Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиатизация сирийского конфликта (на примере телеканалов «Первый», BBCи CNN)

Работа №141312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты медиатизации внешнеполитических конфликтов 6
1.1 Понятие «медиатизация» в российском и зарубежном научном дискурсе 6
1.2 Риторика и типология конфликта в мировой политике 15
1.3 Место сирийского конфликта в глобальном геополитическом пространстве 22
Глава 2. Информационная политика телеканалов США, Великобритании и России при освещении Сирийского конфликта 32
2.1. Медиатизация сирийского конфликта в практике телеканала «Первый канал» 33
2.2 Медиатизация сирийского конфликта в практике телеканала CNN 43
2.3 Медиатизация сирийского конфликта в практике телеканала BBC 55
Заключение 67
Список литературы 71


Сирийский конфликт в течение последних пяти лет входит в список постоянных тем для освещения на таких крупных телеканалах как BBCв Великобритании, CNN в США и «Первый канал» в России. Ведущие государственные телеканалы, зачастую выступая в качестве платформы для распространения официальной государственной позиции на проблемы мирового сообщества, в течение всего периода развития сирийского конфликта также предлагали собственную точку зрения на причину его возникновения и возможные методы его преодоления. В связи с обилием в телевизионных СМИ интерпретаций, связанных напрямую с политикой страны-вещателя, сирийский конфликт приобрел черты медиатизации, т.е. специфического процесса трансформации информационных сообщений с целью управления общественным мнением.
Выпускная квалификационная работа посвящена комплексному анализу медиатизации Сирийского конфликта телеканалами BBC, CNN и «Первым каналом». Актуальность данной работы обусловлена не только отсутствием комплексного исследования медиатизации сирийского конфликта крупными международными телеканалами за последний год, но и необходимостью изучения методов воздействия телеканалов на аудиторию. Научная новизна исследования определяется необходимостью проведения анализа влияния СМИ зарубежных стран и России на изменение политической ситуации в Сирии.
Объектом исследования были выбраны британские, американские и российские телевизионные вещатели (на примере BBC, CNN и «Первый канал»). Предметом исследования стал процесс медиатизации сирийского конфликта.
Цель работы – выявить особенности медиатизации сирийского конфликта в практике международных телеканалов.
Поставленная цель определяет круг необходимых к выполнению задач:
 определить понятия «медиатизация», «конфликт», «политический конфликт», «вооруженный конфликт»;
 расследовать понятие «конфликт» в дискурсе средств массовой информации;
 описать основные этапы становления и развития сирийского конфликта;
 проанализировать средства медиатизации сирийского конфликта, используемые журналистами телеканалов BBC, CNN и «Первый канал»;
 сравнить информационную политику и средства медиатизации сирийского конфликта телеканалами BBC, CNN и «Первым каналом».
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в сферах политологии, конфликтологии, социологии и журналистики, в том числе работы Т.В. Андриантовой, А. В. Дмитриева, Т. Н. Духиной, А. В. Глуховой, Г. И. Козырева, М. М. Лебедевой, Р. В. Арзуманяна, А.И. Ракитова, Л.М. Земляновой, П. Бурдье, М. Кастельса, П. Шампаня и др.
В основу методической базы легли такие общенаучные методы, как исторический метод, типологизация и теоретический анализ. Из эмпирических методов были использованы сравнительный анализ и контент-анализ.
Эмпирическую базу составили выпуски информационных и аналитических программ телеканалов BBC, CNN и «Первый канал». Хронологические рамки исследования охватили период с февраля 2015 по март 2016 года.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические подходы к таким понятиям, как медиатизация и конфликт, также изучены подходы к типологизации конфликта, представлена историческая справка о формировании и развитии сирийского конфликта.
Вторая глава посвящена анализу эмпирического материала исследования, выявлению и сравнению способов и средств медиатизации сирийского конфликта телеканалами «BBC», «CNN» и «Первый канал».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При исследовании медиатизации сирийского конфликта в первую очередь мы обратили внимание на формулировку базовых дефиниций. В ходе работы мы определили, что конфликт – это процесс взаимодействия двух или более групп или индивидов, в котором каждая сторона пытается помешать другой достичь определенной цели, изменить ее социальные взгляды и позиции, а также предотвратить удовлетворение интересов противника. В свою очередь, внутриполитический конфликт представляет собой массовые столкновения разных слоев, групп, религиозных общин в стране, причиной которых выступают глубинные социальные противоречия. Целью внутриполитического конфликта может служить раздел спорной территории или свержение действующего правительства.
