ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Коммуникативные аспекты формирования и оценки деловой репутации 7
1.1 Понятие деловой репутации, подходы к формированию и оценке 7
1.2 Рынок В2В как среда существования деловой репутации 26
1.3 Коммуникативные технологии формирования деловой репутации 31
Глава 2 Исследование коммуникативных практик, применяемых субъектами рынка грузоперевозок внутренним водным транспортом с точки зрения репутационного менеджмента 56
2.1 Российский рынок грузоперевозок внутренним водным транспортом 56
2.2 Выявление общих тенденций PR-деятельности на отечественном рынке грузоперевозок внутренним водным транспортом 61
2.3 Возможности применения репутационного менеджмента субъектами рынка грузоперевозок внутренним водным транспортом 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101
Данная работа посвящена поиску эффективных PR инструментов формирования деловой репутации рыночного субъекта в сегменте В2В российского рынка грузоперевозок на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации.
Актуальность данной работы определяется нарастающей потребностью отечественного бизнеса в формировании и укреплении нематериальных активов, а также рядом особенностей исследуемого рынка. Во-первых, эта сфера подвержена различным рискам (техническая безопасность, социально-политические и экономические факторы, колебания цен на сырьё и топливо, сезонность навигации в некоторых географических районах и т.п.). Во-вторых, компании на рынке грузоперевозок по ВВП подвержены конкурентному давлению со стороны перевозчиков автомобильного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта. Кроме того, в условиях свободной конкуренции характерна напряженная борьба между ассоциированными грузоперевозчиками и мелкими частными компаниями, остро нуждающимися в привлечении инвестиций и интеграции в бизнес-сообщество. Таким образом, для субъектов рынка грузоперевозок на ВВП вопрос формирования и поддержания деловой репутации приобретает особое значение. В то же время применяемые в данной сфере коммуникативные инструменты не отличаются разнообразием. Нередко в компаниях отсутствуют подразделения по связям с общественностью, а их функции возлагаются на сотрудников других отделов. Данная работа позволит подробнее рассмотреть эти проблемы и разработать рекомендации для работы PR-специалиста в этой сфере.
Коммуникативные технологии формирования деловой репутации объектом данного исследования. Предметом исследования выступят PR-коммуникации субъектов российского рынка грузоперевозок на ВВП и смешанного (река-море) плавания, что обусловлено профессиональными интересами автора.
Новизна исследования заключается в обращении к одному из малоизученных сегментов рынка, а также в поиске возможностей выхода субъектов этого рынка на качественно новый уровень взаимодействия с целевыми группами общественности и повышения конкурентоспособности на рынке посредством применения коммуникативных технологий формирования и поддержания деловой репутации.
Целью исследования является выявление эффективных коммуникативных технологий формирования и управления деловой репутацией субъекта рынка грузоперевозок ВВП.
Задачи, поставленные для достижения цели исследования:
1. Изучить теоретическую базу, связанную с формированием и поддержанием деловой репутации субъекта на рынке В2В.
2. Разработать методологию эмпирического исследования на базе качественного и количественного анализа.
3. Дать характеристику российского рынка грузоперевозок ВВП и рассмотреть PR-деятельность ряда его субъектов.
4. Проанализировать опыт применения субъектами исследуемого рынка коммуникативных технологий формирования деловой репутации на основе анализа информации из открытых источников и информации, полученной методом экспертного интервью.
5. Выявить наиболее эффективные коммуникативные технологии формирования и поддержания деловой репутации бизнес-субъекта с учетом специфики исследуемого рынка.
Степень научной разработанности проблемы в отечественной теории связей с общественностью достаточно высока, учитывая относительно недавнее вхождение управления репутацией в практику российского бизнеса. В то же время зарубежные исследования в этой области значительно ушли вперед. Однако в целом общей тенденцией для научного дискурса в управлении репутацией остается многообразие применяемых научных подходов к определению понятия деловой репутации и составляющих ее компонентов, а также отсутствие единой методики оценки эффективности репутационного менеджмента.
