ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В 2000-е ГОДЫ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ
|
Введение 3
Глава I. Термин «public diplomacy»: эволюция понятия и современная интерпретация 13
1.1. Термин «public diplomacy» в исторической ретроспективе 13
1.2. Проблемы определения термина «public diplomacy» в современной науке 16
Глава II. Публичная дипломатия администрации Джорджа Буша-младшего: переход к «новой публичной дипломатии» США 19
2.1. Террористические атаки 9/11 как фактор перехода от «традиционной» к «новой публичной дипломатии» США 19
2.2. Ближний Восток как приоритетное направление новой публичной дипломатии США: успехи и провалы 27
Глава III. Публичная дипломатия администрации Барака Обамы: цифровая дипломатия, стратегическая коммуникация и поворот к пропаганде 36
3.1. Становление цифровой дипломатии 37
3.2. Публичная дипломатия в борьбе с международным терроризмом: поражение Государственного Департамента в идеологической войне 46
3.3. Реформа международного вещания США: окончательный поворот к пропаганде.. 54
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложения
Глава I. Термин «public diplomacy»: эволюция понятия и современная интерпретация 13
1.1. Термин «public diplomacy» в исторической ретроспективе 13
1.2. Проблемы определения термина «public diplomacy» в современной науке 16
Глава II. Публичная дипломатия администрации Джорджа Буша-младшего: переход к «новой публичной дипломатии» США 19
2.1. Террористические атаки 9/11 как фактор перехода от «традиционной» к «новой публичной дипломатии» США 19
2.2. Ближний Восток как приоритетное направление новой публичной дипломатии США: успехи и провалы 27
Глава III. Публичная дипломатия администрации Барака Обамы: цифровая дипломатия, стратегическая коммуникация и поворот к пропаганде 36
3.1. Становление цифровой дипломатии 37
3.2. Публичная дипломатия в борьбе с международным терроризмом: поражение Государственного Департамента в идеологической войне 46
3.3. Реформа международного вещания США: окончательный поворот к пропаганде.. 54
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложения
Соединенные Штаты Америки являются пионерами в области развития публичной дипломатии. Сочетая применение «мягкой» и «жесткой силы», Вашингтон в течение последнего десятилетия сделал важный акцент на использовании публичной дипломатии во внешней политике государства. Таким образом, был создан особый прецедент – своеобразный критерий, по которому оценивают уровень развития публичной дипломатии других стран. В связи с этим исследование публичной дипломатии США является актуальным, так как позволяет выявить новейшие подходы к реализации публичной дипломатии. Кроме этого актуальность данного исследования определяется следующими факторами:
Во-первых, публичная дипломатия Российской Федерации находится в стадии активного развития, что обуславливает необходимость проведения исследований в данной сфере. Исследование публичной дипломатии в период администрации Джорджа Буша-младшего (GeorgeW. Bush) позволяет выявить слабые и сильные стороны изучаемой области, демонстрирует, каких ошибок можно избежать при формировании аппарата публичной дипломатии, показывает как те или иные программы могут отразиться на общественном мнении. Возможность предупреждения ошибок является важным преимуществом при построении собственной политики.
Во-вторых, срок пребывания Барака Обамы (BarackObama) на посту президента США подходит к концу без возможности переизбрания. В связи с этим возникает необходимость подведения итогов реализованной им политики в области публичной дипломатии. Данное исследование позволяет создать исследовательскую базу необходимую в будущем для анализа действий новой администрации.
В-третьих, являясь основным каналом распространения «мягкой силы», публичная дипломатия выступает в качестве ключевого инструмента формирования позитивного имиджа государства. За последнее десятилетие данный фактор приобрел особую актуальность, так как в современных условиях борьба за сферы влияния в мире сопровождается созданием особого имиджа страны.
В-четвертых, такая глобальная проблема человечества как международный терроризм в наши дни вышла на принципиально новый уровень. Сегодня мы можем говорить о новом для международных отношений явлении – «сетевом» или «цифровом» терроризме (digitalterrorism), использующем «мягкую силу» в качестве основного инструмента мобилизации новых членов. Использование Вашингтоном публичной дипломатии в рамках контртеррористической борьбы также делает эту тему актуальной для исследования.
В-пятых, развитие новых масштабных проектов публичной дипломатии и необходимость оценки их результатов делают эту тему актуальной для исследования.
Объект настоящего исследования – внешняя политика США в период с 2001 по 2016 год.
Предметом исследования выступает публичная дипломатия как инструмент внешней политики США в 2000-е годы.
Цель исследования –выявить основные результаты публичной дипломатии США в 2001–2016 гг.
