Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Санкт-Петербург как центр еврейской периодики в 70-80 годы XIX века

Работа №141351

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Еврейские периодические издания в Российской империи........10
Глава 2. Периодические издания на русском языке
Глава 3. Периодические издания на идише
Глава 4. Периодические издания на иврите
Глава 5. Санкт-Петербург как центр еврейской периодики
Заключение
Список источников и использованной литературы
Приложение


К концу XIX в. Российская империя была местом крупнейшего сосредоточения евреев. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. иудеи составляли 4,2 % населения, т.е. примерно 5 277 000 человек (напомним, что национальная принадлежность согласно российским законам определялась вероисповеданием). Большая часть еврейского населения проживала компактно, в пределах черты оседлости. Несмотря на то, что «черта постоянной еврейской оседлости» представляла собой довольно обширную территорию, включавшую значительную часть Царства Польского, Украины, Литвы, Белоруссии, Бессарабии и т.д., активные типографии, печатавшие еврейские книги и периодику, располагались, как правило, лишь в крупных городах. Это было связано с запретом на издание любой еврейской литературы в тех местах, где правительство не имело своего цензурного органа. Поэтому подавляющее большинство еврейских периодических изданий выходило в нескольких крупных центрах. В пределах черты оседлости такими центрами были: Варшава, Львов, Вильно, Одесса, Витебск. В 70-80-е годы XIX в. главным центром еврейской печати в целом и периодики в частности становится Санкт-Петербург. Редакции наиболее влиятельных и читаемых изданий теперь базируются в столице. Среди них: «Рассвет» (не путать с одесским «Рассветом») и «Восход» на русском, «Идишес фолксблат» на идише, «Хамелиц» и «Хайом» на иврите.
Цель данной работы заключается в рассмотрении Санкт-Петербурга в качестве главного центра еврейской периодической печати в России в 1870-1880-е гг. Подобная цель предполагает постановку следующих задач:
- Анализ исторического контекста. Необходимо вкратце описать положение евреев в Российской империи в 1870-1880 гг., понять какие изменения в законодательстве о евреях и в еврейской политике правительства имели место в этот период.
- Анализ внутреннего состояния еврейского общества в исследуемый период. Мы должны выяснить, как именно правительственная политика и другие внешние факторы повлияли на настроения в рядах еврейской интеллигенции, проследить влияние Хаскалы и зарождающегося сионизма на еврейскую периодическую печать.
- Анализ истории еврейской периодики до 1870 г. Необходимо кратко описать первые еврейские издания, понять каким образом развивалась еврейская пресса в России до перемещения ее центра в Санкт-Петербург. Отдельно стоит коснуться периодики, выходившей в 60-е гг. XIX в. на всех языках в Одессе.
- Описание изменений, происходивших в цензурной политике в указанный период.
- Описание периодических изданий, выходивших в Санкт-Петербурге в 1870-1880 гг. на иврите, идише и русском. Анализ их истории, структуры, содержания, ключевых рубрик, особенностей языка и т.д.
- Выявление ключевых фигур в истории петербургской еврейской периодики, анализ исторического контекста и тех причин, которые вызывали миграцию издателей, публицистов и еврейской творческой интеллигенции в целом за пределы черты оседлости, в столицу Империи. Для этого необходимо периодически выходить за указанные в заглавии хронологические рамки. История газеты «Хамелиц», к примеру, начинается не в столице, а в Одессе в 1860 г.
Во введении необходимо разъяснить понятие «периодической печати». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение: «Периодическая печать — совокупность всех произведений печати, появляющихся периодически, в определенные (редко — неопределенные) сроки. Сюда относятся газеты, журналы, сборники, обозрения. На языке русского законодательства периодическая печать обозначается термином «Повременные издания» . Более современное определение дается источниковедом М.Ф. Румянцевой: «Периодическая печать – вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления» .