Эмпирическая база исследования охватывает опыт коммуникативной деятельности пяти отечественных компаний-грузоперевозчиков на ВВТ за период с 2014 по 2017 год. Достаточно узкие временные рамки позволяют эффективно использовать метод экспертного интервью. Эмпирическая база сформирована в результате мониторинга рынка и качественного анализа информации из открытых источников и насчитывает опыт порядка 10 компаний, действующих на исследуемом рынке.
Научно-методическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики СО (Д. П. Гавра, А. Д. Кривоносов, В. Д. Соловей, Б. Гарднер, Г. Даулинг, Ф. Котлер и др.), также современные работы в области репутационного менеджмента (А. Г. Грязнова, Н. В. Мамон, Л. С. Сальникова, Ю. А. Смирнова, Ф. И. Шарков и др.). Были изучены статистические данные и теоретические исследования российского рынка грузоперевозок, в частности использовались данные Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленной Министерством экономического развития РФ, исследования Росстата и Аналитического центра «Эксперт», посвященные анализу ситуации на рынке внутреннего водного транспорта в России.
Использование в данной работе качественных и количественных методов исследования, обусловлено ее целью, задачами и спецификой предмета исследования. Это сравнительно-сопоставительный анализ, контент-анализ, анализ документов и др. Дополнительно в практической части работы были использованы эмпирические методы – включенное наблюдение, анкетирование, экспертное интервью, опросы.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Первая глава данной работы дает теоретическое представление об объекте исследования. Во второй главе, рассматривается предмет исследования, разрабатываются практические рекомендации по работе с ним. В приложениях к исследованию представлены наиболее значимые качественные и количественные данные, выявленные в процессе исследования теоретической и эмпирической базы.
Известно, что разнообразие PR-технологий, применяемых сегодня коллегами, работающими в самых разных сферах, гораздо шире, чем в сфере грузоперевозок на внутреннем водном транспорте. PR-деятельность в данном сегменте настолько специфична, не развита и не изучена, что имеющиеся исследования в этой области оставляют большое пространство для дополнительных научных изысканий. Поэтому в качестве рабочей гипотезы предположим, что некоторые PR-технологии, активно применяемые в других сферах, могут быть успешно адаптированы и применены на российском рынке грузоперевозок внутренним водным транспортом, а другие в силу различных особенностей не применимы в принципе.
Целью исследования было выявление наиболее эффективных коммуникативных технологий формирования и управления деловой репутацией субъекта рынка грузоперевозок ВВТ. В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу, связанную с формированием и поддержанием деловой репутации субъекта на рынке В2В.
2. Разработать методологию эмпирического исследования на базе качественного и количественного анализа.
3. Дать характеристику российского рынка грузоперевозок ВВТ и рассмотреть PR-деятельность ряда его субъектов.
4. Проанализировать опыт применения субъектами исследуемого рынка коммуникативных технологий формирования деловой репутации на основе анализа информации из открытых источников и информации, полученной методом экспертного интервью.
5. Выявить наиболее эффективные коммуникативные технологии формирования и поддержания деловой репутации бизнес-субъекта с учетом специфики исследуемого рынка
Подводя итог, отметим основные результаты проделанной работы. В первой главе исследования автором рассмотрено большое количество определений понятия деловой репутации, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами, придерживающимися экономического и коммуникативного подходов. На основе сравнительного анализа предложенных определений исследуемого феномена выведено авторское определение понятия деловой репутации. Далее рассмотрены подходы к пониманию структуры деловой репутации организации, ее основных характеристик и методов оценки. Также конкретизированы понятия «управление репутацией» и «репутационный менеджмент», дана общая характеристика этапов его осуществления. Приведены особенности отечественного законодательства в сфере защиты деловой репутации физических и юридических лиц. Полученные знания послужили основой для общего осмысления процесса формирования и поддержания деловой репутации субъекта бизнеса. Также было рассмотрено понятие В2В рынка и определены его специфические характеристики. Изучены влияние репутации компании на стабильность ее положения на рынке и качество взаимоотношений со стейкхолдерами, тем самым обоснована