Исходя из поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
1) определить современное значение термина «publicdiplomacy» посредством анализа истории его развития;
2) показать новые подходы, применявшиеся к реализации публичной дипломатии при администрации Дж. Буша-младшего;
3) показать вклад администрации Б. Обамы в развитие цифровой дипломатии США;
4) оценить роль публичной дипломатии в борьбе с международным терроризмом в лице группировки «Исламское Государство Ирака и Леванта» (далее ИГИЛ);
5) оценить результаты политики США в области публичной дипломатии в 2000-е годы.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2001 по 2016 год. Именно в 2001 году правительство США заявило о развертывании новой публичной дипломатии в связи с террористическими атаками 9/11. Обозначение 2016 год связано с завершением срока пребывания у власти Б. Обамы, а, следовательно, с завершением эпохи публичной дипломатии под его руководством.
Источниковая база исследования представлена документами законодательной и исполнительной ветвей власти США, которые имеют несколько подгрупп.
1. Документы органов законодательной власти США. В данную группу входят законодательные акты и материалы Конгресса США . Источники этой группы содержат в себе данные о программах, проектах, региональных приоритетах публичной дипломатии США, экспертные заключения. Более того, только данная группа источников предоставляет нам возможность проследить финансирование программ публичной дипломатии и ее основных акторов – ведомств, которые занимаются реализацией проектов в зарубежных странах. Слушания в различных комитетах Сената и Палаты представителей являются важнейшим источников информации для понимания проблем, стоящих перед Вашингтоном в области публичной дипломатии. Особое значение представляют собой слушания в Комитетах по внешней политике.
2.Документы исполнительной власти
2.1. Заявления и отчеты официальных лиц Государственного Департамента США . В них заключена информация об основных тенденциях, переменах в правительственном курсе, освещены задачи, которые перед собой ставило правительство США в области публичной дипломатии и способы их достижения. Кроме этого, большое значение имеют стратегии публичной дипломатии, которые преимущественно представлялись в заявлениях официальных лиц Госдепартамента США.
2.2. Материалы консультативных комиссий по публичной дипломатии . К данной группе относятся материалы Консультативной Комиссии по публичной дипломатии (US Advisory Commission on Public Diplomacy), Консультативной группы по вопросам публичной дипломатии в арабском и мусульманском мире (AdvisoryGrouponPublicDiplomacyfortheArabandMuslimWorld).Материалы комиссий преимущественно включают в себя рекомендации относительно стратегии публичной дипломатии, кроме этого в них содержится оценка правительственного курса публичной дипломатии и статистические данные относительно существующих программ.
3.Материалы, относящиеся к цифровой дипломатии США. В данную группу входят следующие источники: веб-страницы членов администрации США в социальных сетях, официальный сайт Государственного Департамента США, веб-страницы программ публичной дипломатии, и др. . Эти источники показывают масштабы влияния США на целевую аудиторию через Сеть. Это сравнительно новая группа источников и именно она предоставляет нам уникальную возможность понять направления деятельности США в социальных сетях.
4.Документы ведомств, контролирующих реализацию программ публичной дипломатии. Сюда относятся материалы Cчетной Палаты США (The Government Accountability Office), а также отчеты независимых организаций, таких как Исследовательский центр Пью (The Pew Research Center For The People & The Press), и Zogby International . Документы данной группы позволяют исследовать результаты программ публичной дипломатии, выявить их влияние на общественное мнение в различных странах мира.
СМИ как публицистический источник информации о публичной дипломатии США
Отдельным источником информации для текущего исследования выступают материалы, опубликованные в авторитетных СМИ, таких как «Вашингтон пост» (WashingtonPost), «Нью-Йорк Таймс» (New-YorkTimes), «Вашингтон Таймс» (WashingtonTimes) и др. В них опубликованы публицистические и аналитические статьи критического содержания о современном состоянии дел в сфере публичной дипломатии. Авторы данных статей – это журналисты указанных изданий, которые обращают внимание публики на два вопроса: 1) пропагандистская деятельность Вашингтона в рамках противостояния ИГИЛ; 2) реформа механизма международного вещания США.
В рамках первого направления нами была отмечена статья, опубликованная в «Вашингтон Пост», Г. Миллером (G. Miller) и С. Хигхэмом (S. Higham), которые приходят к выводу, что ИГИЛ ведет более успешную кампанию в социальных сетях, чем Госдепартамент США . Причины поражения США в борьбе с пропагандой ИГИЛ рассмотрели Г. Джефф (G. Jaffe) и М. Д. Шир (M. D.Shear) . Авторы выдвинули теорию о том, что сохранение доверительных отношений с мусульманским миром для Б. Обамы важнее, чем борьба с ИГИЛ.
В рамках второго направления представлены работы следующих авторов: К. Хоуэлл (K.Howell), Х. Дэйл (H. Dale), которые представили обширный ряд аргументов в пользу проведения реформы . В целом, анализ данного направления показал, что тема реформирования механизма международного вещания была широко освещена в СМИ, и большинство журналистов высказались за предлагаемые изменения.
Таким образом, материалы, опубликованные в СМИ, представляют большую ценность для текущего исследования, так как именно журналисты наиболее оперативно отреагировали на самые актуальные тенденции публичной дипломатии США.