Изучив разные подходы к типологизации конфликта, мы выявили, что конфликты можно дифференцировать по разным признакам, в том числе, на социальные и политические, симметричные и ассиметричные, линейные и нелинейные конфликты. Рассмотрев историю формирования и развития сирийского конфликта, мы определили, что это внутриполитический ассиметричный нелинейный вооруженный конфликт.
Далее мы перешли к изучению этимологии слова «медиатизация» и обзору российских и зарубежных подходов к изучению данного понятия. Мы определили, что под медиатизацией понимается оперативное информирование аудитории о таких сферах деятельности человека как, к примеру, образование, торговля, транспорт или военная сфера, политика и экономика. При этом медиатизация отличается от обычного освещения тем, что освещение предполагает заведомую объективность без внешней заинтересованности транслятора. Медиатизация, в свою очередь, предполагает трансформацию представлений о текущих событиях и подчинение аудитории имиджам, выгодным для телеканалов, что отличает ее от освещения отсутствием необходимой степени объективности.
Также при исследовании феномена медиатизации была выявлена тенденция СМИ к упрощению информации в угоду массовой аудитории, вмешательству и вынесению собственных неподтвержденных вердиктов.
При исследовании медиатизации сирийского конфликта нами были проанализированы материалы трех телекомпаний: BBC, CNN и «Первый канал». Материалами анализа стали новостные и аналитические программы «Воскресное "Время"» на «Первом канале», «Amanpour.» на CNN и программа «HARDtalk»BBC.Структуры программ отличаются по своей продолжительности и рубрикации, но тематический спектр в передачах схож, также как присутствие аналитической составляющей и возможность ведущих открыто высказывать свою гражданскую позицию по обсуждаемым вопросам. При этом данные передачи дают наглядное представление об информационной политике телеканалов по сирийскому конфликту.
Помимо описанных выше аналитических программ, анализу был подвергнут ряд информационных репортажей новостных программ «Newsroom» и «BBCWorldNews». Критериями анализа выступили: подача ведущих, темы, поднимаемые в данных программах, способы анализа, выбор и разнообразие присутствующих в программе через синхроны или интервью экспертов, а также иллюстративная наполненность репортажных материалов.
При анализе таких крупных телекомпаний как BBC иCNNнами было выбрано по две программы с каждого телеканала в связи с отличием эфирных сеток новостных каналов данных телекомпаний от эфирной сетки «Первого канала». По причине отсутствия еженедельного двухчасового информационно-аналитического шоу на двух анализируемых телеканалах, а также в связи со спецификой постепенного анализа тем в получасовых ежедневных передачах, было решено рассмотреть освещение сирийского конфликта через новостные программы «Newsroom» и «BBCWorldNews» и получасовые аналитические программы «Amanpour.» на CNN и программа «HARDtalk»BBC.
Исследовав контент программ, мы пришли к следующим выводам: характерной чертой медиатизации является привязка телеканалов к внешней политике собственных стран – корреспонденты BBC ориентировались на Великобританию, CNN на США, а «Первый канал» на Россию.
В пользу медиатизации, а не освещения, говорят следующие факты: во-первых, при просмотре эфирных выпусков названных выше программ были зафиксированы заметные отличия в освещении конфликта, из чего можно сделать вывод о постоянном искажении информации. Такая разрозненная интерпретация событий является ярким примером медиатизации. Проиллюстрируем это таким аспектом конфликта, как ввод российской военной авиации в сирийский конфликт: через BBCи CNN телезрители в течение полугода получали сообщения о том, что российские военные обстреливают мирных жителей в сирийских городах, в то время как на «Первом канале» о жертвах среди мирного населения не было сказано ни слова.
Другой отличительной чертой медиатизации сирийского конфликта можно назвать акцент новостных программ BBCи CNN, а также программы «Воскресное "Время"» на «Первом канале» на изображение и опрос обычных жителей Сирии по поводу текущих военных действий в стране. Естественно, новостные программы не ставят своей целью анализ политических решений верхушки армий собственных стран, так как, к примеру, на американском и британском телеканалах эти цели выполняют другие анализируемые нами программы: «Amanpour.» и «HARDtalk».
Все же, очевидно, что при создании репортажей о Сирии синхроны обычных жителей явились очередным фактором медиатизации. Данный вывод обусловлен тем, что обычных жителей гораздо легче склонить к необходимому синхрону ввиду их общего непонимания ситуации. Эмоциональные лайфы плачущих стариков, синхроны вдов и голодающих детей были использованы репортерами всех телеканалов для воздействия на широкую аудиторию.