необходимость применения репутационного менеджмента в данном сегменте. Во-первых, что репутация действительно оказывает значительное влияние на успех бизнеса. Этот факт не вызывает сомнений. Во-вторых, это влияние распространяется, практически, на все сферы деятельности бизнес-субъекта (внутрикорпоративные, внешние связи, финансовые, информационные, рыночные, социальные и др. отношения). В-третьих, положительная репутация на рынке трансформируется в реальные конкурентные преимущества, рост материальных активов бизнеса и открывает перспективы для развития и привлечения дополнительных ресурсов. В свою очередь отрицательная репутация наносит ущерб бизнесу и несет в себе потенциальную угрозу его существованию. Изучение теоретической базы исследований отечественных и зарубежных авторов в области коммуникативных технологий управления репутацией, позволило получить комплексное представление об этом феномене и многообразии подходов к его изучению, описанию и оценке, существующих в научной и практической среде на сегодняшний день, а также разработать методологию последующего эмпирического исследования коммуникативных практик российского рынка речных грузоперевозок. В частности, на основе сравнительно-сопоставительного анализа информации, полученной в ходе исследования теоретической базы, автором данного исследования было сформулировано собственное определение понятия деловой репутации, а также сформировано определенное представление о природе этого явления и процессах формирования, поддержания и управления репутацией зафиксированное в виде графической схемы, представленной в Приложении 4. Данная схема отражает как общие теоретические представления тенденции современной практики связей с общественностью, так и специфические отличия процесса управления репутацией бизнес-субъекта:
• глубокая взаимосвязь информационного содержания коммуникаций с компонентами идеологической платформы компании, ее практической деятельностью и интересами стейкхолдеров;
• влияние определенного набора внешних факторов на характер деятельности и, соответственно, репутационного менеджмента компании;
• индивидуальный характер сегментирования целевых групп общественности, выбора инструментов репутационного менеджмента и результатов его применения для каждого конкретного базисного субъекта в зависимости от его идеологии, бизнес-целей, положения на рынке, влияния внешних факторов и др. обстоятельств;
• влияние результатов репутационного менеджмента на процесс формирования бренда компании;
• защитная функция репутационного менеджмента.
Разработанная автором методология эмпирического исследования, на предполагала изучение и характеристику российского рынка грузоперевозок ВВТ, выявление специфики PR-деятельности в этой сфере с целью поиска возможностей внедрения и активного применения технологий репутационного менеджмента в управленческой деятельности субъектов данного рынка. Для решения этих задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ, контент-анализ, включенное наблюдение, социологические опросы, экспертные интервью. В Приложении 3 представлен перечень вопросов, положенных в основу экспертных интервью и анкетирования при проведении эмпирического исследования. Он был сформирован на основе теоретического изучения структуры и компонентов деловой репутации, а также основных этапов ее формирования и особенностей функционирования на рынке В2В.
В практической части работы мы описали актуальное положение отрасли в целом и наиболее острые проблемы, мешающие развитию рынка грузоперевозок на водном транспорте. Рассмотрели структуру исследуемого рынка, описали его специфику, конкурентные преимущества и слабые стороны. Выяснилось, что исследуемый рынок уже не первое десятилетие находится в затяжном кризисе. Более того, на сегодняшний день отрасль находится в таком положении, когда необходимо объединить усилия государственного и коммерческого сектора для скорейшего изменения ситуации.
Таким образом, основными результатами исследования стали графическая схема, обобщающая теоретическое понимание автором процесса формирования и поддержания деловой репутации бизнес-субъекта, а также практические рекомендации по репутационному менеджменту на рынке речных грузоперевозок, включающие ранжированный перечень основных целевых групп общественности, описание их интересов, определяющих содержательный аспект и набор наиболее эффективных инструментов коммуникации с ними.
1. Международный стандарт финансовой отчетности (IFSR) 3 «Объединения бизнеса» (принят приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011. N 160н «О введении в действие МСФО и Разъяснений МСФО на территории РФ») // Российская газета, N 278, 9. 12. 2011.
