Введение 3
1. Бизнес-роман в Японии 7
1.1. Определение бизнес-романа и история становления жанра бизнес-романа
в Японии 7
1.2. Особенности японского бизнес-романа 17
2. Изображение экономического лидерства Японии в романах Куроки Рё .... 22
2.1. Биография Куроки Рё 22
2.2. Обзор послевоенного развития экономики Японии как источника
вдохновения для романов Куроки Рё 26
2.3. «Top Left: городской банк против американского инвестиционного банка» 31
2.4. «Взлетная полоса на Шелковом пути» 52
Заключение 73
Библиография 76
Современная японская литература представляет собой бесконечное сочетание стилей и жанров. Все чаще писатели обращаются к вопросам политического и экономического развития, привлекают свой личный опыт в процессе написания художественных текстов, опираются на реальные события и неоспоримые факты. К таким произведениям относятся бизнес-романы.
Бизнес-роман (экономический роман) - это жанр, в котором элементы художественной литературы сочетаются с профессиональным описанием экономических процессов и корпоративной культуры. Его особенностью является обилие терминологии и специальных знаний по экономике. По этой причине бизнес-романы часто используются финансистами, брокерами, инвесторами и другими экономистами в качестве дополнительной образовательной литературы. Известными произведениями в этом жанре являются, например, «Менялы» А. Хейли1 и «Финансист» Т. Драйзера2.
Считается, что в Японии еще в конце XIX в. - начале XX в. стали появляться произведения, имеющие черты современного экономического романа, а окончательно этот жанр сформировался после Второй мировой войны. Японские бизнес-романы переняли все особенности западных экономических романов, однако круг тем немного изменился: японцы предпочитают писать про свою страну. Вдохновение для книг писатели черпают из событий послевоенной экономической истории Японии, то есть из периода, полного динамики и изменений.
В данной работе будут рассмотрены произведение современного автора Куроки Рё. Писатель отдает предпочтение сюжетам, завязанным на международном конфликте и трудностях в экономических отношениях между разными странами. Временем действия в основном являются 70-90-е г. XX в. В произведениях Куроки Рё Япония фигурирует как один из главных участников международных экономических отношений. В связи с этим возник интерес сравнить Японию с другими странами, и, опираясь на ее экономическую историю, выяснить, является ли она лидером среди них. Так была сформирована тема данной магистерской диссертации.
Актуальность исследования объясняется, во-первых, большой распространенностью экономических романов в современной японской литературе и их популярностью, во-вторых, малой степенью изученности как понятия «бизнес-роман» вообще, так и истории становления бизнес-романов непосредственно в Японии. В-третьих, Куроки Рё является одним из ярких представителей среди писателей, занимающихся экономическим романом, однако научных работ, посвященных его творчеству, практически нет.
Новизна исследования заключается в уникальности области исследования, а также в сравнении нескольких работ автора, чего не было в работах других исследователей.
Объектом исследования является жанр экономического романа в литературе Японии, предметом исследования - творчество Куроки Рё на примере двух указанных ниже романов.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить, как раскрывается тема места Японии в современной мировой экономике и, в частности, экономического лидерства Японии, в романах Куроки Рё. Цель исследования определяет его задачи:
1) дать определение понятию «бизнес-роман» и выяснить мнение исследователей по этому вопросу;
2) изучить историю становления японских бизнес-романов;
3) выделить особенности японских бизнес-романов;
4) ознакомиться с биографией Куроки Рё;
5) описать экономическую историю Японии после Второй мировой войны;
6) проанализировать два романа писателя - «Top left: городской банк против американского инвестиционного банка» [3] и «Взлетная полоса на Шелковом пути» [4].
Задачами определяется методологическая основа исследования. В ходе работы будут задействованы описательный метод, биографический метод, культурно-исторический метод, а также сравнительно-сопоставительный метод....
