ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
РАЗДЕЛ III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Деятельность по реализации функций соответственного федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги называется Государственной услугой.
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что в нашей стране проводится административная реформа, направленная на оптимизацию исполнения функций органами исполнительной власти. В целях повышения удобства при очном взаимодействии заявителей с государственными органами ведется работа по созданию и улучшению многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые обеспечивают предоставление комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу «одного окна». При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), должно проходить без участия заявителя.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Степень изученности темы. В отечественной литературе вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг по средствам Многофункционального центра предоставления услуг посвящено не так много работ, и значительная их часть связана с нормативно-правовой базой организации данных учреждений. Данная сфера только набирает обороты в научной сфере, идёт постепенный процесс разработки нововведений, для улучшения работы системы предоставления услуг.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса на местном уровне.
Объектом исследования является предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров.
Предмет исследования - деятельность Муниципального автономного учреждения «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» Старооскольского городского округа.
Цель исследования. Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг Муниципального автономного учреждения «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» Старооскольского городского округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать предоставление государственных услуг в настоящее время;
- проанализировать развитие системы предоставления государственных услуг;
- выявить проблемы предоставления государственных услуг;
- разработать мероприятия по совершенствованию предоставления государственных услуг государственным учреждением.
В качестве основной гипотезы дипломного исследования выступает предположение о том, что проблемной недостаточно полного функционирования системы предоставления государственных и муниципальных услуг связана с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы и с не налаженным процессом функционирование системы на местах.
Теоретико-методологическая основа и эмпирическая база выпускной квалификационной работы. Теоретическую основу квалификационной работы составили принципы и положения теории управления, социологии и экономики. Основным методом исследования в квалификационной работе метод анализа. Эмпирическую базу исследования составили данные органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; данные, публикуемые в статьях периодической печати, сети Интернет и документы органов исполнительной власти Белгородской области и Старооскольского городского округа.
Методы исследования, используемые в дипломной работе следующие: сравнительный, статистический, эмпирический и экспертно-аналитический.
Нормативную правовую базу исследования составляют российское законодательство, законодательство о градостроительной деятельности, гражданское законодательство, законодательство о местном самоуправлении, а также официальные статистические данные Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Основным результатом внедрения новых форм по совершенствованию деятельности «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» является создание единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов заявителям, а также предоставление возможности организациям и гражданам получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг; сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг; сокращение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами за счет организации межведомственного информационного и документационного взаимодействия.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы из 50 наименований.
Понятие госуслуги возможно трактовать, как деятельность по осуществлению запроса или требования граждан, или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг. В связи с новизной понятия ещё не существует официально принятой классификации государственных и муниципальных услуг, а имеются лишь различные авторские подходы.
Недостатки системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Старооскольском городском округе:
- недостаточная информированность населения;
- большое ожидание в очереди;
- отсутствие возможности использования УЭК;
- нет услуги выезда на дом к заявителю;
- невозможность получения государственных услуг по экстерриториальному принципу (вне зависимости от места проживания);
- отсутствие системного и регулярного мониторинга качества предоставления услуг.
Преимущества системы предоставления государственных и муниципальных услуг:
- предоставление комплекса государственных и муниципальных услуг в одном месте по принципу «одного окна»;
- сокращение издержек бюджета на обеспечение стандарта комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение единого стандарта государственных и муниципальных услуг для максимального количества государственных и муниципальных органов власти;
- возможность населения пользоваться современными технологиями;
- в МФЦ используются наиболее высокие стандарты обслуживания;
- услуги предоставляются с минимальными затратами времени заявителей;
- работа МФЦ организована в максимально удобном для заявителей режиме;
- МФЦ находится в шаговой доступности от остановок общественного транспорта;
- возможность записи на прием в удобное время для заявителя;
- в МФЦ созданы специально оборудованные места приема и выдачи документов, места ожидания и информирования;
- помещение МФЦ оснащено системой кондиционирования, электронной очередью и электронными информационными табло.
Деятельность МФЦ способствует сокращению рынка посреднических услуг и исключает коррупционные действия при предоставлении госуслуг за счет отсутствия прямого взаимодействия должностных лиц и заявителей услуги.
МФЦ улучшил условия труда государственных служащих, позволил повысить эффективность межведомственного взаимодействия, повысив открытость и прозрачность государственных услуг перед обществом.
Положительным результатом проведения мероприятий по улучшению качества предоставления услуг в «Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг» Старооскольского городского округа является увеличение количества принятых и выданных документов, в основном в связи с привлечением работников Многофункционального центра для подготовки пакета документов с использованием автоматизированной информационной системы МФЦ.