Историография вопроса включает в себя корпус научныхтрудов российских и зарубежных исследователей, посвященных анализу изменений в публичной дипломатии США. В первой части нашего историографического анализа представлен анализ работ экспертов российской школы публичной дипломатии, а во второй части – зарубежной.
Отечественная историография
Работы отечественных исследователей можно разделить на три направления.
К первому направлению относятся труды, затрагивающие общие теоретические основы публичной дипломатии. Большой вклад в формирование научного определения термина был сделан Н.А. Цветковой, в своем исследовании она проанализировала различные подходы к его интерпретации и представила унифицированную дефиницию с точки зрения науки о международных отношениях . Работы Т.В. Зоновой, А.В. Долинского позволяют преодолеть проблему перевода термина «publicdiplomacy» на русский язык . Разграничения понятий «пропаганда» и «публичная дипломатия» отражены в работе О.А. Манжулиной .
В рамках анализа работ данного направления мы отметили, что вопросом развития термина «стратегическая коммуникация», который на данный момент приобретает широкую популярность на Западе, в отечественной науке занимается лишь ограниченный круг авторов. Среди них можно выделить Е.И. Пашенцева, который рассматривает публичную дипломатию как составной компонент стратегической коммуникации, а также Н.А. Цветкову, которая приходит к выводу, что в последние годы термин «стратегическая коммуникация» заменил понятие «публичная дипломатия» и теперь используется Вашингтоном для обозначения своей информационной деятельности . В целом, наш исследование показало, что, несмотря на растущую популярность данной темы исследования, в отечественной науке по-прежнему ведутся споры по поводу ее определения.
Вторая группа включает в себя работы экспертов, изучающих вклад администрации Дж. Буша-мл. в развитие публичной дипломатии США. В российской науке данная тема представлена достаточно ограниченно и в основном отражена в работах Н.А. Цветковой , которой удалось наиболее полно рассмотреть программы публичной дипломатии США в Ближневосточном регионе. Среди других исследователей можно отметить И.В. Шумилину, которая пришла к выводу о том, что Дж. Бушу-мл. удалось оказаться весьма ограниченное влияние на ближневосточные страны посредством публичной дипломатии .
К третьей группе относятся труды, затрагивающие тему цифровой дипломатии США. Количество исследований, опубликованных за последние годы по данной теме, позволяют говорить о ней как об одном из наиболее активно развивающихся направлений развития данной субдисциплины в отечественной науке. В рамках настоящей работы были использованы работы следующих исследователей: Д. Н. Барышникова и А. Ю. Туленкова, Н.А. Цветковой и Г.О. Ярыгина, М. Корнева, Д.А. Леви . На основе анализа трудов данной группы авторов, мы пришли к выводу о том, что социальные сети являются мощным инструментом современной внешней политики государства.
В заключение стоит отметить, что тема публичной дипломатии занимает одно из ведущих направлений в отечественной американистике и в науке о международных отношениях в целом.
Зарубежная историография
В настоящем исследовании был рассмотрен ряд трудов зарубежных специалистов в области публичной дипломатии. Все работы по данному направлению можно разделить на три группы.
К первой группе относятся труды, формирующие теоретическую базу публичной дипломатии. В данную группу вошли работы авторитетных американских экспертов, заложивших основы учения о публичной дипломатии. К ним относятся исследования Н. Кулла (N. J. Cull), представившего наиболее полный анализ эволюции термина «publicdiplomacy» и Дж. Ная-мл. (J. S. Nye-Jr.) – автора концепции «мягкой силы», который представил полноценный анализ составляющих элементов публичной дипломатии. Кроме этого, среди авторов, проводивших исследования по данному направлению, мы выделили М. Леонарда (M. Leonard) и С. Смевинга (C. Smewing), которые в совместной работе представили как научное, так и практическое измерение изучаемой области. Отдельное место в данной группе занимают исследования, посвященные разграничению смежных понятий, среди которых нами были выделены труд А. Шодда (A. Shodde), в котором автор дал полноценное описание термина «народная дипломатия», а также работа Р. Захарны (R. Zaharna), которая представила спектр различий между публичной дипломатией и пропагандой.
Исходя из анализа литературы данной группы, можно сделать вывод, что термин «publicdiplomacy» более точно обозначен в США, в то время как в отечественном дискурсе складываются споры вокруг его интерпретации на русский язык. Смежные понятия также получили более глубокое развитие в США, так, например, актуальный на сегодняшний день термин «стратегическая коммуникация» имеет более четкое определение, чем в российской науке.
Во второй группе научных трудов представлены работы, затрагивающие программы публичной дипломатии Дж. Буша-мл. на Ближнем Востоке. Среди авторов, занимающихся данной темой можно выделить С. Далакуру (C. Dalacoura), Д. Изенберга (D. Isenberg), Ш. Рамптона (Sh. Rampton) и др.. Наиболее обширно среди всех программ, запущенных в период президентства Дж. Буша-мл. представлен анализ инициативы «Общие ценности» (Sharedvaluesinitiative). Данную инициативу подробно проанализировали: Дж. Фуллертон (J. Fullerton) и А. Кендрик (A. Kendrick), Ш. Рамптон (Sh. Rampton) и др. Среди авторов, проводивших исследования по данному направлению особый интерес для текущей работы представляет труд П. Плейсанса (P. Plaisance), так как он описал теорию, согласно которой программы публичной дипломатии Дж. Буша-мл. являются примером «новой пропаганды». В целом, анализ данного блока работ показывает, что в американской науке публичная дипломатия Дж. Буша-мл. в регионе Ближнего Востока изучена более глубоко, в частности, особо ценным является анализ отдельных, наиболее масштабных проектов.
