Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Утреннее информационно-развлекательное вещание отечественного телевидения: специфика контента (на примере программы «Утро России» на канале РОССИЯ1 и программы «Утро на Первом» на Первом канале)

Работа №141316

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Типологические характеристики информационно-развлекательных программ утреннего эфира 6
1.1 Специфика утреннего шоу 6
1.2. Жанрово-тематические особенности утренних программ 18
Глава 2. Выразительные средства программ "Утро на Первом" (Первый канал) и "Утро России" (РОССИЯ1) 30
2.1. Образ и функции ведущего в сетке вещания 30
2.2. Инфотейнмент в утреннем шоу: приёмы, методы и средства 43
Заключение 59
Cписок литературы 62
Приложение A. Соотношение количества героев студии в утренних программах Первого канала и РОССИИ1 69
Приложение В. Классификация рубрик в утренних программах Первого канала и РОССИИ1 на основании типологии досуговых СМИ


Утреннее информационно-развлекательное вещание в отечественном телеэфире сформировалось относительно недавно. Первый утренний эфир Центрального Телевидения появился лишь в 1980-е годы. Несмотря на это, в последние годы количество утреннего контента значительно увеличилось. Самостоятельные утренние эфирные блоки можно встретить в сетке вещания практически всех телекомпаний федерального и регионального уровня. Причиной тому являются высокие рейтинги утренних шоу. Специфика утренней программы заключается в ее принципиальном отличии от программ дневного и вечернего эфира. Предназначение утреннего шоу: создать позитивный настрой зрителю на весь день. В связи с этим, создатели программы ориентированы на поиск оптимальных приемов и средств, будь то необычная подача информации, стиль студии, интонация ведущих и многие другие факторы. Но, тем не менее, не смотря на этот активный поиск, на современном телевидении, на наш взгляд, мы не встречаем оптимальной модели утреннего эфира. Этим фактом обуславливается актуальность нашего исследования. Сегодня необходим новый подход к изучению утреннего информационно-развлекательного вещания, в связи с высокой востребованностью утреннего контента на телевидении, а также с тем, что именно наличие досугового телевизионного вещания определяет рейтинг эфира. Основной целью нашего исследования стало выявление приемов, средств, методов работы журналистов в утренних программах на Первом канале и канале РОССИЯ1, позволяющих создать оптимальную модель. Для достижения цели автор ставит следующие задачи:
1) выявить общие характеристики утренних телевизионных программ;
2) определить роль и место ведущего в утреннем информационно-развлекательном эфирев программах «Доброе утро» («Утро на Первом») на Первом канале и «Утро России» на канале РОССИЯ1;
3) на основании анализа теоретической литературы и откликов зрителей выявить оптимальные характеристики утреннего формата.
Объектом данного исследования являются утренние информационно-развлекательные программы. Предмет исследования: форматные характеристики утреннего эфира и жанрово-тематические элементы в программах утреннего вещания. Основной теоретической базой дипломной работы стали научные труды ведущих исследователей: по теории жанров, преимущественно телевизионной журналистики: Г. В. Кузнецов,Г. С.Мельник, В. Л.Цвик,А. Я.Юровский; по теории социальной журналистики: М. А.Бережная, И. М.Дзялошинский; по теории досуговой журналистики: Л. Р.Дускаева, С. Н.Ильченко, Е. П.Почкай; по теории инфотейнмента: Н. Б.Картозия, А. Н.Саблина и др. А также работы зарубежных авторов: Э. Фихтелиус, П. Уорд, И. Фэнг. Большим подспорьем оказались выступления медиакритиков. Автор также широко пользовался информацией, взятой с официальных зрительских форумов Первого канала и канала РОССИЯ1, в которых зрители давали существенные оценки исследуемым нами программам. Было просмотрено более 250 отзывов, 104 из которых использованы в исследовательской работе. Эмпирическую базу исследования составляют выпуски программ «Доброе утро» («Утро на Первом») Первого канала и «Утро России» канала РОССИЯ1 за период с 2010 по 2016 годы. Выбор вышеперечисленных программ объясняется наиболее высокими рейтингами среди программ своей ниши (с момента их появления). Новизна выпускной квалификационной работы состоит в комплексном подходе к анализу и оценки современного утреннего эфира. В научный оборот введен новый эмпирический материал.
