ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
СПИСОК ТЕРМИНОВ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ПРОФЕССИЯХ 11
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 23
2.2. АНАЛИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.3. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 44
3.1 ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 44
3.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 60
3.3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 72
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЛАН-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ 95
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ПРОФЕССИЯХ 11
1.2. ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 23
2.2. АНАЛИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.3. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 44
3.1 ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 44
3.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 60
3.3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 72
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЛАН-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ 95
Актуальность исследования. Россия является частью глобального мира и вместе с ним проходит период трансформации общественных и экономических отношений, которые приводят к значительным изменениям на рынке труда. Новые тенденции рынка труда — стремительное развитие инноваций и технологий, возникновение новых специальностей на пересечении нескольких отраслей, новых форм и видов занятости, повышение конкуренции, усиление миграции, возможность постоянно менять место работы и т.д. — выдвигают новые требования к владению знаниями, умениями и навыками.
Многие выпускники школ тратят время на получение образования и освоение профессий, которые не востребованы, не соответствуют их способностям и не дают возможности дальнейшего профессионального и часто и личностного развития. Вместе с этим, рынок труда все острее ощущает нехватку некоторых специалистов. Такое состояние является, в том числе, прямым следствием недостатков профессиональной ориентации в образовательном процессе.
Сегодня профориентация в школе функционирует как ряд мероприятий, обычно не связанных между собой. Они касаются ознакомления с вариантами дальнейшего обучения и профессионального развития: тестирование интересов и способностей обучающихся, бесед с учителями и школьными психологами, посещение презентаций учебных заведений. Показательно, что все эти мероприятия не требуют непосредственной активной вовлеченности обучающихся, творческого поиска, а лишь их пассивного участия как зрителей или слушателей. Поэтому большинство таких мероприятий оцениваются как учащимися, так и родителями больше как неэффективные и не помогающие определиться с направлениями обучения и вариантами профессионального развития.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у ребенка необходимых для включения в труд взрослых качеств, для выработки начальных трудовых умений и навыков. Именно в этот возрастной период (6-10 лет) очень важно создать разнообразную палитру впечатлений об увлекательном мире профессий, которая станет необходимым и важным условием для дальнейшего развития их профессионального самосознания и облегчит выбор в будущем.
Таким образом, возникают противоречия между:
• потребностью общества в балансировании рынка труда и стремлением современных выпускников школ выбирать профессии на основе их популярности, престижа;
• активным изучением различных аспектов профориентации в современной науке и низкой активностью в реализации новых условий профориентации в работе с младшими школьниками;
• наличием программ профориентации и преобладанием в них старых средств и методов;
• недостаточно изучены организационно-педагогические условия формирования представлений о профессиях у младших школьников
Необходимость разрешения данного противоречия позволяет определить проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимо создать в общеобразовательной организации для формирования представлений о профессиях у младших школьников?
Объект исследования: процесс управления формированием
представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования у младших школьников представлений о профессиях.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования представлений о профессиях у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о профессиях у младших школьников будет осуществляться, если:
• создать внутришкольную систему повышения квалификации педагогов по формированию представлений о профессиях;...
Многие выпускники школ тратят время на получение образования и освоение профессий, которые не востребованы, не соответствуют их способностям и не дают возможности дальнейшего профессионального и часто и личностного развития. Вместе с этим, рынок труда все острее ощущает нехватку некоторых специалистов. Такое состояние является, в том числе, прямым следствием недостатков профессиональной ориентации в образовательном процессе.
Сегодня профориентация в школе функционирует как ряд мероприятий, обычно не связанных между собой. Они касаются ознакомления с вариантами дальнейшего обучения и профессионального развития: тестирование интересов и способностей обучающихся, бесед с учителями и школьными психологами, посещение презентаций учебных заведений. Показательно, что все эти мероприятия не требуют непосредственной активной вовлеченности обучающихся, творческого поиска, а лишь их пассивного участия как зрителей или слушателей. Поэтому большинство таких мероприятий оцениваются как учащимися, так и родителями больше как неэффективные и не помогающие определиться с направлениями обучения и вариантами профессионального развития.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у ребенка необходимых для включения в труд взрослых качеств, для выработки начальных трудовых умений и навыков. Именно в этот возрастной период (6-10 лет) очень важно создать разнообразную палитру впечатлений об увлекательном мире профессий, которая станет необходимым и важным условием для дальнейшего развития их профессионального самосознания и облегчит выбор в будущем.
Таким образом, возникают противоречия между:
• потребностью общества в балансировании рынка труда и стремлением современных выпускников школ выбирать профессии на основе их популярности, престижа;
• активным изучением различных аспектов профориентации в современной науке и низкой активностью в реализации новых условий профориентации в работе с младшими школьниками;
• наличием программ профориентации и преобладанием в них старых средств и методов;
• недостаточно изучены организационно-педагогические условия формирования представлений о профессиях у младших школьников
Необходимость разрешения данного противоречия позволяет определить проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимо создать в общеобразовательной организации для формирования представлений о профессиях у младших школьников?
Объект исследования: процесс управления формированием
представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования у младших школьников представлений о профессиях.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования представлений о профессиях у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о профессиях у младших школьников будет осуществляться, если:
• создать внутришкольную систему повышения квалификации педагогов по формированию представлений о профессиях;...
В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы:
1. В процессе анализа теоретических источников обосновано, что профессия — это деятельность, которая является источником существования и средством самореализации личности.
