ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.СВЯЗЬ МУДРОСТИ И УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ
КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1. ПОСТАНОВКА НАЧАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЧВА ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1.2. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
1.1.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
1.2. РАССМОТРЕНИЕ ОТРАЖЕНИЯ ИССЛЕДУЕМОЙ ОБЛАСТИ В
НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19
1.2.1. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. УЧЕБНЫЙ СТРЕСС 19
1.2.2. МУДРОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ 22
1.2.3. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 27
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ 29
1.4. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
МУДРОСТИ И УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ 36
2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1.2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 46
2.2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МУДРОСТИ СТУДЕНТОВ 46
2.2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА 51
2.2.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧЕБНОГО
СТРЕССА 55
2.2.4. РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ 63
2.3. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРОСНИК НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МУДРОСТИ
(Н.Н. МЕХТИХАНОВОЙ) 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА PSM-25
ЛЕМУРА-ТЕСЬЕ-ФИЛЛИОНА 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕСТ НА УЧЕБНЫЙ СТРЕСС (Ю.В. ЩЕРБАТЫХ) 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТАБЛИЦЫ РЕЗУЛЬТАТОВ 85
Актуальность изучения психологического здоровья учащихся определяется присутствием стрессогенных условий в учебной сфере, таких как высокая степень учебной загруженности, аттестационные мероприятия, периоды социализации, потребность в индивидуальном самоопределении в предстоящей профессиональной области.
Учебный период жизни - не отдельная пространственно-временная глава, а часть единого цикла, в рамках которого закладывается фундамент будущего самоопределения в профессии и происходит процесс его профессионального становления. В своих работах Ю.В. Щербатых доказал, что получение образования сопровождается потерей здоровья в большей или меньшей степени [Щербатых, 2012].
В качестве наиболее негативного фактора, который оказывает влияние на здоровье в студенческий период, выделяется состояние беспокойного напряжения, усталости. В подобном состоянии студенты могут терять связь с реальностью и им сложно оценивать реальные причины возникающих сложностей, могут принимать не рациональные решения, вплоть до отчисления по собственному желанию.
Причина, по которой студент принимает решение об отчислении, может быть как неверно выбранное направление, сомнения в собственных силах, так и финансовые трудности. Если студент обладает устойчивой психикой, способностью рефлексировать, мудростью и социально адаптирован, то ему посильно принимать взвешенные решения.
Наше исследование направлено на выявление связи между мудростью и стрессоустойчивостью у студентов. Если результат нашего исследования подтвердит эту связь, то формирование мудрости у студентов может выполнить профилактическую работу в повышении стрессоустойчивости, снижении учебного стресса и эмоционального выгорания.
Нынешние условия жизни предъявляют все более высокие требования к студентам образовательных учреждений. Размер и интенсивность нагрузок, которые приходится преодолевать учащимся, зачастую приближается к такому уровню, который несет за собой устойчивые изменения, как физической работоспособности организма, так и срывы его психологической стабильности. В связи с этим тема сбережения здоровья и предотвращения заболеваний среди студенческой молодежи как никогда актуальна.
Бесспорно, только психологически и физически здоровый человек с отличным самочувствием, умеренным оптимизмом, высокой
стрессоустойчивостью, может активно жить, успешно решать профессиональные и бытовые задачи.
Проблема. В отечественной психологии не исследована тема связи мудрости и учебного стресса у студентов, в отличие от зарубежных стран, в которых данная тема достаточно изучена. Так, например, в 2020 году зарубежными учеными М. Ардельт и Б. Бруя было проведено исследование на тему «Трехмерная мудрость и воспринимаемый стресс среди студентов колледжей», в результате которого выявлено, что воспринимаемый стресс обесценивает преимущества мудрости, а мудрость защищает от неблагоприятных последствий воспринимаемого стресса [Ардельт, Бруя].
Отечественными же учеными исследовалась только схожая по тематике область. Взаимосвязи мудрости и эмоционального выгорания была посвящена работа Ю. Е. Русаковой, которая проводила исследование в 2020 году на примере работников здравоохранения г. Тюмени. Проведенное исследование доказало, что мудрость помогает человеку не поддаваться синдрому эмоционального выгорания в различных его проявлениях, остерегаться защитных реакций, которые приводят к отрицательным результатам в работе, потере здоровья, недовольству жизнью [Русакова].
Результаты данного исследования дают нам основание предполагать, что и в студенческой среде можно обнаружить существование подобной связи между уровнем мудрости и уровнем учебного стресса у студентов....
Психологически здоровое поколение студентов является актуальной задачей и предметом первостепенной важности, потому что оно влияет на общенаучный и общеэкономический потенциал общества, генофонд нации и в целом на будущее государства.
В качестве наиболее негативного фактора, который оказывает влияние на здоровье в студенческий период, выделяется состояние беспокойного напряжения, усталости. В состоянии учебного стресса студенты могут терять связь с реальностью и им сложно оценивать реальные причины возникающих сложностей.