К третьей группе работ относятся труды, посвященные публичной дипломатии администрации Б. Обамы. Процесс перехода к цифровой дипломатии США был отражен в работе Н. Кулла, который пришел к выводу, что с 2009 по 2011 год экспертам удалось полноценно внедрить социальные сети в обеспечение функционирования Госдепартамента . Среди исследований, посвященных общей политики Б. Обамы по отношению к странам Ближнего Востока, нами была отмечена работа Ф. Гёргес (F. Gerges), которая высказалась о том, что стабильность в Ближневосточном регионе была приоритетным направлением внешней политики Б. Обамы, а не продвижение реформ посредством публичной дипломатии. Историографический анализ данного направления показывает, что тема цифровой дипломатии в зарубежной науке менее развита, чем в российской. При этом лишь ограниченный круг исследователей рассматривает публичную дипломатию Б. Обамы в рамках его ближневосточной политики.
Суммируя отечественную и зарубежную историографию, можно сделать следующие выводы: во-первых, теоретические основы публичной дипломатии в зарубежных исследованиях науке представлены более обширно; во-вторых, публичная дипломатия Дж. Буша-мл. изучена за рубежом на более высоком уровне, в частности, это касается самых масштабных проектов публичной дипломатии. С другой стороны, вопросы влияния цифровой дипломатии Вашингтона на сетевую аудиторию более подробно изучены в российской науке. Однако тема пропаганды в противостоянии между США и ИГИЛ недостаточно отражена ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.
Методология исследования. При проведении исследования нами были использованы следующие методы: метод исторической ретроспективы, метод классификации, метод сравнительного анализа, метод построения сценариев. Посредством метода исторической ретроспективы были рассмотрены подходы к определению термина «publicdiplomacy» в различные исторические периоды. Метод сравнительного анализа был использован в текущем исследовании в ходе рассмотрения эволюции публичной дипломатии для выделения доминирующих тенденций. Метод классификации использовался при анализе программ публичной дипломатии и позволил объединить проекты в группы согласно сфере их действия. Метод построения сценариев использовался для прогнозирования развития публичной дипломатии в период новой администрации США.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и 4 приложений. Список источников и литературы включает порядка 100 наименований, в том числе около 70 публикаций на английском языке.
Во-первых, публичная дипломатия Российской Федерации находится в стадии активного развития, что обуславливает необходимость проведения исследований в данной сфере. Исследование публичной дипломатии в период администрации Джорджа Буша-младшего (GeorgeW. Bush) позволяет выявить слабые и сильные стороны изучаемой области, демонстрирует, каких ошибок можно избежать при формировании аппарата публичной дипломатии, показывает как те или иные программы могут отразиться на общественном мнении. Возможность предупреждения ошибок является важным преимуществом при построении собственной политики.
Во-вторых, срок пребывания Барака Обамы (BarackObama) на посту президента США подходит к концу без возможности переизбрания. В связи с этим возникает необходимость подведения итогов реализованной им политики в области публичной дипломатии. Данное исследование позволяет создать исследовательскую базу необходимую в будущем для анализа действий новой администрации.
В-третьих, являясь основным каналом распространения «мягкой силы», публичная дипломатия выступает в качестве ключевого инструмента формирования позитивного имиджа государства. За последнее десятилетие данный фактор приобрел особую актуальность, так как в современных условиях борьба за сферы влияния в мире сопровождается созданием особого имиджа страны.
В-четвертых, такая глобальная проблема человечества как международный терроризм в наши дни вышла на принципиально новый уровень. Сегодня мы можем говорить о новом для международных отношений явлении – «сетевом» или «цифровом» терроризме (digitalterrorism), использующем «мягкую силу» в качестве основного инструмента мобилизации новых членов. Использование Вашингтоном публичной дипломатии в рамках контртеррористической борьбы также делает эту тему актуальной для исследования.
В-пятых, развитие новых масштабных проектов публичной дипломатии и необходимость оценки их результатов делают эту тему актуальной для исследования.
Объект настоящего исследования – внешняя политика США в период с 2001 по 2016 год.
Предметом исследования выступает публичная дипломатия как инструмент внешней политики США в 2000-е годы.
Цель исследования –выявить основные результаты публичной дипломатии США в 2001–2016 гг.