Важным аспектом данной работы будет непосредственное описание самих газетных материалов, формата их выпуска, структуры отдельного номера, ключевых рубрик и т.д. Особое внимание будет уделено газетам «Хайом» (с ежемесячным приложением «Бен-Ами») и «Хамелиц» на иврите. Эти издания выходили в Санкт-Петербурге, существовали продолжительное время и имели значительную аудиторию. Тексты этих изданий доступны в Отделе литературы стран Азии и Африки Российской национальной библиотеки (ОЛСАА РНБ) в Санкт-Петербурге. Данные издания, как и большинство газет и журналов, в ОЛСАА хранятся в форме кодекса. Все номера за отдельный год переплетаются в большой том с сохранением формата газетной страницы. В сборниках «Хамелица» присутствует нумерация столбцов. Так в томе за 1888 год общее число столбцов – 2948, а за 1887-й – 2968. Тексты обоих изданий хорошо сохранились. Практически 100 % материала пригодно для чтения. Значительно упрощает работу с данными изданиями электронный ресурс «Historical jewish press» («jpress») . Это совместный проект Национальной библиотеки Израиля и Тель-Авивского университета. На сайте доступно 6 062 выпуска «Хамелица» (включая одесский период) и 594 выпуска газеты «Хайом». Помимо ивритоязычных изданий в работе будут рассмотрены издания «Рассвет», «Восход» и еженедельник «Русский еврей» на русском языке. Журналы также доступны в архиве РНБ. Именно в работе непосредственно с источниками (в первую очередь с ивритоязычными газетами и журналами, которые практически не описаны в исследованиях на русском языке) заключается новизна методологии данной работы. Сами по себе газетные тексты обычно игнорируются в качестве источника по истории прессы. Долгое время это объяснялось сложностью работы с такого рода материалом. Сегодня ресурс «jpress» существенно упрощает работу с газетными текстами, поскольку его интерфейс позволяет фильтровать материал по годам выпуска, наименованиям изданий и, главное, дает возможность осуществлять поиск конкретных слов. Теперь найти любые статьи, содержащие информацию о конкретном событии или человеке, стало значительно проще.
Актуальность работы объясняется главным образом отсутствием в отечественной науке комплексного подхода к изучению еврейской периодики. Это особенно удивительно на фоне богатства доступного нам газетного материала. Большинство работ используют периодику в качестве источника для более широкого исследования. Периодические издания рассматриваются в качестве печатных органов, инструментов политических движений и партий. Сами по себе еврейские газеты и журналы редко выступают в качестве объекта изучения. Это, впрочем, касается не только еврейских изданий, но и дореволюционной национальной печати в целом. Научных работ по данной тематике не так много. В качестве примера можно выделить работы С.Г. Арешян «Армянская печать и царская цензура» и Бабаханова М. «Из истории периодической печати Туркестана» . Среди работ так или иначе разрабатывающих тему еврейской периодики стоит выделить: «О смене направлений в русско-еврейской журналистике» С. Дубнова, «Пятидесятилетие русско-еврейской журналистики» Б.Гольдберга, «История еврейской печати в России в связи с общественными течениями» С.Л. Цинберга, «Еврейская периодическая печать в России» У.Г. Иваска, «Еврейская печать, политика и цензура в России, 1797—1917» Д.А. Эльяшевича, «За чертой: евреи встречаются с позднеимперской Россией» Б. Натанса, «Еврейская периодическая печать российской империи в начале XX в. как источник изучения национально-религиозной идентификации и социально-политического мировоззрения еврейства» И.В. Печенина. Среди работ на иврите отметим статью ««Хамелиц» Менуха Гилбо в сборнике «Лексикон ивритской прессы в 80-е и 90-е годы» (Jerusalem and Tel Aviv, 1992) и «Й.Л. Гордон как редактор Хамелиц» Орнаха Голана. Помимо указанных работ на иврите конкретному периодическому изданию посвящена работа А.С.Френкеля «Восхождение и закат «Дер Фрайнд» - первой ежедневной газеты на идише (1903-1914)» , а также несколько авторских статей в электронной энциклопедии YIWO.