Если студент обладает устойчивой психикой, способностью рефлексировать, мудростью и социально адаптирован, то ему посильно принимать взвешенные решения. Одним из сильнейших орудий в данном арсенале человека может являться мудрость, как конструкт его личностных, когнитивных и поведенческих установок.
В начале данной работы нами была поставлена цель по выявлению связи между уровнем мудрости и уровнем учебного стресса у студентов. Для достижения поставленной цели был определён ряд задач, которые были выполнены в ходе работы.
Для исследования были выбраны следующие методики: опросник «Методика диагностики мудрости» Н. Н. Мехтихановой, опросник «Шкала психологического стресса PSM-25» в адаптации Н. Е. Водопьяновой, тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых. Выборку составили студенты 2, 3, 4 курсов бакалавриата и магистратуры ФГАОУВО «Тюменский государственный университет» в возрасте от 18 до 50 лет технических и гуманитарных специальностей; количество 105 человек.
Для статистической проверки значимости нашего исследования был применен непараметрический метод корреляции Спирмена, рассчитанный с помощью программы Statistica 8.0.
Результаты статистической обработки показали наличие отрицательной связи между уровнем мудрости и уровнем учебного стресса, измеренных с помощью «Методики диагностики мудрости» Н. Н. Мехтихановой и «Шкалы психологического стресса PSM-25».
С помощью теста Шапиро-Уилка мы выяснили, что данные не имеют нормального распределения, следовательно, расчеты значимости различий нами производились с применением непараметрического критерия U-критерию Манна — Уитни. В результате выявлено различие по признаку «Уровень мудрости» с тенденцией к статистической значимости в сторону увеличения у мужчин. Это можно объяснить тем, что у мужчин менее выражен эмоциональный фон и преобладает направленность внимания и восприятия.
Результатом статистического сравнения значимости различий по полу с помощью критерия Манна-Уитни показателя «Уровень стресса», измеряемого с помощью Шкалы PSM-25, стало, то, что у мужчин уровень стресса ниже, чему женщин. Следовательно, можно сделать вывод, что мужчинам свойственны, в большей мере, такие качества как стрессоустойчивость, аналитический склад ума и умение расставлять приоритеты.
Проведенное нами исследование доказало, что мудрость помогает человеку противостоять учебному стрессу в различных его проявлениях, остерегаться защитных реакций, которые приводят к отрицательным последствиям в обучении, потере здоровья, разочарованию в жизни и в избранном курсе учебной деятельности.
Факт наличия взаимосвязи мудрости и учебного стресса дает возможность штатному психологу, администрации ВУЗов прибегать не только к тем ресурсам создания учебной среды, которыми располагает учебное заведение, но и способствовать тому, чтобы личные ресурсы студентов, такие как мудрость со всеми наполняющими данный конструкт характеристиками...
1. Абдулаева Э. С., Исмаилова Х. А. Влияние эмоционального стресса на учебную деятельность студента // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 74-76.
2. Аракелянц Т. А. Влияние стресса на эмоциональный фон студентов высших учебных заведений // Будущее науки - 2015: Сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах, Курск, 23-25 апреля 2015 года. Курск. 2015. С. 320-323.
3. Андреева А. А. Инновационная диагностика измерения стрессоустойчивости студентов в процессе модульно-рейтинговой системы контроля обучения // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 11(67). С. 55-64.
4. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Жизненный опыт человека как основа мудрости // Евразийский Союз Ученых. 2020. №5-12 (74). С. 33-36.
5. Акимова М. К., Козлова В. Т., Ференс Н. А Теоретические подходы к диагностике практического интеллекта // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 21-31.
6. Анцыферова Л. И. Мудрость и её проявления в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. 2004. N 3. С. 17-24.
7. Боглевская Е. С. Российские студенты стали чаще бросать учебу в вузах // Letidor.ru: [сайт]. 2020. 27 мая. URL: https://letidor.ru/novosti/rossiiskie- studenty-stali-chashe-brosat-uchebu-v-vuzakh-27-05-2020.htm (дата обращения 18.01.2022).
8. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПБР СЭ. 2006. 528 с.
9. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М. 1983. С. 542-543.
10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. П. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд: Питер. Спб. 2008. 258с.
11. Воронова О. П., Одокиенко К. В. Стресс как составляющая учебной деятельности студента // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 47.
12. Глебов В. В., Аникина Е. В., Рязанцева М. А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5. С. 135 - 136.
13. Знаков В. В., Анцыферова Л. И. Понимание мудрости и мудрость постижения себя и других // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. Изд -во Институт психологии РАН. Москва. 2016. С. 95-116.
14. Иванова С. П. Стресс и эмоциональное выгорание у студентов дневной формы обучения // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт- Петербургского университета Г осударственной противопожарной службы МЧС России». 2016. №4. С.198-202.
15. Каримов М. Г., Епанчинцева Г. А. Феномен мудрости в историкофилософском и психологическом дискурсах // Психология и психотехника. 2015. N 10. С.1032 -1043.....54