Исходя из поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
1) определить современное значение термина «publicdiplomacy» посредством анализа истории его развития;
2) показать новые подходы, применявшиеся к реализации публичной дипломатии при администрации Дж. Буша-младшего;
3) показать вклад администрации Б. Обамы в развитие цифровой дипломатии США;
4) оценить роль публичной дипломатии в борьбе с международным терроризмом в лице группировки «Исламское Государство Ирака и Леванта» (далее ИГИЛ);
5) оценить результаты политики США в области публичной дипломатии в 2000-е годы.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2001 по 2016 год. Именно в 2001 году правительство США заявило о развертывании новой публичной дипломатии в связи с террористическими атаками 9/11. Обозначение 2016 год связано с завершением срока пребывания у власти Б. Обамы, а, следовательно, с завершением эпохи публичной дипломатии под его руководством.
Источниковая база исследования представлена документами законодательной и исполнительной ветвей власти США, которые имеют несколько подгрупп.
1. Документы органов законодательной власти США. В данную группу входят законодательные акты и материалы Конгресса США . Источники этой группы содержат в себе данные о программах, проектах, региональных приоритетах публичной дипломатии США, экспертные заключения. Более того, только данная группа источников предоставляет нам возможность проследить финансирование программ публичной дипломатии и ее основных акторов – ведомств, которые занимаются реализацией проектов в зарубежных странах. Слушания в различных комитетах Сената и Палаты представителей являются важнейшим источников информации для понимания проблем, стоящих перед Вашингтоном в области публичной дипломатии. Особое значение представляют собой слушания в Комитетах по внешней политике.
2.Документы исполнительной власти
2.1. Заявления и отчеты официальных лиц Государственного Департамента США . В них заключена информация об основных тенденциях, переменах в правительственном курсе, освещены задачи, которые перед собой ставило правительство США в области публичной дипломатии и способы их достижения. Кроме этого, большое значение имеют стратегии публичной дипломатии, которые преимущественно представлялись в заявлениях официальных лиц Госдепартамента США.
2.2. Материалы консультативных комиссий по публичной дипломатии . К данной группе относятся материалы Консультативной Комиссии по публичной дипломатии (US Advisory Commission on Public Diplomacy), Консультативной группы по вопросам публичной дипломатии в арабском и мусульманском мире (AdvisoryGrouponPublicDiplomacyfortheArabandMuslimWorld).Материалы комиссий преимущественно включают в себя рекомендации относительно стратегии публичной дипломатии, кроме этого в них содержится оценка правительственного курса публичной дипломатии и статистические данные относительно существующих программ.
3.Материалы, относящиеся к цифровой дипломатии США. В данную группу входят следующие источники: веб-страницы членов администрации США в социальных сетях, официальный сайт Государственного Департамента США, веб-страницы программ публичной дипломатии, и др. . Эти источники показывают масштабы влияния США на целевую аудиторию через Сеть. Это сравнительно новая группа источников и именно она предоставляет нам уникальную возможность понять направления деятельности США в социальных сетях.
4.Документы ведомств, контролирующих реализацию программ публичной дипломатии. Сюда относятся материалы Cчетной Палаты США (The Government Accountability Office), а также отчеты независимых организаций, таких как Исследовательский центр Пью (The Pew Research Center For The People & The Press), и Zogby International . Документы данной группы позволяют исследовать результаты программ публичной дипломатии, выявить их влияние на общественное мнение в различных странах мира.
СМИ как публицистический источник информации о публичной дипломатии США
Отдельным источником информации для текущего исследования выступают материалы, опубликованные в авторитетных СМИ, таких как «Вашингтон пост» (WashingtonPost), «Нью-Йорк Таймс» (New-YorkTimes), «Вашингтон Таймс» (WashingtonTimes) и др. В них опубликованы публицистические и аналитические статьи критического содержания о современном состоянии дел в сфере публичной дипломатии. Авторы данных статей – это журналисты указанных изданий, которые обращают внимание публики на два вопроса: 1) пропагандистская деятельность Вашингтона в рамках противостояния ИГИЛ; 2) реформа механизма международного вещания США.
В рамках первого направления нами была отмечена статья, опубликованная в «Вашингтон Пост», Г. Миллером (G. Miller) и С. Хигхэмом (S. Higham), которые приходят к выводу, что ИГИЛ ведет более успешную кампанию в социальных сетях, чем Госдепартамент США . Причины поражения США в борьбе с пропагандой ИГИЛ рассмотрели Г. Джефф (G. Jaffe) и М. Д. Шир (M. D.Shear) . Авторы выдвинули теорию о том, что сохранение доверительных отношений с мусульманским миром для Б. Обамы важнее, чем борьба с ИГИЛ.
В рамках второго направления представлены работы следующих авторов: К. Хоуэлл (K.Howell), Х. Дэйл (H. Dale), которые представили обширный ряд аргументов в пользу проведения реформы . В целом, анализ данного направления показал, что тема реформирования механизма международного вещания была широко освещена в СМИ, и большинство журналистов высказались за предлагаемые изменения.
Таким образом, материалы, опубликованные в СМИ, представляют большую ценность для текущего исследования, так как именно журналисты наиболее оперативно отреагировали на самые актуальные тенденции публичной дипломатии США.