В ходе работы были выполнены поставленные задачи и указанная цель. Удалось установить, что бизнес-роман - это жанр, в котором элементы художественной литературы сочетаются с профессиональным описанием экономических процессов и корпоративной культуры. Часто такие произведения представляют собой дополнительный образовательный источник в области экономики, финансов и т.д. Основными авторами экономических романов являются экономисты, читателями произведений в данном жанре - такие же специалисты, как и авторы, однако также подобные произведение часто привлекают аудиторию, не связанную с экономическими науками и бизнесом. Бизнес-романы отличаются стереотипной моделью нарратива - в центре сюжета располагается тот или иной экономический конфликт, который в конце произведения должен разрешиться тем или иным способом.
В Японии бизнес-романы появились после Реставрации Мэйдзи 1868 г., что обусловлено снятием режима «сакоку» и появлением в стране новых экономических практик и знаний о западных романах одновременно. В этот период становления экономических романов появились произведения, в центре которых находится вопрос человеческих чувств, а экономические события служат лишь фоном. Новый виток развития бизнес-романы в Японии получили в 20-30-е гг. XX в. Два противоборствующих литературных течения обратились фактически одной и той же теме, хоть и раскрывали ее по-разному: изменение общества под воздействием капитализма. Главной проблематикой таких произведений все еще остается судьба человека, однако в данный период авторы отмечают сильное влияние экономической ситуации на нее. Окончательно бизнес-романы в Японии оформились после Второй мировой войны. В книгах этого времени авторы уделяют внимание уже именно экономической проблематике, что обусловлено перестройкой и ускоренным развитием экономики страны.
Можно выделить несколько особенностей японских бизнес-романов. Исследователи отмечают, что сюжет многих из них строится в соответствии с несколькими стереотипными моделями - роман с элементами детектива или триллера, роман-пикареска и роман-предсказание. Также были выделены основные типажи героев романов: герои-нонконформисты, которые делятся на «борцов» и «дельцов», «люди системы», иностранцы, а также женщины.
Работа посвящена творчеству японского писателя Куроки Рё. Куроки Рё - профессиональный экономист и автор более 25 бизнес-романов. Основные темы его произведений - международные экономические отношения, мировые финансы, банковские процессы. При создании своих романов Куроки Рё обращается к собственному профессиональному опыту финансиста и банкира, а также привлекает широкий список литературы для того, чтобы достигнуть документальной точности в своих книгах. Писатель считает, что смысл его произведений состоит не только в развлечении аудитории, но также в ее просвещении. Куроки Рё часто в своих бизнес-романах прибегает к критике современных экономических практик разных стран, в частности, нередко обращается к Японии, Америке и европейским странам.
Вдохновение Куроки Рё черпает из послевоенной экономической истории страны, а именно его часто интересует период 90-х гг. XX в. В эти годы Куроки Рё активно занимался экономической деятельностью, поэтому этот опыт часто находит отражение в его книгах. Этому периоду посвящены романы писателя «Top Left: городской банк против американского инвестиционного банка» и «Взлетная полоса на Шелковом пути». Основная цель работы заключалась в том, чтобы рассмотреть, как раскрывается тема места Японии в современной мировой экономике и, в частности, экономического лидерства Японии, в произведениях Куроки Рё. В ходе исследования удалось установить, что Куроки Рё не описывает Японию как экономического лидера, она утратила свои лидерские позиции. Страна может показаться лидером на фоне других государств (как это происходит с развивающимися странами, которые не достигли должного уровня развития бизнес-культуры), однако чаще онп подвергается критике, а также порицается корпоративная культура японских компаний. Для того чтобы создать негативный образ страны, Куроки Рё использует соответствующие сюжетные повороты, вставляет негативные описания, а также использует определенные типажи персонажей, в частности, «людей системы». Однако с помощью такого типажа, как «герои-борцы», Куроки Рё отмечает, что Япония обладает потенциалом для восстановления своего лидерства. Она может многое перенять у других стран, однако типаж «иностранцы» показывает читателю, что заимствовать нужно именно элементы корпоративной культуры - открытость новшествам, стремление к взаимопомощи и так далее. Одна из основных идей произведений Куроки заключается в том, что японцам стоит сохранить свой национальный характер и работать на благо своей страны - это и является одним из факторов конкурентоспособности страны в международных отношениях.