При анализе появляющихся в программах компетентных экспертов мы также можем заметить медиатизацию: и в «Воскресное "Время"» на «Первом канале», и в «Amanpour.», и в программу «HARDtalk» приглашались только политологи, политики и военные представители, преимущественно поддерживающие информационную политику телеканалов и стран-вещателей. Также мы могли заметить прецеденты приглашения несогласных с официальной информационной политикой телеканала спикеров для того, чтобы показать нелогичность другой точки зрения. Примером может служить высказывание политического деятеля и депутата Государственной думы Вячеслава Никонова в выпуске программы «Amanpour.» об отсутствии сирийской оппозиции спустя неделю после выпуска той же программы с лидером одной из группировок оппозиционеров.
При исследовании медиатизации сирийского конфликта тремя телеканалами было также выявлено влияние образа ведущего на широкую аудиторию. В анализируемых программах возраст ведущих варьируется от 45 лет и выше, что создает ощущение опытности и компетентности ведущего. Каждый из журналистов напрямую высказывал свое субъективное мнение, которое соответствовало информационной политике телеканала, а значит также представляло собой закрепление медиатизации, являясь связующим звеном между другими факторами.
Если говорить о практической значимости исследования, в течение прошлого года через репортажи и аналитические комментарии на «Первом канале» и аналитические интервью на каналах CNN иBBC мы выявили причастность телеканалов к внешней политике собственных стран, взаимовлияние политической и медийной сфер общественной жизни, а также невозможность объективного освещения любого военного конфликта.



1. Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества: Науч.-аналит. обзор. М., 1991. С. 117
2. Арзуманян Р.В., Акопян А.А. Иррегулярные конфликты. Ближний Восток: Террористические группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Исламский фронт»: цели, задачи, формы и способы действий в Сирии и Ираке. М., 2014. С. 90
3. Арзуманян Р.В. Кромка хаоса. Сложное мышление и сеть: парадигма нелинейности и среда безопасности 21 века. М., 2012. С. 600
4. Арзуманян Р.В. Нелинейная природа войны. // «21-й ВЕК» 2005. №1. С. 109-149
5. Багдасаров С.А. Ближний Восток: вечный конфликт. М., 2016. С. 288
6. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С. 160
7. Воротников А.Н. Войны XXI века. Вольск. 2009. С. 17
8. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2010. С. 72
9. Дзялошинский И.М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии. М., 2012. С. 572
10. Дмитриев А.В. Конфликтология: 4-е издание, переработанное. М., 2013. С. 336
11. Духина Т.Н. Политология: учебное пособие. Ставрополь., 2012. С. 108
12. Жилинская Т.С. Информатизация образования – 2010: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., Минск. 2010. С. 192-196
13. Землянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся комуникативистики. М., 2010. С. 270
14. Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций: для преподавателей-политологов, студентов и аспирантов. Ростов н/Д, 1999. С. 544
15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура, М., 2000. С. 606
16. Клушина Н. И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль. // Русская речь. 2014. №1. С. 66-73
17. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2000. С. 448
18. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. М., 2011. С. 432
19. Котляров И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003. С. 285
20. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2007. С. 365
21. Млечин Л.М. Исламское государство: восток в огне. СПб., 2015. С. 541
22. Ратников В.П. Конфликтология. М., 2013. С. 171
23. Смирнов Н.А. Информационная война в Сирии. М., 2015. С. 270
24. Соколова И.В. Социальная информатика. М., 2008. С. 256
25. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. С. 312
26. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра, М., 1997. С. 317
27. Шишкина А.Р. Сирия: секреты стойкости режима // Арабский мир после арабской весны. М., 2013. С. 323–353.