Историография вопроса включает в себя корпус научныхтрудов российских и зарубежных исследователей, посвященных анализу изменений в публичной дипломатии США. В первой части нашего историографического анализа представлен анализ работ экспертов российской школы публичной дипломатии, а во второй части – зарубежной.
Отечественная историография
Работы отечественных исследователей можно разделить на три направления.
К первому направлению относятся труды, затрагивающие общие теоретические основы публичной дипломатии. Большой вклад в формирование научного определения термина был сделан Н.А. Цветковой, в своем исследовании она проанализировала различные подходы к его интерпретации и представила унифицированную дефиницию с точки зрения науки о международных отношениях . Работы Т.В. Зоновой, А.В. Долинского позволяют преодолеть проблему перевода термина «publicdiplomacy» на русский язык . Разграничения понятий «пропаганда» и «публичная дипломатия» отражены в работе О.А. Манжулиной .
В рамках анализа работ данного направления мы отметили, что вопросом развития термина «стратегическая коммуникация», который на данный момент приобретает широкую популярность на Западе, в отечественной науке занимается лишь ограниченный круг авторов. Среди них можно выделить Е.И. Пашенцева, который рассматривает публичную дипломатию как составной компонент стратегической коммуникации, а также Н.А. Цветкову, которая приходит к выводу, что в последние годы термин «стратегическая коммуникация» заменил понятие «публичная дипломатия» и теперь используется Вашингтоном для обозначения своей информационной деятельности . В целом, наш исследование показало, что, несмотря на растущую популярность данной темы исследования, в отечественной науке по-прежнему ведутся споры по поводу ее определения.
Вторая группа включает в себя работы экспертов, изучающих вклад администрации Дж. Буша-мл. в развитие публичной дипломатии США. В российской науке данная тема представлена достаточно ограниченно и в основном отражена в работах Н.А. Цветковой , которой удалось наиболее полно рассмотреть программы публичной дипломатии США в Ближневосточном регионе. Среди других исследователей можно отметить И.В. Шумилину, которая пришла к выводу о том, что Дж. Бушу-мл. удалось оказаться весьма ограниченное влияние на ближневосточные страны посредством публичной дипломатии .
К третьей группе относятся труды, затрагивающие тему цифровой дипломатии США. Количество исследований, опубликованных за последние годы по данной теме, позволяют говорить о ней как об одном из наиболее активно развивающихся направлений развития данной субдисциплины в отечественной науке. В рамках настоящей работы были использованы работы следующих исследователей: Д. Н. Барышникова и А. Ю. Туленкова, Н.А. Цветковой и Г.О. Ярыгина, М. Корнева, Д.А. Леви . На основе анализа трудов данной группы авторов, мы пришли к выводу о том, что социальные сети являются мощным инструментом современной внешней политики государства.
В заключение стоит отметить, что тема публичной дипломатии занимает одно из ведущих направлений в отечественной американистике и в науке о международных отношениях в целом.
Зарубежная историография
В настоящем исследовании был рассмотрен ряд трудов зарубежных специалистов в области публичной дипломатии. Все работы по данному направлению можно разделить на три группы.
К первой группе относятся труды, формирующие теоретическую базу публичной дипломатии. В данную группу вошли работы авторитетных американских экспертов, заложивших основы учения о публичной дипломатии. К ним относятся исследования Н. Кулла (N. J. Cull), представившего наиболее полный анализ эволюции термина «publicdiplomacy» и Дж. Ная-мл. (J. S. Nye-Jr.) – автора концепции «мягкой силы», который представил полноценный анализ составляющих элементов публичной дипломатии. Кроме этого, среди авторов, проводивших исследования по данному направлению, мы выделили М. Леонарда (M. Leonard) и С. Смевинга (C. Smewing), которые в совместной работе представили как научное, так и практическое измерение изучаемой области. Отдельное место в данной группе занимают исследования, посвященные разграничению смежных понятий, среди которых нами были выделены труд А. Шодда (A. Shodde), в котором автор дал полноценное описание термина «народная дипломатия», а также работа Р. Захарны (R. Zaharna), которая представила спектр различий между публичной дипломатией и пропагандой.
Исходя из анализа литературы данной группы, можно сделать вывод, что термин «publicdiplomacy» более точно обозначен в США, в то время как в отечественном дискурсе складываются споры вокруг его интерпретации на русский язык. Смежные понятия также получили более глубокое развитие в США, так, например, актуальный на сегодняшний день термин «стратегическая коммуникация» имеет более четкое определение, чем в российской науке.