В заключение необходимо сказать несколько слов о структуре данной работы. Отдельная глава отводится под общие сведения по истории еврейской прессы в Российской Империи. Издания на иврите, русском и идише будут, как и во всей работе, рассматриваться поочередно. Задача этого раздела (помимо описания истории наиболее крупных изданий) заключается в анализе исторического контекста, на фоне которого складывались традиции еврейской периодической печати. Необходимо проанализировать влияние правительственной политики в отношении еврейского населения на печатные издания, роль цензуры и изменения в работе цензурных органов (в частности после гибели императора Александра II 1 марта 1881 года). В 70-е и 80-е гг. XIX в. продолжается формирование еврейской творческой интеллигенции. Джонатан Френкель в своей работе «Prophecy and Politics: «Socialism, Nationalism and the Russian Jews, 1862–1917» отмечает роль «литературной интеллигенции» (которая становится альтернативой теократии и плутократии в еврейском обществе) в формировании национального движения. Период 1870-1880 гг. был выбран для исследования не случайно. В это время коренным образом меняется не только политика правительства в отношении евреев, но и внутреннее состояние еврейского общества. Начиная со второй главы, мы перейдем непосредственно к работе с петербургскими газетами, журналами и альманахами. В трех главах приведена краткая история ключевых изданий, описаны особенности их структуры, основные рубрики, известные публикации и т.д. Отдельная глава посвящена столичным изданиям на русском языке (в работах Д.А. Эльяшевича и других используется понятие «русско-еврейская периодика»). В этой главе рассматриваются издания «Вестник русских евреев» и «Рассвет» А. Цедербаума, «Еврейская библиотека» и «Восход» А.Е. Ландау, «Русский еврей» Л. Бермана. Пресса на русском языке описана в отечественной науке более подробно (например, в работах того же Д.А. Эльяшевича), поэтому сами издания описаны вкратце. Третья глава посвящена изданиям на идише. Поскольку автор работы не имеет возможности читать на этом языке, работа основывается на существующих исследованиях и описаниях. Единственным популярным изданием на идише в этот период был «Идишес фолксблат» А. Цедербаума. Цедербаум издавал в Одессе крупную газету «Хамелиц» с приложением «Коль хамевасер» на идише, а в 1881 г. перевез оба издания в Петербург. Аналог «Коль хамевасер» стал называться «Идишес фолксблат». Оба издания доступны в газетном фонде РНБ. «Коль хамевасер» представлен 494 номерами, номера за 1868 год переплетены вместе с «Хамелиц».
Четвертая глава посвящена изданиям на иврите. Две крупнейшие газеты «Хайом» и «Хамелиц» описаны подробно. Некоторые замечания сделаны относительно особенностей языка, которым написаны это издания, выявлена специфика орфографии и грамматические особенности газетного иврита того времени. На следующем этапе необходимо ответить на вопрос о том, почему именно Санкт-Петербург становится центром миграции еврейской творческой интеллигенции, а вместе с этим и крупнейшим центром периодики и издательской деятельности в изучаемый период. Этому вопросу посвящена завершающая глава работы. В заключении к работе приведены основные выводы. Библиография включает список всех номеров газет и журналов, которые были проработаны и использованы в качестве источников (касается изданий на иврите и русском), а также полный список использованной литературы на русском и иностранных языках. Работа снабжена приложением с фрагментами газетных материалов разных изданий


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели историю еврейской периодической печати в Санкт-Петербурге в 1870-1880 гг. По сути мы выделили шесть влиятельных и независимых изданий, выходивших в столице в эти годы: «Хамелиц» и «Хайом» на иврите, «Рассвет», «Русский еврей» и «Восход» на русском языке и «Идишес фольксблат» на идише. «Недельная хроника Восхода» была своеобразным приложением к основному журналу А.Е. Ландау, а «Еврейская библиотека» представляла собой большой альманах, выходивший раз в год, поэтому не являлась периодическим изданием в полном смысле слова.