Методы исследования: наблюдение, структурно-функциональный анализ, описание, сравнительный анализ. Использованы также исторический и типологический подходы.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения. Основная часть работы состоит из двух глав. В первой главе автор рассматривает процессы становления и развития утреннего вещания в России, специфику форматов утренних программ, сложившуюся на настоящий момент, а также жанрово-тематические особенности. Вторая глава посвящена сравнительному анализу утреннего вещания двух утренних каналов на Первом канале и РОССИИ1, подробному исследованию работы ведущего и приемам инфотейнмента. Практическая значимость данной работы заключается в попытке автора сформулировать оптимальную модель утреннего информационно-развлекательного телевизионного шоу. Подробное изучение характеристик и наиболее удачных методов работы утренних каналов поможет определить, в каком направлении следует двигаться современному утреннему информационному вещанию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Утреннее информационно-развлекательное вещание в России – это не просто программа, а самостоятельный полижанровый канал, сложная экранная форма, обладающая индивидуальным форматом, версткой, набором рубрик, где инфотейнмент выступает каркасом программы (в нем заключена игровая природа утреннего шоу). Согласно форматным характеристикам,(“Today”, “Entertainment” и коктейль из полезной информации), изученными нами, утренние программы на Первом канале и РОССИЯ1 относятся к третьему типу утреннего вещания. На основании проведенного исследования в выпускной квалификационной работе, можно сделать ряд выводов: 1) Стиль ведения программы «Доброе утро» на Первом канале претендует на домашний стиль, тогда как «Утро России» на канале РОССИЯ1 — более официальный. 2) Метод ведения программы на РОССИИ1 — агрессивный, в то время как на Первом канале — наигранно-позитивный (театральный). Проведение беседы на Первом канале скорее похоже на креативное интервью, тогда как в программе РОССИИ1 – интервью-допрос. 3) Основной уклон в обеих программах — на информацию досугово-деятельностной направленности (См. Приложение В). При этом, на Первом канале преобладают служебно-сервисные сюжеты, тогда так на РОССИИ1 правовые сюжеты. Следовательно, программа «Утро России» носит аналитический характер, тогда как программа Первого канала — познавательно-развлекательный. Чтобы понятие «удачнаянеудачная модель» не являлось субъективным, наши выводы мы сделали, опираясь не только на теоретический материал, но и, в большей степени, на данные рейтинга утренних телевизионных программ исследовательского центровSuperJob.ru и Broadcasting, общей динамики телесмотрения центра TVIndex, критические статьи журналистов, а также мнения телезрителей с официальных форумов Первого канала и РОССИИ1 (всего было просмотрено более 250 отзывов, 104 из которых вошли в выпускную квалификационную работу). Таким образом, мы можем вывести ряд наиболее удачных характеристик утреннего эфира (на основании отзывов, аудиторных рейтингов и критических статей), что позволит нам вывести параметры оптимальной модели утреннего телевизионного канала: 1) жанровое и тематическое разнообразие эфира: информационные блоки в большинстве своем должны ориентироваться на женскую аудиторию, быть представленными в виде досуговой журналистики, а именно: досугово-деятельностные СМИ, досугово-просветительские СМИ и досугово-развлекательные СМИ, многие тематические направления продуктивно связывать с хобби-журналистикой. Знакомство на форумах со зрительскими откликами позволило выявить наиболее интересные зрителям рубрики в эфире «Утра России» — хобби блок А. Зенкевича о российских новинках автопрома, и рубрика ежедневного гороскопа на Первом канале в программе «Доброе утро». 2) четкая структура сетки программы длительностью 4 часа с включенными региональными новостями и частичным рециклингом: зарекомендовала себя как наиболее оптимальная длительность для разных аудиторных слоев населения. 3) от ведущего утреннего эфира в большей степени зависит, будут ли смотреть утреннее шоу. На основании проделанной работы, можем отметить набор качеств ведущего, наиболее интересный телезрителям: это, прежде всего, ведение программы в разнополой паре, которая работает в одном темпо-ритме, внешне выдержана в одном стиле, ведет доброжелательный диалог не только друг с другом, но и с гостями Тактичность, открытость искренность – вот что больше всего привлекает аудиторию. Наиболее соответствующими критериям, по мнению зрителей, оказались Светлана Зейналова и Тимур Соловьев (Первый канал), Анастасия Чернобровина и Владислав Завьялов (РОССИЯ1). 4) Использование элементов инфотейнмента всех развлекательных групп, за исключением трэша: наиболее удачным оказались такие приемы как разыгрывание новостной темы (на уровне структуры и содержания сюжетов), вербальной игры (фатическая речь ведущих и корреспондентов, языковые шутки, фразеологические игры) и невербальная игра (музыкальные и видеоспецэффекты, фрагментарность сюжетов, визуализация информации). 5) Последняя, но не менее важная составляющая: правильный баланс между развлечением и аналитикой. Необходимо не отклоняться в сторону только развлекательной или только аналитической составляющей В оптимальной утренней программе должна быть комбинированная информация, исключающая единообразие и перенасыщение.