Во второй группе научных трудов представлены работы, затрагивающие программы публичной дипломатии Дж. Буша-мл. на Ближнем Востоке. Среди авторов, занимающихся данной темой можно выделить С. Далакуру (C. Dalacoura), Д. Изенберга (D. Isenberg), Ш. Рамптона (Sh. Rampton) и др.. Наиболее обширно среди всех программ, запущенных в период президентства Дж. Буша-мл. представлен анализ инициативы «Общие ценности» (Sharedvaluesinitiative). Данную инициативу подробно проанализировали: Дж. Фуллертон (J. Fullerton) и А. Кендрик (A. Kendrick), Ш. Рамптон (Sh. Rampton) и др. Среди авторов, проводивших исследования по данному направлению особый интерес для текущей работы представляет труд П. Плейсанса (P. Plaisance), так как он описал теорию, согласно которой программы публичной дипломатии Дж. Буша-мл. являются примером «новой пропаганды». В целом, анализ данного блока работ показывает, что в американской науке публичная дипломатия Дж. Буша-мл. в регионе Ближнего Востока изучена более глубоко, в частности, особо ценным является анализ отдельных, наиболее масштабных проектов.
К третьей группе работ относятся труды, посвященные публичной дипломатии администрации Б. Обамы. Процесс перехода к цифровой дипломатии США был отражен в работе Н. Кулла, который пришел к выводу, что с 2009 по 2011 год экспертам удалось полноценно внедрить социальные сети в обеспечение функционирования Госдепартамента . Среди исследований, посвященных общей политики Б. Обамы по отношению к странам Ближнего Востока, нами была отмечена работа Ф. Гёргес (F. Gerges), которая высказалась о том, что стабильность в Ближневосточном регионе была приоритетным направлением внешней политики Б. Обамы, а не продвижение реформ посредством публичной дипломатии. Историографический анализ данного направления показывает, что тема цифровой дипломатии в зарубежной науке менее развита, чем в российской. При этом лишь ограниченный круг исследователей рассматривает публичную дипломатию Б. Обамы в рамках его ближневосточной политики.
Суммируя отечественную и зарубежную историографию, можно сделать следующие выводы: во-первых, теоретические основы публичной дипломатии в зарубежных исследованиях науке представлены более обширно; во-вторых, публичная дипломатия Дж. Буша-мл. изучена за рубежом на более высоком уровне, в частности, это касается самых масштабных проектов публичной дипломатии. С другой стороны, вопросы влияния цифровой дипломатии Вашингтона на сетевую аудиторию более подробно изучены в российской науке. Однако тема пропаганды в противостоянии между США и ИГИЛ недостаточно отражена ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.
Методология исследования. При проведении исследования нами были использованы следующие методы: метод исторической ретроспективы, метод классификации, метод сравнительного анализа, метод построения сценариев. Посредством метода исторической ретроспективы были рассмотрены подходы к определению термина «publicdiplomacy» в различные исторические периоды. Метод сравнительного анализа был использован в текущем исследовании в ходе рассмотрения эволюции публичной дипломатии для выделения доминирующих тенденций. Метод классификации использовался при анализе программ публичной дипломатии и позволил объединить проекты в группы согласно сфере их действия. Метод построения сценариев использовался для прогнозирования развития публичной дипломатии в период новой администрации США.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и 4 приложений. Список источников и литературы включает порядка 100 наименований, в том числе около 70 публикаций на английском языке.
В рамках достижения поставленной цели мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, мы выделили три этапа эволюции термина «публичная дипломатия» (publicdiplomacy) и определили, что его современная дефиниция была предложена американцем Э. Гуллионом в 1965 году. Мы пришли к выводу, что, несмотря на влияние технического прогресса и расширение сферы публичной дипломатии, в американском дискурсе не произошло существенных изменений в подходе к ее определению. Однако наш анализ показал, что в российской науке по-прежнему не сформировано унифицированного определения публичной дипломатии, в связи с чем, мы выдвинули собственную дефиницию, согласно которой под публичной дипломатией мы понимаем сферу государственной политики, нацеленную на реализацию национальных интересов посредством взаимодействия с зарубежной аудиторией через культурные, образовательные и информационные программы.
Во-вторых, в ходе изучения публичной дипломатии Дж. Буша-мл. мы пришли к выводу о том, что период с 2001 по 2003 год является ключевым в вопросах разработки новых подходов к имплементации публичной дипломатии. В результате ревизии были выстроены более четкие региональные приоритеты, переоценена целевая аудитория и выявлены основные направления развития области. Среди новых тенденций публичной дипломатии Дж. Буша-мл. мы отметили переориентацию программ на Ближневосточный регион, переход от взаимодействия с элитами к оказанию влияния на простое население, а также заложение основ цифровой дипломатии. В целом, мы пришли к выводу, что реализованные программы оказали влияние на развитие Ближневосточного региона, однако, не принесли значительного результата в рамках достижения государственных целей США.
В-третьих, мы обозначили, что отличительной чертой публичной дипломатии в период администрации Б. Обамы стало возведение социальных сетей в ранг основного инструмента реализации программ. Мы отметили, что с 2009 года сменилась направленность публичной дипломатии США: проекты, нацеленные на завоевания «сердец и умов» людей были отодвинуты на второй план, а их место заняли информационные программы, направленные на консолидацию активистов протестных движений. Мы пришли к выводу, что с конца 2014 года наблюдается тенденция снижения интенсивности задействования программ публичной дипломатии во внешней политике США ввиду ее неспособности оказать существенное влияние на достижение государственных целей США.