Мы выяснили, что в истории еврейской периодики интересующего нас периода было три ключевых фигуры: Адольф Ефимович Ландау (1842-1902), Александр Осипович Цедербаум (1816-1893) и Иегуда Лейб Кантор (1849-1915). Всех их привели в столицу маскильские идеи и желание участвовать в просветительской деятельности. Возможно, к этому добавлялись и прагматические рассуждения. Цедербаум и Кантор понимали, что устроить коммерчески успешное и влиятельное периодическое издание в Петербурге проще, чем в любом крупном городе в черте оседлости. Ландау же начал свою профессиональную деятельность с открытия собственной типографии и литографии.
Исследуемый период 1870-1880 гг. стал своего рода переходной эпохой в истории русского еврейства. С одной стороны, в 1881 г. начинается правление Александра III, а вместе с ним ужесточение законов, реакция, усиление давления со стороны цензуры, погромы. Еврейская общественность реагирует на это, что приводит к кризису Хаскалы. Ассимиляторские настроения и вера в успешную эмансипацию русского еврейства сменяются первыми сионистскими высказываниями и текстами. Широкое распространение в своеобразной еврейской трактовке получают народнические идеи. Все эти тенденции и настроения находят отражение в прессе. Серьезно изменяется в 1880-е гг. позиция газеты «Хамелиц». На русском языке палестинофильские и народнические взгляды пропагандирует издание «Рассвет». Некоторые газеты и журналы остаются на консервативно-маскильских позициях. Не принимают сионизм А.Е. Ландау, глава журнала «Восход», И.Л.Кантор, редактор «Русского еврея» и ежедневной газеты «Хайом».
Мы выяснили, что до начала XX в. периодической печати на идише в Российской империи практически не существовало. Единственным издателем периодики на этом языке в 1870-1880-е гг. был А.О. Цедербаум, выпускавший сначала «Коль хамевасер» в Одессе, а затем «Идишес фольксблат» в Петербурге. Распространение «жаргонного языка» и литературы на нем не относилось к задачам Хаскалы. К тому же добиться разрешения от цензора на открытие газеты или журнала на идише было практически невозможно. Некоторые издатели, например, А.Е. Ландау, принципиально не принимали в печать материалов на этом языке. Не проявляло особого интереса к идишу и «Общество для распространения просвещения между евреями в России».
Игнорирование идиша, как и стремление вырваться из черты оседлости в Петербург были проявлениями той оторванности новой эмансипированной интеллигенции от остального еврейского народа, о которой много писали уже в начале 80-х гг. XIX в. В этой оторванности и кроется причина постоянного кризиса, в котором находилась периодика. Аудитория изданий на русском и иврите ограничивалась представителями образованной и дипломированной интеллигенции, которые меньше других нуждались в помощи просветителей. Именно поэтому большинство изданий постоянно испытывало нехватку подписчиков, денег и в конце концов закрывалось. Число подписчиков журнала «Восход» до 1900 г. никогда не поднималось выше 200. Это вполне сопоставимо с числом всех авторов, когда-либо писавших в «Восход» или «Еврейскую библиотеку».
В заключение стоит сказать несколько слов о самих изданиях, которые мы рассмотрели в данной работе, и о том, что объединяет газеты и журналы на разных языках. До начала 1880-х гг. на страницах главных еврейских периодических изданий царил плюрализм мнений. Они не имели какой-либо идейной направленности, программы, не были связаны с политическими течениями. Все издания были в той или иной степени маскильскими, но редакторы с удовольствием публиковали материалы даже тех авторов, чья позиция не совпадала с их собственной. Периодика становилась платформой для обсуждения злободневных вопросов, таких как сионизм, национальные языки, реформа религии и т.д. Только после 1881 г. появляются принципиальные разногласия между самими изданиями. «Рассвет» выступает против «Русского еврея», «Хамелиц» против «Хайом» и т.д.