Использование УЭК при приеме заявлений на государственные муниципальные услуги, значительно ускорит процесс приема. Выезд на дом позволит увеличить круг заявителей, так как возможно у многих просто не было возможности добраться. МФЦ позволит заявителям за одно обращение получить сразу несколько государственных услуг. Так же оказание платных услуг позволит учреждению на вырученные деньги производить необходимые изменения в системе предоставления услуг.
Присутствие регистратора позволит уменьшить количество ошибок, допущенных при приеме, а также даст возможность заявителям проконсультироваться и сразу подать документы или совершить дальнейшие действия не тратя время на посещение специалиста, ведущего дело лично.
Увеличение информированности сайта, позволит экономить людям время, так как не надо будет отстаивать очередь на консультацию, вопрошаться или доносить какие-то документы, отдельно предоставлять квитанцию на оплату. Повышения квалификации специалистов приведёт, к улучшению процесса приема документов. Квалифицированный специалист более продуктивно и качественно подойдет к делу, будет более уверен в своих действиях.
После того как увеличится количество специалистов на приеме, пропускная способность многофункционального центра значительно увеличится что позволит значительно сократить время ожидания и количество принятых заявителей.
Таким образом, усовершенствование технологии государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основе использования информационных и функциональных возможностей МФЦ, с привлечением сотрудников МФЦ к процессу регистрации и объединения функций специалистов позволяет повысить эффективность и качество работ и наиболее полно, в кратчайшие сроки удовлетворить потребности населения в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 8 октября.
3. Об информации, информационных технологиях и защите информации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 281- ФЗ // Российская газета. - 2008. - 30 декабря.
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст] : федер. закон от 09 февраля 2009 № 8-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 7.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 30 июля.
7. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Указ Президента РФ от 09 март 2004 № 314 // Российская газета. - 2004. - 11 марта.
8. Об основных направлениях совершенствования государственного управления [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 // Российская газета. - 2012. - 12 сентября.
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [Текст] : Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. - 2008. - 16 февраль.
10. О некоторых мерах по повышению качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. № 796 // Российская газета. - 2009. - 14 октября.
11. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия [Текст] : Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 38. - Ст. 4823.
12. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления [Текст] : Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 № 797 // Российская газета. - 2011. - 5 октября.
13. О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» [Текст] : Постановление Правительства Р Ф от 28 ноября 2011 г. № 977 // Российская газета. - 2011. - 6 декабря.
14. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] : Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1376 // Российская газета . - 2012. - 31 декабря.
15. Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №313 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф».
Разд. «Законодательство».
16. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст] : Приказ Минэкономразвития России от 9 декабря 2014 г. № 789 // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
17. О взаимодействии между Государственным автономным учреждением Белгородской области «Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг» и администрацией Старооскольского городского округа [Текст] : соглашение от 13 мая 2015 г. № 78 // Многофункциональный центр Белгород: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа: http://www.mfc31.ru/.
18. Об утверждении перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской области от 10 августа 2015 г. № 293-пп // Законы Белгородской области : [сайт]. - Режим доступа: http://belgorodlaw.ru/.
19. О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах [Электронный ресурс] : Распоряжение правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа: http://www.belregion.ru/
20. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р // Белгородские известия. -2008. - № 21. - 28 июня.
21. Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 16 ноября 2015 г. № 4263 // Законы Белгородской области : [сайт]. - Режим доступа: http://belgorodlaw.ru/.
22. Устав Муниципального автономного учреждения «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» Старооскольского городского округа [Текст] : принят постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 30 декабря 2012 г. № 5760. - Старый Оскол : [б.и.], 2012. - 15 с.
23. Акимова, Н. А. Муниципальные услуги: формирование системы управления [Текст] / Н. А. Акимова, З. З. Муллагалеева. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. - 185 с.
24. Алькина, Г. И. Сущность государственных услуг [Текс] / Г. И. Алькина. - М. : Вестник, 2009. - 354 с.
25. Алькина, Г. И. Экономика и управление народным хозяйством [Текст] / Г. И. Алькина, В. А. Герба. - М. : Пегас, 2011. - 275 с.
26. Анзорова, С. П. Организация труда государственных и муниципальных служащих [Текс] : учеб. пособие для вузов / С. П. Анзарова, С. Г. Федорчукова. - М. : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 140 с.
27. Барциц, И. Н. Показатели эффективности государственного управления (субъективный взгляд на международные стандарты) [Текст] : И. Н. Барциц. - СПб. : Астрель, 2011. - 245 с.