28. Шматко Н.А. Блеск и нищета масс-медиа. // Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С. 160
Справочная литература
29. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Издание 2-ое. М., 1976. С. 1096
Иностранная литература
30. Maarten A. Hajer. Authoritative governance: policy-making in the Age of Mediatization (2011, Oxford University press). P. 208
Авторефераты и диссертации
31. Воинова Е.А. Медиатизация политики как феномен новой информационной культуры, М., 2006. С. 237
32. Жужлов А.А. Гражданское общество современной России в условиях медиатизации политики. Автореферат. Саратов, 2010. С. 19
33. Роузмари Брэди. Медиатизация внешнеполитических конфликтов (опыт американской журналистики). СПб, 2008. С. 240
Описание электронных ресурсов
34. Бакланцева А.А. Социальный контроль в русскоязычном интернет-пространстве в современных условиях медиатизации общества. // Гуманитарные, социально-экономичесие и общественные науки. 2015. №5. С. 3-7. Эл. источник: http://www.online-science.ru/userfiles/file/18z6na5g8kgirqny0klltpwzsnguvivz.pdf
35. Война в Сирии, или нити окровавленного ковра. Отчет миссии по выяснению ситуации в поддержку политического решения конфликта. Вена. 2012. С. 5. Эл. источник: http://www.peaceinsyria.org/downloads/Report%20Peace%20Mission%20Syria%20Sep%202012%20ru.pdf
36. Воскресенский М.К. Гражданская война в Сирии (2011-2016) // РИА Новости. 2016. Эл. источник: http://ria.ru/spravka/20160129/1366798566.html
37. Кузнецов А.А. «Исламское государство» в контексте политических изменений на Ближнем Востоке. // Вестник МГИМО Университета. М., 2014. С. 221-. Эл. источник: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/024_politologiya_kuznecovaa.pdf
38. Маршук Д. Н. Гражданская война в Сирии: внутриполитические аспекты проблемы. // Глобальная и региональная безопасность в XXI веке : материалы научных конференций. — Екб., 2014. — С. 186-191. Эл. источник: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29169/1/girb_2014_37.pdf
37.Паулюс А., Вашакмадзе М. Ассиметричная война и понятие вооруженного конфликта – попытка разработать концептуальную модель. //Международный журнал Красного Креста. 2009. №873. С. 146. Эл. Источник: https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/paulus.pdf
40. Программа «Amanpour.». Эл. источник: http://edition.cnn.com/shows/amanpour
41. Программа «HARDtalk». Эл. источник: http://www.bbc.co.uk/programmes/n13xtmdc
42. Программа «Воскресное "Время"». Эл. источник: http://tv-novosti.ru/nedelya/1kanal
43. Степанова Е. Гражданская война в Сирии: Переходный процесс без интервенции? М., 2012. С. 1-8 Эл. источник: http://www.ponarseurasia.org/sites/default/files/policy-memos-pdf/pepm228_russ_stepanova_sept2012.pdf
44. Соколова А.А. Ливийский и сирийский конфликты: общее, отличия, прогноз для Сирии. Екб., 2014. С. 196-200 Эл. источник: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29171/1/girb_2014_39.pdf
Electronic Resources
45. Yehoshua Y. The Middle East Crisis Part III – Syrian Facebook Pages Calling for Demonstrations on Saturday, February 5, 2011. Эл. источник: http://www.memri.org/report/en/0/0/0/0/0/0/4957.htm#_edn4
Эмпирические материалы
«Первый канал»
46. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 13.03.2015
47. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 17.05.2015
48. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 24.05.2015
49. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 31.05.2015
50. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 07.06.2015
51. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 14.06.2015
52. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 20.09.2015
53. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 04.10.2015
54. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 11.10.2015
55. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 25.10.2015
56. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 17.01.2016
57. Программа «Воскресное "Время"» с Ирадой Зейналовой. Эфир от 14.02.2016
CNN
58. Программа «Amanpour.». Эфир от 05.08.2015
59. Программа «Amanpour.». Эфир от 01.10.2015
60. Программа «Amanpour.». Эфир от 05.10.2015
61. Программа «Newsroom». Эфир от 10.10.2015
62. Программа «Amanpour.». Эфир от 15.10.2015
63. Программа «Amanpour.». Эфир от 12.02.2016
64. Программа «Amanpour.» Эфир от 12.02.2016
65. «Undercover in Syria». Эл. источник: cnn.com/Syria
BBC
66. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 21.03.2012
67. Программа «Exclusive interview with Bashar al-Assad on BBC». Эфир от 09.02.2015
68. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 29.06.2015
69. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 30.09.2015
70. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 19.10.2015
71. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 23.10.2015
72. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 27.10.2015
73. Программа «BBCWorldNews». Эфир от 14.11.2015
74. Программа «BBCWorldNews». Эфир от 02.12.2015
75. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 03.12.2015
76. Программа «BBC World News». Эфир от 24.01.2016
77. Программа «BBC World News». Эфир от 12.02.2016
78. Программа «BBC HARDtalk». Эфир от 16.02.2016
79. Программа «BBC World News». Эфир от 17.02.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