. При этом отмечено, что до сих пор отсутствует единство в понимании используемого термина «налоговое администрирование» и наблюдается существенная разница при определении его содержания и сферы применения.
Во второй главе работы проведен анализ деятельности налоговых органов в Российской Федерации.
Анализ динамики поступления сумм налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации - в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, показал, что в федеральный бюджет в 2016 году поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 6,9 трлн. руб., что на 11,5% больше, чем в 2014 году, а в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 7,5 трлн. руб., что на 17,0% больше, чем в 2014 году.
Также во второй главе работы проведен анализ контрольной работы ФНС России.
Проведенный анализ показателей деятельности ФНС России по камеральным проверкам налогоплательщиков показал, что в 2016 г. органами налогового администрирования было проведено всего 39,9 млн. камеральных проверок, что на 25% больше, чем в 2014 г. При этом, дополнительно начисленные по ним платежи, включая пени и налоговые санкции, в 2016 г. составили 102,3 млрд. руб., что на 23,4% больше, чем в 2015 г. Такие показатели говорят о повышении эффективности контрольной работы налоговых органов в части камеральных проверок в 2016 г.
Также о повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует повышение относительного показателя дополнительно начисленных по камеральным проверкам платежей, включая пени и санкции в среднем на 1 проверку с 28,2 тыс. руб. в 2014 г. до 45,4 тыс. руб. в 2016 г.
Анализ контрольной работы по выездным проверкам, проведенной работниками налоговых органов России за 2014-2016 гг., показал, что за 2016 г. органами налогового администрирования проведено 24879 выездных проверок организаций и физических лиц-предпринимателей, что на 15,4% меньше, чем в 2015 г. При этом, в 2016 году дополнительно начисленные по выездным проверкам платежи, включая налоговые санкции, составили 349,1 млрд. руб., что на 30,1% больше, чем в 2015 г.
О повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует увеличение относительного показателя дополнительно начисленных по выездным налоговым проверкам платежей в среднем на 1 проверку - с 8,5 млн. руб. в 2014 г. до 14,1 млн. руб. в 2016 г.
Поэтому в работе сделан вывод, что при снижении в 2016 году по сравнению с 2015 г. количества выездных налоговых проверок на 25,4%, эффективность одной выездной налоговой проверки повысилась на 53,7%, а доля результативных выездных налоговых проверок достигла почти стопроцентного уровня - 99,2 %.
Также во второй главе работы проведен анализ изменений правового регулирования налогового администрирования в Российской Федерации и определены основные направления налоговой политики Российской Федерации в области налогового администрирования, такие как введение института предварительного налогового контроля, оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне, совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков, борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов.
Заключительным этапом второй главы работы стало рассмотрение преимуществ применения налогового мониторинга как современной формы налогового администрирования, который считается наиболее перспективным направлением налогового контроля, выявляющим зоны налогового риска.
Основная цель налогового мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, контроль за которым осуществляется налоговыми органами
В целом, работе сделан вывод, что основная причина необходимости совершенствования налогового администрирования состоит в отсутствии четкого осознания целей и существа налогового администрирования как средства оптимизации всего комплекса налоговых отношений в обществе и государстве.
Исходя из актуальности проблемы исследования, в первой главе работы рассмотрены такие вопросы как понятие, формы и методы налогового администрирования в Российской Федерации, определена система принципов налогового администрирования в Российской Федерации. показаны организационные основы налогового администрирования в Российской Федерации. При этом отмечено, что до сих пор отсутствует единство в понимании используемого термина «налоговое администрирование» и наблюдается существенная разница при определении его содержания и сферы применения.
Во второй главе работы проведен анализ деятельности налоговых органов в Российской Федерации.
Анализ динамики поступления сумм налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации - в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, показал, что в федеральный бюджет в 2016 году поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 6,9 трлн. руб., что на 11,5% больше, чем в 2014 году, а в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило администрируемых ФНС России доходов на сумму 7,5 трлн. руб., что на 17,0% больше, чем в 2014 году.
Также во второй главе работы проведен анализ контрольной работы ФНС России.
Проведенный анализ показателей деятельности ФНС России по камеральным проверкам налогоплательщиков показал, что в 2016 г. органами налогового администрирования было проведено всего 39,9 млн. камеральных проверок, что на 25% больше, чем в 2014 г. При этом, дополнительно начисленные по ним платежи, включая пени и налоговые санкции, в 2016 г. составили 102,3 млрд. руб., что на 23,4% больше, чем в 2015 г. Такие показатели говорят о повышении эффективности контрольной работы налоговых органов в части камеральных проверок в 2016 г.
Также о повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует повышение относительного показателя дополнительно начисленных по камеральным проверкам платежей, включая пени и санкции в среднем на 1 проверку с 28,2 тыс. руб. в 2014 г. до 45,4 тыс. руб. в 2016 г.
Анализ контрольной работы по выездным проверкам, проведенной работниками налоговых органов России за 2014-2016 гг., показал, что за 2016 г. органами налогового администрирования проведено 24879 выездных проверок организаций и физических лиц-предпринимателей, что на 15,4% меньше, чем в 2015 г. При этом, в 2016 году дополнительно начисленные по выездным проверкам платежи, включая налоговые санкции, составили 349,1 млрд. руб., что на 30,1% больше, чем в 2015 г.
О повышении эффективности контрольной работы органов налогового администрирования свидетельствует увеличение относительного показателя дополнительно начисленных по выездным налоговым проверкам платежей в среднем на 1 проверку - с 8,5 млн. руб. в 2014 г. до 14,1 млн. руб. в 2016 г.
Поэтому в работе сделан вывод, что при снижении в 2016 году по сравнению с 2015 г. количества выездных налоговых проверок на 25,4%, эффективность одной выездной налоговой проверки повысилась на 53,7%, а доля результативных выездных налоговых проверок достигла почти стопроцентного уровня - 99,2 %.
Также во второй главе работы проведен анализ изменений правового регулирования налогового администрирования в Российской Федерации и определены основные направления налоговой политики Российской Федерации в области налогового администрирования, такие как введение института предварительного налогового контроля, оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне, совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков, борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов.
Заключительным этапом второй главы работы стало рассмотрение преимуществ применения налогового мониторинга как современной формы налогового администрирования, который считается наиболее перспективным направлением налогового контроля, выявляющим зоны налогового риска.
Основная цель налогового мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, контроль за которым осуществляется налоговыми органами
В целом, работе сделан вывод, что основная причина необходимости совершенствования налогового администрирования состоит в отсутствии четкого осознания целей и существа налогового администрирования как средства оптимизации всего комплекса налоговых отношений в обществе и государстве.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые органы и развитие налогового администрирования в Российской Федерации» (на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан).
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Налоговое администрирование субъектов малого предпринимательства: состояние и пути совершенствования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В РФ И КНР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Налоговые проверки в системе налогового администрирования
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Налоговое администрирование в системе государственного управления
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