В-четвертых, мы отметили, что Вашингтон позиционирует публичную дипломатию в качестве приоритетного внешнеполитического инструмента борьбы с пропагандистской деятельностью террористов, однако, мы выявили, что публичная дипломатия США не проявила себя эффективной в данной области.
Наконец, подводя итоги эффективности политики США в области публичной дипломатии, мы пришли к выводу, что за 2000-е годы Вашингтону не удалось достичь значительного успеха в исследуемой области: попытка демократизации Ближневосточного региона не принесла желаемых результатов; борьба за улучшение имиджа США посредством реализации программ публичной дипломатии также не увенчалась значительным успехом; и в области противостояния радикализму публичной дипломатии США не удалось значительно повлиять на развитие радикальных течений.
Таким образом, в рамках достижения цели исследования, мы пришли к выводу о том, что публичная дипломатия США в период с 2001 по 2016 г. не проявила себя в качестве эффективного инструмента достижения внешнеполитических целей.
Во-первых, мы выделили три этапа эволюции термина «публичная дипломатия» (publicdiplomacy) и определили, что его современная дефиниция была предложена американцем Э. Гуллионом в 1965 году. Мы пришли к выводу, что, несмотря на влияние технического прогресса и расширение сферы публичной дипломатии, в американском дискурсе не произошло существенных изменений в подходе к ее определению. Однако наш анализ показал, что в российской науке по-прежнему не сформировано унифицированного определения публичной дипломатии, в связи с чем, мы выдвинули собственную дефиницию, согласно которой под публичной дипломатией мы понимаем сферу государственной политики, нацеленную на реализацию национальных интересов посредством взаимодействия с зарубежной аудиторией через культурные, образовательные и информационные программы.
Во-вторых, в ходе изучения публичной дипломатии Дж. Буша-мл. мы пришли к выводу о том, что период с 2001 по 2003 год является ключевым в вопросах разработки новых подходов к имплементации публичной дипломатии. В результате ревизии были выстроены более четкие региональные приоритеты, переоценена целевая аудитория и выявлены основные направления развития области. Среди новых тенденций публичной дипломатии Дж. Буша-мл. мы отметили переориентацию программ на Ближневосточный регион, переход от взаимодействия с элитами к оказанию влияния на простое население, а также заложение основ цифровой дипломатии. В целом, мы пришли к выводу, что реализованные программы оказали влияние на развитие Ближневосточного региона, однако, не принесли значительного результата в рамках достижения государственных целей США.
В-третьих, мы обозначили, что отличительной чертой публичной дипломатии в период администрации Б. Обамы стало возведение социальных сетей в ранг основного инструмента реализации программ. Мы отметили, что с 2009 года сменилась направленность публичной дипломатии США: проекты, нацеленные на завоевания «сердец и умов» людей были отодвинуты на второй план, а их место заняли информационные программы, направленные на консолидацию активистов протестных движений. Мы пришли к выводу, что с конца 2014 года наблюдается тенденция снижения интенсивности задействования программ публичной дипломатии во внешней политике США ввиду ее неспособности оказать существенное влияние на достижение государственных целей США.
В-четвертых, мы отметили, что Вашингтон позиционирует публичную дипломатию в качестве приоритетного внешнеполитического инструмента борьбы с пропагандистской деятельностью террористов, однако, мы выявили, что публичная дипломатия США не проявила себя эффективной в данной области.
Наконец, подводя итоги эффективности политики США в области публичной дипломатии, мы пришли к выводу, что за 2000-е годы Вашингтону не удалось достичь значительного успеха в исследуемой области: попытка демократизации Ближневосточного региона не принесла желаемых результатов; борьба за улучшение имиджа США посредством реализации программ публичной дипломатии также не увенчалась значительным успехом; и в области противостояния радикализму публичной дипломатии США не удалось значительно повлиять на развитие радикальных течений.
Таким образом, в рамках достижения цели исследования, мы пришли к выводу о том, что публичная дипломатия США в период с 2001 по 2016 г. не проявила себя в качестве эффективного инструмента достижения внешнеполитических целей.
Подобные работы
- ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В 2000-е ГОДЫ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И
ПРИНЦИПЫ
U.S. PUBLIC DIPLOMACY: NEW APPROACHES AND PRINCIPLES
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - МЯГКАЯ СИЛА ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ПОЛЬШЕ: 1991 – 2017
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
BUILDING CIVIL SOCIETY: U.S. PUBLIC DIPLOMACY IN POST-SOVIET RUSSIA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2016 - ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ США В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2016 - Публичная дипломатия РК
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Формирование внешнеполитического имиджа государства на примере России и США (2012 – 2016 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Публичная дипломатия Российской Федерации в период с 1992 по 2014 (Эволюция отношений с Европейским союзом)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Спортивная дипломатия США
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022