1. Алиева М. М.Современные тенденции и перспективы развития круглосуточной телевизионной журналистики:автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2015. – 29 с.
2. БергерП.,ЛукманТ.[BergerP., LukmanT.]Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. – 323 с.
3. Бережная М. А.Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та, 2009. – 330 с.
4. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. История мировой журналистики. Москва–Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. – 331 с.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высш. шк.,2002. – 511 с.
6. Вартанова Е. Л.Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. – 432 с.
7. Вартанова Е. Л. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. – 103 с.
8. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб.: Специальная литература, 2004. – 288 с.
9. Гаврилов К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. СПб.: Амфора, 2007. – 299 с.
10. Гаймакова Б. Д. Основы редактирования телепередач. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001. – 77 с.
11. Григорян М. В. Пособие по журналистике. М.: Права человека, 2007. –
192 с.
12. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. – 104 с.
13. Егоров. В. В. Телевидение: теория и практика. М.: Изд-во МНЭПУ, 1992. – 306 с.
14. Емельянова Е. В. Подготовка к передаче и работа у микрофона // О культуре и логике речи. М.: Научно-методический отдел Государственного комитета по радиовещанию и телевидению, 1978.
– 186 с.
15. Зверева Н. В. Школа тележурналиста. Нижний Новгород. Изд. дом Минакова, 2009. – 272 с.
16. Ильченко. С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 468 с.
17. Кандыба В. М. Криминальный гипноз. СПб.: Лань, 2001. – 571 с.
18. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, Изд-во КРСУ, 2001. – 160 с.
19. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. – 304 с.
20. Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. – 35 с.
21. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М.: Высшая школа, 2002. – 241 с.
22. Лукина М. М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003. – 192 с.
23. Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 210 с.
24. Муратов Д. А.Диалог : Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. – 71 с.
25. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.:Алетейя, 2008. – 208 с.
26. Поцелуев С. П. Политические парадиалоги. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ,2008. – 392 с.
27. Рабигер М. [RabigerM.] Режиссура документального кино и «Пострпродакшн». М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. 1997. / Пер. А. Лыково. – 160 с.
28. Романовский И. И. Без права на дубль. М.: Искусство, 1986. – 82 с.
29. Розенталь А.[Rosenthal. A.] Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. М.: Триумф, 2012. – 342 с.
30. Уорд П.[Ward.P] Композиция кадра в кино и на телевидении. М.: ГИТР, 2005. – 196 с.
31. Фихтелиус Э. 10 заповедей журналиста. Стокгольм: FalthsTryckeri. 1999./ Пер. В. Менжун. – 55 с.
32. Фэнг И.[FangI.] Теленовости, радионовости. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1997. Ч. 1. – 75 с.
33. Янчева Н.Ю. Автопортрет в интервью: автореф. дисс. канд. филол. наук.Воронеж, 2011.– 22 с.

Статьи:
34. Блохин И.Н. Характеристики аудитории СМИ // Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование СМИ в сфере досуга. СПб.:Астерион, 2010. С. 31–33.
35. Виноградова К. Е. Подготовительный этап творческой деятельности журналиста // Журналистика сферы досуга. СПб.:Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. С. 140–162.
36. Войтик Е. А.Гендер и возраст как основные характеристики аудитории электронных СМИ // Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики. СПб.:Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2014. С. 22–38.
37. Гураускайте У. Спокойной ночи, Россия! // Русский телеграф. № 161. 1998.
38. Дускаева Л. Р., Корнилова Н.А. Фатика в медийной речи // Журналистика сферы досуга. СПб.:Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. С. 250-252.
39. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск ун-та, 1999. – 304 с.
40. Калита В.В., Гайдай А.С. Эффект Барнума // Вестник Северо-Восточного государственного университета. Вып. 16. Магадан, Изд-во СВГУ, 2011. С. 12–18.
41. Картозия Н. Б. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент// Меди@льманах. Вып. 3. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С. 10–26.
42. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестник Московского университета. Серия 10. М.:Изд-воМоск. ун-та, 2010. С. 42-51.
43. Костюкевич М. Звезды «зажгут» утром // Московский комсомолец :еженед. изд. №24896. 2008.
44. Красновская Ю. «Утро России»: «Работа начинается, когда просыпаются зрители» // ТВ-ГИД: еженед. изд. №18. 2012.
45. Крюкова А. Утренний обход // Труд: периодич изд. № 113. 2000.
46. Мишина И. Как я была «жаворонком» // Новая газета:периодич. изд. №89. 2003.
47. Мокиенко В. М. Фразеология и языковая игра: динамика формы и смысла // Филология. Социальные коммуникации. Крым: Изд-во КФУ имени В. И. Вернадского, 2012. С. 100-109.
48. Петрова И. Новое утро «России» // Московский комсомолец: еженед. изд. №17114. 2002.
49. Попонов М. А. Общая динамика телесмотрения. Изменения и тенденции // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев № 4. СПб., 2006. С. 52–54.
50. Почкай Е. П. Потребительская тележурналистика // Журналистика сферы досуга. СПб.: Высш. шк. журналстики и массовых коммуникаций. 2012. С. 188-195.
51. Почкай Е. П. Вторая жизнь человека на телеэкране (журналистика хобби) // Журналистика XXI века: поиски теоретического обоснования. СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. С. 219¬-229.
52. Степанян С. К. Формат телепрограммы как рыночный товар // Журналистика и медиарынок, № 4. М., 2006. С. 42–43.
53. Храмчин А.Информация к развлечению // Искусство кино. периодич. изд. № 11. 2003.