2. ГОСТ Р ИСО 26000:2012 Руководство по социальной ответственности (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 29 ноября 2012 года № 1611-ст. и введен в действие 15 марта 2013). [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.nornik.ru/_upload/editor_files/file1756.pdf (Дата обращения 20.04.2017)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной думой 21. 10. 1994), (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.03.2017 N 39-ФЗ.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения 15.04.2017)
4. ФЗ N 2124-1 «О средствах массовой информации «Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (Дата обращения 15.04.2017)
5. ФЗ N 38-ФЗ "О рекламе" принят Государственной думой 22. 02. 2006г.). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (Дата обращения 15.04.2017)
6. Приказ Минфина РФ N 153н "Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" и другие НПА и профессионально-этические кодексы. (ПБУ 14/2007, зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975)
7. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rcit.su/techinfoK5.html#tiK5-01/ (дата обращения 21.04.2017)
Диссертации, монографии:
8. Леонтьев, Б.Б. Оценка нематериальных активов высокотехнологичных предприятий / Б.Б. Леонтьев, Х. А. Мамаджанов — М.: Патент, 2012 — 305с.
Литература:
9. Ачкасова, В. А. Gr и лоббизм: теория и технологии: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.]; под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. – 315с.
10. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Д. П. Гавра — СПб.: Питер, 2011 — 288 с.
11. Грязнова, А. Г. Оценка бизнеса: Учебник для ВУЗов / Под ред. А. Г. Грязнова, М. А. Федотова. М., - 1999, - 736с.
12. Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Грэм Даулинг — М., 2003 — 368с.
13. Котлер, Ф., Бренд-менеджмент в В2В сфере / Ф. Котлер, В. Пферч – М.: Вершина, 2011. – С. 432.
14. Краснянский, Д.Е. Основы репутационного менеджмента: тексты лекций /Д. Е. Краснянский. - М.: МГТУГА, 2015. – 40 с.
15. Кривоносов, А.Д. Основы теории связей с общественностью/ А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина – СПб.: Питер, 2010. – 384с.
16. Минтусов, И. Е. GR: теория и практика: учебник/под ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 180с.
17. Сальникова, Л. С. Репутация в российском бизнесе: технологии создания и укрепления / Л. С. Сальникова – М.: Вершина, 2008 - 216с.
18. Соловей, В.Д. Основы PR в бизнесе / ред. В.Д.Соловей – М.: Эксмо, 2017 – 416с.
19. Шарков, Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: учебное пособие / Ф. И. Шарков – М.: Дашков и Ко; 2010 - 271с.
Статьи в периодических изданиях:
20. Демичева, Е. В. Использование Интернет-маркетинга в системе продвижения продукции металлургического предприятия // Известия ВолгГТУ. 2011. №12 – С.66-69.
21. Дороговцева, А. А. Внутренний pr как направление стратегических коммуникаций/ А. А. Дороговцева // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике – № 2, 2016. – С. 50-53.
22. Дорский, А.Ю. GR-коммуникации в Интернете: опыт построения модели/ А.Ю. Дорский, Т.А. Черкащенко// Медиаскоп. 2016. Вып. 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2212 (Дата обращения 20.04.2017)
23. Мамон Н.В. Методический подход к управлению имиджем предприятия / Н. В. Мамон, Ю. А. Смирнова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – №2. – С. 80–91.
24. Налбатов, И.И. Бренд предприятий машиностроения, как эффективное и действенное средство в современной конкурентной борьбе / И.И. Налбатов, Е.И. Налбатова // Инновационная наука. 2015. – №8-1 – С.44-48.
25. Рейтинг крупнейших транспортно-логистических компаний России / АЦ «Эксперт-Урал» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/reyting-krupneyshih-transportno-logisticheskih-kom.html (Дата обращения 20.04.2017)
26. Смирнова, Ю. А. Сравнительный анализ подходов к определению понятий имидж и репутация / Ю. А. Смирнова // Маркетинг. – 2009. – №3. – С. 40–57.
27. Солоненко, А. А. Понятие, виды, методы оценки и учет деловой репутации / Петровская Г. А., Солоненко А. А.// Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2014. – №2 – С.110-119.
28. Сташкевич, И. Репутационные риски организации: коммуникационные технологии минимизации / И. Сташкевич // Бизнес. Общество. Власть. 2012. – №10 – С. 44–63.
29. Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. – М., 2016. – 112 с.
30. Шаркова, Е. А. Коммуникация в условиях экологического риска/ Е. А. Шаркова// Стратегические коммуникации в бизнесе и политике – № 2, 2014. – С. 60-65.