28. Бородакий, Ю. В. Эволюция информационных систем (современное состояние и перспективы) [Текст] / Ю. В. Бородакий, Ю. Г. Лободинский Ю. Г. М. : Горячая линия - Телеком, 2011. - 368 с.
29. Гайнанов, Д. А. Теория и механизмы современного государственного управления [Текст] : учебное пособие / Д. А. Гайнанов, А. Г. Атаева, И. Д. Закиров. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
30. Грудцына, Л. Ю. «Административные регламенты: нормативный навигатор для населения» [Текст] : учебное пособие / Л. Ю. Грудцына. - Ростов-на-Дону: Прогресс, 2010. - 158 с.
31. Демин, А. А. Государственная служба [Текст] : учебное пособие / А. А. Демин. - М. : Книгодел, 2007. - 792 с.
32. Звонкина, В. И. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В. И. Звонкина. - М. : Литкон. 2015. - 367 с.
33. Зобнин, А. В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении [Текст] : учебное пособие / А. В. Зобнин. - М. : Пегас. 2015. - 120 с.
34. Зотова, В. Б. Система муниципального управления [Текст] : учебник для вузов / В. Б. Зотова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС. 2006. - 210 с.
35. Иванов, Н. Н. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход [Текст] : учебное пособие / Н. Н. Иванов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 185 с.
36. Игнатов, В. Г. Государственное и муниципальное управление в России [Текст] / В. Г. Игнатов. - Ростов н/Д. : ИКЦ «МарТ», 2010. - 448 с.
37. Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления [Текст] / Я. Я. Кайль. - Волгоград: Феникс, ВолГУ, 2009. - 368 с.
38. Клепцов, М. Я. Информационные системы органов государственного управления [Текст] / М. Я. Клепцов. - М. : РАГС, 2006. - 247 с.
39. Кузнецова, Ю. А. Система государственного и муниципального управления [Текст] : учебно-наглядное пособие / Ю. А. Кузнецова. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2014. - 48 с.
40. Магомедов, К. О. Социология государственной службы [Текст] / К. О. Магомедов. - М. : ВВИА им. Проф. Н.Е. Жуковского, -2007. - 244 с.
41. Нарышкин, С. Е. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки [Текст] / С. Е. Нарышкин // Журнал российского права. - 2006. - № 11. - С. 9.
42. Неделько, С. И. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации [Текст] : учебное пособие / С. И. Неделько, А. В. Осташков, С. В. Матюкин, В. Н. Ретинская, И. А. Мурзина, И. Г. Кревский, А. В. Луканин, О. С. Кошевой. - М. : Пегас, 2012. - 321 с.
43. Орешин, В. П. Система государственного и муниципального управления [Текст] / В. П. Орешин. - М. : Литкон, 2013. - 315 с.
44. Радченко, А. И. Основы государственного и муниципального [Текст] / А. И. Радченко. - М. : Прима Пресс-М, 2010. - 327 с.
45. Угурчиев, О. Б. Основы государственного и муниципального управления [Текст] : учебное пособие / О. Б. Угурчиев, Р. О. Угурчева. - М. : Инфра-М, РИОР, 2016. - 378 с.
46. Цыбулевская, Н. А. Формирование стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг населению [Текст] / Н. А. Цыбулевскся. - Екатеринбург : Прогресс, 2008. - 34 с.
47. Шамарова, Г. М. Государственная и муниципальная служба [Текст] / Г. М. Шамарова, Н. М. Куршиева. - М. : НИЦ ИНФРА-М , 2014. - 208 с.
48. Яковлева, Н. А. Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России: результаты мониторинга [Текст] / Н. А. Яковлева, А. М. Калинин. - М. : Инфра-М, 2009. - 258 с.
49. Ветошкин, Д. Н. Реализация принципа «Единого окна» в системе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество [Текст] / Д. Н. Ветошкин, Н. С. Ивчатова, И. В. Пархоменко // Вестник СГГА. - 2011. - № 1 (14). - С. 40-48.
50. Карпик, К. А. Геопортальные решения в сфере предоставления услуг государственного кадастра недвижимости [Текст] / К. А. Карпик, А. М. Портнов // Вестник СГГА. - 2010. - № 2 (13). - С 46-49.
51. Прудникова, О. А. Совершенствование государственных услуг: современный подход в условиях модернизации экономики [Текст] /О. А. Прудникова, А.Е. Щеглова // Власть. - 2014. - №4. - с.78-81.
52. Южаков, В. Н. Государственные и муниципальные услуги:
характер и качество предоставления [Текст] / В. Н. Южаков, В. Э. Бойков, А. Н. Покида, Н. В. Зыбуновская, Е. И. Добролюбова // Власть. - 2014. - №6. - с.128-136.