Электронные статьи:
54. Гиммерверт А. Б. Главная редакция музыкальных программ [Электронный ресурс] // TVMUSEUM. RU : музей телевидения и радио в интернете. 2001. http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7827.
55. Дашевская И. Н. Масс Медиа. Программирование на ТВ. [Электронный ресурс] // Broadcasting.ru :периодич. интернет-изд. 2009. http://mabuk.ru/book/export/html/868.
56. Ефимов С. Нас «Утро» встречает прохладой [Электронный ресурс] // teleprogramma.pro :периодич. интернет-изд. 2015. http://teleprogramma.pro/tele/tv-projects/19909/.
57. Зверева В.В. «Infotainment» на российском телевидении [Электронный ресурс] // Наука о телевидении. Вып. 1. М., 2004.http://culturca.narod.ru/INFO.htm. Электрон. версияпеч. публикации.
58. Зорков Н. Н. Инфотейнмент на российском телевидении
[Электронный ресурс] // Relga.Ru: периодич. интернет-изд. 2005. http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=735&level1=main&level2=articles.
59. Ильченко С. Н., Саблина А. Н. Инфотейнмент и российский телевизионный дискурс: исторические предпосылки взаимодействия [Электронный ресурс] // Теория и практика современной журналистики. Вып. 19. Саранск, 2015. http://journal.mrsu.ru/authors/sablina-aleksandra-nikolaevna.Электрон. версияпеч. публикации.
60. Лаптева Ю. Неспящие в эфире. Секреты ведущих утренней программы [Электронный ресурс] // Tvkinoradio.ru : Профессиональный портал для работников теле- и радиовещания. 2015. http://tvkinoradio.ru/article/article2681-nespyashie-v-efire-sekreti-vedushih-utrennej-programmi.
61. Манскова Е. А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики [Электронный ресурс] // Медиаскоп. №1. М., 2009. http://www.mediascope.ru/?q=node/280.
62. Сальникова Е. По эту сторону прайм-тайма [Электронный ресурс] // Взгляд:ежед. интернет-изд. 2005.http://vz.ru/culture/2005/12/1/14346.html.
63. «Семейные новости» целый год обманывают зрителя [Электронный ресурс] // Mk.ru:ежед. интернет-изд. 2001. http://m.kp.ru/daily/22500.5/7879/.
64. Томак М. Доброе утро! [Электронный ресурс] // Day.kyiv.ua:периодич. интернет-изд. 2007. http://www.day.kiev.ua/ru/article/media/dobroe-utro.




Электронные источники:
65. Доброе утро на Первом. Отзывы [Электронный ресурс] // Otzyv.pro :инновац. сайт отзывов.http://otzyv.pro/reviews/otzyvy-dobroe-utro-na-pervom-94671.html.
66. Особое мнение [Электронный ресурс] // Радио России : офиц. сайт радиост. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57072/episode_id/915184/.
67. Отзывы. Утро России [Электронный ресурс] // Tv.akado.ru : инф. портал.http://tv.akado.ru/programs/utro_rossii.html.
68. Отзывы о телепрограмме «Доброе утро» [Электронный ресурс] // Spr.ru :справоч. предприятий по мск. http://www.spr.ru/otzyvy/dobroe-utro.html.
69. Официальный сайт Первого канала [Электронный ресурс] / http://www.1tv.ru/.
70. Официальный сайт канала РОССИЯ1 [Электронный ресурс] / https://russia.tv/.
71. Рейтинг утренних телевизионных программ [Электронный ресурс] // Superjob.ru: Исследовательский центр. http://www.superjob.ru/community/marketing/14310/.
72. Секреты утреннего телевидения: «20 лет программы «Доброе утро» [Электронный ресурс] // Echo.msk.ru : офиц. сайт радиостанции Эхо Москвы. 2006. 20 авг. http://echo.msk.ru/programs/tv/45594/.
73. Среднесуточные доли телеканалов в Москве в % [Электронный ресурс] // Brandmedia.ru. http://www.brandmedia.ru/serv__idP_51_idP1_68_idP2_2425.html.
74. Форум. Доброе утро [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Первого канала. http://forum.1tv.ru/index.php?threads/1609/page-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