Длительное время не существовало самостоятельных тематических изданий. Большая часть подобных газет и журналов на иврите появляется уже после 1900 г. В исследуемый период предпринимаются не слишком успешные попытки выпускать тематические приложения к основному изданию. Примеры - приложение «Бен-Ами» к газете И.Л. Кантора «Хайом», многочисленные приложения к изданию «Хамелиц» («Хамицпе» («Обзор»), «Мигданот» («Подарки»), «Кохелет» («Экклезиаст») и т.д.).
Практически все еженедельные и ежедневные издания имеют схожую структуру, часто совпадают постоянные рубрики. Новостные разделы во всех газетах структурированы по странам и городам, большинство номеров включает обзор отечественной и зарубежной прессы, все издания содержат фельетоны, которые часто пишет сам редактор-издатель. Несмотря на идеологические разногласия, издатели охотно сотрудничают с конкурентами. Цедербаум пишет в «Восход», Ландау в «Рассвет», Кантор редактирует «Коль хамевасер».



1. Арешян С.Г. Армянская печать и царская цензура. – Ереван: АН Арм.ССР, 1957. – 515 с.
2. Бабаханов М. Из истории периодической печати Туркестана. Душанбе: Дониш, 1987. – 180 с.
3. Бейзер М. Евреи в Петербурге. — Иерусалим: Библиотека-Алия, 1989. – 320 с.
4. Бердников Л. Евреи в царской России. Сыны или пасынки. – Спб.: Алетейя, 2016. – 430 с.
5. Бруцкус Б.Д. Профессиональный состав еврейского населения России: по материалам Первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. — Спб.: Типография "Север", 1908. – 262 с.
6. Гессен Ю. Жизнь евреев в России. – М.: «Захаров», 2014. – 336 с.
7. Гессен Ю. И. Восход // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т.5 — СПб., 1906—1913. — стлб. 813-815.
8. Гетманский Э. Русско-еврейская периодическая печать и ее влияние на еврейскую литературу // Заметки еврейской истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://berkovichzametki.com/2015/Zametki/Nomer8_9/Getmansky1.php (дата последнего обращения: 27.03.2018).
9. Гольдберг Б. Пятидесятилетие русско-еврейской журналистики // Рассвет. – 1910. – №№ 22, 24.
10. Дубнов С.М. Книга жизни. Материалы для истории моего времени. Воспоминания и размышления. — СПб.: Петербургское востоковедение, 1998. ¬– 340 с.
11. Дубнов С. М. Краткая история евреев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.
12. Дубнов С.М. Письма о старом и новом еврействе (1897-1907). Систематически обработанное и дополненное издание / С.М. Дубнов. – СПб.: Тип. т-ва "Общественная польза", 1907. - 370 с.
13. Иванов А.И. Мы обязаны спасти их, и у нас есть для этого воля и средства...// Деятельность Всемирного союза ОРТ в СССР с 1921 по 1938 год. События, люди, документы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ozet.ort.spb.ru/rus/index.php?id=602 (дата последнего обращения: 27.03.2018).
14. Иваск У.Г. Еврейская периодическая печать в России. Материалы для истории еврейской журналистики. Вып. 1. Издания на русском языке // Литература о евреях на русском языке. 1890-1947. Книги. Брошюры. Оттиски статей. Библиографический указатель. СПб., 1995. - 104 с.
15. История еврейского народа в России. От разделов Польши до падения Российской империи / Под ред. И.Лурье. Том 2. – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2012. – 534 с.
16. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: РГГУ, 1998. – 702 с.
17. Кельнер В.Е. Журнал «Восход» и его издатель-редактор А.Е. Ландау // «Восход» «Книжки Восхода». Роспись содержания. 1881-1906 гг. – Спб.: Петербургская иудаика, 2001. – С. 7-43.