Допрофессиональное самоопределение ребенка происходит в младшем школьном возрасте: именно у детей этой возрастной категории появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими детьми. Младший школьный возраст особенно благоприятен для формирования позитивного отношения к труду. В этом возрасте появляются первые мечты о будущей профессии, именно в этом возрасте обучающиеся проявляют интерес к труду, испытывают радость и удовольствие от приложенных ими трудовых усилий, поскольку младший школьный возраст — это период жизни ребенка, в котором сочетаются дошкольное детство и статус школьника. Ознакомление с трудом и профессиями взрослых является одним из действенных средств формирования жизненной компетентности ребенка, что обуславливает актуальность проблемы профориентации.
2. В младшем школьном возрасте происходит эмоциональное, социальное и психическое становление ребенка, поэтому работа по профессиональной ориентации школьников и их самоопределение в отношении выбора профессии не должна иметь эпизодического характера, а быть комплексом образовательновоспитательных мероприятий, которые базируются на основных аспектах, что будет способствовать активизации процесса профессиональной ориентации детей.
3. Целью констатирующего эксперимента был педагогический анализ состояния сформированности представлений о профессиях взрослых у детей младшего школьного возраста с последующим анализом количественных и качественных показателей диагностики.
Результаты анализа научно-методической литературы позволили определить следующие критерии сформированности представлений младших школьников о профессиях: мотивационно-эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Каждый из критериев имел свое проявление в системе показателей.
Констатирующий эксперимент показал почти одинаковые уровни сформированности представлений о профессиях детей обеих исследуемых групп по очерченными критериями и показателями: по средним показателям высокий уровень сформированности представлений о профессиях показали лишь 16,0 % детей первой группы и 20% - второй группы; относительные показатели среднего уровня выявили 61,3 % детей обеих групп. Низкий уровень показали 22,7 % опрошенных первой группы и 18,7 % детей второй группы.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали преимущество среднего уровня сформированности представлений о профессии детей младшего школьного возраста, что обуславливает необходимость разработки программы совершенствования формирования представления о профессиях у младших школьников и проверки ее эффективности в условиях формирующего эксперимента.
В исследовании определена модель формирования представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста как описание и теоретическое обоснование структурных компонентов этого процесса.
Конструирование модели предусматривало наполнение ее содержания в виде трех структурных блоков: теоретического, содержательно-процессуального и результативного. Теоретический блок вмещал такие составляющие, как цель и принципы методики формирования представлений у младших школьников о профессиях. Содержательно-процессуальный блок вмещает методы, формы и средства формирования представлений школьников о профессиях, этапы внедрения.
Структурными компонентами результативного блока были критерии, показатели и уровни сформированности представлений младших школьников о профессиях взрослых....
1. В процессе анализа теоретических источников обосновано, что профессия — это деятельность, которая является источником существования и средством самореализации личности.
Допрофессиональное самоопределение ребенка происходит в младшем школьном возрасте: именно у детей этой возрастной категории появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими детьми. Младший школьный возраст особенно благоприятен для формирования позитивного отношения к труду. В этом возрасте появляются первые мечты о будущей профессии, именно в этом возрасте обучающиеся проявляют интерес к труду, испытывают радость и удовольствие от приложенных ими трудовых усилий, поскольку младший школьный возраст — это период жизни ребенка, в котором сочетаются дошкольное детство и статус школьника. Ознакомление с трудом и профессиями взрослых является одним из действенных средств формирования жизненной компетентности ребенка, что обуславливает актуальность проблемы профориентации.
2. В младшем школьном возрасте происходит эмоциональное, социальное и психическое становление ребенка, поэтому работа по профессиональной ориентации школьников и их самоопределение в отношении выбора профессии не должна иметь эпизодического характера, а быть комплексом образовательновоспитательных мероприятий, которые базируются на основных аспектах, что будет способствовать активизации процесса профессиональной ориентации детей.
3. Целью констатирующего эксперимента был педагогический анализ состояния сформированности представлений о профессиях взрослых у детей младшего школьного возраста с последующим анализом количественных и качественных показателей диагностики.
Результаты анализа научно-методической литературы позволили определить следующие критерии сформированности представлений младших школьников о профессиях: мотивационно-эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Каждый из критериев имел свое проявление в системе показателей.
Констатирующий эксперимент показал почти одинаковые уровни сформированности представлений о профессиях детей обеих исследуемых групп по очерченными критериями и показателями: по средним показателям высокий уровень сформированности представлений о профессиях показали лишь 16,0 % детей первой группы и 20% - второй группы; относительные показатели среднего уровня выявили 61,3 % детей обеих групп. Низкий уровень показали 22,7 % опрошенных первой группы и 18,7 % детей второй группы.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали преимущество среднего уровня сформированности представлений о профессии детей младшего школьного возраста, что обуславливает необходимость разработки программы совершенствования формирования представления о профессиях у младших школьников и проверки ее эффективности в условиях формирующего эксперимента.
В исследовании определена модель формирования представлений о профессиях у детей младшего школьного возраста как описание и теоретическое обоснование структурных компонентов этого процесса.
Конструирование модели предусматривало наполнение ее содержания в виде трех структурных блоков: теоретического, содержательно-процессуального и результативного. Теоретический блок вмещал такие составляющие, как цель и принципы методики формирования представлений у младших школьников о профессиях. Содержательно-процессуальный блок вмещает методы, формы и средства формирования представлений школьников о профессиях, этапы внедрения.
Структурными компонентами результативного блока были критерии, показатели и уровни сформированности представлений младших школьников о профессиях взрослых....
Подобные работы
- Педагогические методы и приемы формирования представлений о профессиях у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Экскурсия как средство формирования у младших школьников представлений о различных профессиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические механизмы воспитания трудолюбия у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017