31. Шаркова, Е. А. Коммуникация с пострадавшими и вовлеченными группамиобщественности в условиях экологического кризиса/ Е. А. Шарква// Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2016 – № 2 – С. 145-151.
32. Шилина, М. Г. RESPONSIBLE INNOVATION как императив исследований коммуникаций корпорации/ М. Г. Шилина // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2016 – № 2– С. 75-78.
33. Gardner, B. The Product and the Brand / B. Gardner, S.J. Levy // Harvard Business Review. – 1955. – Vol. 33. March-April. – №2. – P. 33–39.
34. Gotsi, M. Corporate reputation: seeking a definition / M. Gotsi, A. Wilson // Corporate Communications – 2001. – Vol. 6 No. 1 – pp. 24-30 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://repository.up.ac.za/bitstream/handle/2263/19915/Abratt_Corporate%282012%29.pdf?sequence=1&isAllowed=y - (Дата обращения 20.04.2017)
Литература на иностранных языках:
35. Dowling, G. Сreating Corporate Reputations: Identity, Image and Performance / G. Dowling – Oxford, University Press, 2001 – 299p.
Электронные источники:
36. Алексеева, К. PR в секторе B2B / статья на официальном сайте компании FRC. Режим доступа: http://www.frc-pr.com/ru/articles/pr-v-sektore-b2b/ (Дата обращения 22.04.2017)
37. Бармашов, К. С. Функции, выполняемые корпоративными изданиями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.barmashovks.ru/page95/fu_corp_izd/index.html. - (Дата обращения 20.04.2017)
38. Бизнес-словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.businessvoc.ru/bv/Term.asp?word_ id=3109 (Дата обращения 20.04.2017)
39. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bigenc.ru/law/text/1945918 (Дата обращения 20.04.2017)
40. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – М., 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=15&id=1192124814&p=154 (Дата обращения 20.04.2017)
41. Диканова, М. Корпоративные издания: многообразное единство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inside-pr.ru/newspaper/article/183-2008-12-18-13-29-13.html (Дата обращения 20.04. 2017)
42. Институт репутации / официальный сайт [Электронный источник]. Режим доступа: https://www.reputationinstitute.com/Home - (Дата обращения 26.04. 2017)
43. Нас мало, но мы в тельняшках / Сообщество ВКонтакте «Типичный речник» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/typical_riverman?w=wall-46502193_131369 (Дата обращения 20.04.2017)
44. Обзор рынка грузовых речных перевозок (октябрь 2015 г.) / Водный транспорт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/obzor-rynka-gruzovykh-rechnykh-perevozok--oktiabr-2015-g/ (Дата обращения 21.04.2017)
45. Репутационный аудит: современный подход его применения/ П портал advertology.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article111283.htm (Дата обращения 20.04.2017)
46. Речное судостроение в России: проблемы и перспективы развития / АЦ «Эксперт», 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/river_shipbuilding/part1/ (Дата обращения 19.04.2017)
47. Соломанидина, Т. Деловая репутация как одно из важнейших стратегических преимуществ компании / Т. Соломанидина, С. Резонтов, В. Новик [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?379 (Дата обращения 20.042017)
48. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.efremova.info/word/aspekt.html#.WQpPBtLyjMw (Дата обращения 20.04.2017)
49. Maersk.com / Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maersk.com/en/the-maersk-group/about-us/maersk-group-core-values (Дата обращения 29.04.2017)
50. Maersk / Канал на YouTube [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/Maerskcom/about (Дата обращения 29.04.2017)
51. Managing government relations for the future: McKinsey Global Survey results. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/managing-government-relations-for-the-future-mckinsey-global-survey-results (Дата обращения 20.04.2017)
52. Abratt, R. Corporate Identity, Corporate Branding and Corporate Reputations: Reconciliation and Integration 2012 / R. Abratt [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://repository.up.ac.za/bitstream/handle/2263/19915/Abratt_Corporate%282012%29.pdf?sequence=1&isAllowed=y (Дата обращения 16.04.2017)
53. www.imo.org / Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imo.org/en/About/strategy/Pages/default.aspx (Дата обращения 20.04.2017)