18. Ламбдин Т.О. Учебник древнееврейского языка. – М.: Российское библейское общество, 2003. – 510 с.
19. Львов-Рогачевский В.Л. Русско-еврейская литература. – М.: Моск. отд. Гос. изд-ва,1922. – 162 с.
20. Маор Ицхак. Сионистское движение в России. – Иерусалим.: Библиотека Алия, 1977. – 569 с.
21. Натанс Б. За чертой: евреи встречаются с позднеимперской Россией. М.: РОССПЭН, 2007. – 436 с.
22. Печенин И.В. Еврейская партийная пресса в Российской империи: особенности понятия еврейской идентичности. – Гуманитарный вестник, 2015, вып. 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hmbul.ru/catalog/hum/histarch/323.html (дата последнего обращения: 25.04.2018).
23. Печенин И.В. Еврейская периодическая печать российской империи в начале XX в. как источник изучения национально-религиозной идентификации и социально-политического мировоззрения еврейства: дис. канд. ист. наук. – М., 2013. – 257 с.
24. Печенин И.В. Ландау и русско-еврейская печать // Тирош. Труды по иудаике. Вып.10. – М., 2010. – С. 130-140.
25. Печенин И.В. Проблемы изучения российской национальной периодики эпохи первой русской революции (на примере еврейской прессы) // Юбилеи России. 2005. – Челябинск. 2006. – С. 110-127.
26. Русская периодическая печать (1702—1894) : справочник / под ред. А. Г. Дементьева, А. В. Западова, М. С. Черепахова. — М. : Государственное издательство политический литературы, 1959. — 835 с.
27. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической социологии русской литературы. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 121 с.
28. Слиозберг Г.Б. Дела давно минувших дней. Записки Русского еврея. – Париж, 1933. – 326 с.
29. Тихомиров Л. Вероисповедный состав России. М.:Университетская типография, 1902. – 27 с.
30. Френкель A.C. Восхождение и закат «Дер Фрайнд» — первой в России ежедневной газеты на идише (1903-1914) // Архив еврейской истории. Т. 6. М., 2011. С. 104-122.
31. Хисин E.. Дневник билуйца. Иерусалим: Библиотека «Алия», 1973. – 175 с.
32. Хонигсман Я. К истории еврейской периодической печати. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://judaica.kiev.ua/old/Conference/Conf10.htm (дата последнего обращения: 27.03.2018).
33. Цинберг С. Л. Гаиом, петербургская газета // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Гаиом,_петербургская_газета (дата последнего обращения: 11.04.2018).
34. Цинберг С.Л. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. – Пг.: Тип. И. Флейтмана, 1915. - 264 с.
35. Цинберг С. Л. Периодическая печать // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Периодическая печать (дата последнего обращения: 11.04.2018).
36. Цинберг С. Л. Предтечи еврейской журналистики в России (1803–1858) // Пережитое. т. IV. – СПб., 1913, – С. 119–148.
37. Эльяшевич Д. Правительственная цензура еврейских изданий в Российской Империи // История еврейского народа от разделов Польши до падения Российской империи, 1772-1917. – М.: Иерусалим, 2012. – С. 86-98
38. Эльяшевич, Д. А. Еврейская печать, политика и цензура в России, 1797 - 1917: К постановке вопроса // Евреи в России: История и культура: Сб. науч. тр. / Под ред. Д. А. Эльяшевича. – СПб., 1998. – С. 38 – 100.
39. Юдин С. С. Образы прошлого и силуэты некоторых военно-полевых хирургов: [Н. И. Пирогов, В. А. Басов, Н. В. Склифосовский, Н. А. Вельяминов, Н. Н. Бурденко: вступительная лекция проф. С. С. Юдина в Госпитальной хирургической клинике Медицинского института Наркомздрава РСФСР 18 октября 1943 г]. — М.: Медгиз, 1944. — 48 с.
40. Юхнева Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга: Вторая половина ХІХ – начало ХХ века. Л.: Наука, 1984. — 24 с.


На иностранных языках:
1. An Anthology of Jewish-Russian Literature: Two Centuries of Dual Identity in Prose and Poetry/Ed., selected and cotranslated, with introductory essays by Maxim D.Shraer. – Vol. 1.1801–1953. – London: Armonk, 1984. – 644 pp.
2. Elyashevich D.A. Censorship in Russian Empire // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Censorship/Censorship_in_the_Russian_Empire (дата последнего обращения 11.03.2018).
3. Frankel J. Prophecy and Politics. Socialism, Nationalism and the Russian Jews, 1862-1917. – Cambridge: Cambridge Univercity Press, 1981. – 686 pp.
4. Geffen Joel S. America in the First European Hebrew Daily Newspaper: Ha-Yom, 1886–1888 // American Jewish Historical Quarterly 51.3. Johns Hopkins University Press, 1962. – pp. 149–167.
5. Greenbaum А. Newspapers and Periodicals. // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/printarticle.aspx?id=174 (дата последнего обращения: 17.03.2018).
6. Greenbaum A. Yom Ha-. // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Yom_Ha- (дата последнего обращения: 18.03.2018).
7. Haruv D.Voskhod // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Voskhod (дата последнего обращения: 11.03.2018).
8. Haruv D. Razsvet- // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Razsvet) (дата последнего обращения 26.02.2017)
9. Hetényi Zsuzsa. In a Maelstrom: the History of Russian-Jewish Literature. — Budapest: Central European University Press, 2008. — 316 pp.
10. Holtzman A. Magid, Ha- // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Magid_Ha-) (дата последнего обращения 26.02.2018).
11. Holtzman A. Melits, Ha- // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Melits_Ha (дата последнего обращения 09.04.2018).
12. Holtzman A. Tsefirah Ha- // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Tsefirah_Ha-) (дата последнего обращения 16.10.2017).
13. Horowitz B. Society for the Promotion of Culture among the Jews of Russia. // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Society_for_the_Promotion_of_Culture_among_the_Jews_of_Russia (дата последнего обращения: 09.05.2018).
14. Klier John D. 1855–1894: Censorship of the Press in Russian and the Jewish Question // Jewish Social Studies 48.3–4. – Indiana University Press, 1986 – pp. 257-268.
15. Kotlerman B. Kol Mevaser // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Zederbaum_Aleksander (дата последнего обращения 09.05.2018).
16. Menda-Levy O. Kantor, Yehudah Leib // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Kantor_Yehudah_Leib (дата последнего обращения: 18.03.2018).
17. Menda-Levy O. Karmel Ha- // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Karmel_Ha-) (дата последнего обращения 02.03.2018).
18. Menda-Levy O. Zederbaum, Aleksander // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Zederbaum_Aleksander (дата последнего обращения 26.05.2017).
19. Miron Dan Sholem Aleichem // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Sholem_Aleichem (дата последнего обращения 13.03.2018).
20. Orbach A. New voices of Russian Jewry. A study of the Russian-Jewish press of Odessa in the era of great reforms 1860-1871. – Leiden: Brill,1980. – 222 pp.
21. Zipperstein S.J. The Jews of Odessa: a Cultural History, 1794-1881. – Stanford: Stanford University Press, 1985. – 212 pp.

Словари:
1. Marwick L. Diplimatic Hebrew. A glossary of current terminology. – Washington, 1980. – 188 pp.
2. Подольский Б. Большой иврит-русско-ивритский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovar.co.il (дата последнего обращения: 25.05.2016).
3. Шапиро М.А., Спивак И.Г., Шульман М.Я. (ред.). Русско-еврейский (идиш) словарь. – Москва: Русский Язык, 1989. – 720 c.
4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